Кандидат на должность судьи: проблемы и региональный опыт профессиональной подготовки

(Сачков А. Н., Титухов М. Б.) ("Российский судья", 2007, N 11) Текст документа

КАНДИДАТ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ <*>

А. Н. САЧКОВ, М. Б. ТИТУХОВ

Сачков А. Н., первый заместитель директора Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Титухов М. Б., декан факультета повышения квалификации и переподготовки судей, работников аппаратов судов Ростовского филиала Российской академии правосудия.

В современной России профессия судьи наиболее авторитетна и общественно значима. Многие юристы стремятся достичь вершин профессионального мастерства, чем и является судейская работа. Приступая к исполнению возложенных Конституцией РФ обязанностей, судья должен понимать, что он олицетворяет Справедливость и Закон. Моральные, нравственные, профессиональные качества судьи проявляются в правовой жизни в целостном виде, во многом определяя качество судебной защиты прав и законных интересов лиц, способствуя формированию доверительного отношения общества к носителям судебной власти. Именно поэтому в формате существующих государственных требований специализированная подготовка юристов со средним и высшим юридическим образованием для судебной системы, переподготовка вновь назначенных федеральных судей, повышение квалификации федеральных и мировых судей, научное обеспечение теории и практики судебного строительства признаны стратегическими задачами Российской академии правосудия <1>. При этом ключевым элементом решения этой задачи являются разработка и внедрение типового механизма отбора кандидатов на должность судьи. -------------------------------- <1> См.: Ершов В. В. Специализированная подготовка юристов для работы в судебной системе // Российское правосудие. 2006. N 3. С. 48; Ершов В. В. От студента до судьи // Парламентская газета. 2007. N 47. С. 6.

Законодательство Российской Федерации подробно регламентирует процесс отбора кандидатов на должность судьи, порядок сдачи квалификационного экзамена, технологии назначения (избрания) на судейские должности. Требования (например, возрастной и образовательный ценз, стаж работы по юридическим специальностям, противопоказания по состоянию здоровья) рассматриваются законодателем как часть системы отбора кандидатов на должность судьи <2>. -------------------------------- <2> Юдин В. Г. Вопросы отбора кандидатов на должности судей и помощников судей // Судья. 2006. N 2. С. 49; Мартынов Е. А. Кандидат в судьи: проблема отбора // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2005. N 6. С. 10; Ершов В. В. Экзаменационные комиссии: большой потенциал и серьезные проблемы // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2005. N 6. С. 13.

Но, к сожалению, действующая модель формирования судейского корпуса не в полной мере учитывает комплексный характер необходимой профессиональной подготовки кандидатов на должность судьи, составной частью которой должна быть и оценка их морально-нравственных ценностей в сфере права <3>. Неслучайно Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев на VI Всероссийском съезде судей Российской Федерации в декабре 2004 г. подчеркнул: "...У нас с вами исключительное, необычное положение: мы самая публичная власть, она должна быть самая прозрачная, и поэтому восприятие общества именно такое" <4>. Признание судейским сообществом доминирующей роли общества в оценке состояния правосудия позволило наконец решить задачу по принятию принципиально нового по своему духу Кодекса судейской этики, в котором отражены современные нравственные требования общества к поведению судьи. -------------------------------- <3> См., например: Материалы международной конференции "Опыт в области подготовки судей: практика и перспективы". М., 2001. <4> Выдержка из стенограммы выступления Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева на VI Всероссийском съезде судей Российской Федерации в декабре 2004 г. // Мировой судья. 2005. N 2. С. 4.

Положительные оценки кандидатов на квалификационном экзамене не могут в полном объеме отразить качество правовых знаний будущих судей, уровень их социально-психологической и морально-этической подготовки. Квалификационный экзамен не может рассматриваться нами как универсальный инструмент, исключающий проникновение в судейский корпус лиц, которые не должны быть профессиональными судьями <5>. -------------------------------- <5> См., например: Гилазов И. И. Деятельность экзаменационных комиссий на современном этапе судебной реформы // Российское правосудие. 2006. N 4. С. 83; Клеандров М. И. Социально-психологические и морально-этические проблемы формирования судейского корпуса // Российское право. 1999. N 12. С. 50; Колоколов Н. А. Дисциплинарная ответственность судей: первые результаты научного осмысления // Российский судья. 2005. N 5. С. 46 - 48.

Например, кандидатами на должность судьи становятся граждане, ранее работавшие в органах внутренних дел, прокуратуры, адвокатуры, с уже сложившимися профессиональными взглядами и суждениями (правовыми установками), которые в случае вступления в должность судьи им следует существенно пересматривать <6>. Должно пройти время для того, чтобы сложившееся правосознание кандидата на должность судьи (например, работника органов внутренних дел) трансформировалось от обвинительной и карательной направленности в сторону объективности, непредвзятости суда и состязательности сторон в судебном процессе <7>. -------------------------------- <6> См., например: Панасюк А. Ю. "Презумпция виновности" в системе профессиональных установок судей // Государство и право. 1994. N 3. С. 70 - 79; Чеджемов З. Т. Некоторые данные исследования отношения судей, прокуроров, адвокатов и граждан к судебно-правовой реформе // Российский судья. 2002. N 2. С. 12 - 14; Практика отбора и назначения мировых судей. Мониторинговое исследование // Мировой судья. 2004. N 6. С. 20 - 27. <7> См., например: Ткачев В. Н. Концепция восстановительного правосудия в Российской Федерации: ее цели и задачи // Российское правосудие. 2007. N 4. С. 40 - 43.

Одним из эффективных индикаторов - показателей готовности кандидата на должность судьи к работе могло бы стать психодиагностическое обследование его личности <8>. Одной из задач такого обследования является оценка именно психологической профессиональной пригодности кандидата на должность судьи для выполнения функций по осуществлению правосудия, а также выявление у них асоциальных установок и корыстно-утилитарных мотиваций <9>. -------------------------------- <8> Гришин С. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи // Российская юстиция. 2003. N 12. <9> Рекомендации по экспериментальному использованию методов психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи утверждены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 147.

По нашему мнению, описанные выше инструменты, используемые при формировании судейского корпуса (наличие законодательных требований к кандидатам на должность судей, оценка их знаний в ходе проведения квалификационного экзамена на должность судьи, психодиагностическое обследование личности будущих судей), на практике применяются бессистемно, хотя в этом направлении у каждого региона есть свой определенный положительный опыт. Они не объединены в единый правовой механизм отбора кандидатов на должность судьи, который с точки зрения не только теории, но и практики должен быть типовым, учитывая специфику каждого субъекта Российской Федерации. Признание этих обстоятельств означает актуализацию необходимости скорейшей выработки единого подхода к системной подготовке будущих судей. Одним из вариантов формирования такого подхода к подготовке судей должна быть система формирования резерва кандидатов в судьи, уже сдавших квалификационный экзамен <10>. Кандидат на должность судьи ставится в резерв при конкретном суде, где в дальнейшем он предполагает претендовать на освободившуюся вакансию: районном суде, Арбитражном суде субъекта Федерации и т. д. Список всех кандидатов, помещенных в резерв, утверждается Председателем Верховного Суда Российской Федерации, областного суда либо краевого суда субъекта Федерации и т. д. Кандидат на должность судьи, закрепленный за конкретным судом, становится открытым, т. е. он участвует в работе суда, изучает работу изнутри, показывает уровень знаний, свое отношение к работе и коллегам. На этой стадии уже можно выработать мнение о кандидате в судьи, о его знаниях и опыте, психологических и моральных качествах. По сути, это введение для кандидата такого статуса, как стажер суда, что уже неоднократно обсуждалось на страницах специальной литературы <11>. -------------------------------- <10> Васютин Е. З. О порядке формирования судейского корпуса // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2005. N 6. <11> Ершов В. В. Хочешь стать судьей? Учись! // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2005. N 6. С. 80.

По итогам стажировки председатель суда, в котором подобная стажировка проводилась, готовит заключение, которое направляется в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации. Заключение будет положено в основу рекомендации квалификационной коллегии о возможности или невозможности назначения на должность судьи. В случае открытия вакансии на должность судьи именно в том суде, где кандидат стоял в резерве, он наравне с другими гражданами принимает участие в объявленном конкурсе. Однако гражданин, который находился в резерве суда и проявил себя во время стажировки с хорошей стороны, в ходе проведения конкурса имеет потенциально больше возможностей быть назначенным на должность, чем другие кандидаты на должность судьи. В целом в судейском сообществе России уже сформировалось мнение о необходимости целенаправленной подготовки граждан, желающих в будущем стать судьями. Подобная подготовка должна быть специализированной, направленной именно на предстоящую работу в органах судебной власти, она должна вестись постоянно, как до назначения гражданина судьей, так и после, с применением различных форм обучения. Так, например, часть граждан сдают квалификационный экзамен из профессиональных интересов, не преследуя цели в скором времени участвовать в конкурсе на вакантную должность судьи. Периоды ожидания открытия вакансии либо назначения на должность судьи также должны плодотворно использоваться в аспекте подготовки к предстоящей работе <12>. Профессиональной площадкой досудейской подготовки и судейского повышения квалификации выступает Российская академия правосудия, и в частности ее Ростовский филиал. Образовательная концепция Академии основана на непрерывном специализированном обучении, начинающемся со студенческой скамьи и продолжающемся в течение всей профессиональной деятельности судьи <13>. -------------------------------- <12> Пейсиков В. Правовые основы отбора и подготовки судей в России // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 11; Пейсиков В. Организационные аспекты отбора и подготовки судей в Российской Федерации // Российское правосудие. 2006. N 6. С. 97. <13> Ершов В. В. Хочешь стать судьей? Учись! // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2005. N 6. С. 78.

Подобная подготовка осуществляется по двум основным направлениям. Во-первых, это непрерывное специализированное обучение, начинающееся с юридического колледжа (9 - 11-е классы), затем на факультете подготовки специалистов для судебной системы Академии, продолжающееся в течение всей профессиональной юридической деятельности. Подобная образовательная концепция (углубленное изучение правовых норм, регулирующих процесс отправления правосудия, получение практических навыков по ведению судебного процесса и подготовке процессуальных документов) отличается целенаправленным стремлением подготовить специалистов исключительно для судебной системы, и в частности кандидатов для судейской работы. Во-вторых, это непосредственное обучение кандидатов на должность судьи. Подобное обучение не только подготавливает кандидатов к предстоящему квалификационному экзамену, но позволяет еще раз оценить объем ответственности судейской работы, который в скором будущем может лечь на их плечи. В рамках специализированной образовательной подготовки Российской академии правосудия следует выстроить цепочку непрерывных и целенаправленных действий обучения будущих судей, которая состоит из следующих этапов: - первый этап: специализированная подготовка в высшем учебном заведении (в частности, в Российской академии правосудия) с дальнейшим трудоустройством в органах судебной власти с целью получения практических навыков и знаний - общеобразовательная подготовка. - второй этап: повышение квалификации практикующих юристов и работников аппаратов судов по программам подготовки к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи и предстоящей работы в должности судей - предэкзаменационная подготовка. - третий этап: образовательная работа как с кандидатами в судьи, потенциальными участниками конкурсов на замещение вакантных должностей, так и с теми, кто уже ожидает назначения на конкретную должность судьи, - преддолжностная подготовка. - четвертый этап: организационно-практическая работа с назначенными судьями по месту их предстоящей работы - подготовка по вступлению в должность. - пятый этап: повышение профессиональной квалификации судей, как тех, кто только что назначен, так и тех, кто уже имеет определенный стаж судейской работы, - повышение профессиональной квалификации. По нашему мнению, именно подобное сочетание всех пяти этапов подготовки будущих судей позволит наиболее всесторонне и полно сформировать профессиональную правовую культуру будущих судей, что в целом благоприятно повлияет не только на качество правосудия, но и на позитивное его общественное восприятие. В связи с этим обратим внимание на необходимость внесения изменений в законодательство, регулирующее статус судьи Российской Федерации, касающихся обязательности прохождения предварительной образовательной подготовки кандидатов, сдающих квалификационный экзамен. Подобная мера должна положительно сказаться на уровне профессиональной подготовки экзаменующихся. Интересна идея также и о введении должности стажера суда - кандидата на должность судьи, сдавшего квалификационный экзамен и прикрепленного к суду для подготовки к предстоящей работе. Не нашла пока своего законодательного закрепления и идея об обязательности прохождения психологического тестирования кандидатов на должность судей. К сожалению, споры о необходимости ужесточения требований к гражданам, претендующим на должность судей, к процедуре отбора кандидатов и о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации длятся длительное время. Практика показывает, что уже в настоящий момент экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судей сталкиваются с большим числом претендентов, которые не могут сдать экзамен, к слову сказать, не отличающийся трудностью. Поэтому квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, не дожидаясь решения обозначенной проблемы, самостоятельно находят выход из сложившегося положения. Так, Квалификационная коллегия судей Ростовской области 9 декабря 2005 г. приняла решение об открытии курсов по подготовке к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Данное решение было продиктовано стремлением помочь экзаменующимся надлежащим образом подготовиться к предстоящим испытаниям. Занятия проводятся в Ростовском филиале Российской академии правосудия при активном участии Ростовского областного суда, Управления Судебного департамента при Верховном Суде в Ростовской области. Первая группа слушателей в количестве 16 человек прошла обучение в апреле - мае 2006 г. В настоящий момент сформирована и проходит обучение уже четвертая группа слушателей. Общее количество слушателей за весь период проведения курсов составило более 60 человек, из которых более 2/3 принимали участие в сдаче квалификационного экзамена на должность судьи и только 3 слушателя курсов не смогли пройти экзаменационное испытание в прошедшем году. Эти предэкзаменационные курсы в полной мере соотносятся с целями специализированной образовательной подготовки Российской академии правосудия. Так, на первом этапе осуществляется специализированная подготовка студентов в Ростовском филиале Российской академии правосудия на факультете подготовки специалистов для судебной системы. Это долгосрочный период, с ожидаемым результатом того, что выпускники Ростовского филиала смогут претендовать в будущем на должность судей, имея при этом базовое высшее образование, отличающееся направленностью именно на работу в органах судебной власти. На втором этапе факультетом повышения квалификации Ростовского филиала Российской академии правосудия производится непосредственно подготовка к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Подготовка слушателей, желающих в скором будущем сдать квалификационный экзамен на должность судьи, осуществляется в соответствии с утвержденным учебным планом, рассчитанным на 128-часовую подготовку и состоящим как из лекционных, так и из практических занятий. Основная цель курсов состоит в систематизации имеющихся теоретических знаний у слушателей, в формировании судейского мышления и совершенствовании юридических навыков. Промежуточный экзамен, который проводится Ростовским филиалом по итогам курсов, не только помогает выявить уровень знаний слушателей, но и позволяет им психологически настроиться на квалификационный экзамен, проводимый экзаменационной комиссией Квалификационной коллегии судей Ростовской области. Большую работу в процессе разработки и реализации учебного плана выполняют судьи Ростовского суда и работники Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области. В ходе проведения занятий преподаватели главное внимание уделяют вопросам ситуативно-проблемного характера применения действующих законов, подробно рассматривая практические примеры и задачи из судебной практики, а также типовые ошибки, которые допускают экзаменующиеся при сдаче квалификационного экзамена. К сожалению, на сегодняшний момент остается нереализованной образовательная работа (третий этап) как с кандидатами на должность судьи, сдавшими квалификационный экзамен и являющимися потенциальными участниками конкурсов на замещение вакантных должностей, так и с теми, кто уже ожидает назначения на конкретную должность судьи. Что же касается четвертого и пятого этапов (подготовка к вступлению в должность и повышение профессиональной квалификации уже работающих судей), то необходимо отметить опыт совместной работы Ростовского филиала Российской академии правосудия с Ростовским областным судом по разработке и внедрению специальных учебных программ сокращенной преддолжностной подготовки вновь назначенных судей судов общей юрисдикции и мировых судей, а также специальные учебные программы выездных занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом филиала и судьями Ростовского областного суда. По нашему глубокому убеждению, работа с кандидатами в судьи не должна прекращаться в момент их назначения на должность судьи. Речь должна идти о сопровождении кандидатов на должность судей, прошедших обучение в Российской академии правосудия и на курсах подготовки к сдаче квалификационного экзамена. Модель сопровождения кандидатов на должность судей Ростовским филиалом Российской академии правосудия характеризуется многовекторностью направлений ее реализации <14>. Она включает: -------------------------------- <14> См.: Программа развития научно-исследовательской деятельности Ростовского филиала Российской академии правосудия на 2007 - 2010 годы. Ростов-н/Д, 2006.

- анализ итогов предэкзаменационной подготовки кандидатов на должность судьи по итогам проведения квалификационных экзаменов, проводимых экзаменационными комиссиями при квалификационной коллегии судей Ростовской области (сколько человек успешно сдали квалификационный экзамен после посещения предэкзаменационных курсов; как необходимо изменять учебные планы курсов предэкзаменационной подготовки, чтобы повысить уровень успешной сдачи квалификационного экзамена, и др.), и как следствие, корректировка предэкзаменационной подготовки кандидатов на должность судьи (принцип обратной связи). В связи с этим необходимо отметить тесное сотрудничество Ростовского филиала академии с экзаменационной комиссией квалификационной коллегии судей Ростовской области. Декан факультета повышения квалификации и переподготовки судей, работников аппаратов судов является членом этой комиссии и непосредственно отслеживает результаты сдачи квалификационного экзамена слушателей курсов, выявляет слабые стороны их предэкзаменационной подготовки и выходит с предложением к руководству филиала о необходимости привлечения того или иного специалиста, чье участие в курсах может существенно повлиять на качество предэкзаменационной подготовки; - мониторинг состояния психологических и моральных качеств юристов, претендующих на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи. Совместно с ведущим высшим учебным заведением юга России - Южным федеральным университетом нами разработана специальная программа по проведению совместных научно-практических действий по выявлению, оценке и прогнозу изменения состояния психологических и моральных качеств претендентов на должность судьи. Целью такой работы является наблюдение профессиональных, психологических и моральных качеств личности граждан-кандидатов и составление их модульного профессионального портрета (включая эмоциональную устойчивость, профессиональные характеристики, подверженность эмоциональному и стрессовому воздействию, карьерные ожидания и т. п.). Надеемся, что подобные исследования содействуют комплексной оценке личностных качества кандидатов в судьи и прогнозу облика судейского корпуса в будущем. Безусловно, процесс системного запуска всех обозначенных пяти этапов специализированной образовательной подготовки - весьма сложная задача, и усилий только Российской академии правосудия и судейского сообщества недостаточно. Необходимо также использование ресурсных возможностей всех органов публичной власти и институтов гражданского общества. Мы полагаем, что политико-социальная целесообразность и социально-правовой эффект формирования единого механизма формирования судейского корпуса очевидны, а степень влияния факторов риска на эффективность этого процесса минимальна.

Название документа