Занятость населения как правовая категория в трудовом праве Украины

(Шабанов Р. И.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2013, N 3) Текст документа

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ УКРАИНЫ <*>

Р. И. ШАБАНОВ

Шабанов Роман Иванович, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, хозяйственного и трудового права юридического факультета Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды, кандидат юридических наук.

В данной статье исследуются понятие занятости, содержание и некоторые критерии занятости, особое место в этом процессе занимает теоретическое осмысление и толкование, что, в свою очередь, предоставило возможность разработать предложения относительно совершенствования законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: понятие занятости, право на занятость, законодательство, занятое население, гражданин.

This article explores the concept of employment, and the content of some of the criteria of employment, a special place in this process is the theoretical understanding and interpretation, which in turn provided the opportunity to develop proposals to improve legislation in this area.

Key words: concept of employment, the right to employment, the legislation, the employed, citizen.

Именно сейчас, когда наше общество преодолевает последствия последнего экономического кризиса, право человека на занятость нуждается в таком механизме правового регулирования, который бы обеспечивал надежные и действенные гарантии его реализации. В свою очередь, сегодняшняя практика реализации права на занятость выдвигает необходимость глубокого и всестороннего анализа и учета того нового, которое происходит в жизни общества и в законодательстве. Особое место в этом процессе занимает теоретическое осмысление и толкование как самого понятия занятости, так и отдельных ее критериев. Именно исследование понятия занятости, ее содержания и некоторых критериев является целью данной статьи, что, в свою очередь, предоставит возможность разработать предложения относительно совершенствования законодательства в этой сфере. Относительно понятия занятости и определения этой правовой категории и отдельных ее критериев необходимо отметить, что в науке трудового права этим вопросам были посвященные исследования таких ученых, как С. Ю. Головина, Т. Г. Маркина, О. М. Медведев, А. С. Пашков, К. П. Уржинський и т. д. Однако, на мой взгляд, динамические изменения на рынке труда, принятие новых нормативных актов, в частности нового закона о занятости, подготовка и обсуждение проекта Трудового кодекса Украины порождают необходимость дальнейшего рассмотрения отмеченного вопроса. Кроме того, считаю, что не все критерии понятия занятости достаточно исследованы в трудах упомянутых ученых. Например, вне поля зрения ученых остались такие критерии занятости, как: 1) деятельность, которая не запрещена законодательством или же которая не противоречит законодательству; 2) деятельность, которая имеет целью получить доход или же, наоборот, доход является обязательным критерием занятости. Закон Украины от 5 июля 2012 г. "О занятости населения" в ст. 1 дает следующее определение занятости: "...занятость - не запрещенная законодательством деятельность лиц, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей с целью получения дохода (заработной платы) в денежной или другой форме, а также деятельность членов одной семьи, которые осуществляют хозяйственную деятельность или работают у субъектов ведения хозяйства, основанных на их собственности, в том числе безвозмездно" [1]. Такую формулировку понятия и критериев занятости считаю более прогрессивной, относительно прежнего Закона "О занятости населения" она в большей мере отвечает условиям и требованиям, которые сложились в сфере ведения хозяйства на сегодня. С указанием, что занятость - это деятельность "лиц", а не "граждан", понимание сущности понятия уже не приводит к трудностям при определении круга лиц, которых можно считать занятым населением. Понятие "граждане" в отличие от понятия "лица" не охватывает всех, кто на законных основаниях находится на территории Украины и кому принадлежит согласно законодательству право на занятость. Другими словами, на практике в качестве занятого населения могут быть (и есть) не только граждане Украины, но и иностранцы и лица без гражданства. Вторым прогрессивным критерием понятия занятости в новом законе является характеристика занятости как деятельности лиц, не запрещенной законодательством. Более того, такой критерий занятости, как незапрещенность законодательством, отвечает общим принципам права, например п. 8 Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1984 г. N 169 "О политике в области занятости" [2], в котором отмечено, что государствам-членам необходимо принимать меры, чтобы эффективно бороться с незаконной занятостью, т. е. такой занятостью, которая не отвечает положениям национального законодательства, правил и практики. Признак занятости как деятельности лиц, не запрещенной законодательством, не является новеллой нашего законодателя. Так, например, аналогичная норма присутствует в п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" [3]. Хотя, по моему мнению, учитывая, что право на занятость нас интересует больше как субъективное право, было бы уместным закрепить, что это деятельность, которая не противоречит законодательству, принимая во внимание еще и характеристику трудового права как отрасли частного права. Это, по моему мнению, предоставило бы возможность не усложнять правильное применение законодательства о занятости в Украине и не мешало бы проведению активной социально-экономической политики занятости. Занятость определена в законодательстве как деятельность. С этим я согласен, ведь значительную часть жизни каждого человека занимает именно деятельность. Причем, характеризуя занятость как деятельность, надо отметить что в данном случае деятельность не всегда заключается в активных действиях, она может выражаться и в пассивном поведении (например, пребывание работника в отпуске, ученика и студента - на каникулах). Следующим критерием занятости является то, что это деятельность, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей. Союз "и" указывает на то, что эта деятельность может одновременно удовлетворять как личные, так и общественные потребности. По моему мнению, такая формулировка является справедливой, поскольку таким образом занятыми можно признавать только тех лиц, которые удовлетворяют своей деятельностью не только личные, но и общественные потребности. Такое положение позволяет проводить в государстве эффективную политику занятости. Критерий занятости - получение дохода всегда был и остается дискуссионным и актуальным вопросом, он исследовался многими учеными. По мнению А. С. Пашкова, в широком смысле категория занятости включает в себя все виды общественно полезной деятельности граждан, которые приносят, как правило, заработок (трудовой доход). В узком смысле занятость понимают как трудовую деятельность по найму или на других основаниях, которая приносит регулярный доход [4]. Е. Н. Нургалиева также дает определение занятости в широком и узком смысле. В широком смысле категория занятости включает в себя все виды общественно полезной деятельности граждан, которые приносят, как правило, заработок (трудовой доход). В узком смысле занятость понимают как трудовую деятельность по найму или на других основаниях, которая приносит регулярный доход [5]. По моему мнению, позиции А. С. Пашкова, Е. Н. Нургалиевой являются актуальными, но эти позиции не дают возможности четкого разграничения, нет ясности в том, какая деятельность признается занятостью, а какая не признается таковой, что недопустимо. По мнению законодателя, занятость - это деятельность с целью получения дохода (заработной платы) в денежной или другой форме, а также деятельность членов одной семьи, которые осуществляют хозяйственную деятельность или работают у субъектов хозяйствования, основанных на их собственности, в том числе безвозмездно. Формулируя понятие занятости таким образом, законодатель признает получение дохода (заработной платы) как цель, т. е. признает доход факультативным, необязательным критерием занятости. Из чего следует, что такая деятельность не обязательно должна приносить доход. С этой позицией законодателя надо согласиться, ведь если признать доход обязательным критерием занятости, из круга занятых лиц выпадают ученики общеобразовательных школ, а также лица, которые проходят срочную военную службу (их деятельность не приносит дохода, и, как правило, не имеет цели подготовки ради получения дохода). Но в науке есть и другие точки зрения. Так, по этому поводу было выдвинуто мнение С. А. Димитровой: "...вызывает сомнение позиция о том, что деятельность лиц, которая не приносит дохода, например, в любительском спорте или самодеятельности, позволяет отнести их к занятому населению. Поскольку в отношениях занятости деятельность осуществляется ради дохода, который является источником существования занятого населения, или хотя бы является подготовительной деятельностью ради дохода..." [6], согласиться с данным мнением, конечно же, нельзя. Категории занятого населения могут изменяться, как в конечном итоге могут изменяться и общественные отношения. Для науки важно определить критерии этого правового явления. Вопрос об обязательности получения прибыли возникает, как правило, в результате противопоставления понятий занятость и безработица. Действительно, если считать занятость такой деятельностью, которая обязательно приносит доход, то можно считать лиц, которые не имеют дохода, незанятыми и такими, которые могут обратиться к центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, за помощью в трудоустройстве или предоставлении статуса безработного. Но ведь эти категории являются разными, и их нельзя противопоставлять. Законодатель устанавливает получение дохода как факультативный признак: это такая деятельность, которая имеет цель получить доход. Поэтому думаю, что такая формулировка может иметь место и является справедливой, ведь охватывает все виды занятости (трудовую занятость, предпринимательскую деятельность, военную службу, учебу в учебных заведениях с дневной формой обучения и др.). Подводя итог, нужно отметить, что в каждом конкретном случае, определяя деятельность как занятость, следует принимать во внимание все признаки этого правового явления, а особенно тот факт, что такая деятельность должна удовлетворять личные и общественные потребности, т. е. быть общественно полезной деятельностью.

Литература

1. Закон вiд 5 липня 2012 р. N 5067-VI "Про зайнятiсть населення" // Официальный сайт ВР Украины. URL: www. rada. gov. ua. 2. Рекомендация Международной организации труда от 26 июня 1984 г. N 169 "О политике в области занятости". URL: www. lawmix. ru. 3. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". URL: www. lawmix. ru. 4. Пашков А. С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 1994. С. 7 - 8. 5. Нургалиева Е. Н. Механизм правового регулирования трудовых отношений в условиях многоукладной экономики (по материалам России и Казахстана): Дис. ... д-ра юрид. наук. Харьков, 1999. С. 31. 6. Димитрова С. А. Правовые проблемы труда и занятости населения. Алматы, 1997. С. 17. 7. Конституция Украины 1996 г. (с изм.) // Официальный сайт ВР Украины. URL: www. rada. gov. ua. 8. Закон вiд 22 вересня 2011 р. N 3773-VI "Про правовий статус iноземцiв та осiб без громадянства". URL: www. rada. gov. ua. 9. Закон вiд 8 липня 2011 р. N 3671-VI "Про бiженцiв та осiб, як потребують додаткового або тимчасового захисту". URL: www. rada. gov. ua. 10. Головина С. Ю. Формирование понятийного аппарата трудового права // Государство и право. 1998. N 8. С. 84. 11. Маркина Т. Г. Право громадян на зайнятiсть та форми його в умовах становлення економiки: Дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1999. С. 31. 12. Медведев О. М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 27.

Название документа