Что день грядущий нам готовит? К вопросу о пересмотре традиционных трудоправовых ценностей в связи с вступлением России в ВТО

(Головина С. Ю.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2013, N 3) Текст документа

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ? К ВОПРОСУ О ПЕРЕСМОТРЕ ТРАДИЦИОННЫХ ТРУДОПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ РОССИИ В ВТО <*>

С. Ю. ГОЛОВИНА

Головина Светлана Юрьевна, заведующая кафедрой трудового права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена проблематике модернизации трудового законодательства в связи с присоединением России к ВТО.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО), трудовое законодательство, рынок труда, модернизация трудового законодательства, защита трудящихся в условиях глобализации.

Article is devoted to problems of upgrading of the labor law in connection with accession to the WTO.

Key words: The World Trade Organization (WTO), the labor law, labor market, upgrade of the labor law, protection of working people in the conditions of globalization.

После 18-летних переговоров об условиях присоединения ко Всемирной торговой организации 22 августа 2012 г. Россия официально стала ее 156-м членом. Оценивая сложившуюся ситуацию после вступления в ВТО, экономисты делают самые разные прогнозы, но большинство из них весьма пессимистично оценивают грядущие перемены, которые ожидают российский рынок труда в ближайшее время. Прежде всего прогнозируется, что из-за неконкурентоспособности будут закрываться убыточные российские предприятия, соответственно последует сокращение рабочих мест и резкий рост безработицы, особенно в таких отраслях, как животноводство, сельхозмашиностроение, автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность, а также в регионах со слабо диверсифицированной экономикой, например в моногородах. В свою очередь, рост безработицы может привести к ухудшению условий найма, снижению заработной платы работников, понижению уровня гарантий, например, таких, как стабильность трудового договора. Во-вторых, принципы свободной торговли призваны обеспечить не только движение капиталов, но и рабочей силы. Прогнозируется повышение мобильности трудовых ресурсов как одно из последствий вступления в ВТО, причем речь идет не только и не столько об усилении миграционных потоков в Россию (хотя и здесь существует опасность замещения рабочих мест за счет низкоквалифицированных мигрантов), сколько об увеличении оттока квалифицированной рабочей силы из России в страны ВТО. Процесс реструктуризации отраслей промышленности, начатый в России с перестройкой, еще далек от завершения, и по-прежнему характерными чертами российской экономики являются низкая производительность труда и невысокая заработная плата. К этому добавляется рост масштабов неформальной занятости, а также повсеместное распространение таких "рыночных" способов найма персонала, как аутсорсинг, аутстаффинг и "заемный труд". В условиях глобализации и ужесточения конкуренции работодатели вновь и вновь поднимают вопрос о пересмотре базовых ценностей трудового законодательства, отмене норм, ограничивающих их свободу действовать в своих экономических интересах. Выступая 11 декабря 2012 г. на Конференции по вопросам достойного труда, глава РСПП А. Н. Шохин подчеркнул, что "модернизация Трудового кодекса - это приближение к европейским стандартам трудовых отношений" <1>. -------------------------------- <1> Сайт РСПП. URL: http://рспп. рф/news/view/2379.

Безусловно, вхождение России в ВТО потребует серьезной адаптации и российской экономики, и законодательства к новому уровню конкуренции, к более высокой степени открытости национального рынка труда. Недаром Президент России Владимир Путин в ходе заседания Совета Безопасности 21 ноября 2012 г. указал на необходимость выработки мер по обеспечению национальной безопасности и, в частности, дал поручение: "Минтруду, ведомствам экономического блока следует провести комплексный анализ последствий присоединения России к ВТО для отечественного рынка труда и уже в ближайшие месяцы представить конкретные предложения о снижении негативных эффектов" <2>. -------------------------------- <2> Сайт Президента России. URL: http://президент. рф.

Следует заметить, что проблемами защиты трудящихся в условиях глобализации на протяжении многих лет занимается Международная организация труда (МОТ). Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 г. - Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии) оказывает поддержку трехсторонним партнерам по своим направлениям: включение вопроса расширения занятости в качестве одной из ключевых задач общенациональной экономической и социальной политики; разработка политики и программ, направленных на повышение уровня квалификации работников и расширение возможностей занятости для трудовых ресурсов страны; содействие созданию новых рабочих мест путем развития предпринимательства. По сути, это и есть основные меры, направленные на снижение последствий глобальной экономики для отдельных стран. Поэтому одним из направлений государственного воздействия на процессы деформации рынка труда является следование выработанным мировой практикой трудовым стандартам. Важным вопросом сотрудничества России с МОТ является дальнейшая ратификация Конвенций, которые пока не приняты российской стороной. В сфере обеспечения занятости существует несколько конвенций МОТ: Конвенция 1948 г. об организации службы занятости (N 88), Конвенция 1964 г. о политике в области занятости (N 122), Конвенция 1975 г. о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (N 142), Конвенция 1983 г. о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (N 159), Конвенция 1997 г. о частных агентствах занятости (N 181). Российской Федерацией ратифицированы Конвенции N 122, N 142 и N 159. В целях смягчения последствий безработицы предстоит совершенствование законодательства в сфере занятости, пересмотр некоторых норм Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в направлении совершенствования инструментов поддержки и материальных гарантий граждан на случай потери работы или неполной занятости. В рамках Конференции по достойному труду, которая состоялась в декабре 2012 г. в Москве, была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013 - 2016 гг., основной целью которой является содействие дальнейшему развитию социально-трудовых отношений в Российской Федерации в направлении достижения достойного труда путем концентрации усилий в таких областях, как расширение занятости и создание качественных рабочих мест, социальная защита, оплата и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, социальный диалог. В России на самом высоком уровне признается, что модернизация экономики и инновационное развитие государства должны сопровождаться созданием эффективных рабочих мест с высокой производительностью и качеством труда, безопасными условиями труда и достойной заработной платой <3>. Никто сегодня не отрицает необходимость совершенствования трудового законодательства с учетом возросшей в условиях вступления в ВТО актуальности задачи повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса. Снижение национальных барьеров для торговли и инвестиций неизбежно влечет за собой рост трудовой миграции (как внешней, так и внутренней), появление транснациональных корпораций и диверсификацию кадрового потенциала. -------------------------------- <3> См., например: раздел III Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. <4>, прогнозируется, что процессы глобализации экономики обострят конкуренцию на рынке квалифицированной рабочей силы, а конкуренция на международном рынке труда стран - экономических лидеров будет приводить как к повышению требований работников в области заработной платы, социальных гарантий и льгот, безопасных условий труда, так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда. А дополнительным источником компенсации сокращения предложения на рынке труда (на 6,7% в год в 2011 - 2015 гг. и на 7,5% в 2016 - 2020 гг.) будет повышение трудовой мобильности населения, а также привлечение иностранной рабочей силы. Следовательно, задача трудового законодательства - найти адекватные механизмы правового регулирования трудовых отношений, отражающих модернизацию кадровых процессов. Правовое обеспечение реформы кадровой политики предполагает решение вопросов, связанных с непрерывным повышением квалификации работников и созданием новой системы оценки профессиональных качеств работников, планированием карьеры, повышением мотивации к труду и трудовой мобильности. -------------------------------- <4> Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

Итак, судя по всему, вступление России в ВТО не останется незамеченным для отечественного трудового законодательства. Попытаемся спрогнозировать лишь некоторые перемены, связанные с повышением мобильности трудовых ресурсов. Отметим, что постепенно меняется ментальность российских работников, все большее их число готово на перемены рабочего места как в межотраслевом разрезе, так и в территориальном. Меняются традиционные подходы к определению содержания трудовой функции и рабочего места, которые являются ключевыми условиями трудового договора. Сегодня работа на нескольких работодателей в рамках одного (!) трудового договора становится весьма распространенным явлением. Например, один бухгалтер (юрист, кадровик и т. п.) может обслуживать сразу несколько организаций, связанных рамками одной корпорации, холдинга или функционирующих в рамках "группы компаний". Однако трудовое законодательство не знает такой правовой конструкции, и, если следовать букве закона, необходимо в подобных ситуациях оформить несколько трудовых договоров. Представляется, что настала потребность отразить в Трудовом кодексе новые кадровые технологии, "узаконив" подобные схемы трудовых отношений, но закрепив при этом гарантии трудовых прав таких работников в сфере оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда. Безусловно, потребует уточнения и такое обязательное условие трудового договора, как место работы: если сегодня оно подразумевает одного работодателя или его структурное подразделение (ст. 57 ТК РФ), то в дальнейшем не исключено, что законодатель может разрешить определять в трудовом договоре не одно, а несколько мест работы у разных работодателей, объединенных каким-либо образом, например кластером <5>. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1) <6>, предусматривает создание условий и предпосылок для формирования инновационных сетей и кластеров. -------------------------------- <5> Кластер (в экономике) (англ. - cluster) - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. <6> Документ опубликован не был. Доступен в СПС "КонсультантПлюс".

В целях правового обеспечения кадровой мобильности следует предусмотреть дополнительно к существующим правилам о "внутренних" переводах норму о "внешних" временных переводах к другому работодателю. Трудовой кодекс РФ содержит подобную правовую конструкцию, но только применительно к спортсменам (ст. 348.4 ТК РФ). Представляется возможным расширить границы действия данной правовой нормы, переведя ее из разряда специальных (действующих для отдельных категорий работников) в общие. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из задач по созданию правовых условий, обеспечивающих эффективное функционирование рынка труда, называет совершенствование нормативно-правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте. А это свидетельствует о необходимости пересмотра традиционных подходов к правовому регулированию рабочего времени. Растущие потребности бизнеса в оперативной трансформации рабочей силы вызывают необходимость для работников изменения профессии, места работы, отрасли обучения. Зачастую это сопровождается потребностью в переподготовке кадров и получении нового (дополнительного) образования, иногда на протяжении всей жизни. Специалисты отмечают, что вступление России в ВТО означает рост конкуренции не только между производителями товаров и услуг, но и между участниками трудовых отношений - за хорошо оплачиваемые рабочие места. Это должно стимулировать работников непрерывно повышать свою квалификацию, получать новые востребованные рынком труда профессии. Все чаще возникает потребность в непрерывном обучении работников. Кстати, как действующий Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", так и вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основной задачей дополнительного образования провозглашают непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Но Трудовой кодекс не предусматривает обязанности работников обучаться и повышать свою квалификацию. Согласно ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Только для некоторых категорий работников федеральными законами установлена обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки <7>. Вероятно, настало время модернизировать институт профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в целях приведения его в соответствие с новейшими потребностями рыночной экономики, а также с учетом появления и нормативного закрепления новых (и хорошо забытых старых) форм подготовки кадров непосредственно на производстве, таких, как зачисление в кадровый резерв, стажировка и др. -------------------------------- <7> Например, такая обязанность установлена для медицинских работников (пп. 3 п. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Итак, присоединение России к ВТО ставит перед законодателем ряд актуальных вопросов, решать которые предстоит в ближайшее время. Потребность в дополнительных мерах по содействию занятости, неизбежность формирования нового типа трудовых отношений и новых моделей оформления трудовых отношений, необходимость разработки современных механизмов содействия эффективной трудовой мобильности - вот неполный перечень реалий сегодняшнего дня, которые обусловливают постановку вопроса о модернизации трудового законодательства с учетом тезиса, сформулированного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: формирование нового механизма социального развития должно быть основано на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Название документа