Правоотношения по коллективным переговорам по заключению коллективного договора

(Бородин И. И.) ("Трудовое право", 2008, N 7) Текст документа

ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО КОЛЛЕКТИВНЫМ ПЕРЕГОВОРАМ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

И. И. БОРОДИН

Бородин И. И., кандидат юридических наук, кандидат социологических наук, доцент Института современных коммуникационных систем и технологий Международной академии бизнеса и управления.

Коллективные переговоры проводятся в рамках определенных правоотношений. Под правоотношениями, как известно, понимаются складывающиеся в систему, урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Правоотношения возникают при наступлении предусмотренных законом или иных источников права юридических фактов. Структуру правоотношения образуют субъекты (индивидуальные и коллективные), объекты (материальные и нематериальные блага), содержание - субъективные права и юридические обязанности субъектов <1>. -------------------------------- <1> Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 40 - 42.

Система правоотношений по коллективным переговорам относится к категории сложных. В ее структуре выделяются 4 подсистемы: 1) предшествующие правоотношениям по коллективным переговорам; 2) правоотношения по коллективным переговорам; 3) сопутствующие правоотношениям по коллективным переговорам; 4) следующие за правоотношениями по коллективным переговорам. В каждую подсистему входит несколько правоотношений. 1. Правоотношения, предшествующие правоотношениям по коллективным переговорам. Эта группа включает правоотношения: а) по инициированию коллективных переговоров; б) по образованию комиссии по коллективным переговорам. А. Правоотношения по инициированию коллективных переговоров. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства. Правомочию одной стороны на инициирование коллективных переговоров (путем направления письменных предложений другой стороне) соответствует корреспондирующая обязанность другой стороны вступить в такие переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанных предложений, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ч. 2 ст. 36 ТК). Основным юридическим фактом, порождающим правоотношения по инициированию коллективных переговоров (и предшествующие правоотношения в целом), является получение ответа на письменные предложения другой стороны о начале коллективных переговоров. В трудовом законодательстве ряда стран СНГ <2> есть интересные нюансы. Так, в силу ч. 1 ст. 357 ТК Республики Беларусь по соглашению сторон коллективные переговоры могут быть начаты в иной (отличный от 7-дневного) срок. Процедура разработки подобного соглашения и само соглашение как акт являются социально-партнерскими в узком смысле. При всей кажущейся прогрессивности такая норма может привести к необоснованному, но санкционированному сторонами уклонению от переговоров, например, этот срок может быть установлен в 3 - 4 месяца. Нужна ограничивающая норма, например, в такой редакции: по соглашению сторон коллективные переговоры могут быть начаты в иной (отличный от 7-дневного) срок, но не свыше одного месяца. -------------------------------- <2> См.: www. praca. by.

Б. Правоотношения по образованию комиссии по коллективным переговорам. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства. Правомочию одной стороны по образованию комиссии по коллективным переговорам (путем направления другой стороне списка представителей от своей стороны в состав указанной комиссии) соответствует корреспондирующая обязанность другой стороны определить своих представителей в состав комиссии. Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по образованию комиссии по коллективным переговорам, является решение сторон (ч. 1 ст. 35 ТК). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются сторонами (ч. 9 ст. 37 ТК). На практике указанный порядок, как правило, закрепляется положением, утвержденным представителями сторон. В частности, состав комиссии, продолжительность, место и повестка дня переговоров фиксируются в приказе руководителя организации, согласованном с представителем работников. Трудовой кодекс РФ не содержит требования подтверждения полномочий представителей сторон. Однако такого рода нормы есть, например, в трудовом законодательстве ряда стран СНГ. Так, в силу ч. 2 ст. 357 ТК Республики Беларусь, ч. 4 ст. 50 ТК Кыргызской Республики представители сторон коллективных трудовых отношений должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия. На необходимость подтверждения полномочности сторон переговоров указывается в ст. 6 Рекомендации МОТ 1981 г. N 163 "О содействии коллективным переговорам" и в ст. 24 ТК (принцип полномочности представителей сторон). Целесообразно дополнить ст. 42 ТК новой частью следующего содержания: "Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, подтверждают свои полномочия в установленном порядке". 2. Правоотношения по коллективным переговорам. Здесь можно выделить следующие группы правоотношений: а) по получению информации, необходимой для ведения коллективных переговоров; б) по разработке коллективного договора; в) по заключению коллективного договора. А. Правоотношения по получению информации, необходимой для ведения коллективных переговоров. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства. Правомочию одной стороны по получению информации (путем направления другой стороне письменного запроса) соответствует корреспондирующая обязанность другой стороны ее предоставить в течение двух недель после получения запроса (ч. 7 ст. 37 ТК). При этом сторона - получатель информации обременяется обязанностью не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной) (ч. 8 ст. 37 ТК). Эта процедура не является социально-партнерской, поскольку здесь нет соглашения сторон. Б. Правоотношения по разработке коллективного договора. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства. Стороны имеют право: а) определения сроков, места и порядка проведения коллективных переговоров (ч. 9 ст. 37 ТК); б) свободы выбора вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 37 ТК); в) определения содержания и структуры коллективного договора (ч. 1 ст. 41 ТК). Праву одной стороны внести предложения по содержанию проекта коллективного договора соответствует обязанность другой стороны рассмотреть и обсудить это предложение. При этом сторона вправе согласиться включить соответствующее предложение в проект коллективного договора либо не согласиться с ним и зафиксировать его в протоколе разногласий. По соглашению сторон проект коллективного договора может обсуждаться на собраниях (конференциях) подразделений (ч. 9 ст. 37 ТК). Процедура такого обсуждения не носит характера переговоров между сторонами. Собрание (конференция) является односторонним органом, его (ее) решения также - акт одной стороны (решения собрания (конференции) подписываются избранными председателем и секретарем, не являющимися представителями разных сторон). Поэтому эта процедура, собрание (конференция) как орган и его (ее) решения не являются социально-партнерскими. Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по разработке коллективного договора, является решение сторон об образовании комиссии по коллективным переговорам (ч. 1 ст. 35 ТК). Порядок разработки проекта коллективного договора является социально-партнерским в узком смысле. В. Правоотношения по заключению коллективного договора. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства. Стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров (ч. 2 ст. 40 ТК). Следовательно, ТК установил максимальную продолжительность коллективных переговоров в 3 месяца (в Законе РФ о коллективных договорах такой нормы не было). Такое новшество следует оценить положительно, поскольку оно позволяет четче планировать сроки проведения коллективных переговоров на всех уровнях социального партнерства и увязать их в рамках единой переговорной кампании <3>. Ее технология должна обеспечивать единые сроки, единые требования и единые действия профорганизаций <4>. -------------------------------- <3> См.: Постановление Исполкома ФНПР от 28.08.2002 N 4-3 "Об организации и проведении единой переговорной кампании" // Вести ФНПР. Июль - август 2002. N 7 - 8(121 - 122). <4> Подробнее см.: Рекомендации по применению ТК в коллективно-договорной кампании // Приложение к газете "Солидарность". 2002. N 47.

Л. П. Гурьянова считает, что 3-месячный срок коллективных переговоров, установленный ТК, может быть по договоренности сторон продлен и на все время продления переговоров указанные выше гарантии также продляются <5>. Из закона этого не вытекает, но продление таких гарантий можно предусмотреть в соответствующем соглашении сторон. -------------------------------- <5> Гурьянова Л. П. Коллективные договоры и соглашения, теория и практика заключения. М.: Академия труда и социальных отношений, 2005. С. 43.

ТК РФ не содержит норм, регулирующих процедуру подписания коллективного договора. В трудовом законодательстве ряда стран СНГ имеются интересные решения. Так, в силу ст. 369 ТК Республики Беларусь при подписании коллективного договора уполномоченными представителями сторон должна быть подписана каждая его страница. Такая норма принципиально важна, поскольку в РФ на практике встречаются случаи, когда уже после подписания в коллективный договор представители работодателя вносят изменения, не согласованные с представителями работников. Целесообразно дополнить ст. 37 ТК новой частью следующего содержания: "Порядок подписания коллективного договора устанавливается сторонами". Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по заключению коллективного договора, является решение сторон о завершении обсуждения проекта коллективного договора в комиссии по коллективным переговорам. Подписание коллективного договора является юридическим фактом, прекращающим правоотношения по заключению коллективного договора и в целом правоотношения по коллективным переговорам. По соглашению сторон проект коллективного договора может утверждаться на собрании (конференции) организации (ч. 9 ст. 37 ТК). Процедура такого обсуждения не носит характера переговоров между сторонами. Собрание (конференция) является односторонним органом, его (ее) решения также - акт одной стороны (решения собрания (конференции) подписываются избранными председателем и секретарем, не являющимися представителями разных сторон). Поэтому эта процедура, собрание (конференция) как орган и его (ее) решения не являются социально-партнерскими. 3. Правоотношения, сопутствующие правоотношениям по коллективным переговорам. Таковыми являются правоотношения по созданию условий для работы членов комиссии по коллективным переговорам и правоотношения по инициированию коллективного трудового спора, возникшего в связи с коллективными переговорами (ст. 38 ТК). Правоотношения по созданию условий для работы членов комиссии по коллективным переговорам включают следующие правоотношения: а) по освобождению от работы членов комиссии по коллективным переговорам; б) по компенсации затрат на коллективные переговоры; в) по осуществлению гарантий представителям работников, участвующих в коллективных переговорах. А. Правоотношения по освобождению от работы членов комиссии по коллективным переговорам. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства. Правомочию каждой из сторон на освобождение от работы членов комиссии на время переговоров (не более трех месяцев) соответствует корреспондирующая обязанность работодателя издать приказ о таком освобождении (ч. 1 ст. 39 ТК). Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по освобождению от работы членов комиссии по коллективным переговорам, является решение сторон об образовании комиссии по коллективным переговорам (ч. 1 ст. 35 ТК), которое определяло персональный состав комиссии. Б. Правоотношения по компенсации затрат на коллективные переговоры. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства. Правомочию каждой из сторон на компенсацию затрат на коллективные переговоры соответствует корреспондирующая обязанность обеих сторон либо одной из них - работодателя компенсировать такие затраты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением (ч. 2 ст. 39 ТК). Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по компенсации затрат на коллективные переговоры, является установление законодательством или сторонами порядка компенсации таких затрат (ч. 2 ст. 39 ТК). В. Правоотношения по осуществлению гарантий представителям работников, участвующих в коллективных переговорах. Правомочию представителей работников в коллективных переговорах с работодателем по осуществлению гарантий соответствует корреспондирующая обязанность работодателя обеспечить следующего правовую защиту указанных представителей работников: в период ведения переговоров они не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ч. 3 ст. 39 ТК). Указанные гарантии направлены на обеспечение непрерывности коллективных переговоров, поскольку позволяют стабилизировать состав комиссии по переговорам и защитить ее членов от неправомерных действий работодателя (его представителей). Целесообразно распространить нормы ч. 3 ст. 39 ТК на весь период действия коллективного договора, в подготовке и заключении которого участвовали представители работников. И. О. Снигирева отмечает, что из приведенных выше гарантий исключен запрет на перемещение указанных представителей работников без согласия уполномочившего их органа (такой запрет предусматривался ст. 9 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" <6>), и предлагает такой запрет включать в коллективный договор, поскольку эта норма повышает гарантии представителей работников в коллективных переговорах по сравнению с законодательством (ст. 39 ТК) <7>. -------------------------------- <6> Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" признан утратившим силу. <7> Снигирева И. О. Трудовой кодекс Российской Федерации с комментариями // Научный центр профсоюзов. 2002. С. 233 - 234.

Данное предложение следует поддержать с тем, чтобы включить эту норму в ст. 39 ТК в следующей редакции: "Запрещается перемещение представителей работников, участвующих в коллективных переговорах, без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство". Г. Правоотношения по инициированию коллективного трудового спора, возникшего в связи с коллективными переговорами. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства. Правомочию представителей работников по инициированию коллективного трудового спора, возникшего в связи с коллективными переговорами, соответствует совокупность корреспондирующих обязанностей работодателя по участию в рассмотрении и разрешении этого спора (см. гл. 61 ТК). Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по инициированию коллективного трудового спора, возникшего в связи с коллективными переговорами, является составление протокола разногласий сторон, возникших в ходе коллективных переговоров (ст. 38 ТК). 4. Правоотношения, следующие за правоотношениями по коллективным переговорам. Это правоотношения: по направлению коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду; по контролю выполнения коллективного договора. Правоотношения по направлению коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Субъектами правоотношения являются представитель работодателя и соответствующий орган по труду. Направление коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (в течение семи дней) является обязанностью представителя работодателя (ч. 1 ст. 50 ТК). Эта процедура не является социально-партнерской, т. к. в ней не участвуют представители работников. Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по направлению коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, является подписание сторонами коллективного договора (ч. 2 ст. 40 ТК). ТК не предусматривает ответственности представителя работодателя за уклонение от направления коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Целесообразно дополнить ст. 54 ТК новой частью следующего содержания: "Представитель работодателя, уклоняющийся от направления коллективного договора на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, подвергается штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом". Правоотношения по контролю выполнения коллективного договора. Их можно разделить на следующие группы: а) рассмотрение вопроса о выполнении коллективного договора на заседании паритетной комиссии сторон; б) отчет сторон о выполнении коллективного договора на собрании (конференции) работников; в) отчет руководителя организации на заседании профкома; г) контроль выполнения коллективного договора профсоюзными инспекторами труда; д) контроль выполнения коллективного договора местными органами по труду. В. И. Миронов справедливо отмечает, что контроль выполнения коллективного договора начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду <8>, однако эта процедура не является социально-партнерской, поскольку стороны в ней не участвуют. -------------------------------- <8> Миронов В. И. Трудовое право России. Учебник. М.: ООО "Журнал "Управление персоналом", 2005. С. 255.

Социально-партнерскими видами контроля (они обычно предусматриваются в коллективном договоре) являются: а) рассмотрение вопроса о выполнения коллективного договора на заседании паритетной комиссии сторон. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства, их представители (ч. 1 ст. 51 ТК). Правомочию одной стороны по образованию комиссии по контролю коллективного договора (путем направления другой стороне списка представителей от своей стороны в состав указанной комиссии) соответствует корреспондирующая обязанность другой стороны определить своих представителей в состав комиссии (по аналогии с процедурой формирования комиссии по коллективным переговорам). Эта комиссия создается из равного числа представителей сторон и оформляется решением работодателя, согласованным с представителем работников. Это может быть комиссия по коллективным переговорам, однако после подписания коллективного договора она утрачивает свои полномочия и для выполнения новых функций ее состав должен быть утвержден совместным решением сторон. Комиссия может проверять выполнение коллективного договора в целом или отдельных его положений (например, раздела об оплате труда). Решение комиссии принимается консенсусом сторон, оформляется протоколом и подписывается представителями обеих сторон. При осуществлении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ч. 2 ст. 51 ТК). Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по осуществлению этого вида контроля, является подписание сторонами коллективного договора (ч. 2 ст. 40 ТК) и решение сторон о формировании комиссии (ч. 1 ст. 35 ТК); б) отчет сторон о выполнении коллективного договора на собрании (конференции) работников. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства, собрание (конференция) работников. Права и обязанности субъектов обычно предусматриваются в локальном нормативном акте - Положении о порядке проведения конференции работников, разработанном сторонами и подписанном их представителями. Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по отчету сторон о выполнении коллективного договора на собрании (конференции) работников, является соответствующее положение коллективного договора или совместное решение сторон о проведении собрания (конференции) с данной повесткой дня. В трудовом законодательстве ряда стран СНГ имеются некоторые особенности. Например, в силу ч. 2 ст. 34 ТК Республики Азербайджан в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в год стороны обязаны отчитаться перед трудовым коллективом о выполнении коллективного договора. Подобная норма была в ст. 17 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" <9>: стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации; -------------------------------- <9> Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" признан утратившим силу.

в) отчет руководителя организации (индивидуального предпринимателя) на заседании профкома. Субъектами правоотношения являются стороны социального партнерства в лице их представителей (работников - профком, если он объединяет большинство из них). Права и обязанности субъектов обычно предусматриваются в коллективном договоре. Основополагающим юридическим фактом, порождающим правоотношения по отчету работодателя (его представителя) о выполнении коллективного договора на заседании профкома, является соответствующее положение коллективного договора или совместное решение сторон о проведении заседания профкома с данной повесткой дня. Отчитывается только одна сторона (работодатель), орган контроля - профком представляет интересы другой стороны (работников), и, соответственно, его решение по этому вопросу также является односторонним актом. Следующие виды контроля коллективного договора не являются социально-партнерскими: г) контроль выполнения коллективного договора профсоюзными инспекторами труда (ч. 1 - 5 ст. 370 ТК). Профсоюзная инспекция труда представляет интересы только одной стороны - работника, и, соответственно, ее решение по этому вопросу также является односторонним (не социально-партнерским) актом; д) контроль выполнения коллективного договора соответствующими органами по труду (ч. 1 ст. 51 ТК). Контроль осуществляет орган местного самоуправления, а стороны коллективного договора в этой процедуре не участвуют (они выполняют обеспечивающие функции - представляют органу по труду информацию, необходимую для контроля: коллективный договор и другие документы).

Название документа