Правовое регулирование норм труда в советский период: 1917 - 1941 гг
(Редикульцева Е. Н.) ("Социальное и пенсионное право", 2008, N 2) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМ ТРУДА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: 1917 - 1941 ГГ.
Е. Н. РЕДИКУЛЬЦЕВА
Редикульцева Е. Н., старший преподаватель ВятГГУ.
Советский период развития трудового законодательства оказал значительное влияние на формирование института нормирования труда. Большинство положений, разработанных в данный период, сохранились и до настоящего времени, но в несколько ином содержании, приспособленном к современным условиям. В 1917 году нормы выработки устанавливались тарифными договорами. Например, Тарифным договором, заключенным 15 декабря 1917 года, между правлением Московского металлического завода (бывший Гужок) и Центральным правлением союза металлистов Москвы и окрестностей; Тарифным договором, заключенным в январе 1918 года, между текстильщиками и предприятиями Иваново-Вознесенского и Московского районов. Принцип нормирования труда, реализованный в тарифных договорах посредством признания обязательности для рабочих определенных норм выработки, был направлен на решение вопроса оплаты труда. В тарифных договорах указывалось: "получая определенную гарантию заработка, рабочий обязан, соответственно, гарантировать, определенное количество работы в форме точно определенной нормы выработки" <1>. Обязательство вырабатывать норму имело силу для рабочих только при наличии нормальных технических условий труда. За невыполнение норм устанавливались меры воздействия в отношении "нерадивых и недисциплинированных рабочих, лодырей" <2>. В случае невыработки рабочему выплачивалось 2/3 ставки, "в случае явного нерадения или намеренной медлительности в работе рабочий переводился на работу в низшую группу и даже мог быть уволен" <3>. -------------------------------- <1> Астапович З. А. Первые мероприятия советской власти в области труда. М., 1958. С. 47. <2> Там же. С. 47. <3> Экономическая политика СССР. Т. 1. С. 65.
Тарифные договоры разрабатывались профсоюзами, иногда с участием рабочих и местных органов власти. Так, рабочие Коломенского завода составили Тарифный договор, который заводоуправление не утвердило, тогда Коломенский ВРК в ноябре 1917 года издал приказ: "Рабочим и служащим Коломенских заводов Коломенский военно-революционный комитет предписывает: считать предложенный рабочими договор принятым". Рабочим вменялось в обязанность точно проводить договор в жизнь на местах, для чего осуществлять контроль со стороны цеховых комитетов над деятельностью каждой мастерской <4>. -------------------------------- <4> ЦГАОР. Ф. 7952. Оп. 3. Д. 49. Л. 112 - 116.
Следует отметить, что тарифные договоры вводились не только на локальном уровне, но и окружном (например, Богословского и Невьянского горных округов Урала), областном (например, Новгородской губернии, Уральской области), межобластном (Поволжье). Особо были распространены отраслевые тарифные договоры (например, металлической промышленности Петроградского союза металлистов, Тариф рабочих и служащих в пищевом производстве) <5>. -------------------------------- <5> См.: Астапович З. А. Указ. соч. С. 48 - 49; Вестник металлиста. 1918. N 3. С. 42, 75; Вестник Народного комиссариата труда. 1918. N 2 - 3. С. 35, 36.
Основной задачей Советской России в 1918 году являлось повышение производительности и дисциплины труда, в основу чего было положено указание В. И. Ленина о необходимости строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления <6>. Стимулом повышения производительности являлось премирование рабочих за перевыполнение норм труда и введение сдельной оплаты труда. С этой же целью была проведена большая работа в области регулирования норм труда. Было принято решение ВЦСПС от 2 апреля 1918 года об установлении строгой тарифной дисциплины <7>: "за определенную гарантированную зарплату должна быть гарантирована установленная твердая норма производительности" <8>. Были созданы при профсоюзах специальные бюро нормирования, впоследствии названные технико-нормировочными бюро, которые изначально устанавливали нормы выработки для каждого цеха и категории рабочих, а затем стали устанавливать примерные нормы выработки для наиболее типичных операций, выполняемых рабочими каждой профессии. В результате уже в 1918 г. применялись типовые нормы, служившие ориентиром при определении уровней производительности труда всех работников. Нормы производительности (нормы выработки) определялись на основе строжайшего учета оборудования, рабочей силы, топлива и сырья. -------------------------------- <6> См.: Нормирование труда: Учебник / Под ред. Б. М. Генкина. М.: Экономика, 1985. С. 261. <7> ЦГАОР. Ф. 382. ОП. 16. Д. 542. Л. 23. <8> Астапович З. А. Первые мероприятия советской власти в области труда. М., 1958. С. 47.
КЗоТ 1918 г. не содержал положений о нормах труда. Он определял, что условия труда, в том числе нормирование труда, регламентируются тарифными положениями, утвержденными центральной советской властью в лице Народного комиссариата труда (ст. 7). Условия труда, нормы выработки на практике регулировались декретами ВЦИК и СНК, актами НКТ и односторонними тарифными положениями, вырабатываемыми профсоюзами и утверждаемыми НКТ. В 1919 - 1920 годах обстановка, созданная войной, препятствовала нормальному осуществлению только что принятого трудового законодательства, в частности Кодекса 1918 г., поэтому регулирование норм труда в основном осуществлялось в рамках специального законодательства: Общего нормального положения о тарифе от 02.05.1919 <9>; Общего положения о тарифах от 17.06.1920 <10>, которое усилило роль профсоюзов, наделив их широкими полномочиями. Местные и центральные комитеты профсоюзов решали вопросы производственной жизни предприятий, в том числе регулировали нормы выработки <11>. -------------------------------- <9> Тарифный бюллетень НКТ СССР. 1919. Вып. 7. <10> СУ РСФСР. 1920. N 61 - 62. Ст. 276. <11> См.: Волкова О. Н. История развития советского трудового законодательства. М., 1986. С. 10.
Таким образом, к 1920 году были законодательно закреплены основные принципы регулирования норм труда: "общегосударственный подход, обоснованность, динамичность, дифференциация норм по организационно-техническим условиям и условиям труда, участие трудящихся в установлении и пересмотре норм" <12>. -------------------------------- <12> Нормирование труда: Учебник / Под ред. Б. М. Генкина. М.: Экономика, 1985. С. 262.
Следующим этапом развития трудового законодательства о нормах труда явилось принятие КЗоТа 1922 года, который содержал отдельную главу, посвященную регулированию норм труда, - главу VII "О нормах выработки". По существу, правовое регулирование норм труда не изменилось. Большинство действующих норм выработки разрабатывалось децентрализованно, т. е. непосредственно на предприятиях, на основе утвержденных вышестоящими органами нормативов по отдельным отраслям производств с учетом конкретных особенностей выполняемых работ, имеющихся различий в производственных условиях, в техническом оснащении и т. п. Однако "известное число норм, в основном на однородные работы, встречающиеся в большинстве отраслей производства или на многих предприятиях, разрабатываются в централизованном порядке в виде общесоюзных, межотраслевых (общепромышленных) и отраслевых норм выработки" <13>. Общесоюзные нормы устанавливались непосредственно правительством или по его поручению соответствующими центральными государственными органами. Например, Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, утвержденные Госкомитетами Совета Министров СССР по делам строительства и по вопросам труда и заработной платы по согласованию с ВЦСПС в 1960 г. Межотраслевые (общепромышленные) нормы утверждались Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, в соответствии с Положением о работе Комитета, предусматривавшим его обязанность рассматривать и утверждать единые межотраслевые нормы выработки, разработанные министерствами и согласованные с ВЦСПС <14>. Единые отраслевые нормы выработки первоначально утверждались начальниками главных управлений министров по согласованию с ВЦСПС <15>, в дальнейшем это право перешло к начальникам управлений совнархозов, которые утверждали нормы по согласованию с ЦК профсоюзов. Допускалось изменение указанных видов норм с учетом конкретных особенностей работы на производстве лишь в сторону увеличения. Они являлись "обязательным минимумом, ниже которого нормы на соответствующие работы не могут быть установлены" <16>. -------------------------------- <13> Каринский С. С. Правовое регулирование заработной платы. М., 1963. С. 154. <14> См.: Там же. С. 155. <15> См.: п. "е" ст. 52 Постановления Совета Министров СССР от 11.04.1953 "О расширении прав министров СССР"; Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Т. 4. М., 1958. С. 15. <16> Лившиц В. О некоторых вопросах пересмотра норм выработки // Социалистический труд. 1958. N 8. С. 77.
В 1933 г. Совет Труда и Обороны установил, что в целях повышения производительности труда нормы труда должны пересматриваться в плановом порядке. Поскольку пересмотр проводился в отраслях без плана, без единых методических указаний, возникало много конфликтных ситуаций, ошибок. Только в 1937 г. ведущие наркоматы стали устанавливать задания в централизованном порядке. Тем самым было положено начало плановому единовременному пересмотру норм <17>. Такой порядок пересмотра норм просуществовал до 1957 года. В 1957 году Совет Министров СССР данный порядок отменил. Теперь работа по пересмотру норм выработки и замене их новыми должна вестись систематически по мере внедрения в производство технических, хозяйственных и организационных мероприятий, обеспечивающих снижение трудоемкости изделий и повышение производительности труда <18>. "Для достижения этой цели на предприятиях должны ежегодно разрабатываться календарные планы замены норм" <19>. Однако установление нового порядка пересмотра норм не повлекло за собой ожидаемых результатов. На многих предприятиях нормы не пересматривались в течение многих лет и даже в тех случаях, когда на них проводились те или иные мероприятия, повышающие производительность труда <20>. Это послужило основанием принятия в мае 1973 г. Постановления СМ СССР "О мерах по улучшению нормирования труда" <21>, которое сроков пересмотра не определило, но расширило перечень оснований для пересмотра норм труда. Вопрос о сроках был решен в Постановлении СМ СССР и ВЦСПС от 06.06.1985 "О мерах по улучшению нормирования труда в народном хозяйстве" <22>, которое установило предельный срок действия норм труда. Теперь нормы должны были пересматриваться по истечении срока их действия, который мог устанавливаться на срок не более пяти лет. -------------------------------- <17> См.: Нормирование труда: Учебник / Под ред. Б. М. Генкина. М.: Экономика, 1985. С. 264. <18> См.: Зайкин А. Д. Правовое регулирование заработной платы в СССР. М., 1961. С. 22. <19> Аваков М. М., Глозман В. А. Справочник по трудовому законодательству. Минск, 1966. С. 177. <20> См.: Советское трудовое право: проблемы использования трудовых ресурсов. М.: Наука, 1990. С. 150 - 151. <21> Свод законов СССР. Т. 2. С. 272. <22> СП СССР. 1985. N 18. Ст. 86.
Для введения новых и пересмотренных норм администрация должна была получить согласие ФЗМК, а также предупредить о введении новых норм работников за 2 недели, в течение которых все расчеты производились исходя из прежних норм <23>. -------------------------------- <23> Астрахан Е., Никитский В., Ставцева А. Трудовое право: Пособие для судей. М., 1967. С. 83.
Для выполнения норм труда администрация была обязана обеспечить нормальные условия работы, под которыми понималось: а) исправное состояние машин, станков, приспособлений; б) своевременная подача материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы; в) надлежащее качество материалов и инструментов; г) надлежащее гигиеническое и санитарное оборудование помещения, где производится работа. Анализ юридического состава условий показывает, что два последних требования сформулированы менее определенно. Если работник не выполнял не по своей вине установленные нормы выработки в нормальных условиях работы, то он получал заработную плату соответственно количеству исполненной им работы, но не менее 2/3 тарифной ставки. В случае виновного невыполнения норм оплата производилась по количеству и качеству выработанной им продукции без обеспечения работнику какого-либо минимального заработка (статьи 57 и 73 КЗоТ РСФСР). В случае систематического невыполнения норм выработки по причине недостаточной квалификации работника или вследствие его недисциплинированности работника с его согласия могли перевести на другую, менее квалифицированную работу или уволить. Таким образом, определение норм выработки имело первостепенное значение для установления оплаты труда. В данный период происходило расширение сферы правового регулирования норм труда, совершенствовались методы и организация их пересмотра, уточнялись системы и формы поощрения к выполнению норм труда. Разработка норм труда велась планомерно с учетом многообразия конкретных условий на базе широких научных исследований. Все рекомендуемые к внедрению нормы труда, устанавливаемые в централизованном порядке, и межотраслевые нормативы подвергались проверке на предмет их всесторонней научной обоснованности. Для регулирования норм труда было характерно, что "нормы труда вводятся в определенном государством порядке и в разработке их отмечаются те же черты, что и в нормировании продолжительности рабочего времени: планомерность и углубленная научная обоснованность" <24>, характерная для законодательства советского периода. -------------------------------- <24> Муксинова Л. А. Проблемы регулирования рабочего времени в СССР. М.: Юрид. лит., 1969. С. 161.
Однако в регулировании норм труда оставались пробелы. 1. Отсутствовал единый общеобязательный акт, регулирующий сроки предупреждения о введении новых норм. Такие сроки предусматривались, как правило, в коллективных договорах. Лишь в отношении некоторых отраслей народного хозяйства постановлениями определялся двухнедельный срок предупреждения, однако он представляется достаточно кратким. 2. Отсутствовал порядок разрешения споров при установлении норм выработки.
Название документа