Правовые аспекты государственной регистрации юридических лиц в Республике Таджикистан

(Исмаилов Ш. М.) ("Предпринимательское право", 2008, N 1) Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Ш. М. ИСМАИЛОВ

Исмаилов Ш. М., профессор, доктор юридических наук.

Национальное законодательство нашей страны о государственной регистрации юридических лиц неоднократно (1991, 1997, 1999 и 2003) претерпевало серьезные изменения, связанные с изменением государственной политики в отношении правового регулирования условий "вхождения в рынок" для хозяйствующих субъектов. Каждый раз изменение законодательства предусматривало все большее расширение степени свободы граждан на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с объявленной политикой либерализации, приводило правовые нормы в соответствие со сложившейся экономической ситуацией. Государственная регистрация предприятий - это легализация юридического факта его образования, для которого законодательством установлена обязательная форма его свидетельствования (удостоверения). Таким образом, действующим законодательством <1> определено понятие "государственная регистрация юридического лица" как действия уполномоченного государственного органа по оформлению юридического факта создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Действующий Закон подвел определенный итог почти четырнадцатилетнему периоду построения взаимоотношений между всеми участниками гражданских взаимоотношений (гражданами, организациями и органами власти) при создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, внесении изменений и дополнений в учредительные документы, ведении Единого государственного реестра юридических лиц, а также учетной регистрации их представительств и филиалов <2>. -------------------------------- <1> Статья 2 Закона Республики Таджикистан "О государственной регистрации юридического лица" (2003). <2> Там же. Ст. 1.

Действующий Закон о государственной регистрации юридического лица (2003) направлен на дальнейшее упорядочение и приведение в систему деятельности регистрирующих органов. Проанализировав нормативные правовые акты, действовавшие до принятия этого Закона, и нормы, содержащиеся в нем, можно проследить тенденции развития права в рассматриваемой области. Действовавший до этого Закон <3> распространил на все виды субъектов хозяйствования единые общие нормы, регулирующие порядок регистрации, в значительной мере устранил субъективизм и разрозненность в применении единых правил регистрации. Эта разрозненность, отсутствие единых правил порождали практические проблемы для предпринимателей. Создателям юридических лиц требовалось значительное время для того, чтобы разобраться, какие нормы должны были быть применены к их конкретному случаю и какие документы необходимо было подготовить для регистрации, а также убедить соответствующие госорганы в целесообразности регистрации юридического лица. Многочисленность и зачастую противоречивость правил создавали возможность для злоупотреблений, установления требований, отличных от установленных в законах и подзаконных актах. -------------------------------- <3> Закон Республики Таджикистан "О государственной регистрации предприятий в Республике Таджикистан" (1997).

Институт государственной регистрации используется в праве многих стран. Он необходим для ведения учета субъектов предпринимательской деятельности, облегчения доступа к информации о том или ином юридическом лице для контрагентов при совершении сделок. Кроме того, это один из государственных инструментов регулирования хозяйственной активности. Правда, чем либеральнее экономический режим, тем незначительнее такое регулирование и проще процедура создания юридического лица. Так, в США государственная регистрация максимально упрощена <4>. Наиболее распространенной организационно-правовой формой бизнеса являются единоличные предприятия (sole proprietorship), избираемые в основном мелкими предприятиями, действующие главным образом в области розничной и мелкотоварной торговли, в сфере услуг (16,0 млн. предприятий, или 72,4% всех хозяйствующих структур). Ответственность единоличных предприятий является неограниченной. По существу, для таких предприятий никакой государственной регистрации, кроме представления налоговой декларации, не требуется, хотя для осуществления некоторых видов деятельности необходима лицензия административных органов соответствующего штата. -------------------------------- <4> Предпринимательство / Под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: Банки и биржи; ИНИТИ, 1999. С. 24.

Достаточно широко в США распространена такая форма бизнеса, как партнерство (аналог таджикского товарищества). Партнерств (general partnership, limited partnership) в стране насчитывается 1,6 млн. единиц, или 7,1%. Для создания партнерства нужен как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерства требует официальных формальностей (партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членов, структуре капитала и др.). Партнерства не уплачивают налогов, так как налоги уплачиваются с доходов предпринимателей, входящих в состав партнерства. Универсальной формой среднего и крупного бизнеса в США являются корпорации (corporation), которых насчитывается 4,5 млн. единиц, или 20,4% от общего количества хозяйствующих субъектов. Американская корпорация строит свою деятельность в соответствии с уставом и внутренним регламентом. Налоговая система предусматривает налоговые льготы для малых корпораций (small corporation), которые освобождаются от налога на прибыль. Как видно, государственная регистрация предприятий в США относительно проста, значительные проверки при этом не предусматриваются. Это задача других государственных органов, а также контрагентов фирмы. Ведь достаточно им опубликовать неопровержимую информацию о том, что та или иная компания недобросовестно ведет свои дела или осуществляет деятельность, прикрываясь ложными данными, с такой фирмой не станут вести бизнес, что приведет к ее банкротству. Поскольку Таджикистан стремится создать либеральный режим рыночной экономики, государственная власть будет неизбежно уменьшать свое воздействие на хозяйственные взаимоотношения независимых субъектов, а значит, сокращать количество механизмов такого воздействия. В таком случае институт государственной регистрации останется одним из немногих инструментов влияния органов власти на деятельность юридических лиц, в том числе иностранных инвесторов. Хотя и его применение должно быть ограничено строгими рамками закона, отказываться от проверки государственными органами требуемых к представлению регистратору документов еще преждевременно, если вообще целесообразно. У Таджикистана еще нет такого развитого рынка, подобного рынку США, где контрольные функции могли бы осуществляться уже в ходе деятельности юридического лица. К тому же в форме юридических лиц действуют политические партии и многочисленные общественные организации, выполняющие как социальные, так и коммерческие функции. Государство, предоставляя им путем регистрации возможность осуществления хозяйственной деятельности, должно иметь право обеспечить, чтобы эта деятельность не шла на цели, противоречащие принципам законности и безопасности государства. Развитие института государственной регистрации в СССР началось на заре рыночных преобразований в конце 80-х - начале 90-х годов. Первыми актами в этой области были Постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. N 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ", аналогичное ему Постановление, датируемое тем же днем, регулирующее создание предприятий совместно с фирмами капиталистических и развивающихся стран, Закон СССР от 4 июня 1990 г. "О предприятиях в СССР", Постановление СМ СССР от 19 июня 1990 г. N 590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах" <5>. -------------------------------- <5> СП СССР. 1990. N 15. Ст. 82.

С самого начала был избран либеральный уведомительный порядок, характерный для многих стран с рыночной экономикой. Уже на основе анализа первых нормативных правовых актов можно выделить элементы института государственной регистрации, которые являются основой структурного построения последующих актов в данной области, в том числе и Закона Республики Таджикистан от 21 февраля 1991 г. "О государственной регистрации предприятий в Республике Таджикистан и взимании платы за нее" <6>. К таковым элементам можно отнести: -------------------------------- <6> Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1991. N 5. Ст. 39.

1) документы, необходимые для осуществления государственной регистрации; 2) органы, осуществляющие регистрацию; 3) сроки проведения регистрации; 4) порядок отказа в регистрации; 5) орган ведения государственного реестра юридических лиц. Разложив исследуемый институт права на элементы, можно приступить к изучению его эволюции и определению тенденции развития. 1. Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации. В Положении об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью от 19 июня 1990 г. (возьмем его в качестве объекта анализа как наиболее позднего из советских актов, посвященных созданию юридических лиц без иностранного участия) перечисляются следующие документы, которые необходимо представить в регистрирующий орган: - заявление; - нотариально заверенные копии учредительных документов; - копия совместного решения трудового коллектива и государственного органа, если акционерное общество создается путем преобразования из государственного предприятия. Первые два вида документов - стандартные. Подача заявления и копий учредительных документов (а таковыми являются устав, учредительный договор) предусматривается всеми нормативными актами, касающимися регистрации тех или иных видов юридических лиц. Ни в одном из законов или подзаконных актов обязательность какой-либо определенной формы не предписана. Ситуация изменилась с принятием Закона "О регистрации" (1991). Абзац 1 пункта 2 ст. 1 гласит: "Для государственной регистрации предприятия в исполнительный комитет соответствующего совета народных депутатов представляются решения о его создании, устав и другие документы по перечню, определяемому Правительством Республики Таджикистан". Такая отсылка необходима уже для того, чтобы в заявление в обязательном порядке были включены пункты, необходимые для отражения в государственном реестре всех предусмотренных по закону сведений. Требование о представлении учредительных документов также проходит красной нитью через все нормативные правовые акты, посвященные государственной регистрации. Различие лишь в необходимом количестве копий: одна или в две. Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью - единственный документ, требующий представления копий совместного решения трудового коллектива и уполномоченного государственного органа (в случае, если акционерное общество создается путем преобразования государственного предприятия). Такая норма обусловлена особенностями экономической ситуации в период ее принятия. С одной стороны, законодатель не мог не отразить тенденции к разгосударствлению собственности, с другой - должен был учитывать необходимость защиты интересов как работников предприятий, так и государства. Однако в дальнейшем подобные правила не устанавливались даже в актах, принятых в период приватизации, когда переход предприятий в частные руки стал наиболее активным. Первые нормативные правовые акты содержат небольшой перечень документов, требуемых от учредителей. В дальнейшем наметилась тенденция к его расширению в актах, касающихся отдельных видов юридических лиц. Конечно, это связано не только со стремлением государства получить исчерпывающую информацию и возможность контроля над организациями. Сыграли роль и особенности деятельности в той или иной сферах, которые учитывались в соответствующих законодательных актах (например, по отношению к акционерным обществам, банковским и страховым организациям). Виды документов, требуемых регистрирующими органами в соответствии с различными нормативными правовыми актами, весьма разнообразны. Это и бизнес-план (кстати, практика показывает, что бизнес-планы пишутся исключительно для проверяющих или регистрирующих органов и не исполняются в реальности), и анкеты кандидатов на высшие руководящие должности кредитной организации, и описание общего имущества, и документы, подтверждающие полномочия на пользование символикой, защищенной законодательством или личным именем для общественного объединения. Понятно, что такое разнообразие документов осложняло жизнь создателям юридических лиц. Кроме того, от них требовалось доказать регистрирующим органам целесообразность создания нового юридического лица. 12 декабря 1997 г. была утверждена новая редакция Закона "О государственной регистрации предприятий в Республике Таджикистан". Закон определил единый порядок регистрации субъектов предпринимательства (кроме банков), оставив без изменения государственную регистрацию других юридических лиц (политических партий и общественных организаций, дипломатических и международных организаций, представительств иностранных предприятий и пр.). Для государственной регистрации законодательно определен требуемый в зависимости от организационной формы юридических лиц закрытый перечень документов (ст. 88 Закона "О нотариате"). Однако в нем в качестве обязательных документов были включены заключения соответствующих ведомств о целесообразности государственной регистрации новой предпринимательской структуры (для регистрации совместных предприятий, средств массовой информации и т. д.). Несмотря на это, был сделан шаг вперед в развитии правовых отношений в этой сфере, хотя некоторые коллизии остались. Например, для осуществления государственной регистрации нового акционерного общества в соответствии с законодательством необходима оплата 30% его уставного капитала. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (ч. 1 ст. 110 ГК РТ). Таким образом, для государственной регистрации акционерного общества ставится условие о необходимости реализации части его акций, т. е. должны быть проданы акции несуществующего юридического лица. После вступления в силу первой части Гражданского кодекса Республики Таджикистан (2000) ставилась задача принятия нового закона о регистрации юридических лиц уже с учетом новых требований гражданского законодательства. В результате чего в апреле 2003 г. был принят Закон "О государственной регистрации юридического лица". В отличие от прежнего Закона "О государственной регистрации предприятий в Республике Таджикистан" (1997) круг субъектов, подпадающих по регулирование нового Закона, был расширен, за исключением органов государственной власти, политических партий, общественных, религиозных организаций и средств массовой информации, порядок создания которых определяется иным законодательством. В действующем Законе общий перечень необходимых для государственной регистрации документов определяется в ст. 9. Как в российском, так и в казахском законодательстве предусматривается конкретный перечень учредительных документов, в том числе по видам организационно-правовой формы учреждаемой организации. Статья 9 Закона РТ "О государственной регистрации юридического лица" (2003), четко не определяя учредительные документы, делает ссылку на ст. 53 ГК РТ, что осложняет понимание нормы. При этом в течение одного месяца с момента принятия учредительных документов учредитель (учредители) должен обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица (ч. 3 ст. 9), что фактически устанавливает временное ограничение для регистрации. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона Министерство юстиции и областные органы осуществляют правовую проверку представленных учредительных документов на предмет их соответствия законодательству. Вместе с тем в исследуемой области можно выделить правоотношения, связанные с реорганизацией, ликвидацией организации и изменением ее учредительных документов. Прежний Закон "О государственной регистрации предприятий в Республике Таджикистан" (1997) не уделял этим правоотношениям своего внимания. В действующем Законе ст. 16 посвящена вопросам государственной перерегистрации юридического лица в случаях: а) внесения изменений и дополнений в учредительные документы; б) реорганизации юридического лица; в) принятия решения суда в отношении реорганизации юридического лица; г) в других случаях, предусмотренных законодательством. В ст. 18 приведены нормы, регулирующие регистрацию ликвидации юридического лица. Более того, ст. 11 Закона предусматривает также учетную регистрацию представительств и филиалов юридического лица. Для сокращения времени на государственную регистрацию юридического лица и упрощения административных процедур соответствующий орган, осуществляющий регистрацию, мог бы разработать пакеты типовых документов по созданию любой из предусмотренных законодательством конкретных организационно-правовых форм предпринимательства. В Казахстане Правительством утверждены модельные (типовые) проекты учредительных документов, что позволяет предпринимателям выполнить необходимые действия по регистрации без специальной правовой экспертизы <7>. -------------------------------- <7> Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 1997 г. N 1382 "О типовых уставах юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства".

В этом случае подготовка регистрационных документов для государственной регистрации любых форм предпринимательства юридических лиц могла бы осуществляться их представителями по месту регистрации посредством заполнения указанных типовых форм в течение короткого времени. При этом, конечно же, заполнение соответствующих типовых регистрационных форм должно производиться при консультации сотрудников органов регистрации с учетом специфики создаваемой предпринимательской структуры, направлений ее деятельности, имущественного и финансового состояния предприятия и прочих факторов. 2. Органы, осуществляющие регистрацию. В сравнении с прежним законодательством (1997) новый Закон сокращает возможности по государственной регистрации юридического лица. Он предусматривает проведение государственной регистрации и выдачу соответствующего свидетельства Министерством юстиции (для лиц с участием иностранного капитала, финансовых организаций и международных общественных учреждений, иных лиц, расположенных на территории г. Душанбе и районов республиканского подчинения) и его областными органами (для лиц, функционирующих на соответствующей территории) по месту нахождения предприятия. По старому Закону государственную регистрацию могли осуществлять все нотариальные конторы (действующие во всех районах страны), что сокращало расходы учредителя. В Беларуси госрегистрация осуществляется органами местной власти <8>, в Российской Федерации - налоговые органы регистрируют все субъекты хозяйствования <9>, в Казахстане - госрегистрация юридических лиц, прав на имущество и предметов залога осуществляется Комитетом регистрационной службы Министерства юстиции <10>. -------------------------------- <8> Вход в бизнес: барьеров меньше не становится // Белорусский рынок. 2005. N 23(658). <9> Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". <10> Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 17 апреля 1995 г. N 2198 "О государственной регистрации юридических лиц".

Закон Республики Таджикистан от 10 мая 2002 г. N 48 "О дехканском (фермерском) хозяйстве" значительно облегчает процедуру регистрации дехканских (фермерских) хозяйств. Госрегистрация производится бесплатно, уменьшается количество органов, задействованных в процессе регистрации, тем самым сокращается продолжительность регистрационных процедур. Но главное нововведение - меняется правовой статус дехканских (фермерских) хозяйств. Если до 10 мая 2002 г. все дехканские (фермерские) хозяйства имели статус юридического лица, то после принятия нового Закона действующие и вновь создаваемые дехканские (фермерские) хозяйства должны выбрать организационную форму в виде: 1) дехканского (фермерского) хозяйства в форме индивидуального предпринимательства, учитываемого налоговым органом; 2) дехканского (фермерского) хозяйства в форме хозяйственного товарищества или производственного кооператива - юридического лица, регистрируемого органом юстиции. Одно из важных достижений действующего Закона в Таджикистане - это приближение к реализации принципа "одного окна", связанное с передачей информации о зарегистрированном субъекте в другие государственные органы. Кто должен стать у нас этим "окном"? В США это нотариат: он сопровождает регистрационные документы по всему маршруту их следования и даже несет государственную ответственность за правильность документов перед органами контроля, вообще перед властью. Услуга "одного окна", безусловно, будет дороже. Иначе говоря, у предпринимателя должен быть выбор: либо обычный вариант регистрации, либо ускоренный. За рубежом такая услуга стоит сравнительно недорого: в США - порядка 150 долларов, в Европе, например в Голландии, - 50 долларов. При этом все хлопоты берут на себя муниципальные органы власти <11>. -------------------------------- <11> Романюк В., Савченко Л. // Бизнес для всех. 2001. N 5.

В соответствии со ст. 7 Закона Министерство юстиции обязано сообщать другим органам сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица. Однако это не освобождает учредителей юридического лица от необходимости встать на учет в органе статистики, налоговом органе и Фонде соцзащиты, поэтому информация Министерства юстиции используется лишь для сверки их учетных данных. Предлагается изучить вопрос о госрегистрации всех хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц) по принципу "одного окна" в одном регистрирующем органе (в России с 2003 г. эта функция начала осуществляться налоговыми органами, хотя при этом без нотариального заверения учредительные документы не получают правовой силы). Практика, которая сложилась в Казахстане и Российской Федерации, сравнительно более совершенна и ближе к принципу "одного окна", чем в других странах. Для условий Таджикистана по принципу "одного окна" госрегистрация могла бы быть передана также в налоговые органы, наряду с реализуемой ими действующей практикой государственной регистрации индивидуального предпринимательства. В случае принятия данного предложения в дальнейшем законодателю, очевидно, следует пойти по пути более строгой регламентации деятельности налоговых органов в целях пресечения злоупотреблений и возможности ущемления прав граждан и юридических лиц при осуществлении процедур государственной регистрации. 3. Сроки проведения регистрации. Элементом рассматриваемого института регистрации юридических лиц являются также сроки, устанавливаемые для различных действий на стадии государственной регистрации. Они определяются законодательно, чтобы предотвратить возможность волокиты со стороны чиновников. В первых советских актах срок регистрации устанавливался в размере 30 дней со дня подачи документов. В Законе Республики Таджикистан от 1997 г. устанавливался срок завершения процедур государственной регистрации в размере 5 дней. При этом предусмотрено, что для передачи сведений о юридическом лице для внесения в реестр срок составлял 10 дней. В действующем Законе установлено (ст. 9), что госрегистрация юридического лица производится регистрирующим органом в срок не позднее 10 дней с момента представления необходимых документов. Также в 10-дневный срок регистрирующий орган уведомляет органы статистики и налоговые органы по месту нахождения юрлица о произведенном действии. Таким образом, действующим Законом срок проведения государственной регистрации был удлинен. В России вопросами регистрации занимается налоговая инспекция, которая выдает заявителю расписку в получении документов с указанием перечня и даты их получения. На этом хлопоты будущего бизнесмена заканчиваются - через пять дней он может приходить за свидетельством о регистрации своей фирмы <12>. В Казахстане <13> госрегистрация и перерегистрация субъектов малого предпринимательства должны быть произведены не позднее 3 рабочих дней, а общественных объединений - не позднее 10 рабочих дней, иных юридических лиц, а также учетная регистрация и перерегистрация филиалов и представительств юридических лиц должны быть произведены в течение 15 дней. -------------------------------- <12> Чикин В. Ведомости. 2002. 1 июня. <13> Статья 9 Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 г. N 2198 "О государственной регистрации юридических лиц".

По статистическим данным Европейской комиссии, минимальное время для создания компании единоличного владения (с 1 - 2 работниками) занимает от одного до двух бизнес-дней в Бельгии, Германии, Греции, Испании, Италии, Нидерландах, Австрии и Соединенном Королевстве <14>. -------------------------------- <14> Дыльнов Д. В. Способы и механизмы поддержки государством малого и среднего бизнеса на примере Европейского союза. Москва, 2003.

Вместе с тем в Таджикистане получение различных предусмотренных законодательством разрешений, заключений, справок или согласований государственных органов для подготовки документов для регистрации предпринимательской деятельности (о земельном участке, средствах связи, коммунальных услугах, санитарной и пожарной безопасности) значительно удлиняет срок регистрации. Срок регистрации также удлиняется в связи с меньшей доступностью регистрирующего органа (размещается в г. Душанбе и областных центрах). В докладе "Бизнес в 2005 г.: Устранение препятствий для роста", недавно опубликованном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, приводятся данные о сроках и процедурах государственной регистрации юридического лица в 145 странах мира. Для того чтобы создать новую компанию, в развитых странах требуется в среднем выполнить шесть процедур, что по времени занимает около 27 дней, и заплатить сумму, равную 8 процентам дохода на душу населения. В странах с низкими доходами и доходами ниже среднего необходимо в среднем выполнить 11 процедур, что по времени занимает около 59 дней, и заплатить сумму, равную 122 процентам дохода на душу населения. Более чем в двенадцати проанализированных странах с низкими доходами регистрация новой компании занимает более 100 дней. Данные документа свидетельствуют, что предпринимателям в бедных странах из-за различных административных процедур в два раза сложнее создать компанию, заниматься предпринимательской деятельностью и ликвидировать компанию, чем в странах с развитой экономикой. Таким образом, увеличение сроков и процедур государственной регистрации юридического лица может рассматриваться как негативный фактор экономического развития страны. 4. Порядок отказа в регистрации. Практически не изменилось со времени издания первых актов в данной области регулирование такого элемента, как основания отказа в регистрации. В предыдущем Законе о регистрации содержались лишь два основания для отказа в регистрации: а) непредставление необходимых документов; б) представление отрицательных заключений по вопросу целесообразности нового субъекта от соответствующих органов. В действующем Законе возможен отказ в государственной регистрации юридического лица и учетной регистрации его представительств и филиалов по следующим основаниям (ст. 13): - несоблюдение требований законодательства о порядке учреждения юридического лица; - несоответствие представленных им документов законодательству Республики Таджикистан; - в случае, если под идентичным наименованием на территории Республики Таджикистан зарегистрировано другое юридическое лицо. Отсутствие конкретного перечня вопросов, охватываемых правовой проверкой регистрационных документов, предусмотренной ст. 7 Закона, а также процедур ее проведения приводит к тому, что в реальности основания для отказа в государственной регистрации могут быть различными. Третье основание, строго говоря, не является таким же значимым, как первые два. Поэтому в случае исправления учредителями наименования юридического лица его регистрация могла бы быть проведена беспрепятственно. Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания запрещается. Следует отметить, что в соответствии со ст. 51 ГК РФ отказ в регистрации допускается только при несоответствии учредительных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства. Подобное указано в казахском законодательстве: "Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случаях нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов законам Республики Казахстан". 5. Орган ведения государственного реестра юридических лиц. Одной из целей госрегистрации юридических лиц является ведение Единого государственного реестра юридических лиц. Для правительства важно знать - с точки зрения поддержки регулирования предпринимательства, - какие виды деятельности насыщены бизнесом, какие - нет. Нужна объективная статистика с тем, чтобы грамотно строить политику: какой сектор поддерживать сегодня, стимулируя рост, а какой необязательно. Эта информация важна и с иной точки зрения. В прежнем Законе о регистрации (1997) введение реестра юридических лиц не предусматривалось, существовало множество сводных данных об организациях, функционирующих в Таджикистане и отдельных его регионах. Подобное положение создавало определенные проблемы как для государственного контроля, так и для получения сведений о контрагентах другими хозяйствующими субъектами. Единый государственный реестр юридических лиц на территории Таджикистана ведется Министерством юстиции Республики Таджикистан. Юридические лица, их представительства и филиалы, зарегистрированные в Республике Таджикистан, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в регистрирующий орган сведения о своем функционировании для занесения в Единый государственный реестр (ст. 14). В случае неисполнения данной нормы учредитель (учредители) привлекается к ответственности в соответствии с законодательством. В Российской Федерации реестр ведется налоговыми органами и содержит данные о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и крестьянских хозяйствах <15>. В казахском реестре, который ведется Министерством юстиции, содержатся все виды юридических лиц (включая общественные организации). -------------------------------- <15> Дуканов С. Как встать на учет в налоговом органе // Российская газета (федеральный выпуск). 2004. 18 мая.

Следует отметить, что государственная регистрация юридического лица - комплексный правовой институт. Он включает в себя нормы гражданского, административного, налогового, информационного права. Это обусловлено тем, что данная область находится на стыке частноправовых и публично-правовых отношений. С одной стороны, юридическое лицо - свободный субъект предпринимательской деятельности, с другой - при государственной регистрации оно входит в соприкосновение с органами власти. Такое положение требует осторожности от законодателя, чтобы не ущемить права юридического лица, но и не ослабить чрезмерно государственный контроль, породив почву для различных злоупотреблений, что негативно скажется на состоянии предпринимательства в стране. Как видится, действующий Закон Республики Таджикистан "О государственной регистрации юридического лица" (2003) далеко не в полной мере поддерживает подобный баланс. Значит, предложения по его развитию должны предусматривать возможности учета указанных и иных проблем современного этапа переходного периода к рынку. Законодательство о регистрации не регулирует все правовые отношения, связанные с "вхождением в рынок" хозяйствующих субъектов, обусловливающие возникновение следующих административных барьеров: 1) значительные затраты времени на постановку на учет в госорганах и государственных фондах (не реализован принцип "одного окна"); 2) усложнена процедура открытия банковского счета; 3) длительные сроки регистрации/перерегистрации, особенно в отдаленных районах; 4) требование о представлении документов на двух языках, дополнительные расходы и затраты времени на нотариальное заверение подписи; 5) не решен вопрос о введении типовых форм, представлении необходимых документов в электронном виде; 6) длительные сроки оформления сведений о регистрации и перерегистрации данных реестра. Однако нахождение рациональных путей преодоления этих барьеров и создание удобных возможностей для занятия предпринимательством в Таджикистане позволяют ускорить решение проблем занятости безработного населения и повышения доходов посредством его самозанятости.

------------------------------------------------------------------

Название документа