Россия ежегодно теряет почти 2% ВВП из-за неудовлетворительных условий труда

(Петров А. Я.)

("Трудовое право", 2008, N 9)

Текст документа

РОССИЯ ЕЖЕГОДНО ТЕРЯЕТ ПОЧТИ 2%

ВВП ИЗ-ЗА НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА

А. Я. ПЕТРОВ

Петров А. Я., доктор юридических наук, профессор ГУ-ВШЭ.

- Как сегодня обстоят дела в России с производственным травматизмом?

- Оценочные показатели производственного травматизма со смертельным исходом в 2 - 2,5 раза превышают соответствующие показатели в странах Европейского Союза.

Россия ежегодно теряет почти 2% ВВП (более 500 млрд. руб.) из-за неудовлетворительных условий труда, травм и гибели работников на производстве.

- В своих работах вы утверждаете, что, по мнению МОТ, большинства несчастных случаев можно избежать. Как?

- Ответ на этот вопрос дан в Конвенции МОТ N 187: государственная политика в сфере труда должна содействовать созданию безопасных условий труда.

Решаться эта стратегически актуальная задача должна прежде всего на уровне организаций, в их подразделениях (цехе, участке, отделе и т. д.), на конкретных рабочих местах. В данном контексте важно применение Межгосударственного стандарта ГОСТа 12.0.230-2007 (принят странами СНГ в 2007 г.), который полностью соответствует Руководству МОТ-СУОТ 2001.

- По данным Госкомстата, наблюдается значительный рост числа людей, работающих во вредных и опасных условиях труда. С чем это связано? Как с этим бороться?

- Это связано с тем, что трудовое законодательство стимулирует работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Так, в ст. 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Для успешного решения этой проблемы необходимо, чтобы трудовое и налоговое право эффективно стимулировали внедрение безопасных условий труда и обеспечение гигиены труда.

- Конвенция МОТ N 155 говорит о сотрудничестве предпринимателей и работников как об основном элементе организации мер по безопасности и гигиене труда, но в России эти механизмы не работают. Что можно сделать?

- Очевидно, не следует утверждать так категорически. Например, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 гг. своевременно закреплен достаточно объемный разд. V "Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность", в котором указанные вопросы признаны в качестве приоритетных направлений сотрудничества и условий обеспечения достойного труда.

Другое дело еще - как они будут реализованы в других актах социального партнерства: в региональных (межрегиональных), отраслевых и территориальных соглашениях, а главное - в коллективных договорах, заключаемых в организации или у индивидуального предпринимателя.

- Что вы, как юрист, могли бы рекомендовать законодателям, чтобы радикально изменить ситуацию?

- Необходимо в кратчайший срок внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Налоговый кодекс РФ, направленные на кардинальное повышение экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда и обеспечении гигиены труда. Кроме того, в ТК РФ следовало бы предусмотреть статьи о профилактике правонарушений в сфере охраны труда и профессиональных рисках (опасностях).

- Вы утверждаете, что сегодня отсутствует современная концепция в национальной системе безопасности труда. Кто может ее создать?

- Разработчиком этой концепции может быть Федеральная служба по труду и занятости Минздравсоцразвития России (с обязательным привлечением ученых: юристов, экономистов, социологов, психологов, врачей и биологов).

- Вы говорили, что в разд. 10 Трудового кодекса РФ по необъяснимым причинам не содержится главы, устанавливающей порядок расследования и учета профессиональных заболеваний. Почему так произошло? Что можно изменить?

- Видимо, по той причине, что Государственная Дума Российской Федерации не ставила перед собой задачи существенно изменять и дополнять Трудовой кодекс РФ. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать известный Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90, который внес в ТК РФ примерно 300 уточнений, в основном "косметических".

- Как обстоят дела с обучением основам безопасности труда? Насколько теория соответствует практике?

- Дела с обучением основам безопасности труда в принципиальном смысле вряд ли можно признать удовлетворительными. В лучшем случае на практике работодатели-организации проводят обучение только руководителей структурных подразделений (начальников цехов, отделов и т. д.). Этим самым нарушается ст. 225 Трудового кодекса РФ о том, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

- За рубежом существует множество негосударственных органов, контролирующих предпринимателей, заставляя их совершенствовать систему охраны труда. Что из этого опыта можно было бы развить в России?

- На мой взгляд, представляет интерес опыт:

- Дании и Финляндии, где работники избирают общественных инспекторов труда (в России избирают профсоюзы);

- Великобритании, в которой профсоюзным инспекторам труда предоставлено право расследовать причины производственного травматизма (ср.: согласно ст. 370 ТК РФ, профсоюзные инспекторы труда имеют право принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

- Каковы компенсации за причиненный вред здоровью работника?

- В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с последующими изменениями и дополнениями) обеспечение по социальному страхованию осуществляется в виде: пособия по временной нетрудоспособности, страховых выплат, а также оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавшего.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка.

Закон предусматривает единовременные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти, и ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.

- Принимали ли вы участие в конференции "Проблемы управления профессиональными рисками"? Какие вопросы обсуждались? Каковы основные выводы конференции?

- Да, принимал участие.

На конференции обсуждались вопросы:

- деятельность Международной организации труда в сфере безопасности и гигиены труда;

- производственный травматизм и профессиональные заболевания в России;

- управление профессиональными рисками;

- экономические аспекты охраны труда;

- медицинские аспекты охраны труда;

- биологические аспекты охраны труда;

- совершенствование трудового законодательства.

Некоторые основные выводы конференции:

1) решение проблем управления профессиональными рисками требует комплексного подхода;

2) в Трудовом кодексе РФ необходимо закрепить нормы о профессиональных рисках.

Название документа