Что такое специальная оценка условий труда и как ее провести?
(Чучкина И.)
("Трудовое право", 2014, N 5)
Текст документа
ЧТО ТАКОЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
И КАК ЕЕ ПРОВЕСТИ?
И. ЧУЧКИНА
Чучкина Ирина, юрист-консультант ООО "ИК Ю-Софт", региональный информационный центр сети КонсультантПлюс.
С 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест введено новое понятие - специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". К чему же следует подготовиться работодателям в соответствии с этими нововведениями?
Ранее в силу ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ в старой редакции аттестация проводилась в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. Для проведения специальной оценки условий труда существенно изменены правила проведения такой оценки. Попробуем поэтапно разобраться с порядком и выяснить, какие же последствия возникли в связи с принятием данного Федерального закона.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются исключительно на работодателя. Оценка проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Этап 1. Необходимо подготовиться к проведению такой оценки
Для организации и проведения такой оценки работодателем образуется комиссия по проведению данного мероприятия (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, также самостоятельно надо утвердить график.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (если имеются). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
При проведении оценки у работодателя, отнесенного к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (расположенных в одном или нескольких однотипных производственных помещениях).
Этап 2. Проводится идентификация потенциально вредных
и (или) опасных производственных факторов
Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией.
Этап 3. В отношении рабочих мест,
на которых вредные и (или) опасные производственные факторы
по результатам осуществления идентификации не выявлены,
работодателем подается в территориальный орган
федерального органа исполнительной власти
по месту своего нахождения
декларация соответствия условий труда
государственным нормативным требованиям охраны труда
Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Если комиссией обнаружены вредные и (или) опасные производственные факторы, то они подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, а также исходя из предложений работников. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.
По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда:
- оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника;
- допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
- вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки. Ранее в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.
Руководствуясь ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, работодатель может не проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, в отношении которых до 01.01.2014 была проведена аттестация по условиям труда, если со дня ее завершения не прошло пяти лет. Исключения составляют случаи, указанные в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Руководителям следует учитывать, что за работниками сохраняется право на оплату труда в повышенном размере, если оно было установлено по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014, то есть до даты вступления в силу нового Федерального закона.
Также необходимо иметь в виду, что ст. 219 Трудового кодекса РФ предусматривает право работника на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
И если по результатам специальной оценки условий труда или на основании заключения государственной экспертизы условия труда на рабочем месте признаны безопасными, то гарантии и компенсации (включая ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) работнику не устанавливаются.
Кодекс об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами.
Согласно ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непроведение аттестации рабочих мест на руководителя учреждения может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а на само учреждение - от 30000 до 50000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
С января 2015 г. Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен ст. 14.54, где нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда будет иметь следующие последствия:
- нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда повлечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
- при повторном нарушении - наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, тоже будет нести административную ответственность как должностное лицо.
Также с января 2015 г. ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юридических лиц - от 60 до 80 тыс. руб.).
На основании вышеизложенного рекомендуем не затягивать с проведением оценок условий труда, поскольку это может привести не только к административному наказанию, но и к судебным тяжбам.
Как, например, судом было рассмотрено дело о том, что в организации производились выплаты работникам по ст. 147 Трудового кодекса РФ (надбавки за вредные и (или) опасные условия труда), основанием для таких выплат послужила аттестация рабочих мест. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что организация аттестацию не проводила и документально не подтвердила право на осуществление таких выплат, что свидетельствует о нецелевом использовании выделенных бюджетных средств (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.01.2013 N А82-23/2012).
Другой суд установил, что непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда существенно нарушает права работников на безопасные условия труда, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и наложить административный штраф на учреждение (Определение Ленинградского областного суда от 10.10.2013 N 33-4743/2013).
Интересно Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 09.07.2013 по делу N 33-3326/13, где суд сделал вывод, что согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ в обязанности работодателя входит проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В силу старого Порядка (п. 4) проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Установив, что аттестация рабочих мест общества не проведена, суд обязал его провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, так как отсутствие аттестации рабочих мест ставит под угрозу обеспечение безопасных условий труда. Также суд отметил, что требования проведения аттестации рабочих мест распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и порядка их финансирования.
Подведем итог. Поскольку специальная оценка условий труда распространяется на всех работодателей (без исключения) на всей территории нашей страны, проведение ее обязательно. И лучше начать готовиться к ней уже сейчас, потому что непроведение ее либо несвоевременное проведение сказывается не в пользу работодателя.
Название документа