Особенности регулирования оплаты труда руководителей организаций

(Долгова Е. П.) ("Трудовое право", 2008, N 8) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е. П. ДОЛГОВА

Долгова Е. П., аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии.

Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 г., впервые предусмотрел специальную норму, регулирующую вопросы оплаты труда руководителей организаций. При этом следует учитывать, что в отношении отдельных категорий лиц нормативными правовыми актами могут устанавливаться специальные правила регулирования оплаты труда. Согласно ст. 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Если руководитель является федеральным государственным служащим, то его труд оплачивается соответственно как государственному служащему. При этом необходимо учитывать все нормативные правовые акты, касающиеся оплаты труда государственного органа, который возглавляет руководитель. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 798 "О порядке премирования, установления надбавок к должностным окладам и оказания материальной помощи руководителям федеральных органов исполнительной власти" устанавливает руководителям федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, премии, надбавки и материальную помощь в связи с предоставлением ежегодного отпуска. Если оплата труда руководителя бюджетной организации строится на основе ЕТС, то соответствующие органы государственной власти при установлении руководителю оплаты труда не могут ухудшать условия оплаты его труда, установленные ЕТС. Соответствующие разряды ЕТС обеспечивают минимальные гарантии оплаты труда руководителей бюджетных организаций. Некоторые нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти устанавливают специальные условия оплаты руководителей некоторых государственных учреждений. К таким актам относятся Приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2004 г. N 336 "Об оплате труда руководителей федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы - главных бюро медико-социальной экспертизы - главных экспертов по медико-социальной экспертизе" (ред. от 21 ноября 2006 г.) и Приказ МЧС России от 14 марта 2005 г. N 140 "Об условиях оплаты труда работников государственной противопожарной службы МЧС России". Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 было утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов). Пункты данного Положения обязательны для акционерных обществ, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, условия оплаты труда, предусмотренные Положением, могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе <1>. -------------------------------- <1> Письмо Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ "О порядке применения Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)".

Согласно указанному Положению оплата труда руководителей таких акционерных обществ состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии исходя из следующих показателей:

Списочная численность предприятия Кратность к величине тарифной ставки (человек) 1-го разряда рабочего основной профессии на предприятии

до 200 до 10

от 200 до 1500 до 12

от 1500 до 10000 до 14

свыше 10000 до 16

Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции. Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор. Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Расчет норматива для определения вознаграждения руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия определяется в соответствии с письмом Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ. Оплата труда руководителя государственного предприятия (размер должностного оклада, размер отчислений от прибыли на вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности) определяется органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и осуществление полномочий собственника имущества, или уполномоченным им органом, имеющим право заключать трудовой договор с руководителем государственного предприятия. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно. Указанное Положение не распространяется на руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета и оплата труда работников которых производится по ETC. Особенности регулирования труда руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях). В соответствии со ст. 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Оплата труда руководителя унитарного предприятия регулируется трудовым договором, заключенным в соответствии с гл. 43 ТК РФ. Приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2005 г. N 49 утвержден Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия. Оплата труда руководителя состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 размер гарантированного ежемесячного вознаграждения (должностного оклада) руководителя федерального государственного унитарного предприятия не может быть менее 10-кратного МРОТ. Эта норма также нашла отражение в Примерном трудовом договоре с руководителем федерального государственного унитарного предприятия. Размер вознаграждения руководителя предприятия определяется в установленном порядке по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности не выплачивается в случае приостановки производственной деятельности предприятия или его структурного подразделения уполномоченным государственным органом в связи с нарушением нормативных требований по охране труда, экологических, санитарно-эпидемиологических норм. Как обязательное условие в трудовых договорах с руководителями таких предприятий должна быть предусмотрена доля руководителя от прибыли предприятия, которая определяется после расчетов предприятия с бюджетами всех уровней (п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200). Оплата труда руководителей государственных унитарных предприятий субъектов РФ и муниципальных унитарных предприятий регламентируется законодательными актами органов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно. Согласно ст. 145 ТК размеры оплаты труда руководителей организаций, не финансируемых из бюджета, определяются по соглашению сторон трудового договора. Условия оплаты труда являются обязательными для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК). Как правило, условия оплаты труда руководителя определяет собственник организации, устанавливая руководителю должностной оклад и всевозможные доплаты и надбавки, в том числе и стимулирующего характера, как и всем прочим работникам. Однако трудовой договор может содержать условия о дополнительном материальном стимулировании руководителя организации. Например, договор может содержать условие об участии руководителя в распределении части прибыли, установлении вознаграждения по итогам работы организации за год в процентном отношении от чистой прибыли. В случае достижения высоких экономических показателей договор может предусматривать право руководителя на получение части акций общества (опционные программы). Реализация опционных программ призвана дать руководителям организаций возможность через определенный период времени приобрести акции компании, в которой они работают по фиксированной цене. Создание и реализация опционных программ эмитентами позволяет мотивировать труд топ-менеджеров, повысить их заинтересованность в результатах работы и увеличить их приверженность компании. При реализации опционных программ руководители становятся заинтересованными в увеличении капитализации компании, увеличении объемов ее производства, расширении сектора предоставляемых компанией услуг и т. д., что непременно влияет на рыночную стоимость акций компании, которые через определенный период времени могут быть реализованы руководителю. Срок реализации опционных программ в среднем составляет от 3 до 5 лет. Собственники компании в период реализации опционной программы получают уверенность в том, что руководитель останется в компании как минимум до конца реализации опционной программы, и тем самым компания может рассчитывать на его трудовое участие в долгосрочных проектах. В настоящее время в трудовых договорах с руководителями этим вопросам уделяется все большее внимание. Одним из элементов вознаграждения руководителей являются натуральные выплаты. Это различного рода услуги, оплачиваемые работодателем, например предоставление транспорта и бесплатных парковочных мест, оплата занятий спортом, путевки в санатории и пансионаты и т. д. В заключение можно сказать, что оплата труда руководителей организаций бюджетной сферы финансирования законодательно регулируется более детально по сравнению с руководителями внебюджетных коммерческих организаций. Возможно, это связано с такой тенденцией развития трудового законодательства, как изменение вектора правового регулирования, а именно с возрастанием роли индивидуально-договорного, коллективно-договорного и локального, то есть децентрализованного, регулирования.

Название документа