ЕТС прощается, но пока не уходит

(Мошкович М.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 40)

Текст документа

ЕТС ПРОЩАЕТСЯ, НО ПОКА НЕ УХОДИТ

М. МОШКОВИЧ

Мария Мошкович, руководитель юридического отдела "ЭЖ-Юрист".

Хотя Трудовой кодекс РФ уже не называет тарифную систему единственно возможной для оплаты труда бюджетников, пока на практике применяется именно она. Используют Единую тарифную сетку и в региональных госучреждениях, тогда как она является обязательной только на федеральном уровне. Тем не менее заложенные в 2004 - 2006 годах основы для перемен продолжают работать, пусть и в достаточно медленном темпе...

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

- в федеральных госучреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- в госучреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральные госучреждения в настоящее время руководствуются положениями Федерального закона от 04.02.99 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений". В соответствии с данным Законом оплата труда работников федеральных госучреждений производится на основе Единой тарифной сетки (далее - ЕТС), тарифную ставку первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты которой определяет Правительство РФ.

При этом с 1 января 2005 года Правительству РФ было предоставлено право применять для оплаты труда работников федеральных госучреждений иную систему оплаты труда (отличную от ЕТС), и оно этим правом наконец воспользовалось. Постановлением от 22.09.2007 N 605 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее - Положение), предусматривающее оплату труда работников и персонала исходя из оклада (ставки) и выплат стимулирующего и компенсирующего характера. Как же они будут устанавливаться?

Новые ориентиры

Размеры окладов (ставок заработной платы) будет устанавливать непосредственно руководитель конкретного учреждения (в рамках выделяемого ему объема ассигнований из федерального бюджета). При этом он должен учитывать:

- государственные гарантии по оплате труда (в частности, МРОТ);

- базовые оклады (ставки);

- действующие тарифно-квалификационные справочники;

- требования к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности;

- сложность выполняемой работы и ее объем;

- рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнение профсоюзов.

Кроме того, необходимо, чтобы заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, была бы не меньше прежней заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат) - при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации.

Остановимся подробней на базовых окладах (ставках). Данное понятие было введено в Трудовой кодекс Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений...". Оно означает минимальный оклад (ставку) заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, устанавливаемый Правительством РФ по определенным квалификационным группам (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат), ниже которых выплачивать зарплату работникам государственных и муниципальных учреждений запрещено. То есть, по сути, это специальные "МРОТы" для бюджетников.

Профессиональные квалификационные группы - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Такие группы, а также критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к ним должны утверждаться Минздравсоцразвития России (ст. 144 ТК РФ).

Как установлено Постановлением N 605, и группы, и критерии должны быть утверждены Минздравсоцразвития не позднее 31 марта 2008 года. Однако на самом деле Критерии уже утверждены (Приказом Минздравсоцразвития от 06.08.2007 N 525, который успел подписать бывший министр М. Зурабов). Просто Минюст зарегистрировал этот Приказ на два дня позже подписания Постановления N 605.

Утвердили и первые профессиональные квалификационные группы должностей - медицинских и фармацевтических работников (Приказ Минздравсоцразвития от 06.08.2007 N 526) и работников культуры, искусства и кинематографии (Приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 N 570). Но базовых окладов для них все равно пока нет.

Следует отметить также наличие некоторого противоречия относительно порядка установления окладов работникам. Пунктом 1 Положения определено, что системы оплаты труда (в том числе и размеры окладов и ставок) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также данным Положением (т. е. возможны разные варианты). В пункте же 3 Положения прописано, что размеры окладов и ставок устанавливаются руководителем учреждения (т. е. способ установления ограничивается локальным нормативным актом). Поскольку п. 1 отсылает к тексту Положения, то, видимо, в данном вопросе следует все же руководствоваться нормами пункта 3.

Однако в любом случае руководителю придется согласовать штатное расписание учреждения с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

Премии и компенсации

Следующей составляющей новой системы оплаты труда бюджетников названы компенсационные и стимулирующие выплаты. Они будут устанавливаться к окладам (ставкам), если иное не будет предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ.

Разработка и утверждение перечней видов таких выплат также возложены на Минздравсоцразвития. Это должно быть сделано в трехмесячный срок (видимо, с даты подписания Постановления N 605), т. е. к началу следующего года.

На основании утвержденных перечней конкретные учреждения будут определять, какие виды стимулирующих и компенсационных выплат войдут в систему оплаты труда работников. Размер и условия получения стимулирующих выплат будут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (п. 6 Положения).

Относительно размеров и условий получения компенсационных выплат в Положении ничего конкретно не сказано. Можно предположить, что ориентироваться в этом вопросе нужно будет на действующее трудовое законодательство.

Для руководства - особые правила

Положение отдельно регулирует оплату труда руководителей учреждений. Их заработная плата, так же как и у других работников, будет состоять из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Но вот размер оклада руководителя определяется оригинальным способом: он будет равен трем размерам средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.

Что такое основной персонал? Это работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, в целях реализации которых создано учреждение. Перечень должностей и профессий таких работников (по видам экономической деятельности) будет устанавливать тот госорган или организация, в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Последнее должно будет установить и порядок исчисления размера средней заработной платы - для целей определения размера должностного оклада руководителя. Пока же установлено, что при расчете таковой нужно будет учитывать оклады и выплаты стимулирующего характера основного персонала за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю; выплаты же компенсационного характера не учитываются (п. 7 Положения). То есть оклад руководителя будет ежегодно пересматриваться.

Из изложенного ясно, что до утверждения соответствующих перечней и порядка расчета средней заработной платы возможности установить руководителю зарплату "по-новому" не будет. Заметим также, что зарплату "первого года" руководителю, по-видимому, придется устанавливать на базе действующей системы оплаты труда.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений будут устанавливаться на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений (т. е. они также будут подвергаться ежегодному пересмотру).

Компенсационные выплаты руководителям, их замам и главным бухгалтерам будут выплачиваться в соответствии с утвержденным перечнем таких выплат, о котором было сказано выше.

Что же касается премий и иных выплат стимулирующего характера, то их руководителю будет устанавливать тот госорган или организация, в ведении которого находится соответствующее учреждение. Положение называет следующие ориентиры: для выплат премий руководителю может быть централизовано до 5% всех ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждения, при этом при определении конкретных сумм выплат необходимо будет учитывать результаты деятельности учреждения.

Сроки под вопросом

Постановление называет жесткие сроки ввода новой системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых сегодня осуществляется на основе ЕТС, - с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года.

Скорее всего, первая дата названа, чтобы как-то обозначить начало реформы и дисциплинировать ведомство Татьяны Голиковой, на которое, как мы видим, и возложен основной груз принятия необходимых нормативных актов. Очевидно, что основой всей системе будут служить базовые оклады (ставки). Предельный срок, в который Минздравсоцразвития должно внести в Правительство предложения по ним, - 1 июля 2008 года. Опять-таки базовые оклады (ставки) нужно устанавливать по профессиональным квалификационным группам, а предельный срок утверждения последних, напомним, 31 марта 2008 года.

Так что реальный срок введения новой системы оплаты труда - это как раз конец 2008 года...

Название документа

Вопрос: ...Предприятие выдает работникам во временное пользование спецодежду. Возникают ситуации, когда спецодежда выбывает из эксплуатации до окончания срока носки в результате физического износа, произошедшего не по вине работника (например, из-за низкого качества). Подлежит ли восстановлению для целей налогообложения прибыли стоимость спецодежды, исчисленная пропорционально оставшемуся сроку носки?

("Налоги" (газета), 2007, N 41)

Текст документа

Вопрос: По типовым отраслевым нормам предприятие выдает работникам во временное пользование специальную одежду.

В соответствии с п. 3 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются, в частности, затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ и не признаваемых амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в полном объеме в состав материальных расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, по мере его ввода в эксплуатацию.

Согласно п. 18 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18 декабря 1998 г. N 51, работники должны бережно относиться к выданным в их пользование средствам индивидуальной защиты, своевременно ставить в известность работодателя о необходимости химчистки, стирки, сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания и обеспыливания специальной одежды.

Сроки носки специальной одежды установлены типовыми отраслевыми нормами выдачи специальной одежды.

При этом на практике возникают ситуации, когда специальная одежда выбывает из эксплуатации до окончания срока носки в результате физического износа, произошедшего не по вине работника (например, из-за низкого качества материала). Нормы главы 25 НК РФ не содержат положений об обязанности восстановления расходов на приобретение специальной одежды в случае ее выбытия до окончания срока носки.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В связи с тем что специальная одежда при выбытии из эксплуатации до окончания срока носки перестает использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, данное условие для признания стоимости одежды в качестве расхода в целях налогообложения прибыли не выполняется.

На основании вышеизложенного просим Вас разъяснить, подлежит ли восстановлению (исключению из состава расходов) для целей налогообложения прибыли стоимость специальной одежды, исчисленная пропорционально оставшемуся сроку носки?

Арбитражная практика и письменные разъяснения контролирующих органов по данному вопросу отсутствуют.

Ответ: В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются специальная одежда и обувь, а также другие сертифицированные средства индивидуальной защиты. Перечень требований к средствам индивидуальной защиты содержится в санитарно-эпидемиологических правилах и нормах (СанПиН), устанавливаемых для различных отраслей производств.

Выдача работникам средств индивидуальной защиты - это мера, направленная на обеспечение безопасных условий труда и защиту жизни и здоровья работника. Тем самым реализуется закрепленное в Трудовом кодексе РФ требование об охране труда граждан.

Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников производятся за счет средств работодателя (ст. 212 и ст. 219 ТК РФ).

Работодатель обязан за счет своих средств (ст. 221 ТК РФ) заменить или отремонтировать средства индивидуальной защиты, пришедшие в негодность до окончания сроков их использования по причинам, не зависящим от работника. В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные экземпляры (п. 9 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Постановлением Минтруда от 18 декабря 1998 г. N 51).

В соответствии со ст. 220 ТК РФ в случае необеспечения работников средствами индивидуальной защиты работодатель не имеет права требовать от них исполнения трудовых обязанностей. Если по этой причине возник простой, то на основании ст. 157 ТК РФ оплата должна производиться в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, если он в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя.

Ответственность за своевременное и полное обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и за организацию контроля за правильностью их применения в соответствии со ст. 217 ТК РФ возлагается на работодателя.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа в размере от пятисот до пяти тысяч рублей. За повторное аналогичное нарушение наступает ответственность в виде дисквалификации от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ). Контроль за исполнением установленных Правил осуществляется государственными инспекциями труда субъектов РФ.

В налоговом учете средства индивидуальной защиты могут быть либо отнесены к амортизируемому имуществу, либо стоимость их приобретения относится к материальным расходам.

В подавляющем большинстве случаев их стоимость - менее 10000 руб. При этом расходы на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты учитываются в полной сумме по мере ввода их в эксплуатацию как материальные расходы согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК (письмо УФНС по г. Москве от 26 декабря 2005 г. N 20-12/97052).

Долгое время налоговые органы со ссылкой на Методические рекомендации по применению гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утвержденные Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 (утратившие силу в 2005 году), утверждали, что затраты на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, не являющихся амортизируемым имуществом, учитываются в составе материальных расходов только в том случае, если выполняются следующие условия:

- выдача должна быть предусмотрена законодательством РФ;

- предприятие не должно превышать нормы выдачи специальной одежды, предусмотренные законодательством.

Согласно указанным Методическим рекомендациям для подтверждения выполнения необходимых условий организациям следует руководствоваться:

- Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утв. Постановлением Минтруда N 69;

- иными постановлениями Минтруда России, утвердившими Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам соответствующих отраслей.

В случае если организация превысила нормы выдачи спецодежды, то сверхнормативная сумма затрат не должна учитываться при налогообложении прибыли (письмо УМНС по г. Москве от 19 февраля 2004 г. N 26-12/11155).

Федеральным законом N 90-ФЗ от 30 июня 2006 г. были внесены изменения в Трудовой кодекс. В этом году Минфин выпустил разъяснения, базирующиеся на норме ст. 221 ТК РФ в соответствии с которыми: "Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Учитывая изложенное, расходы, связанные с приобретением специальной одежды, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию, в соответствии с нормами бесплатной выдачи специальной одежды, установленными на предприятии".

Таким образом, Ваше предприятие может установить свои нормы, отличные от Типовых, которые следует обосновать в соответствии со спецификой организации.

В обоснование перехода на свои нормы можно привести мнение представительного органа работников или результаты аттестации рабочих мест.

Согласно п. п. 34, 35 Методических указаний N 135н определение непригодности и решение вопроса о списании спецодежды осуществляются в организации постоянно действующей инвентаризационной комиссией (либо могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии). Функциями комиссии в части вопросов использования специальной одежды являются:

- непосредственный осмотр специальной одежды, предъявленной к списанию, и установление ее непригодности к дальнейшему использованию или возможности (невозможности) и целесообразности ее восстановления;

- определение причин выхода из строя (нормальный износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария, пожар, стихийное бедствие и т. д.);

- выявление лиц, по вине которых специальная одежда преждевременно вышла из строя, внесение руководству организации предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

- составление акта на списание объектов специальной одежды и представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу.

Обращаем внимание, что при принятии инвентаризационной комиссией решения о непригодности спецодежды, учитываемой в составе материалов, и о списании в организации должны быть обязательно оформленные акт на списание (форма МБ-4, МБ-8, а также другие формы первичных документов, разработанные организацией самостоятельно и учитывающие конкретные условия производства).

Преждевременный физический износ спецодежды может наступить в следующих случаях.

1. Спецодежда пришла в негодность по причине халатного отношения работника, за которым числится спецодежда.

Организация должна взыскивать с виновного работника сумму ущерба. Взыскание производится путем удержания денежных средств с заработной платы. Согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.

При преждевременном физическом износе специальной одежды по вине работника может возникнуть ситуация, когда работник предложит возместить ущерб в связи с преждевременным выходом из строя спецодежды заменой аналогичной специальной одеждой.

2. Преждевременный износ наступил не по вине работника, а в связи с чрезвычайными обстоятельствами либо возник в результате нормального производственного риска (например, в результате пожара в одном из цехов сгорела спецодежда).

Для целей налогового учета при исчислении налога на прибыль потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, относятся в состав внереализационных расходов (п. 6 ст. 265 НК РФ).

3. Спецодежда ненадлежащего качества. В этом случае вина лежит на производителе изделий и необходимо предъявить претензию производителю. Для подтверждения срока службы качественной спецодежды можно сделать запрос в организации, занимающиеся разработкой стандартов: Ростехрегулирование, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, ФГУП ВНИИстандарт.

При отказе изготовителя спецодежды в удовлетворении претензии возмещение может быть получено в судебном порядке.

В любом случае произведенные расходы восстановлению не подлежат. Если организация вынуждена превысить норму выдачи спецодежды из-за преждевременного износа, не связанного с чрезвычайными обстоятельствами, и без предъявления суммы ущерба виновным лицам или организации, то расходы на сверхнормативный комплект организации придется отнести за счет средств, оставшихся после налогообложения прибыли. В обратном случае велика вероятность возникновения претензии со стороны налоговых органов.

Название документа