Гарантии реализации конституционного принципа права на жизнь в экстремальных условиях Севера

(Халдеева Н. В.)

("Трудовое право", 2008, N 8)

Текст документа

ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА

ПРАВА НА ЖИЗНЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Н. В. ХАЛДЕЕВА

Халдеева Н. В., доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Магаданского филиала МГЮА.

В общей теории права принято различать несколько форм реализации права - использование, соблюдение и исполнение.

Разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, которым дано право регулировать трудовые отношения в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса, привело к множеству вопросов в правоприменительной практике, которые требуют своего разрешения и правовой регламентации.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ трудовые права работников могут быть ограничены лишь непосредственно самим федеральным законом, а не иными подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми на его основе, и могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако нормативные правовые акты, действующие в отношении работников Крайнего Севера, сегодня не только противоречивы по своему содержанию, но, к сожалению, некоторые из них ограничивают права работников, не позволяя реализовать в полной мере правовые гарантии, установленные Трудовым кодексом.

Это относится прежде всего к правовым гарантиям по оплате проезда к месту использования отпуска и оплате проезда и провоза багажа в связи с выездом из районов Крайнего Севера в иные регионы России - ст. ст. 325, 236 Трудового кодекса.

Одной из целей трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Однако эта задача в настоящее время государством в полной мере не выполняется. С учетом особых - не просто неблагоприятных, а экстремальных - условий Крайнего Севера очевидно, что к работникам этих регионов должны применяться иные подходы в правовом регулировании труда. К сожалению, современное регулирование трудовых отношений смещается от централизованного регулирования к иному именно в части гарантий, которые, по мнению автора, должны оставаться за рамками иного правового регулирования. Продолжающийся отъезд трудоспособного населения, закрытие множества поселков свидетельствует, что не только установление правовых гарантий и компенсаций, но и их финансирование должно быть прерогативой только государства.

В праве всегда выражаются общественные интересы, а государство является участником гражданско-правовых отношений. Сместив обязательства по правовому регулированию трудовых отношений с государственного на иной уровень - субъекта, органов местного самоуправления и работодателей, государство показало свою несостоятельность на сегодняшний день в регулировании этого круга правоотношений, практически расписавшись в своей беспомощности.

В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав. Компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей. Принятый Федеральный закон N 122-ФЗ предоставление правовых гарантий и компенсаций поставил в зависимость от принадлежности организации и, соответственно, источника финансирования. Государством устанавливаются и предоставляются правовые гарантии и компенсации только для работников организаций, финансируемых из государственного бюджета. Для работников организаций, финансируемых из бюджета субъекта Федерации они устанавливаются субъектами Российской Федерации, для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления, для работников, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателями. Таким образом, Закон разделил всех работников северных территорий по их ведомственной подчиненности, поставив реализацию установленных правовых гарантий в зависимость от источника финансирования, установив новый фактор дифференциации трудовых отношений. Краеугольным камнем, по мнению автора, является то, что из сферы государственного регулирования ушла огромная часть работников - тех, чье финансирование осуществляется за счет средств работодателя.

После принятия указанных Федеральных законов на уровне субъектов, в частности Магаданской областной думой, на уровне муниципальных образований, а также работодателями стали приниматься нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления правовых гарантий и компенсаций работникам соответствующих организаций.

На примере Магаданской области можно увидеть реализацию установленных федеральных законов в части правовых гарантий для работников Крайнего Севера. Магаданской областной думой принят ряд законов по установлению правовых гарантий и компенсаций различным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области, в том числе работникам организаций, финансируемых из бюджета Магаданской области. В соответствии с принятыми законами гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований. Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.

6 декабря 2004 г. Магаданской областной думой принят Закон, устанавливающий гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, и для лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета. В целом он устанавливает те же правовые гарантии, которые установлены Трудовым кодексом, но есть новеллы, которые улучшают положение работников предприятий, финансируемых из областного бюджета.

Закон устанавливает гарантии и компенсации для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета.

В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются лицам, обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях, получающим пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета, членам семей работников организаций Магаданской области, финансируемых из областного бюджета.

Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусматриваемых законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 316 Трудового кодекса предусматривает установление районного коэффициента к заработной плате работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 316 Трудового кодекса органы государственной власти субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Согласно положениям Закона Магаданской области лицам, работающим в Магаданской области в организациях, финансируемых из областного бюджета, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом лицам в возрасте до 30 лет, работающим в организациях, финансируемых из областного бюджета, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в организациях Магаданской области в случаях, если они прожили в Магаданской области не менее пяти лет независимо от перерывов. Эта норма закона существенно улучшает правовое положение молодежи в районах области. Учитывая низкий уровень заработной платы, более высокие расходы на проживание в северном субъекте, данная правовая гарантия позволяет лицам моложе 30 лет получать заработную плату с первого дня работы с надбавками в размере 80% их заработной платы.

Лицам, обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из областного бюджета, на стипендию начисляется процентная надбавка. Процентная надбавка на стипендию указанным лицам начисляется в полном размере вне зависимости от срока проживания в Магаданской области. Это положение закона стимулирует молодежь Магаданской области проходить обучение именно здесь, поскольку многие семьи не имеют возможности отправить своих детей для обучения в другие регионы страны.

Трудовой кодекс в ст. 325 предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Статья устанавливает правило финансирования, в соответствии с которым оно разграничено и зависит от организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях. Для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, эта гарантия устанавливается самой ст. 325 Трудового кодекса, для работников, финансируемых из бюджета субъекта Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, для работников работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных первичных организаций, трудовыми договорами.

Закон Магаданской области в ст. 6 предусматривает эту правовую гарантию. Согласно его положениям лица, работающие в организациях, финансируемых из областного бюджета, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из областного бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Работодатели, которыми являются организации, финансируемые из областного бюджета, также оплачивают стоимость проезда к месту отдыха и обратно и провоза багажа неработающим членам семьи работника - мужу, жене, несовершеннолетним детям независимо от времени использования отпуска. Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из областного бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из областного бюджета, только по основному месту работы.

Право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно наступает у работника начиная со второго года работы. В дальнейшем работник приобретает право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно начиная с четвертого, шестого и так далее года работы независимо от времени фактического использования отпуска. Если работник не воспользовался правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на второй год работы, то он может воспользоваться этим правом на третий, пятый и так далее годы работы независимо от времени фактического использования отпуска.

Если работник проводит время своего отпуска в нескольких местах, то ему возмещаются расходы по проезду только до одного избранного им места, а также расходы по обратному проезду от того же места.

При непредоставлении проездных документов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости кратчайшим путем. При использовании отпуска за пределами территории Российской Федерации оплата проезда производится в размере стоимости проезда и провоза багажа до ближайшего к месту использования отпуска населенного пункта на территории Российской Федерации и обратно при предъявлении проездных документов и справки о стоимости проезда и провоза багажа до ближайшего к месту использования отпуска населенного пункта на территории Российской Федерации.

Правовая гарантия, установленная ст. 325 Трудового кодекса, имеет для северян, и в особенности для жителей тех северных территорий, в которых отсутствуют иные средства, кроме воздушного сообщения, с иными регионами, принципиальное значение. Это связано с тем, что большинство жителей таких северных территорий в настоящее время, как отмечалось выше, лишены возможности из них выехать в отпуск. Кроме того, законодателем ухудшены многие положения прежнего законодательства в части указанной правовой гарантии, что вызывает определенную реакцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, 8 июля 2005 г. Магаданской областной думой было издано Постановление N 29 "Об обращении депутатов Магаданской областной думы к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадкову по вопросу приведения статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в соответствие с требованиями статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с этим Постановлением принято обращение депутатов Магаданской областной думы к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу приведения ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в соответствие с требованиями ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Действительно, с введением в действие с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" претерпела существенные изменения. При этом условия оплаты проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членам семьи работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, ухудшены.

До 31 декабря 2004 г. норма, устанавливающая данную гарантию, гласила: "Предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска". Инструкция о порядке предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденная Приказом Министерства труда России от 22 ноября 1990 г. N 2 и применяемая в части, не противоречащей федеральному законодательству, не содержала ограничений по оплате проезда членам семей работников к месту проведения отпуска самих работников.

Статья 33 Закона Российской Федерации N 4520-1 в редакции Федерального закона N 122-ФЗ установила: "Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска". То есть данная статья установила правило, согласно которому членам семьи оплачивается проезд только к тому месту, где проводит отпуск работник.

Очевидно, что данное ограничение ущемляет права членов семьи в ситуациях, когда работник, имея право на оплату проезда к месту использования отпуска, не выехал в отпуск в центральные районы страны по каким-либо причинам. В данном случае и члены его семьи, в том числе несовершеннолетние дети, лишаются возможности выехать из районов Крайнего Севера для оздоровления и отдыха. В силу проживания в экстремальных природно-климатических условиях дети северян находятся в худшем положении по сравнению с детьми, проживающими в центральных районах страны. Отсутствие необходимых средств сообщения, отсутствие стабильного финансирования оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно, неблагоприятные природные факторы негативно сказываются на организме как взрослого населения, так и детей. Это является одним из факторов отъезда из районов Крайнего Севера. Если на определенных этапах политика государства была направлена на расширение жизненного пространства страны, заселение территорий Сибири, Дальнего Востока и Севера, то сейчас она направлена на его сужение. Происходит концентрация населения в историческом центре государства. Так, в первой половине 1990-х гг. Центральный округ принял 38% внутренних мигрантов, во второй половине - 83%. Около 79% мигрантов поглощают Москва и Московская область. В 1990 - 1995 гг. они приняли 53 тыс. человек из внутрироссийского потока мигрантов, а в следующем пятилетии - 305 тыс. человек.

Статистические данные свидетельствуют, что население северных регионов России продолжает сокращаться. Так, численность Магаданской области на март 2006 г. составляла 171,6 тыс. человек, при этом в самой столице Колымского края сосредоточено большинство населения - 107,3 тыс. человек Законом Магаданской области от 6 декабря 2004 г. N 507-0З "Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, проживающих в Магаданской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств областного бюджета", вступившим в силу с 1 января 2005 г., данное ограничение не установлено. Неработающие члены семьи работников организаций, финансируемых из областного бюджета, приобретают право на оплату проезда к месту отдыха вне зависимости от места использования отпуска работника.

Таким образом, на одной территории одна и та же государственная гарантия предоставляется работникам различно. При этом приходится констатировать, что и установленная в централизованном порядке данная гарантия ущемляет права работников по сравнению с прежним законодательством. Одной из важнейших правовых гарантий работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является компенсация расходов, связанных с переездом. Она установлена ст. 326 Трудового кодекса. Порядок и условия предоставления этой гарантии также зависят от источника финансирования организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях. Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов России, предоставляются единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника; оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом; оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

По мнению автора, статья имеет ряд недостатков, которые состоят в следующем. Устанавливая стоимость провоза багажа до пяти тонн на семью не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом, законодатель не учел, что отдельные районы России, к которым относятся Магаданская область, Чукотский автономный округ и некоторые другие, не имеют железнодорожных путей сообщения и, соответственно, железнодорожных тарифов на перевозку. Норма, на взгляд автора, должна предусматривать оплату стоимости провоза багажа исходя из фактически понесенных расходов. С учетом того что багаж может быть отправлен так называемой комбинированной доставкой, в которую входит железнодорожная перевозка, перевозка морским фрахтом, автомобильными средствами сообщения, это будет больше отвечать реальным условиям доставки груза работника как при приезде в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности, так и при выезде из них. Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Положение этой части ст. 326 Трудового кодекса также вызывает неоднозначное отношение. Чем руководствовался законодатель, устанавливая срок предоставления правовой гарантии по оплате стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника в один год? С учетом сложившейся практики закрепления работников для работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, это нарушает права и самого работника, и членов его семьи. Маловероятно, что в течение одного года работник сможет обеспечить семью, которая могла бы выехать в районы Крайнего Севера. Так, для приобретения всех надбавок к заработной плате, которые составляют 80% заработной платы, потребуется 5 лет (10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60-процентной надбавки - 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка). До этого времени его заработная плата будет составлять немногим больше, чем в центральных районах страны, да и то не во всех субъектах. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса с работниками, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может заключаться срочный трудовой договор. В соответствии с ч. 1 ст. 58 Трудового кодекса срочный трудовой договор может заключаться на срок до пяти лет. В интересах работодателя заключить с работником срочный трудовой договор на наибольший срок. Это даст возможность работодателю не подыскивать другого работника, что становится актуальным в связи с ограниченным количеством специалистов на севере страны. Кроме того, в соответствии с п. 40 Инструкции "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" правовые гарантии по компенсации расходов, связанных с оплатой проезда к месту использования отпуска и обратно, для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей наступают начиная со второго года работы, то есть по истечении 12 месяцев непрерывной работы. Именно выехав в отпуск, работник может решать вопросы с членами своей семьи о переезде их к месту своей работы в районы Крайнего Севера или в приравненные к ним местности. Отпускное время является более комфортным условием решения всех вопросов, особенно таких важных и непростых.

Очевидно, что местные законодатели применили часть конструкции нормы, регламентирующей предоставление данной правовой гарантии, содержащейся в п. 14 Инструкции 1990 г., которая определяет порядок и условия ее предоставления - стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества, а также единовременное пособие на них выплачивается в том случае, если они переезжают на новое место жительства до истечения одного года со дня фактического предоставления жилого помещения работнику, заключившему трудовой договор на определенный срок.

Но применение данного правила в настоящее время невозможно. Во-первых, местный законодатель не связывает предоставление этой гарантии с предоставлением жилого помещения работнику, заключившему трудовой договор в организации, финансируемой из бюджета субъекта Магаданской области. Как таковое в подавляющем большинстве случаев жилье прибывшим работникам не предоставляется. Исключение составляют специалисты в области медицины, которым в соответствии с условиями трудового договора предоставляется квартира в ведомственном жилье на срок их работы в учреждениях здравоохранения области. Примером может являться трудовой договор с хирургом детского отделения Магаданской областной больницы М., одним из пунктов которого обусловлено предоставление ему двухкомнатной квартиры в городе Магадане на период срока трудового договора. В трудовом договоре содержатся положения о порядке освобождения предоставленной квартиры при прекращении трудовых отношений. Учитывая ничтожную численность граждан, желающих выполнять работу в экстремальных условиях Севера, государство должно взять на себя финансирование установленных правовых гарантий и компенсаций работникам этих регионов. В противном случае устанавливать их через несколько лет будет некому. Исходя из этого автор считает, что для закрепления работника, прибывшего в районы Крайнего Севера и заключившего трудовой договор, правовая гарантия по оплате проезда и провоза багажа членам семьи работника должна быть предоставлена в течение всего срока действия этого первого договора, но не менее пяти лет. В соответствии с законом субъекта лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из областного бюджета, расположенных в Магаданской области, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

- единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;

- оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

- оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации Магаданской области, финансируемой из областного бюджета. То есть Закон субъекта точно воспроизводит положения Трудового кодекса, хотя, по мнению автора, есть над чем поработать местному законодателю. По сути, Закон Магаданской области по большинству позиций дублирует положения ч. 2 ст. 326 Трудового кодекса, которая устанавливает правовые гарантии работникам в связи с переездом к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора. Так, работнику организации, финансируемой из областного бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Однако указанный Закон содержит существенное уточнение, которое вызывает немало споров, в том числе и судебных. Это относится к ст. 7, которая устанавливает право на оплату стоимости проезда и провоза багажа работнику и членам его семьи. Причем право на предоставление этой правовой гарантии у работника возникает в случае, если он проработал в организациях, финансируемых из бюджета Магаданской области, не менее трех лет, и сохраняется в течение одного года со дня расторжения трудового договора с указанной организацией (кроме увольнения за виновные действия), если работник в течение этого года не был трудоустроен.

Исходя из данного положения Закона работники организаций, финансирующихся из иных источников, обязаны отработать в организации, финансируемой из бюджета Магаданской области, не менее трех лет. Только в этом случае они могут воспользоваться предоставленной им правовой гарантией по оплате проезда и провоза багажа при выезде из указанных районов. Автор считает, что это нарушает законные права и интересы работников Крайнего Севера. Правовая гарантия по оплате проезда и провоза багажа установлена ст. 326 Трудового кодекса, ч. 2 которой регламентирует порядок компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, в том числе в случае смерти работника, за исключением увольнения за виновные действия.

Исходя из смысла статьи работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, имеют право на предоставление данной правовой гарантии в соответствии с условиями, установленными Инструкцией 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, поскольку никаких иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия предоставления этой гарантии, не принято. В соответствии с п. 15 Инструкции 1992 г. предприятия обязаны возмещать фактические расходы, связанные с переездом работника и членов его семьи к прежнему месту жительства, при выезде его из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Проработав в организации, финансируемой из федерального или местного бюджета, или у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, определенное время (а это может быть и 5, и 25 лет), и перейдя на работу в организацию, финансируемую из бюджета субъекта Магаданской области, работник не может воспользоваться своим правом получить компенсацию, связанную с переездом, для того, чтобы выехать к прежнему месту жительства или в другие районы страны.

По мнению автора, это положение должно быть исключено из Закона Магаданской области и изложено в новой редакции. Например, в такой: "Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа работнику и членам его семьи возникает, если он проработал в организациях Магаданской области, независимо от источника их финансирования, не менее трех лет". Данные нормы права затрагивают самые существенные вопросы жизни в районах Крайнего Севера. Но, к сожалению, своего разрешения они пока не получили. Правовой анализ трудового законодательства в части предоставления правовых гарантий и компенсаций работникам Крайнего Севера дает основание предполагать его крайнее несовершенство и противоречия, что негативно сказывается на работниках северных регионов.

Название документа