Коммерческая организация как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность

(Рузакова Е. В.) ("Предпринимательское право", 2008, N 1) Текст документа

КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ЛИЦО, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Е. В. РУЗАКОВА

Широки натуры русские, Нашей правды идеал Не влезает в формы узкие Юридических начал...

Б. Н.Алмазов

Рузакова Е. В., соискатель кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии.

Согласно п. 1 ст. 30 и п. 1 ст. 34 Конституции РФ право на объединение, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности являются правами конституционными и незыблемыми. Реализация этих прав происходит, в частности, посредством создания организаций (в том числе организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности). "Юридическое лицо используется в качестве правового оформления создаваемой организации с целью придания ей необходимой самостоятельности и обеспечения ей участия в правовых отношениях" <1>. -------------------------------- <1> Якушев В. С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М.: Статут, 2001. С. 391.

Возникает вопрос: является ли юридическое лицо тем единственно возможным оформлением организации? Какие формы в праве могут соответствовать организациям, функционирующим как единое образование на постоянной основе с единым центром управления и с целью извлечения прибыли, но при этом не умещающимся по объему и содержанию в организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ? Достаточно ли действующих правовых норм для регулирования деятельности многосубъектных предпринимательских образований? <2> Возможно ли с определенной долей условности такие образования именовать коммерческими организациями, а также целесообразно ли придавать этим организациям правовую форму? Ответы на эти вопросы могут определить развитие законодательства в части регулирования правового положения предпринимательских объединений как явлений, признанных обществом и юридической наукой, но, к сожалению, отнюдь не правом. Допустим, что верным и правильным подходом в правовом регулировании статуса таких предпринимательских образований является подход, который избран на сегодня законодателем, предполагающий почти абсолютное игнорирование таких образований в праве. В этом случае необходимо обозначить обоснованность такого подхода. Острое поэтическое слово Бориса Николаевича Алмазова, поэта-юмориста XIX века, четверостишие которого приведено в качестве эпиграфа к настоящей работе, позволяет посмотреть на проблему недостаточного правового регулирования в обозначенной сфере с определенной долей иронии: не широта ли русской натуры является причиной создания "широких" объединений, которым не соответствуют "узкие" формы юридического лица? Если так, то сложившаяся ситуация вполне понятна и не требует анализа, на этом исследование можно было бы завершить. -------------------------------- <2> Данный термин, а также другие (предпринимательские объединения, предпринимательские образования, холдинги) используются по тексту настоящей статьи как синонимы в целях обобщения организованной совокупности коммерческих организаций как юридических лиц без учета особенностей содержания этих неидентичных понятий. Попытка определения понятия многосубъектных предпринимательских образований предпринята автором в статье "Предпринимательские многосубъектные образования: правовая модель и действительность" // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Сборник научных трудов. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. С. 208.

Однако право призвано регулировать общественные отношения, в частности складывающиеся в сфере предпринимательства. Поскольку такие отношения безусловно находятся в сфере правового регулирования, полагаем, что перспективы развития законодательства в этой области имеются, а следовательно, имеет смысл отвечать на поставленные вопросы. В условиях отсутствия соответствующих норм как высоких ответов законодателя предлагаем вниманию читателя авторское видение правового положения коммерческой организации как субъекта предпринимательской деятельности в ракурсе взгляда на предпринимательские объединения <3>. -------------------------------- <3> Предлагаем ознакомиться также с глубокими научными исследованиями, имеющими особую значимость в условиях нормативного дефицита, по обозначенной проблеме. Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. М.: Волтерс Клувер, 2006; Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2005; Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003; Портной К. Правовое положение холдингов в России. М.: Волтерс Клувер, 2004; Григораш И. В. Зависимые юридические лица в гражданском праве. М.: Волтерс Клувер, 2007 и др.

Особенности возникновения правосубъектности коммерческой организации

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, в силу ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Предпринимательскую деятельность осуществляет широкий круг лиц, среди которых хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, холдинги, филиалы, индивидуальные предприниматели и даже некоммерческие организации (при определенных условиях), найти обобщающую категорию для которых крайне сложно, поэтому объединение их по критерию общего характера деятельности, на наш взгляд, выполнено достаточно удачно - "лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность" - это специфичная группа не всегда субъектов права, но "лиц". Общепризнанным является дихотомический характер деления лиц (от лат. "persona") на физические лица и лица, называемые "юридическими", т. е. такие субъекты права, которые "не подходят под понятие физического лица... сама личность... [которых] создается только во имя права" <4>. Однако в контексте ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ полагаем возможным отойти от указанной классификации лиц как субъектов права. Данная норма предполагает необходимость наличия двух существенных условий для признания за лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности: 1) осуществление им предпринимательской деятельности и 2) регистрация его в качестве предпринимателя. Таким образом, приходим к выводу, что круг лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, может быть шире, чем круг субъектов предпринимательской деятельности. -------------------------------- <4> Мейер Д. И. Русское гражданское право. М.: Статут. С. 136.

Обращаем внимание, что условием для признания правосубъектности таких лиц является не просто государственная регистрация, а регистрация в качестве предпринимателя! Осмелимся заметить, что, согласно действующему законодательству РФ, указанный признак применим только к гражданину, который вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ) <5>. Что касается организаций, то вряд ли можно выделить некую специальную, предусмотренную нормами действующего законодательства РФ, регистрацию организации в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. А ведь именно так должно быть, если понимать норму закона буквально. -------------------------------- <5> За пределами исследования настоящей работы автор сознательно оставляет проблемы, связанные с правовым статусом крестьянского (фермерского) хозяйства, по причине более чем специфичного с теоретической точки зрения правового регулирования данного правового положения гражданина как главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Думается, законодатель, определяя круг субъектов предпринимательской деятельности, имел целью данной нормой установить, в частности, для организаций обязательное условие возникновения у них права осуществления этой деятельности в результате регистрации организации, созданной в соответствующей правовой форме, в качестве юридического лица. Однако данный вывод только мыслится в результате системного толкования ряда положений Гражданского кодекса, но не вытекает напрямую из смысла нормы закона. При этом помимо юридических лиц, создаваемых и регистрируемых в соответствии с требованиями закона, действительность рождает и иные формы организаций, не вмещающиеся в установленные законом организационно-правовые формы, но в полной мере относящиеся к "лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность". Такие организации со сложной и порой неясной внутренней структурой, с мощным концентрированным экономическим потенциалом осуществляют предпринимательскую деятельность, не беспокоясь о государственной регистрации, т. к. нормы закона позволяют довольствоваться регистрацией только отдельных, ее суть составляющих. Собственно организация создает свои по существу структурные подразделения (назовем их структурные организации) в установленных правовых формах, а государство регистрирует такие структурные организации в качестве юридических лиц - субъектов права. Нормы закона не нарушаются, однако соответствует ли сложившаяся ситуация целям, которые ставятся законодателем при регулировании правового статуса субъектов предпринимательской деятельности? Для нас ответ на этот риторический вопрос очевиден. Понятие "лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность", не ограниченное требованием государственной регистрации, вмещает в себя абсолютно все социальные образования, функционирующие в сфере предпринимательства, и в первую очередь коммерческие организации. Рассмотрим, какие из социальных образований можно отнести к коммерческим организациям и что предполагается мыслить под понятием "коммерческая организация".

Коммерческая организация. Понятие и определение

Употребление этого термина в единственном числе не вполне традиционно для гражданского права и не распространено в науке и юридической практике. Причиной тому является акцент законодателя на объеме этого понятия в ущерб содержанию. В п. 2 ст. 50 ГК РФ обозначен закрытый перечень возможных организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Кодекс не предполагает вариантов расширения этого списка без изменения формулировки вышеуказанной нормы и достаточно детально описывает каждую организационно-правовую форму. Именно формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, представляют собой предмет детального правового регулирования. Отсюда и традиционное употребление термина "коммерческая организация" во множественном числе. Значение этого термина в законодательстве заключается скорее в отражении сущностного признака (а именно коммерческого характера деятельности) группы организаций, нежели в характеристике этого особого вида организаций и системного определения его правового положения. Наличие в деятельности основной целевой направленности на извлечение прибыли лежит в основании деления организаций на коммерческие и некоммерческие. Подчеркнем, что родовым понятием для коммерческих и некоммерческих организаций является понятие "организация" <6>, а не "юридическое лицо". Наверное, для любого читателя, далекого от юриспруденции, последнее предложение покажется более чем естественным и не нуждающимся в объяснениях. Однако уже сложившийся стереотип восприятия п. 1 ст. 50 ГК РФ доказывает обратное. Обратимся к норме права: "Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)". Действительно, согласно научной доктрине и правовой концепции все юридические лица являются организациями <7>. При этом организации по критерию признания за ними правосубъектности делятся на организации со статусом юридического лица и организации без статуса юридического лица; а по критерию основной целевой направленности деятельности - на коммерческие организации и некоммерческие. Таким образом, объем понятия "коммерческая организация" не ограничивается перечнем форм, указанных законодателем, по той простой причине, что это понятие не является подчиненным по отношению к понятию "юридическое лицо". В связи с изложенным представляется не вполне удачным сокращение понятия "коммерческая организация со статусом юридического лица", находящегося на пересечении понятий "юридическое лицо" и "коммерческая организация", до усеченного, но легального термина "коммерческая организация" <8>, в пределах которого в праве рассматриваются только зарегистрированные организации, созданные в предусмотренных правовых формах. -------------------------------- <6> Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Мильнер Б. З. Теория организации. М.: Инфра-М, 2000. С. 46. <7> Считаем уместным отметить точку зрения С. И. Архипова, полагающего возможным применить форму юридического лица применительно к первому лицу государства, субъекту Российской Федерации, муниципального образования, причем не только и не столько в гражданско-правовых целях, сколько в общеправовых, межотраслевых, а также отмечающего отсутствие в теоретическом плане препятствий для законодательного признания в качестве юридического лица индивидуального предпринимателя. С. И. Архипов приходит к выводу об искусственности навязывания гражданским законодательством заинтересованным в таком правовом обособлении лицам тех или иных форм. См. об этом: Архипов С. И. Субъект права. Теоретическое исследование. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. С. 354. <8> В связи с изложенным следует согласиться с позицией Грешникова И. П., который отмечает, что формула "классификация юридических лиц" есть сокращение формулы "классификация организаций со статусом юридического лица". См. об этом: Грешников И. П. Субъекты гражданского права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 168.

Категория коммерческой организации не является исключительно правовой в отличие, например, от юридического лица, и поэтому любой исследователь свободен в трактовке понимания ее сущности. Предлагаем рассматривать понятие коммерческой организации в широком и в узком смысле. В объеме понятия коммерческой организации в широком смысле, не ограничиваясь рамками, установленными Гражданским кодексом, предлагается рассматривать все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность <9>, за исключением собственно некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством и их учредительными документами. В объеме понятия коммерческой организации в узком смысле предлагается рассматривать традиционный перечень правовых форм, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, а именно хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. -------------------------------- <9> Что касается правового статуса индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности, то с учетом положения п. 3 ст. 23 ГК РФ, распространяющего действие правил Кодекса, регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, на индивидуального предпринимателя, не останавливаясь на этом вопросе особо, отметим, что не исключаем возможности рассматривать форму индивидуального предпринимателя как особую правовую форму, в которой может быть создана коммерческая организация.

На сегодняшний день рассмотрение правового положения коммерческой организации в широком смысле, не ограниченном рамками понятия "юридическое лицо" и предусмотренными организационно-правовыми формами, представляет особый интерес в силу своей правовой многоликости при концентрированности сущностных характеристик организации как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Содержание и объем понятия коммерческой организации в широком смысле не определены и подлежат тщательному всестороннему исследованию, в отличие от этого понятия в узком смысле, предполагающем исследование лишь его объема, обусловленного, в свою очередь, границами понятия "юридическое лицо" и предложенными законодателем организационно-правовыми формами. Содержание понятия коммерческой организации в широком смысле, в связи с предлагаемым расширением его объема, согласно логическому закону обратной зависимости между объемом и содержанием понятия, должно "обеднеть" на те сущностные признаки, которые нивелируются посредством расширения его объема. Однако положение п. 1 ст. 50 ГК РФ вполне соответствует предлагаемому объему понятия в широком смысле: коммерческая организация - это организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Думается, было бы правильно определить коммерческую организацию в узком смысле как организацию, созданную в установленной законом организационно-правовой форме, предусматривающей для такой организации извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, и зарегистрированную в установленном законом порядке в качестве юридического лица. Сложившаяся ситуация, при которой объем понятия не совпадает с его легальной дефиницией, представляется неудовлетворительной, т. к. вносит правовую неопределенность в используемую терминологию. Более того, согласно формулировке п. 1 ст. 50 ГК РФ, выделенные две разновидности организаций (коммерческие и некоммерческие) "могут быть" юридическими лицами, что очень похоже на такой способ регулирования, как дозволение. Оставив за пределами настоящего исследования анализ наличия, а что вернее - отсутствия субъекта, наделяемого правом быть юридическим лицом, отметим, что логика изложения вышеприведенной нормы предполагает допущение законодателем существования в праве коммерческих организаций без статуса юридического лица. Проблема возможности признания правосубъектности (неполной, усеченной, ограниченной и т. д.) за такими организациями является актуальной по сей день, т. к. законодательство фрагментарно и не системно регулирует особенности правового положения такого рода организаций. Многосубъектные предпринимательские образования (именуемые в юридической литературе холдингами, группами, предпринимательскими объединениями и т. д.), представляющие собой не что иное, как организации в высшей степени интегрированные и в высшей степени коммерческие, осуществляющие свою деятельность как единая организация вне соответствующих ей правовых форм, по банальной причине их отсутствия в праве целиком и полностью попадают в объем понятия коммерческой организации в широком смысле. Что касается правосубъектности таких организаций, то с определенными оговорками и условностями считаем возможным рассматривать их в составе субъектов предпринимательской деятельности, согласившись с такими учеными, как В. С. Белых, В. В. Лаптев, И. С. Шиткина, отмечающими в своих исследованиях в той или иной степени элементы правосубъектности вышеназванных образований <10>. Такой подход разумен и обоснован, когда субъекты предпринимательской деятельности (в т. ч. коммерческие организации в широком смысле) рассматриваются как комплексное, межотраслевое понятие, не ограниченное рамками гражданского права. -------------------------------- <10> См. об этом: Белых В. С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Сборник научных трудов. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. С. 29; Лаптев В. В. Акционерное право. М., 1999. С. 127; Шиткина И. С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО "Городец-издат", 2003. С. 23.

Цивилистический подход к проблеме признания за организацией правосубъектности по сравнению с менее традиционными подходами вызывает ассоциацию с соотношением английского британского языка, такого безупречного и классического, с упрощенным и производным от него американским. Первый становится все менее востребованным и все более вытесняемым последним, как более динамичным и практичным. При всем уважении к эстетике частного права приходится констатировать, что право не может быть ради права, и, если оно в определенной части не справляется с экономической действительностью и пробуксовывает, используя устаревшие формы, необходимо взглянуть на проблему с другой позиции, в данном случае - с позиции сторонников предпринимательского права. И этот взгляд откроет нам такую картину: организации нового типа, закованные в правовые формы юридических лиц, являют собой правовых оборотней, т. к. закон не предлагает им другой судьбы в праве. Время вносит свои коррективы, и наступает момент, когда ранее идеальные правовые конструкции уже не отражают существа новых явлений, прежние правовые формы не соответствуют новому экономическому содержанию. Время требует новых форм, и этому требованию сопротивляться бессмысленно: когда закон безмолвствует, сама жизнь рождает эти формы, и они, безусловно, жизнеспособны, но далеко не всегда цивилизованны.

Значение правовой формы в определении правового положения коммерческой организации

Форма (в одном из лексических значений) - внешнее выражение чего-либо, обусловленное определенным содержанием, сущностью; тип, устройство, способ организации чего-либо <11>. Правовая форма организации (или иначе - организационно-правовая форма) является, по словам В. Н. Цирульникова, "способом определения существования организаций как субъектов гражданско-правовых отношений" <12>. Интересным представляется определение, предложенное Н. В. Козловой: организационно-правовая форма - это "вид юридического лица, который отличается от другого вида способом создания, объемом правоспособности, порядком управления, характером и содержанием прав и обязанностей учредителей (участников) в отношении друг друга и юридического лица" <13>. -------------------------------- <11> Словарь русского языка. Т. IV. М.: Русский язык, 1988. С. 575. <12> Цирульников В. Н. Признак "Организационное единство" и его влияние на правосубъектность коммерческих организаций (теоретический и правовой анализ): Дис. на соискание ученой степени к. ю.н. Волгоград, 1998. С. 46. <13> Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк теории и истории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003. С. 259.

Согласно определению, закрепленному в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОК 028-99) от 1 января 2000 г., под организационно-правовой формой понимаются способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. С нашей точки зрения, в юридической литературе недостаточно внимания уделяется анализу правовой формы организации как способу оформления организации в праве. Зачастую собственно юридическое лицо рассматривается как способ такого оформления. Данный подход к оценке правовой категории юридического лица нельзя признать ни ошибочным, ни верным по причине отсутствия критериев проверки правильности такого заключения. Юридические лица есть "лица собирательные, искусственные" <14> и "создаются не природой, а самим обществом и правом" <15>, правовая конструкция которых, созданная правом, сформирована в целях упорядочения правоотношений, участниками которых являются организации. Легальная дефиниция юридического лица в п. 1 ст. 48 ГК РФ начинается со слов "юридическим лицом признается организация...". С нашей точки зрения, указанная формулировка предполагает оценку юридического лица как определенного правового статуса, а именно правового статуса субъекта права, приобретаемого организацией в процессе регистрации (что становится ясно в результате системного толкования норм главы 4 ГК РФ "Юридические лица"). Нетрудно заметить, что правовой статус и правовая форма - понятия совершенно различные. -------------------------------- <14> Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб.: Издательство "Лань" Северо-Западной академии госслужбы, 1999. С. 167. <15> Рахмилович В. А. Юридические лица // Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 2001. С. 135.

С учетом вышеизложенного предлагаем такое определение: правовая форма организации (или организационно-правовая форма) - это предусмотренная законом и характеризующаяся совокупностью отличительных признаков и свойств модель организации, в случае принятия которой за основу организация в результате государственной регистрации приобретает статус юридического лица. Допуская существование организаций, не имеющих статуса юридического лица, мы предполагаем наличие у некоей социальной общности организационного единства в вопросах функционирования и волеизъявления, осуществляемых вне установленных законом правовых форм и при отсутствии государственной регистрации. Именно такими организациями являются, в частности, многосубъектные предпринимательские образования, не представляющие собой классического субъекта права. Круг коммерческих организаций в широком смысле на сегодня не ограничен ни формами, ни рамками. Один из основных принципов гражданского права - принцип свободы предпринимательства - означает, что при формировании статуса гражданина и юридического лица законодатель должен исходить из необходимости создания для субъектов правовых гарантий свободного выбора любого вида предпринимательской деятельности (в частности, на начальном периоде регистрации юридического лица), а также из необходимости установления разумных пределов такой свободы <16>. С нашей точки зрения, содержание указанного принципа в равной степени проявляется не только в вопросах регулирования выбора вида деятельности, но и выбора формы организации. Собственно сами правовые формы коммерческих организаций - это один из установленных "пределов свободы" и одновременно созданная "правовая гарантия". Считаем, что с правом осуществления предпринимательской деятельности должна корреспондировать, в частности, обязанность осуществления этой деятельности в установленной законом форме. А осуществление деятельности в установленной правовой форме должно предполагать определенные правовые гарантии. Все эти утверждения в равной степени актуальны для всех лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, включая неоформленные коммерческие организации. Декларирование выбора определенной правовой формы для ведения, в частности, предпринимательской деятельности и последующее ведение этой деятельности в соответствии с установленной моделью является основой стабильности гражданского оборота. Регистрация как акт признания государством юридического лица является необходимым условием для возникновения полной и безоговорочной правосубъектности организации. Не подвергая сомнению необходимость нормативного регулирования правового положения коммерческих организаций в широком смысле, предпримем попытку разрешения вопроса о необходимой и достаточной мере такого регулирования. Полагаем, что легитимное создание организаций возможно исключительно в организационно-правовых формах, предусмотренных законом. Это позволяет не только внести ясность во внутреннюю структуру предпринимательских образований, но и воспринимать их в праве и социуме как обособленное явление с определенными границами и формами. На сегодня структура таких образований не только непонятна, но и нелегитимна. Однако отсутствие внимания законодателя к этой проблеме не снимает потребности самих образований упорядочить свою деятельность в части порядка принятия решений, порядка формирования органа, принимающего такие решения, взаимодействия структурных организационных образований, имеющих статус юридических лиц. Несмотря на синдром так называемой врожденной правовой грамотности у широкого круга лиц предпринимательского сообщества применяемые на практике "кустарные" методы и формы упорядочивания не всегда приводят к ожидаемому результату. Тому примером рост количества корпоративных споров по вопросу разделения бизнеса между собственниками предприятий, использующими для ведения деятельности несвойственные существу организаций формы. В этой связи отдельно хочется отметить вклад Ирины Сергеевны Шиткиной в развитие подзаконного локального регулирования статуса предпринимательских объединений. Разработанные внутренние нормативные акты холдинга <17>, как не субъекта права, но организации, позволили широкому кругу предпринимателей взять их за основу для упорядочения деятельности в рамках многосубъектных предпринимательских образований. Такое локальное регулирование предпринимательских объединений является вынужденным в условиях правового вакуума. Согласно действующему законодательству создание коммерческой организации влечет необходимость выбора установленной правовой формы и последующую регистрацию, опосредующую вхождение организации в круг субъектов права - юридических лиц. Именно предположение неотвратимости регистрации любой коммерческой организации (в т. ч. многосубъектных предпринимательских образований в случае установления их статуса в нормах права и, что более важно, результата такой регистрации в виде приобретения ими статуса субъекта права) и связанного с ним опасения внесения сумятицы в стройную систему юридических лиц мешает развитию законодательства в сфере регулирования статуса лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Обязательность государственной регистрации считаем разумным сохранить только для коммерческих организаций в узком смысле. -------------------------------- <16> Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая / Под общ. ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М.: НОРМА, 2001. С. 14. <17> См.: Шиткина И. С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. М.: Юрист, 2001; Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО "Городец-издат", 2003; Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. М.: Волтерс Клувер, 2006.

В связи с этим хотелось бы вернуться к ранее рассмотренной регистрации лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в этом качестве согласно ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. В экспериментальном варианте толкования данной нормы можно предполагать в определенной мере допустимую регистрацию в качестве предпринимателя с вытекающими условиями необходимости ведения соответствующих государственных реестров и т. д. Не останавливаясь на данном предположении подробно, отметим, что считаем необходимым и достаточным определить в законе перечень и основные характеристики организационно-правовых форм коммерческих организаций, оставшихся за пределами правового регулирования на сегодняшний день. Такой подход к упорядочиванию деятельности организаций использован в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", согласно ч. 4 ст. 3 которого создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Применение аналогии закона в подходе к регулированию деятельности коммерческих организаций, с нашей точки зрения, более чем оправданно. Отдельно необходимо отметить, что предоставление права, а не обязанности регистрации для организаций в определенных формах должно сопровождаться предоставлением неких правовых гарантий в случае реализации такого права. Следствием такой регистрации могут явиться специфические льготные условия налогообложения внутри такой организации между юридическими лицами, входящими в ее состав; возможность осуществления сделок внутри организации без соблюдения требований законодательства о конкуренции; упрощенный порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью между участниками объединения и т. д. Что касается существующего положения вещей, то начало реализации такого подхода к упорядочиванию деятельности коммерческих организаций уже положено. В Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОК 028-99) от 1 января 2000 г. (в редакции от 27.03.2007) выделена категория хозяйствующих субъектов, не являющихся юридическими лицами, но имеющих право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица. К таким субъектам классификатор относит финансово-промышленные группы Российской Федерации, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, а также простые товарищества. При этом в ОКОПФ проведена систематизация организационно-правовых форм и выделены следующие основные классификационные группировки: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями; организации без прав юридического лица; индивидуальные предприниматели - и определен состав относящихся к ним позиций. К организациям без прав юридического лица ОКОПФ отнес вновь финансово-промышленные группы, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, представительства и филиалы, индивидуальных предпринимателей, добавив к предыдущему списку крестьянские (фермерские) хозяйства и, что особенно примечательно, иные неюридические лица. Список организаций без прав юридического лица, но формализованных в праве согласно ОКОПФ, не закрыт, что вселяет надежду на развитие законодательства в этой области правового регулирования.

Завершающие положения

Обобщая вышеизложенное, обратим особое внимание на логическую цепочку правового регулирования процесса возникновения коммерческой организации как субъекта права, руководствуясь положениями ст. 50 ГК РФ: 1) организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, является коммерческой организацией; 2) коммерческая организация (равно как и некоммерческая) может быть юридическим лицом; 3) юридические лица могут создаваться в установленных законом организационно-правовых формах, а коммерческие - в формах, установленных Гражданским кодексом. Не вдаваясь в вопросы теории юридического лица, считаем правильным и обоснованным в установлении момента появления юридического лица как субъекта права исходить не из его создания, но из возникновения в результате регистрации организации в выбранной ею организационно-правовой форме в качестве юридического лица. Юридическое лицо появляется как правовой статус организации в результате государственного акта признания его как субъекта права. Что касается организаций, то они в отличие от юридического лица создаются, а легитимное создание организаций возможно только в установленных организационно-правовых формах. Выбор соответствующей формы как модели, предусмотренной и урегулированной правом, принадлежит организации и лежит в основе регистрации организации как юридического лица. Не являясь сторонниками революционных преобразований, в том числе в праве, считаем целесообразным в решении любых правовых вопросов стремиться исходить из понятийного аппарата и терминологического арсенала, который применяется в законе. Однако данный принцип не исключает необходимости именовать явные явления, бесспорно находящиеся в рамках правового регулирования, а также подвергать критическому переосмыслению устоявшиеся правовые конструкции. Резюмируя изложенные доводы и обоснования авторского взгляда на коммерческие организации как лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, предлагаем: 1. Рассматривать в составе лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, неограниченный на сегодняшний день правовыми формами круг лиц, в том числе коммерческие организации в широком смысле. 2. Рассматривать юридическое лицо как правовой статус организации, а именно статус субъекта права, возникающий в момент ее регистрации в установленной законом организационно-правовой форме. 3. Рассматривать многосубъектные предпринимательские образования (или иначе именуемые "холдинги", "предпринимательские объединения" и пр.) в составе объема понятия "коммерческая организация" в широком смысле. 4. Предусмотреть в законе организационно-правовые формы для таких предпринимательских образований и, руководствуясь критериями обособления которых как вида, установить отличительные и характерные признаки и свойства таких образований. 5. Предусмотреть возможность государственной регистрации таких образований, созданных в установленных правовых формах, в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. 6. Предусмотреть правовые последствия такой регистрации в виде гарантий и прав в сфере предпринимательства, предоставляемых каждому юридическому лицу, входящему в состав зарегистрированного предпринимательского образования. При существующем объеме и содержании правового регулирования приходится констатировать, что предлагаемые законодателем формы не справляются со стремительно развивающейся действительностью и не отражают актуальные особенности содержания фактически существующих коммерческих организаций, при этом, напротив, целенаправленно искажают это содержание, предлагая выбору таких организаций иные, не соответствующие наличествующему содержанию формы. Считаем необходимым и разумным провести ревизию норм, регулирующих порядок создания и правового положения юридических лиц в целом и коммерческих организаций в частности. В оценке целесообразности правового регулирования предлагаем исходить из безусловной ценности ясности, точности и четкости в вопросах определения правового положения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Полагаем, что такой подход является залогом востребованной государством прозрачности и добросовестности предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

------------------------------------------------------------------

Название документа