Порядок и виды применения мер административной ответственности к руководителю
(Говердовская И. М.)
("Административное право", 2008, N 1)
Текст документа
ПОРЯДОК И ВИДЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К РУКОВОДИТЕЛЮ
И. М. ГОВЕРДОВСКАЯ
И. М. Говердовская, юрисконсульт единого расчетно-кассового центра г. Саратова.
Начнем с того, что деятельность руководителя любой организации связана с совершением действий, которые так или иначе могут затронуть права и законные интересы достаточно широкого круга лиц, включая работников предприятия, участников хозяйственного общества, его кредиторов, а также иных лиц. Публичный интерес, связанный, главным образом, с охраной правопорядка, также может быть нарушен в результате противоправных действий организации. Необходимость защиты совокупности указанных интересов требует введения мер юридической ответственности.
Статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом совершивший административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководитель организации несет административную ответственность как должностное лицо, если законом не установлено иное.
К числу административных правонарушений, в случае совершения которых руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности, Кодекс относит, в частности, следующие проступки:
- нарушение законодательства о труде и об охране труда - статья 5.27.
Самой распространенной статьей, предусматривающей ответственность работодателей, является ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. По этой статье квалифицируются действия или бездействие должностных лиц организации, которым вменено в обязанность соблюдение требований законодательства, подзаконных и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сюда же относятся и локальные нормативные акты в сфере труда, принимаемые работодателем.
Поводом к возбуждению административного производства (составлению протокола об административном правонарушении) может служить жалоба (заявление) работника о нарушении его трудовых прав, информация, материалы от правоохранительных и иных органов и организаций, указывающие на наличие нарушений трудовых прав граждан. Формальное нарушение норм трудового права, выявляемое при проверке, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривается в виде штрафа от 1000 до 5000 рублей.
При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела уполномоченным государственным инспектором труда указываются все выявленные при проверке факты нарушения норм трудового права. Это могут быть: задержка выплаты заработной платы (ст. 22, 136 ТК РФ), нарушение сроков расчета при увольнении (ст. 140 ТК РФ), невыплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, непредоставление ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. 114, 116 ТК РФ), ненадлежащее оформление трудовых отношений (ст. 67, 68 ТК РФ), незаконные увольнения (ст. 77, 81 ТК РФ) и другие.
В случае если должностное лицо в течение года с момента привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушает нормы законодательства о труде и охране труда, составляется протокол по ч. 2 ст. 5.27 и направляется для рассмотрения в суд, который вправе применить новое административное наказание - дисквалификацию.
В качестве примера можно рассмотреть ответственность руководителя за невыплату заработной платы.
Так, в случае невыплаты заработной платы работникам руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как правило, работники, не получившие своевременно заработную плату, обращаются либо в прокуратуру, либо в территориальный орган Федеральной инспекции труда, либо непосредственно в суд.
В случае, если в прокуратуру поступают сведения о нарушении работодателем законодательства о труде, прокурор осуществляет проверку соблюдения законодательства о труде на основании поступившего заявления. Если в ходе проверки будет установлено, что нарушение законодательства имело место, прокурор вносит представление об устранении нарушений закона в соответствующий орган или должностному лицу, которые в течение месяца должны предпринять меры по устранению нарушений и сообщить об этом прокурору в письменной форме.
Таким образом, прокурор может внести представление, которым предлагает работодателю в добровольном порядке погасить задолженность по невыплаченной в срок заработной плате, а также уплатить проценты (денежную компенсацию) на сумму задолженности в соответствии с трудовым законодательством.
В случае, если в прокуратуру поступят сведения о возможном (готовящемся) нарушении законодательства о труде, например если работодатель предупредил работников, что зарплату за отработанный месяц в установленный срок они не получат, прокурор может направить работодателю предостережение о недопустимости нарушения закона. Таким образом, если работникам станет известно о намерении работодателя задержать выплату заработной платы, они могут обратиться с заявлением в прокуратуру. Однако им необходимо будет подтвердить те обстоятельства, на которые они указывают в заявлении.
В случае, если работодатель оставит без внимания представление прокурора об устранении нарушений закона и не выплатит заработную плату в установленный срок, прокурор возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Указанное постановление в течение суток с момента его вынесения направляется в соответствующую государственную инспекцию труда, которая рассматривает дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок. Однако этот срок может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, не более чем на один месяц.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обязательно должно быть вызвано должностным лицом, рассматривающим дело, для дачи соответствующих объяснений по поводу совершенного правонарушения.
Необходимо отметить, что, как правило, государственные органы становятся на сторону работников и применяют к работодателю и/или руководителю предприятия соответствующие меры административного воздействия.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В случае, если руководитель организации будет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, на него может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 5000 рублей.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (повторное совершение аналогичного правонарушения в течение года), влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Необходимо отметить, что дело о правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ (то есть когда решается вопрос о дисквалификации), не может быть рассмотрено государственной инспекцией труда. Такое дело подлежит рассмотрению судом.
В случае несогласия с вынесенным постановлением руководитель организации может в десятидневный срок со дня получения копии постановления обжаловать его в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд. Жалоба может быть подана как лицу, вынесшему постановление, который обязан направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий орган или в суд, так и непосредственно в вышестоящий орган или в суд.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, к которым, например, относится истечение двухмесячного срока привлечения к административной ответственности, при малозначительности совершенного правонарушения, когда объявляется устное замечание, а также в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
- уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения - статья 5.28;
- непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения - статья 5.29;
- необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения - статья 5.30;
- нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению - статья 5.31;
- уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах - статья 5.32;
- невыполнение соглашения - статья 5.33;
- увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки - статья 5.34;
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) - статья 14.1;
- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена - статья 14.2;
- нарушение законодательства о рекламе - статья 14.3;
- незаконное использование товарного знака - статья 14.10;
- незаконное получение кредита - статья 14.11;
- фиктивное или преднамеренное банкротство - статья 14.12.
Так, на практике возникают случаи, когда руководитель (участник) организации или предприниматель в целях прекращения предпринимательской деятельности организации или предпринимателя, присвоения чужого имущества, уклонения от уплаты налогов и расчетов с поставщиками фиктивно или преднамеренно объявляет себя банкротом, обращается в арбитражный суд для введения соответствующей процедуры банкротства.
В отличие от уголовного преступления административный состав правонарушения не содержит такого признака, как причинение крупного ущерба. Достаточно должностному лицу умышленно объявить организацию банкротом при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов либо умышленное доведение организации до состояния банкротства путем необоснованных растрат, реализации имущества организации в личных целях или целях третьих лиц, но без нанесения крупного ущерба кредиторам, и указанные действия повлекут административную ответственность согласно ст. 14.12 КоАП РФ. Ответственность возлагается на должностных лиц в форме штрафа или дисквалификации на определенный законом срок.
Исходя из ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя юридического лица, выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции от имени организации, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Частью 1 ст. 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а также сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства. Т. е. данными действиями были нарушены права и интересы других лиц, т. к. согласно нормам законодательства о налогах и сборах, гражданского законодательства, Закона о банкротстве и других норм должник должен принимать все меры по защите своего (чужого) имущества и погашении сумм задолженности перед кредиторами;
- неправомерные действия при банкротстве - статья 14.13;
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе - статья 15.3;
- нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - статья 15.4;
- нарушение сроков представления налоговой декларации - статья 15.5;
- воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом - статья 15.20;
- нарушение валютного законодательства - статья 15.25;
- незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации - статья 16.1;
- нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы - статья 18.10;
- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - статья 19.4;
- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) - статья 19.5;
- другие.
Помимо этого стоит обратить особое внимание на такие виды административных правонарушений, как:
- ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21), то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков;
- совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22), то есть заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий;
- осуществление дисквалифицированным лицом (в течение срока дисквалификации) деятельности по управлению юридическим лицом (статья 14.23). Согласно ст. 3.11 Кодекса дисквалификация является видом административного наказания, назначается судьей и заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица.
Мы рассмотрели те правонарушения, за которые руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности. И в заключение хотелось бы отметить, что в настоящий момент российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель может быть привлечен к ответственности. Они рассредоточены в самых разных законодательных актах, что осложняет построение объективной картины всех опасностей, поджидающих руководителей организаций.
Название документа