Ратифицирован протокол к соглашению между рф и кипром об избежании двойного налогообложения
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",
Налоговая практика)
Информационное письмо N 333
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 5 марта 2012 года
Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что принят Федеральный закон от 28 февраля 2012 года N 9-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года".
Протокол является неотъемлемой частью Соглашения, вступит в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур и будет применяться с начала календарного года, следующего за годом его вступления в силу. Ожидается, что по выполнении процедур Протокол начнет применяться с 1 января 2013 г.
К существенным нововведениям Протокола относятся следующие.
1. Облагается реализация акций, более 50% стоимости которых относится к недвижимости.
Доходы от реализации акций компании, более 50% стоимости которой составляет недвижимое имущество в Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом у источника в этом государстве. Из этих доходов исключаются доходы по акциям, полученным в ходе реорганизации компании или котирующимся на зарегистрированной фондовой бирже, а также если получателем дохода является пенсионный фонд, фонд обеспечения персонала или правительство государства. Данная норма будет применяться с начала года по истечении четырех лет с даты вступления Протокола в силу, то есть в любом случае не ранее 2017 года. Обращаем внимание, что при буквальном прочтении указанное положение может применяться к реализации не только российских, но и иностранных долей и акций.
2. Допускается применение правил тонкой капитализации.
В качестве дивидендов стали рассматриваться доходы, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, даже если они получены в форме процентов. Одновременно такие дивиденды исключены из понятия "проценты". Все это позволит применять к российским компаниям с кипрским участием правила п. 2 ст. 269 Налогового кодекса РФ о переквалификации выплат контролируемой процентной задолженности в дивиденды. С учетом позиции ВАС РФ о возможности применения правил тонкой капитализации независимо от положений налоговых соглашений о недискриминации, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. N 8654/11 по делу ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс", можно ожидать, что с внесением в Соглашение изменений налоговые органы будут предъявлять соответствующие налоговые претензии при переквалификации процентов в дивиденды также для целей налогообложения выплат у источника.
3. Налоги у источника распространяются на доходы из паевых фондов, а также на доходы от инвестирования в недвижимость.
Протокол устанавливает, что доходы, полученные через посредство паевых фондов недвижимости или аналогичных коллективных форм инвестирования, созданных в первую очередь для инвестирования в недвижимое имущество, облагаются налогом у источника как доходы от недвижимого имущества. Также уточняется, что в качестве дивидендов рассматриваются выплаты по паям паевых инвестиционных фондов или аналогичных коллективных форм инвестирования, за исключением вышеупомянутых выплат, указанных в статье 6 "Доходы от недвижимого имущества".
4. Расширяются возможности по обмену информацией и помощи в сборе налогов.
Вводятся новые редакции статей 26 "Обмен информацией" и 27 "Помощь в сборе налогов" Соглашения, которые существенно расширяют возможности РФ и Кипра по обмену информацией и взысканию налогов. При этом ст. 27 вступит в силу с момента принятия Кипром необходимого законодательства. Изменения соответствуют тексту Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в отношении налогов на доходы и капитал. Предусматривается обмен информацией и помощь по взысканию налогов (включая применение обеспечительных мер) не только по налогам, предусмотренным Соглашением, но и по любым иным налогам, установленным от имени Договаривающегося Государства, при условии, что они не противоречат Соглашению. При этом оговорено, что сторона может не предоставлять запрошенную информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну либо торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы публичному порядку (ordre public), а также информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычной административной практики этого Договаривающегося Государства.
5. Размер вложений для льготной ставки дивидендов установлен в 100000 евро.
Предусмотрено, что сниженная 5-процентная ставка налога на дивиденды будет применяться, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100000 евро (ранее - не менее 100000 долларов США).
6. Определение места эффективного управления.
Статья 4 Соглашения об определении резидентства дополняется уточнением, что, если место эффективного управления лица, не являющегося физическим лицом, не может быть определено, компетентные органы Договаривающихся Государств будут стремиться по взаимному согласию определить место эффективного управления в каждом конкретном случае, приняв во внимание все факторы, которые они сочтут имеющими к этому отношение.
7. Норма об отказе в предоставлении льгот.
Вводится норма о том, что, если в результате консультаций стороны придут к мнению, что одной из главных целей создания организации-резидента было получение льгот по Соглашению, в предоставлении таких льгот будет отказано. Отметим, что согласно Протоколу данная норма будет распространяться только на компании, не зарегистрированные в Договаривающемся Государстве, то есть не будет применяться к компаниям, учрежденным на Кипре или в России. Исходя из буквального прочтения, эта норма предназначена для компаний, не зарегистрированных на Кипре, но являющихся резидентами Кипра (например, в силу места управления на Кипре). Такая практика до этого не получала значительного распространения в отношении доходов из России, поэтому можно предположить, что данное нововведение будет иметь ограниченное практическое значение.
При этом в свете недавней дискуссии относительно обложения у источника выплат по еврооблигациям в пользу специально созданных компаний, которых, согласно позиции Минфина РФ, нельзя рассматривать как фактических получателей дохода (письмо Минфина РФ от 30 декабря 2011 г. N 03-08-13/1), можно ожидать, что российские налоговые органы будут более пристально подходить к анализу вопроса о применимости льгот по Соглашению.
8. Новый критерий постоянного представительства в случае оказания услуг через физических лиц.
Уточняются критерии возникновения постоянного представительства компании для целей налогообложения в случае оказания услуг в другом Договаривающемся Государстве через физическое лицо, иное чем агент, брокер или другое лицо с независимым статусом. По новым правилам постоянное представительство возникает в случае, если услуги оказываются:
- через физическое лицо, которое находится в этом другом государстве в совокупности более 183 дней в любом двенадцатимесячном периоде, и в течение этого времени более чем 50% валового дохода от активной предпринимательской деятельности предприятия приходится на услуги, оказанные в этом другом государстве через это физическое лицо; или
- в течение в совокупности более 183 дней в любом двенадцатимесячном периоде, и эти услуги оказываются в рамках одного проекта или связанных проектов одним или несколькими физическими лицами, которые присутствуют и оказывают такие услуги в этом другом государстве.
Услуги, оказанные физическим лицом от имени одного предприятия, не будут считаться оказанными через это физическое лицо другим предприятием, если только это другое предприятие не осуществляет надзор, управление и контроль над способом оказания таких услуг этим физическим лицом.
Можно предположить, что эти правила могут потенциально использоваться российскими налоговыми органами для обоснования создания постоянного представительства в России кипрскими компаниями, фактически (по мнению контролирующих органов) управляющимися из России. Во избежание налоговых рисков данные правила будет необходимо учитывать при планировании структуры управления и деятельности кипрских холдинговых компаний, ведущих деятельность, связанную с активами в России.
9. Прочие изменения.
Среди других изменений Протокол вводит критерий места эффективного управления для налогообложения международных перевозок, а также вносит некоторые иные изменения, сближающие текст Соглашения с вышеупомянутой Модельной конвенцией ОЭСР.