О мерах по поддержке предпринимательства и снижению административных барьеров для бизнеса
(Соловьев И. Н.)
("Административное право и процесс", 2013, N 9)
Текст документа
О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СНИЖЕНИЮ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ БИЗНЕСА
И. Н. СОЛОВЬЕВ
Соловьев Иван Николаевич, заслуженный юрист Российской Федерации, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции, доктор юридических наук, профессор.
В статье рассмотрены предпринимаемые государством меры по поддержке предпринимательства, снижению административных барьеров, поднимается вопрос о важности создания объективной системы оценки процессов влияния государственных институтов на предпринимательскую деятельность, подчеркивается важность информирования и пропаганды предпринимаемых мер по поддержке бизнеса и снижению административных барьеров.
Ключевые слова: снижение административных барьеров, инициативы общественных организаций, разработка ряда мер, направленных на защиту предпринимателей, создание условий для успешного бизнеса.
About measures for support of entrepreneurship and reduction of administrative barriers for business
I. N. Solovyov
Measures undertaken by the state to support entrepreneurship and to reduce administrative barriers are regarded in article, the issues about importance of creating objective system of an evaluation of influence processes of influence of the state institutes on business activity is raised, importance of informing and promotion of undertaken measures for business support and for administrative barriers reduction is emphasized.
Key words: reduction of administrative barriers, initiatives of public organizations, variety of the measures development directed to entrepreneurs protection, creation of conditions for successful business.
Дух предпринимательства и личная инициатива - ключевые факторы роста экономики. Излишнее вмешательство государства в экономику уничтожает инициативу и личную ответственность. Единственная задача государства - создавать условия для успешного бизнеса. Эти установки бывшего премьер-министра Великобритании М. Тэтчер стали актуальными сегодня и в нашей стране.
В ежегодном послании парламенту Президент Российской Федерации определил необходимость налаживания планомерной работы по упорядочению законодательства, при этом раз и навсегда отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике, исключить из системы права все зацепки, которые позволяют превращать хозяйственный спор в сведение счетов при помощи заказных уголовных дел.
Такая установка подразумевает разработку ряда мер, направленных на защиту предпринимателей. В широком смысле защита предпринимателей - это комплекс мер, реализуемых институтами государства, самими предпринимателями, а также иными участниками общественных отношений в данной сфере, направленных на реализацию прав и соблюдение законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Результаты такой защиты напрямую связаны с уровнем предпринимательского и инвестиционного климата, перспективами дальнейшего развития бизнеса всех масштабов и уровней, общей динамикой социально-экономического развития нашей страны, ее оценками в мире.
А они, надо сказать, не всегда являются оптимистичными. Так, согласно исследованию Economist Intelligence Unit, проводившемуся на основе опроса 730 инвесторов по всему миру, Россия оказалась на предпоследнем месте среди рынков, наиболее привлекательных для инвестиций в 2013 г. (нашей стране удалось опередить группу стран Персидского залива). Лишь 12% респондентов сочли Россию хорошим местом для вложения средств в свете потенциального роста стоимости активов.
В то же время Российский союз промышленников и предпринимателей и Fleishman-Hillard Vanguard провели ежегодное исследование "Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России", по итогам которого 44% представителей международных компаний, работающих в Российской Федерации, отметили в 2012 г. улучшение динамики предпринимательского климата в стране.
Среди проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, были названы: значительные административные барьеры (50%), коррупция (42%) и неразвитость инфраструктуры (37%). В качестве приоритетных мер, способных стимулировать ведение бизнеса на основе принципов социальной ответственности, 52% опрошенных видят налоговое стимулирование, прозрачность принятия решений органами власти (48%), а также преодоление практики избыточного регулирования и устранение административного давления (40%).
Менее оптимистичны наши сограждане. Ежегодный национальный отчет "Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2012", подготовленный экспертами Babson College (США), London Business School и Санкт-Петербургского госуниверситета, свидетельствует о том, что лишь 2% россиян хотят открыть бизнес (это последнее место в мире, т. к. в других странах каждый четвертый житель хочет развивать именно свое предприятие). При этом собственный бизнес имеют лишь 4,3% населения, что говорит о том, что основным профессиональным звеном у нас являются наемные работники. Останавливают россиян уже отчасти перечисленные нами выше проблемы: административные барьеры, нехватка инвестиций, высокие налоги, недостаток грантов и субсидий, а также низкая выживаемость бизнеса (лишь каждая третья из ныне действующих российских компаний проработала на рынке больше 3,5 лет, в то время как в развитых странах их более половины).
Таким образом, становится понятно, что все проблемы и чаяния предпринимателей на сегодняшний день до конца не решены. Остаются вопросы и к налоговой системе, и к административной. Однако следует признать, что и сделано за последнее время было немало.
Сегодня, на мой взгляд, вполне уместно говорить о качественном поступательном движении, и в первую очередь в сфере настройки налоговой системы, ее понятности, транспарентности, возможности открытого и доброжелательного диалога с предпринимателями. Либерализировано уголовное законодательство, сняты многие административные барьеры, принят ряд мер в процессуальной сфере - исключена возможность брать под стражу по экономическим составам, уголовное преследование подлежит прекращению в случае возмещения вреда и т. д. Реформированы органы внутренних дел, исключены их внепроцессуальные полномочия, наведен порядок в сфере проверочной деятельности государственных контролирующих и надзорных органов, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" создан институт уполномоченных по защите прав предпринимателей, в первом чтении принят соответствующий федеральный закон, предусматривающий широкий набор их полномочий, сокращаются избыточные полномочия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся их влияния на условия ведения предпринимательской деятельности, разрабатываются региональные инвестиционные стратегии и инвестиционные декларации регионов. И это далеко не все. Так что сегодня заложены основы для весьма позитивного вектора дальнейшего развития.
Однако отсутствие одного весьма важного компонента не позволяет давать объективные оценки происходящим положительным изменениям. Я имею в виду надлежащее информирование или, если уместно так сказать, пропаганду предпринимаемых мер по поддержке бизнеса и снижению административных барьеров. С учетом рыночного характера отечественной экономики подразумевается, что предпринимательская деятельность всячески поощряется, поддерживается и оберегается государством. Однако у всех на слуху либо растиражированные негативные примеры из судебной или правоприменительной практики, либо инициативы, направленные на ужесточение тех или иных правовых норм.
В связи с этим хотел бы остановиться на ряде появившихся в последнее время инициатив и поручений, способных оказать позитивное влияние на уровень поддержки предпринимательства и защиту его прав и законных интересов.
Решением Совета Государственной Думы от 21 марта 2013 г. на срок ее полномочий образована Межфракционная группа по защите прав предпринимателей в Российской Федерации в составе 37 депутатов Госдумы, представляющих все фракции нижней палаты парламента. Целью образования рабочей группы является совместная работа депутатов по подготовке согласованных предложений по совершенствованию законодательства, направленных на защиту прав предпринимателей в Российской Федерации. К работе группы могут привлекаться эксперты и специалисты - представители федеральных органов государственной власти, общественных объединений, научных и иных организаций.
По итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 27 декабря 2012 г., Президентом Российской Федерации был дан ряд поручений, в частности, Правительству Российской Федерации - представить предложения об отмене избыточных полномочий территориальных органов исполнительной власти в части, касающейся их влияния на условия ведения предпринимательской деятельности; Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - создать общественный совет с участием представителей общероссийских объединений предпринимателей; силовому блоку - обеспечить информационное взаимодействие с общероссийскими объединениями предпринимателей в целях установления фактов и предотвращения посягательств коррупционной направленности в отношении предпринимателей; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - создать совет по улучшению инвестиционного климата при руководителе субъекта, оказать содействие Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в создании общественных приемных.
Выполнить поручение Президента по налаживанию взаимодействия правоохранителей с общероссийскими объединениями предпринимателей должно помочь созданное 24 мая 2012 г. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Основными направлениями его деятельности являются: оперативное выявление фактов нарушения прав предпринимателей и проведение по ним соответствующих проверок, осуществление надзора за соблюдением законности при исполнении органами власти контрольно-надзорных и разрешительных полномочий, мониторинг действующей нормативной правовой базы на наличие незаконных норм, препятствующих реализации предпринимательской деятельности и инвестиционных проектов, анализ практики исполнения законов о соблюдении прав субъектов предпринимательства.
Наряду с этим создана и действует рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при Президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, на заседаниях которой обсуждаются актуальные как для предпринимателей, так и для государства вопросы, например о внедрении Антикоррупционной хартии российского бизнеса, создании системы мотиваций присоединения к ней представителей бизнес-сообщества, информационно-пропагандистском освещении продвижения Хартии, создании механизмов защиты заявителей о фактах коррупции и т. д.
Также считаю возможным уделить внимание и некоторым инициативам общественных организаций. Так, в марте 2013 г. в Москве состоялся съезд Общероссийской общественной организации "Российский союз налогоплательщиков". В итоговом документе съезда было отмечено, что в общественном сознании происходят изменения, свидетельствующие о повышении уровня налоговой культуры, правового сознания и социальной ответственности как граждан, так и предпринимательских структур. При этом значительное внимание было уделено процессам формирования системы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, в т. ч. в части противодействия коррупции. Отмечено, что данные процессы неразрывно связаны с реализацией конституционного права получать объективную, достоверную информацию о расходовании средств государственного бюджета. Прозвучало предложение развернуть разъяснительную работу по повышению налоговой культуры граждан, особое внимание при этом уделяя предпринимателям и молодежи, создать систему воспитания налоговой грамотности, в т. ч. через механизмы учреждений среднего образования, введения отдельного предмета по основам налоговых знаний.
Подведены итоги годовой работы "Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса", который играет важную роль в вопросах мониторинга мероприятий "дорожных карт" Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в нашей стране, он зарекомендовал себя как одно из ключевых объединений предпринимателей, осуществляющих эффективную деятельность в сфере объединения деловых кругов, защиты интересов бизнесменов и формирования благоприятного делового климата.
Кроме того, деятельность по снижению административных барьеров во многом состоит из мер законодательного характера. К таковым можно отнести проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах)", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Заявленная цель проекта, разработанного в недрах Минэкономразвития, - снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации.
Сокращение сроков регистрационных процедур при учреждении юридического лица и регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя имеет большое значение в условиях развития инновационной экономики и проведения в большинстве стран реформ, направленных на упрощение процедур начала бизнеса и переход к регистрации преимущественно в электронном виде.
Законопроектом предусмотрено сокращение сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах (с пяти до трех дней), а также обмена информацией между регистрирующим органом и государственными внебюджетными фондами. Кроме того, предпринимателю предоставляется возможность получить такую информацию в электронном виде по адресу электронной почты, указанному при представлении документов в регистрирующий орган. При этом у предпринимателя сохраняется возможность получить бумажный экземпляр документов, подтверждающих факт регистрации, по соответствующему письменному заявлению.
Одновременно с изменениями, касающимися сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, законопроектом предлагается сокращение сроков снятия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с регистрационного учета в государственных внебюджетных фондах.
Кроме того, законопроектом предусмотрены изменения в ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) в части допущения исключений из общего пятидневного срока для государственной регистрации. Это касается положений п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, в которой прямо указано, что регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Данное изменение направлено на снятие противоречий между статьями Закона о государственной регистрации.
Уверен, что своевременное и максимально полное освещение мер по развитию, поддержке и защите предпринимателей, снижению административных барьеров поможет созданию благоприятного информационного фона для такой деятельности, выстраиванию моста доверия между государством и бизнесом.
Название документа