Выступление председателя Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы А. О. Александрова "Совершенствование регулирования внешней трудовой миграции: проблемы и пути их решения"

(Редакционный материал)

("Миграционное право", 2008, N 1)

Текст документа

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Г. МОСКВЫ А. О. АЛЕКСАНДРОВА

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ"

Уважаемые законодатели, уважаемые коллеги!

Действительно, уже девять месяцев реализуется новое федеральное миграционное законодательство. И опыт его реализации говорит о том, что в целом это прогрессивное законодательство.

Я бы хотел остановиться на тех недостатках, которые на примере Москвы были выявлены, на тех опасениях, которые возникли у Правительства Москвы в сфере реализации этих законов. Я бы сформулировал нашу позицию по трем блокам.

Первый блок - это угрозы городскому сообществу, связанные с накоплением невостребованной рабочей силы на территории города Москвы. О чем идет речь? Сегодня Федеральной миграционной службой выдано с начала года порядка 520 тысяч разрешений на работу иностранцам. И получено только 160 тысяч уведомлений от работодателей о том, что эти иностранцы устроились или заключили трудовые отношения с соответствующим работодателем. 360 тысяч иностранных работников, получивших разрешение на занятие трудовой деятельностью на территории Москвы, не трудоустроены.

Чем они занимаются? То ли они выехали, как это предписано законодательством, в 90-дневный срок, то ли они нелегально занимаются трудом на территории Москвы, то ли они пополнили криминальные ряды столицы. Прибывают молодые мужчины из бывших наших союзных республик, а столица полна соблазнов.

Какие причины способствуют сложившейся ситуации?

Первая, наверное, и основная причина - это неэффективный механизм определения квоты. Этот механизм забюрократизирован, неэффективен и недееспособен. На сегодняшний день работодатель подает заявку на свое усмотрение. Потому что никакой связи между подачей заявки на привлечение иностранной рабочей силы и правом привлечь эту иностранную рабочую силу не существует.

Второе. Федеральный законодатель исключил норму о необходимости согласования при выдаче разрешения на работу иностранным работникам с Управлением государственной службы занятости населения. Таким образом, сегодня выдаются квоты первому, кто пришел. А нет согласования, нет соответствия ситуации в выдаче разрешений и ситуации на рынке труда. Эту норму необходимо восстанавливать.

Следующее положение. Нет четкого механизма отслеживания убытия иностранцев с территории Москвы.

Четвертое. Это отсутствие антидемпингового законодательства. То есть работодатель имеет полное право создавать места с заниженной оплатой труда.

Пути решения. Первое - необходима разработка антидемпингового законодательства. Это должен быть четкий разрез по специальностям, по квалификации, включая региональные особенности субъектов Российской Федерации.

Следующий блок. Необходимы принципиальные изменения механизма квотирования.

На сегодняшний день в Москве существует достаточно эффективный механизм - это трехсторонняя комиссия социального партнерства, где участвуют власть, работодатели, то есть промышленники, и профсоюзы. Кстати, Закон о профсоюзах также требует согласования всех вопросов по привлечению иностранной рабочей силы. Таким образом, было бы логичным, чтобы размер квоты был предметом генерального соглашения трехсторонней комиссии социального партнерства.

Необходимо с работодателей за выделяемую им квоту или разрешение на привлечение иностранных работников брать деньги. Для чего? Для того, чтобы работодатель имел стимул к развитию собственных кадров. Ведь всем сегодня понятно, что проще привлечь 100 человек из нашей бывшей союзной республики, чем купить или внедрить какие-то новые технологии. Мы должны думать о завтрашнем дне и должны развивать систему профессионального рабочего образования среди москвичей, да и в других регионах Российской Федерации тоже.

Следующее. Работодатель должен обеспечить нормальные человеческие условия жизни и труда иностранных работников на территории Москвы.

И последнее, что бы я включил в этот блок. Необходимо усиление ответственности недобросовестных хозяев квартир и нежилых помещений, которые сегодня активно используются для размещения или постановки на учет иностранцев.

Второй блок угроз для городского сообщества - это усложнение санитарно-эпидемиологической обстановки в городе. Константин Олегович уже сказал, что до 15 процентов прибывающих в Москву иностранных работников больны особо опасными инфекционными заболеваниями. Это СПИД, сифилис, туберкулез, гепатиты и др.

К сожалению, сегодня в действующем федеральном законодательстве только носители СПИДа подлежат выдворению из страны. Остальные могут легально находиться на территории Москвы и любого другого субъекта Российской Федерации и еще бесплатно лечиться. При тех сотнях тысяч, которые находятся на территории Москвы, 15 процентов - это очень большая цифра. Мало того что это большая нагрузка на учреждения здравоохранения нашей столицы, но это еще и другая проблема. Люди пользуются общественным транспортом, пользуются кафе, столовыми и т. д. Они несут угрозу. У нас на сегодняшний день плотность населения более 10 тысяч человек на 1 кв. км, поэтому санитарно-эпидемиологическая угроза вполне обоснованна.

Следующий момент. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо расширить перечень особо опасных инфекционных заболеваний, носители которых подлежат выдворению из страны.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень органов исполнительной власти федерального уровня, которые принимают решение о таком выдворении. К сожалению, на сегодняшний день этот перечень устарел и также требуются корректировки.

Третий блок угроз, которые сегодня также оказывают свое действие на городское сообщество, - это прогрессирующий теневой сектор. Хотел бы отметить угрозы, связанные с этим.

Первое. Мы с вами достаточно часто пользуемся метро, общественным транспортом. Вы везде видите объявления: постановка на учет, регистрация, выдача разрешений, медицинские справки и т. д. За один день, за два. Указаны телефоны. Особых усилий, как мне кажется, или сноровки для решения этих вопросов не нужно. Нужна активизация правоохранительных органов для решения этих проблем.

Следующий блок. Действительно, государство, я считаю, достаточно долгое время самоустранялось от решения миграционных вопросов. И новые законы - это первый шаг к наведению порядка. Следующим шагом должно стать вытеснение теневых структур из этой сферы экономики. Каким образом? На первом этапе эта функция должна быть государственной или в крайнем случае, как предложил Константин Олегович, деятельность коммерческих организаций должна быть лицензируемой.

Правительство Москвы предложило следующие варианты решения и нашло поддержку у Федеральной миграционной службы. Мы предлагаем создать Московское единое миграционное окно (МЕМО). О чем идет речь? Это координационный центр, куда будут входить как представительства соответствующих структур органов исполнительной власти Правительства Москвы, так и представительства федеральных органов.

Представительство Федеральной миграционной службы может поставить прибывшего иностранца на учет и выдать разрешение на работу. Тут же существует медицинский отдел, который дает направление на медицинское обследование. Здесь же находится служба расселения, которая дает направление на проживание в гостинице упрощенного типа, общежитии или в частный сектор. Здесь же находится отдел организованного набора.

Я лишь поясню, что такое организованный набор. Сегодня в Москве существует стихийный рынок иностранной рабочей силы. То есть в Москву приезжают те, кто хочет заработать. Нам нужно переходить к другому принципу: Москве нужны те, кто действительно нужен экономике города.

Каким образом произвести организованный набор? Набор иностранной рабочей силы надо перенести с территории Москвы на территорию государств, откуда исходит иностранная рабочая сила. Такое соглашение сегодня уже подписано с Таджикистаном. Готовится к подписанию соглашение с Киргизской Республикой. То есть работодатели подают заявки в МЕМО - Московское единое миграционное окно, они обрабатываются, и по определенным критериям (специализация, квалификация, пол, возраст, знание русского языка и так далее) набор происходит на территории той республики, которая является донором иностранной рабочей силы.

Следующее положение в этом же блоке - это создание единой информационной системы. Константин Олегович упоминал об этом, я лишь дополню, что действительно это объемный банк данных. Но самое главное - этот объемный банк данных должен быть не только собственностью Федеральной миграционной службы. Необходимо создать единую систему, куда будет стекаться вся информация об иностранных гражданах, прибывающих на территорию России: из Федеральной миграционной службы, Пограничной службы ФСБ России, Федеральной налоговой службы, учреждений здравоохранения и др.

Работа сегодня такая ведется совместно с Федеральной миграционной службой. И я думаю, что эту работу тоже нужно ускорять.

Правительством Москвы подготовлен, наверное, близкий к предложениям Федеральной миграционной службы проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений более чем в десять федеральных законов, регулирующих отношения в миграционной сфере. И мы готовы передать его в Комитет по безопасности, готовы к конструктивному сотрудничеству.

Спасибо за внимание.

Название документа