Особенности профессиональной подготовки кадров народной милиции Дальневосточной Республики

(Дондоков Ц. С.) ("История государства и права", 2008, N 10) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НАРОДНОЙ МИЛИЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ц. С. ДОНДОКОВ

Дондоков Ц. С., кандидат юридических наук.

С образованием Дальневосточной Республики в апреле 1920 г. решать сложные задачи охраны общественного порядка и борьбы с преступностью было невозможно без общеобразовательной, правовой и профессиональной подготовки кадров народной милиции, обучения их хотя бы азам оперативно-розыскной и иной милицейской деятельности, соблюдения законности и правопорядка. Причем решать этот вопрос нужно было в сжатые сроки, при отсутствии даже малейшего опыта. В начальный период с созданием централизованного аппарата власти задача подготовки милицейских кадров решалась путем распространения знаний и опыта через инструктирование и организацию специального курсового и школьного обучения. Инструктирование проводилось Главным Управлением народной милиции ДВР, а с сентября 1921 г. Главным правительственным и областными инспекторами. Только в 1921 г. Главным Управлением народной милиции было подготовлено и выслано в областные, городские и уездные учреждения милиции республики 38 инструкций по различным направлениям деятельности <1>. -------------------------------- <1> Шеронов В. С. Подготовка командных кадров милиции на Дальнем Востоке (1918 - 1926 гг.). Актуальные проблемы истории Советской милиции. Минск, 1991. С. 34.

Наряду с инструктированием в народной милиции ДВР еще 26 июня 1920 г. Приказом по Управлению народной милиции Приморской области было разработано Положение об инструкторских курсах для чинов милиции <2> и были созданы инструкторские курсы в г. Владивосток для подготовки служащих милиции, которая состояла из двух отделений: -------------------------------- <2> ГАЧО. Ф. Р-402. Оп. 1. Д. 6. Л. 13.

1) для классных чинов; 2) милиционеров. Согласно Положению все чины милиции, как низшие, так и классные, обязаны были в особо определенном порядке прослушать курсы и сдать соответствующие экзамены в испытательной комиссии, за исключением лиц с большим служебным стажем. На курсы кроме служащих милиции принимались и вольнослушатели для бесплатного обучения, но с обязательством в случае успешного окончания служить в милиции. Милиционеры, находившиеся на курсах, освобождались от несения служебных обязанностей и назначались в наряд лишь в случае особо экстренной или чрезвычайной ситуации. Продолжительность обучения на курсах для милиционеров была установлена 1,5 месяца, а для классных чинов - 3 месяца. Состав слушателей определялся в 60 человек для первого отделения и 20 человек для второго отделения. По прослушивании курсов выдержавшие испытания получали соответствующие удостоверения, причем успешно окончившие имели право на назначение на высшие должности. Слушатели, не сдавшие соответствующие испытания по прослушиванию курсов, перемещаются на нижестоящие должности или увольняются распоряжением инспектора милиции из милиции. При курсах учреждается постоянная комиссия, периодически проводящая испытания лиц, желающих поступить в милицию, а также чинов милиции, желающих занять вышестоящие должности. Программа курсов, разработанная преподавателями, утверждалась инспектором милиции. В соответствии с Положением были утверждены штаты личного состава служащих Учебно-инструкторских курсов для чинов милиции и разработан тематический план обучения, который назывался схемой обучения.

Тематический план учебно-инструкторских курсов для чинов милиции <3>

N Предметы обучения Число уроков Число уроков Общее число в месяц в в месяц во уроков в I, I отделении II отделении II отделениях

1. Государственное право (основные понятия) 9 9 18

2. Административное право 20 20 40

3. Законоведение 18 18 36

4. Врачебно-милицейское дело 21 21 42

5. Тюрьмоведение 3 3 6

6. Уголовный розыск 20 20 40

7. Постовая служба 9 9 18

8. Сведения об оружии 9 9 18

9. Правило производства дознаний 21 21 42

10. Воинские уставы 20 20 40

11. Общеобразовательные предметы 29 29 58

12. Тактические и инструкторские занятия 34 34

Примечание: тактические и инструкторские занятия производятся одновременно с курсантами обоих отделений.

Тематический план был разработан согласно Положению о курсах педагогическим советом курсов. Количество уроков определено в соответствии с предоставленными преподавателям программами, рассмотренными и одобренными педагогическим советом. В указанное в тематическом плане количество уроков входят часы репетиций, проходящих еженедельно по каждому предмету. Репетиционная система обучения была положена в основу преподавания как наиболее пригодная для усвоения предмета слушателями с низким уровнем общего образования и развития. Такая методика обучения заменяла отсутствие учебников и конспектов. Время для прочтения лекции было установлено 40 минут, в первые 5 дней каждой недели прочитывалось по 9 лекций ежедневно в каждом отделении, т. е. в течение 6 часов с перерывом 2 часа на обед и отдых. Каждую субботу одна лекция и 10 репетиций по 40 минут в каждом отделении. Согласно вышеизложенному и составлялось расписание занятий на курсах <4>. -------------------------------- <4> ГАЧО. Ф. Р-402. Оп. 1. Д. 6. Л. 15.

Учебно-инструкторские курсы для чинов милиции начали функционировать с сентября 1920 г., но до середины 1921 г. жизнь курсов не могла быть поставлена в надлежащее русло, так как не были отпущены средства на оборудование классов, общежития и канцелярии. Курсы не имели самого необходимого классного и канцелярского инвентаря. "Слушатели во время лекций и других занятий за неимением скамеек сидели на койках, не было учебных пособий и учебных принадлежностей и др." <5>. -------------------------------- <5> ГАЧО. Ф. Р-402. Оп. 1. Д. 6. Л. 16.

Летом 1921 г. в трех самых криминогенных областных центрах в Верхнеудинске (ныне г. Улан-Удэ), Благовещенске и Чите создаются трехмесячные милицейско-инструкторские курсы на базе учебно-милицейских команд <6>, которые в это время упраздняются. По своему внутреннему построению и постановке вопроса военного обучения курсы представляют собой хорошо вооруженные, мобильные милицейские подразделения, способные при необходимости решать серьезные оперативные задачи. Методика обучения на курсах была примерно такая же, как на курсах во Владивостоке. Милицейские инструкторские курсы преимущественно готовили специалистов наружной службы - старших милиционеров и надзирателей. Это обстоятельство не устраивало уголовный розыск. Учитывая это, 6 августа 1921 г. Читинские Центрально-милицейские курсы были реорганизованы в Центральную милицейскую инструкторскую школу <7>. Школа теперь готовила кадры и для уголовного розыска. Начальником школы был назначен А. М. Абрамов. Как начальник школы, А. М. Абрамов разработал и пытался внедрить в учебно-воспитательный процесс так называемый активно-лабораторный метод обучения. -------------------------------- <6> ГАХК. Ф. 864. Оп. 1. Д. 1. Л. 48. <7> ГАЧО. Ф. 402. Оп. 1. Ед. хр. 121. Л. 26.

Суть его состояла в том, что ни одна тема программы подготовки специалистов не должна была изучаться без того, чтобы курсант самостоятельно не отработал ее содержание на макете или в игровом варианте. На это отводилось так называемое репетиционное время, занимавшее половину всего учебного времени. Кроме того, каждый из них за период обучения должен был принять участие в задержании преступников, конвоировании, обыске, допросе и т. д. По всем изучаемым дисциплинам предусматривались экзамены (испытания), причем обязательно с элементами отработки практических действий (оформление процессуальных и иных документов, решение задачи и т. д.) <8>. Однако из-за сложной криминогенной обстановки приходилось постоянно отвлекать курсантов от учебы для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Но тем не менее частично нововведение Абрамова было внедрено в систему обучения. -------------------------------- <8> Кутушев В. Г. Дальневосточный юридический институт МВД России: история и современность. Хабаровск, 1998. С. 15.

Дополнительно при Центральном управлении уголовного розыска в г. Чите был образован музей, предназначенный служить практическим пособием при подготовке агентов уголовного розыска и милиционеров по расследованию преступлений. Было приказано всем подразделениям милиции (областным, городским, уездным и аймачным) срочно выслать в музей Центрального управления уголовного розыска все имеющиеся в их распоряжении вещи, служившие орудием преступления (фальшивые монеты, фомки, сверла, оружия и др.), а также циркуляры, распоряжения руководства прежних правительств, касающихся уголовного розыска, а в будущем высылать по мере поступления <9>. -------------------------------- <9> ГАЧО. Ф. Р-402. Оп. 1. Д. 9. Л. 10.

За два года существования Дальневосточной Республики через курсовую и школьную подготовку прошло около одной трети всего личного состава народной милиции и почти половина оперативно-начальствующего состава <10>. Все это, безусловно, не могло не сказаться на улучшении оперативной и следственной работы в милиции ДВР. Тем не менее народная милиция республики продолжала испытывать острую потребность в квалифицированных кадрах. -------------------------------- <10> Ходасевич А. П. Милиция таежного края. Хабаровск, 1970. С. 67 - 69.

Название документа