История становления трудового посредничества в России (конец XIX - начало XX В.)
(Фофанова Н. П.) ("История государства и права", 2008, N 11) Текст документаИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА В РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)
Н. П. ФОФАНОВА
Фофанова Н. П., доцент, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Мурманского гуманитарного института, кандидат юридических наук.
Необходимость возникновения трудового посредничества в России была связана с тем, что в XIX в. отход земледельческих, строительных и иных рабочих на сезонные заработки стал носить массовый характер из-за отмены крепостного права. Кроме того, имели место рост городов и становление новых экономических центров. Поэтому вопрос об организации посредничества при найме и его регулировании приобрел актуальность. Первые попытки упорядочить передвижение сельскохозяйственных рабочих были сделаны в 1874 г. Сызранским земством Симбирской губернии, в 1875 г. его примеру последовали Ростовская и Мариупольская земские управы, в 1877 - 1882 гг. - Прилукская и Александровская, в 1898 г. - Самаркандское и Симбирское земства <1>. Однако из-за отсутствия согласованности в действиях правительства и местных органов власти эти попытки не увенчались успехом. Долгое время главными посредниками в поиске работ и рабочих оставались частные конторы найма и отдельные агенты. Особенно много их было в Прибалтийских губерниях, Северо-Западном крае, Царстве Польском. Печальную известность эти посредники приобрели в связи с направлением большого числа российских рабочих в Восточную Пруссию на кабальных условиях; пускались в ход все средства вербовки, включая и обман. -------------------------------- <1> Эдельштейн В. И. Биржи труда. Организация посредничества по приисканию работы и рабочих на Западе и в России. Петроград: Тип. П. П. Гершунина, 1916. С. 122; Макаров И. К вопросу о рабочих конторах. СПб., 1912. С. 4.
Потребность в посреднических конторах возникала в связи с неурожаями. Так, неурожай в Поволжье (1898 г.) заставил Симбирское земство участвовать в устройстве посреднических контор, создававшихся при содействии Попечительства о домах трудолюбия в работных домах, при Сызранском и Симбирском лечебно-продовольственных пунктах <2>. -------------------------------- <2> Эдельштейн В. И. Биржи труда. Организация посредничества по приисканию работы и рабочих на Западе и в России. Петроград: Тип. П. П. Гершунина, 1916. С. 126.
Новая попытка организации учреждений посредничества органами общественного самоуправления относится к концу XIX в. В 1894 г. Санкт-Петербургская управа решила создать справочную контору труда, которая помогала бы лицам, отправляющимся на заработки в столицу, найти себе рабочие места. Только спустя годы управа приняла (правда, временное) Положение о городской бирже труда. Но оно устанавливало лишь место встречи предпринимателей и рабочих, а также порядок группировки и регистрации рабочих по видам занятий. Собственно посредничеством биржа не занималась. Больше повезло организации личного найма и контроля за частной прислугой в Санкт-Петербурге и его пригородах. Образованная при управлении Петербургского градоначальника особая комиссия по вопросу об устройстве соответствующей посреднической конторы достаточно быстро выработала правила, в значительной степени копируя правила Мюнхенской городской конторы, но учитывая особенности русского простолюдина, в большинстве случаев неграмотного. Хотя ответственности за граждан, с которыми работает, контора на себя не принимала, она должна была заниматься рассмотрением заявлений и недоразумений, за исключением тех, которые находились в юрисдикции судебных и других государственных органов. Каждому нанимающемуся, получившему "указания о месте" (своего рода направление), за 10 коп. выдавалась особая нумерованная книжка для занесения в нее сведений о месте и сроке прежней службы, количестве перемены мест, справок о судимости, аттестаций нанимателей и пр. Эти книжки при поиске нового места работы обязательно предъявлялись в контору. Последней предоставлялось также право собирать необходимые для нее сведения о клиентах. За посредничество контора взимала с нанимающихся по 10 коп. за каждую запись, с нанимателей - за словесные справки по 10 коп., за письменные - по 25 коп. за каждую. Весь доход от сборов в конце отчетного года распределялся следующим образом: одна часть направлялась на содержание конторы, а другая (по возможности большая) вместе с поступающими пожертвованиями - на улучшение быта домашней прислуги. В штате конторы было шесть человек: управляющий, его помощница и конторщики <3>. -------------------------------- <3> Гаген В. А. К вопросу об организации указания труда в России // Трудовая помощь. 1901. N 9 (ноябрь). С. 578 - 580.
В Москве городскому самоуправлению не удалось взять в свои руки организацию посредничества в поиске работы. Инициативу такого рода проявили Пречистенское и 1-е Хамовническое попечительства о бедных. В 1895 г. они организовали посредническую контору, действовавшую под руководством профессора М. В. Духовского. Примерно за два года в нее поступило 1607 просьб о трудоустройстве, 1806 требований на рабочих и прислугу. Рабочие места получили около 500 человек <4>. -------------------------------- <4> Эдельштейн В. И. Биржи труда. Организация посредничества по приисканию работы и рабочих на Западе и в России. Петроград: Тип. П. П. Гершунина, 1916. С. 128.
Попечительства с самого начала своего существования исходили из того, что помощь в виде "приискания" работы является одной из самых реальных мер предупреждения бедности; по их мнению, существовавшие в Москве рекомендательные конторы, преследующие коммерческие цели, - слишком тяжелое бремя для нуждающихся в заработке безработных. К тому же деятельность посреднических контор распространялась на небольшие территории. Поэтому представители Пречистенского и 1-го Хамовнического попечительств о бедных в феврале 1897 г. обратились в общее собрание городских попечителей с представлением о необходимости и целесообразности организации при городской управе общегородской посреднической конторы за счет всех попечительств <5>. Проект Положения о такой конторе разрабатывался долго и реально вступил в силу лишь в 1906 г., охватив все виды и отрасли наемного труда. Отказ в посредничестве распространялся только на бывших арестантов, нижних чинов, находящихся на действительной службе, ремесленных учеников и подростков младше 15 лет. Правда, на практике ввиду массовых предложений на малолетнюю прислугу конторам пришлось отступить от последнего правила. -------------------------------- <5> Гаген В. А. К вопросу об организации указания труда в России // Трудовая помощь. 1901. N 9 (ноябрь). С. 581.
В начале 1900 г. (также по решению Думы) была создана Городская посредническая контора в Кишиневе. Поводом послужило убийство супругов Паукер их лакеем. Последний был рекомендован на место одной из многочисленных местных факторий. Комиссия, разбиравшаяся с причинами трагедии, искала ответ на вопрос: как избежать подобного в будущем? Ее члены списались со всеми городами, где уже имелся опыт трудового посредничества, и в результате выработали подробную инструкцию для проектируемого бюро. Вопрос обсуждался в Думе: было решено учредить и бюро для прислуги, и адресный стол (по предложению бывшего полицмейстера). В 1902 г. была открыта контора для найма прислуги в Чернигове, в 1904 г. - контора для разных видов труда в Кинешме Костромской губернии, а также в Киеве и Риге <6>. -------------------------------- <6> Там же. С. 584 - 585.
Относительно возраста рабочих требования работодателей весьма разнились. Сходились они, пожалуй, лишь в одном - в том, что работники должны были быть молодыми. В большинстве случаев предельный возраст устанавливался на уровне 40, 37, 35, 30 и даже 25 лет. Работодатели отдавали предпочтение, естественно, непьющим, честным, верующим, имеющим поручительство в благонадежности. Обращалось внимание на семейное положение рабочих, их национальность, местожительство, вероисповедание, грамотность и пр. Многие помещики стремились избегать найма работников из одной волости, а тем более из одной деревни. При этом прослеживалось желание воспользоваться безвыходностью положения "голодающих", им предлагалась оплата труда ниже существующей в данной местности <7>. -------------------------------- <7> Макаров И. К вопросу о рабочих конторах. СПб., 1912. С. 10 - 11.
Ситуация была взорвана войной, радикальным образом изменившей прежние устоявшиеся трудовые потоки. Следовавшие друг за другом волны мобилизации сопровождались резким спадом производства в мирных отраслях (сотни тысяч квалифицированных рабочих были призваны в действующую армию). Многие промышленные предприятия вынуждены были закрыться из-за нехватки рабочих. Рынок труда неуклонно сокращался; рос разрыв между спросом и предложением. Нужда в посреднических организациях крайне обострилась. Так, в Петрограде в ноябре 1915 г. превышение спроса над предложением временами достигало 60%. Особенно резкое несоответствие наблюдалось в части квалифицированного труда. Подобная картина имела место и в Москве и других промышленных центрах России <8>. При этом резко возросло количество безработных из числа беженцев. -------------------------------- <8> Всероссийские земские и городские союзы. Доклад члена исполнительного комитета А. П. Гельфгота. Рига: Тип. Рижск. центральн. с/х общ., 1916. С. 3.
В августе 1915 г. начались совещания по вопросу об учреждении Всероссийского бюро труда, которое взяло бы на себя объединение всех действующих посреднических бюро, или бирж труда. К концу месяца такое Всероссийское бюро труда было создано как единый организационный центр. Ему поручалось регулирование связей и развитие сети посреднических организаций. С первых шагов деятельности бюро стало ясно, что его нельзя рассматривать как одну из обычных организаций помощи беженцам. Основной принцип его работы - не отделять беженцев от небеженцев, заменить благотворительный подход социально-экономическим. По примеру западноевропейских государств Всероссийское бюро труда обеспечивало защиту интересов труда и капитала на паритетных началах, не отдавая предпочтения той или иной стороне. Оценивая российский опыт развития посредничества в области трудоустройства в конце XIX - начале XX в., следует констатировать, что его формы менялись в зависимости от потребностей участников рынка труда. К концу 1915 г. получили развитие следующие формы организации посредничества: рабочие конторы, посреднические конторы за счет различных попечительств, посреднические конторы при домах трудолюбия, частные конторы найма и отдельные агенты. С августа 1915 г. организованное в масштабе страны Всероссийское бюро труда объединило под своим управлением три основных типа посреднических организаций: биржа труда, справочное бюро, посредническое бюро труда. Они охватывали значительное число нуждающихся, имели сравнительно четкую организацию, хотя не всегда и не везде ответственность работников, предлагающих посреднические услуги, была достаточной. Наряду с государством организацией посредничества занималась общественность; имелись и коммерческие службы. Но во всех случаях провозглашалось единое правило - непринуждение к труду.
Название документа