Требования и гарантии охраны труда. Налогообложение компенсационных выплат
(Виговский Е. В.)
("Трудовое право", 2007, N 9)
Текст документа
ТРЕБОВАНИЯ И ГАРАНТИИ ОХРАНЫ ТРУДА.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
Е. В. ВИГОВСКИЙ
Виговский Е. В., советник налоговой службы III ранга.
Общие положения
Основания для освобождения работников и организаций от уплаты НДФЛ и ЕСН с выплаченных компенсационных выплат за работу во вредных и опасных условиях труда по-прежнему представляют интерес для предприятий и организаций, основной деятельностью которых является прежде всего производство товаров.
Давая правовую оценку нормам Налогового кодекса и Трудового кодекса Российской Федерации, можно однозначно сделать вывод о том, что для целей налогообложения существенную роль имеет закрепление именно гарантий и прав работников, прежде всего в локальных актах организации, коллективных и трудовых договорах.
Давая сравнительный анализ отраслям права, можно с уверенностью утверждать, что для целей налогообложения (НДФЛ и ЕСН) компенсационных выплат являются определенные условия.
Устанавливая государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей, связанных с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", законодатель указал прежде всего на важность актов, содержащих нормы трудового права.
Рассматривая в дальнейшем определение и порядок принятия локальных актов, следует иметь в виду, что компенсации и иные виды выплат работникам прежде всего связаны с установлением заработной платы работникам (статья 135 ТК РФ).
Согласно статье 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается прежде всего трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Подчеркивая важность гарантий оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, законодатель в статье 147 ТК РФ указал следующее.
Так, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Локальные правовые акты. Основные требования
Статьей 5 ТК РФ определено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения могут регулироваться как коллективными договорами, соглашениями, так и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В условиях развития и функционирования техногенных отраслей промышленности, создания надлежащих условий труда в Трудовом кодексе Российской Федерации закреплены полномочия различных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений.
Законодатель в статье 6 ТК РФ особо подчеркнул полномочия органов государственной власти в сфере трудовых отношений.
К ведению органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
- основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
- принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;
- систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, что является одним из требований по соблюдению законодательства о труде и правил по охране труда во избежание применения административных мер по определенным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как было отмечено ранее, трудовые отношения могут непосредственно регулироваться как коллективными договорами, соглашениями, так и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Только работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Следует иметь в виду, что локальные нормативные правовые акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Определение локального нормативного акта в Кодексе законодателем не раскрывается, в связи с этим можно считать обязательными локальными актами такие, как: правила внутреннего распорядка, приказы об установлении надбавок за особые условия трудовой деятельности, правила по охране труда и многое другое, что принимается самим работодателем и является обязательным.
Обязательность принятия локальных актов прямо указана в ТК РФ.
В части 4 статьи 13 ТК РФ законодатель указал, что принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
Отличительным признаком изложения части 4 является именно место выполнения работы. Это могут быть филиалы, обособленные структурные подразделения организации, а также выполнение работы за пределами предприятия, включая и случаи выездного характера выполнения работы.
Ранее действие локального акта распространялось только в пределах той или иной организации.
Определенные требования законодателем установлены к содержанию коллективных договоров, соглашений, а также к трудовым договорам.
Например, согласно части 2 статьи 9 ТК РФ, коллективные и трудовые договоры, соглашения не могут содержать условий, также ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и, что является важным, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Применение норм международного права
Большое значение для применения законодательства в сфере охраны труда, оценки работ во вредных и (или) опасных условиях труда имеют в том числе и нормы международного права. Нижеприведенными международными правовыми актами устанавливаются также и гарантии прав работников. Знание данных норм международного права, несомненно, является очень важным как для работников предприятий, так и работодателей и сотрудников кадровых служб предприятий.
О применении норм международного права законодатель особо указал в статье 10 ТК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международные права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Международное законодательство характеризуется не только его многообразием, но и обширностью международно-правовых актов в различных сферах международных общественных отношений.
Примером этому являются следующие нормы международного права: Устав международной организации труда (принят в 1919 г., с изменениями и дополнениями от 1972 г.), Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Международной организацией труда (заключено в г. Нью-Йорке 30 мая 1946 г.), Декларация Международной организации труда "О целях и задачах Международной организации труда" (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г. на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ), Акт о поправках к Уставу Международной организации труда (принят в г. Женеве 22 июня 1962 г. на 46-й сессии Генеральной конференции МОТ), Регламент международной конференции труда (принят 21 ноября 1919 г. на 1-ой сессии Генеральной конференции МОТ, с изменениями и дополнениями 1995 г.).
Другими наиболее значимыми международными актами являются: Конвенция N 171 Международной организации труда "О ночном труде" (принята в г. Женеве 26 июня 1990 г. на 77-й сессии Генеральной конференции МОТ), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (заключена в г. Страсбурге 25 января 1996 г.), Конвенция N 156 Международной организации труда "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (принята в г. Женеве 23 июня 1981 г. на 67-й сессии Генеральной конференции МОТ) и иные.
Верховенство норм международного права предусмотрено также частью 2 статьи 10 ТК РФ.
Согласно части 2 статьи 10 ТК РФ, в случае, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, должны применяться правила международного договора (часть 2 статьи 10 ТК РФ).
Неразрывно связана со статьей 10 ТК РФ и статья 11 данного Кодекса, устанавливающая действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с частью 4 статьи 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Принципы равенства прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, закреплены также и в статье 62 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Применительно к данной норме Основного Закона необходимо руководствоваться также статьей 15 Конституции Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 15 установлено, что именно общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В международном праве его основу составляют Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., Декларация о праве и обязанности отдельных групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1998 г., и ряд других.
"Каждое государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы, в частности путем принятия таких мер, какие могут потребоваться для создания всех необходимых условий в социальной, экономической и политической, а также в других областях, и правовых гарантий, необходимых для обеспечения того, чтобы все лица под его юрисдикцией, индивидуально и совместно с другими, могли пользоваться всеми этими правами и свободами на практике.
Также каждое государство принимает такие законодательные, административные и иные меры, какие могут быть необходимы для обеспечения эффективных гарантий прав и свобод, упомянутых в данной Декларации (статья 2 Декларации от 9 декабря 1998 г.)".
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (Декларация от 10 декабря 1948 г.).
Обеспечение прав работников на охрану труда
Большое значение имеют закрепленные законодателем в Трудовом кодексе нормы об охране труда.
Появление подобного рода статей в сфере охраны труда неразрывно связано и с мерами административной ответственности (наложение штрафа и применение такой меры наказания, как дисквалификация) за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.
Несомненно, представляют интерес такие статьи Кодекса, как статья 216.1 ТК РФ "Государственная экспертиза условий труда", а также статья 219 ТК РФ "Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда".
Следует также отметить, что законодатель, устанавливая меры ответственности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда, коренным образом изменил название статьи 219 ТК РФ. Данная статья "Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены" в настоящее время изложена в редакции: "Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда". Учитывая важность данной статьи Кодекса и мер ответственности, следует остановиться на основных положениях статьи 219 Кодекса.
Согласно данной статье, каждый работник имеет право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами, поименованными в данной статье, и на право обращения в различные органы власти и другие органы, а также к работодателю.
Данный перечень не является исчерпывающим. Появление новых частей статьи 219 ТК РФ связано не только с необходимостью проведения аттестации рабочих мест, но и закреплением выплаты компенсаций работнику за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда в коллективных договорах и локальных нормативно-правовых актах.
Например, согласно части 4 данной статьи Кодекса, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсация работникам в данном случае не может быть установлена.
Придавая важное значение положениям главы 36, следует также изложить и названия отдельных статей Кодекса данной главы: статья 220 ТК РФ "Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда", статья 221 ТК РФ "Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты", статья 222 ТК РФ "Выдача молока и лечебно-профилактического питания".
Весьма важными являются требования статьи 225 Кодекса, что, несомненно, является гарантией соблюдения законодательства о труде, в частности: "все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений".
Устанавливая гарантии прав работников на безопасные условия труда, законодатель в статье 212 ТК РФ установил обязанности работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации.
Указанный перечень обязанностей не является исчерпывающим.
Необходимо подчеркнуть, что весьма важными являются термины и определения, данные в статье 209 ТК РФ "Основные понятия".
В данной статье Кодекса законодатель особо подчеркнул, что вредным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Особенно важным является также определение аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиях труда направлена прежде всего на оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ определен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (статья 226 ТК РФ).
В соответствии с частями 2 и 3 данной статьи финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Следует также иметь в виду, что в ряде норм Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, ограничение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иное.
Расследование несчастных случаев, подлежащих учету
Немаловажным в сфере трудовой деятельности является не только учет, но и проведение определенного расследования несчастных случаев на производстве.
Выделяя в качестве самостоятельной статьи Кодекса статью 227 ТК РФ, законодатель обратил внимание на обязательность проведения подобного рода расследований, что, несомненно, регламентирует вопросы, и предотвращения подобного рода негативных явлений.
С внесением изменений в Кодекс коренным образом изменена не только формулировка статьи 227 ТК РФ, но и ее содержание.
Это выражается также и изложением редакции данной статьи Кодекса, и ее более расширительным толкованием.
Например, законодатель расширил сферу производственной деятельности, которая по содержанию статьи является в настоящее время производственной деятельностью, а не производством, как было ранее. Кроме того, в статье дан значительный перечень лиц, выполняющих и трудовые обязанности.
Следует также отметить, что учету подлежат все случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности именно работодателя или в выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Круг данной категории лиц значительно расширен и конкретизирован. Например, в части 2 данной статьи вместо 3 абзацев стало 6 и перечислены лица, участвующие в сфере трудовых отношений.
Например, в содержании части 2 "к указанным лицам относятся" законодатель изменил содержание данной части и указал, что к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, выполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся (что ранее отсутствовало в статье): "работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором".
Формулировка лиц студентов и учащихся является обобщенной, именно студентов и учащихся образовательных учреждений всех типов и проходящих производственную практику. Кроме того, указанными лицами являются: лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ, члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие.
Существенно претерпела изменения и часть 3 данной статьи ТК РФ. Наряду с тем, что в ранее действовавшей части и перечислением в ней конкретных несчастных случаев на производстве, в настоящее время законодатель указал расследование в установленном порядке несчастных случаев-событий, в результате которых были получены телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом. Временной фактор утраты трудоспособности остался прежним, как и перечисление событий, кроме перечисления иных телесных повреждений.
Значительно изменен фактор совершения событий.
Формулировка "территория организации или вне ее" детально конкретизирована и дополнена следующим содержанием.
В частности, расследованию в установленном порядке подлежат события, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе и выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Выполнение работ в сверхурочное время из содержания данного абзаца исключено.
Подлежат учету и расследованию события, которые произошли при использовании личного транспортного средства в производственных, в том числе служебных, целях или по соглашению сторон трудового договора.
В частности, расследованию и учету подлежат случаи, если они произошли при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.
Перечень иных происшедших событий не был конкретизирован, но законодателем указано именно на выполнение трудовых обязанностей. В частности, при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Вопросы налогообложения
Рассмотренные вопросы компенсационных выплат за работу во вредных условиях труда сверх установленных на предприятии ставок, окладов имеют более широкое значение. Примерами таких выплат можно назвать и выдачу специальной одежды и обуви и т. д.
На протяжении ряда лет между налоговыми органами и налогоплательщиками возникали споры по вопросам налогообложения НДФЛ и ЕСН компенсационных выплат.
Арбитражные суды рассматривали налоговые споры об оспаривании решений налоговых органов о привлечении организаций к ответственности по соответствующим статьям Налогового кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, детальное изучение не только писем и разъяснений ФНС РФ и Минфина России, но и судебно-арбитражной практики оказывает существенную помощь руководителям в отстаивании своих интересов в судебных инстанциях.
Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Рассматривая данную норму НК РФ, необходимо руководствоваться прежде всего и соответствующими статьями Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 222 ТК РФ, на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты; на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Молочные продукты или другие равноценные пищевые продукты работники должны получать в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Вышеприведенные нормы свидетельствуют, что стоимость молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, бесплатно выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подпадает под понятие компенсационных выплат и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ.
В деятельности организаций возникают вопросы налогообложения НДФЛ бесплатно выдаваемых работникам специальной одежды и обуви.
Законодатель в статье 221 ТК РФ подчеркнул, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Министерством труда и социального развития Российской Федерации (Постановление N 51 от 18 декабря 1998 г.) утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Пунктом 3 Правил установлено, что работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, средства индивидуальной защиты выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на каких участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах.
Наименования профессий рабочих и должностей специалистов и служащих, предусмотренные в Типовых отраслевых нормах, указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
В случаях, когда средства индивидуальной защиты не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки "до износа" или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" предусмотрено, что отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, а также возмещение других расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что стоимость спецодежды, спецпитания и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в пределах установленных норм, не подлежит обложению единым социальным налогом (взносом).
Следует также отметить, что установление тех или иных компенсаций работникам, в частности работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредным и (или) опасными условиями труда, может определяться также коллективным или трудовым договором.
Нормы упомянутых компенсаций действующим законодательством не определены.
Как было отмечено ранее, прежде всего основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т. д.), которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. N 244 государственную экспертизу труда осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.
Следует также иметь в виду, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, установленные работодателем коллективным и (или) трудовым договором, на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ, учитываются в составе расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
О судебно-арбитражной практике
Представляет интерес определенная категория дел, рассмотренных федеральными арбитражными судами округов.
Применение судебно-арбитражной практики об обжаловании актов налоговых органов о привлечении организаций к налоговой ответственности за неуплату НДФЛ и ЕСН может быть использовано в случае спорных с налоговыми органами ситуациях.
Принятые судами решения являются незначительными: Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2005 г. N Ф09-4324/05-С2, от 31 августа 2005 г. N Ф09-3779/05-С2, от 10 марта 2005 г. N Ф09-654/05-АК.
Так, рассматривая конкретное дело, суд удовлетворил заявление организации о необоснованном доначислении налоговой инспекцией НДФЛ, ЕСН, пени и применении налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
ФАС Уральского округа установил нижеследующее.
Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества в связи с его ликвидацией по вопросу правильности исчисления НДФЛ и ЕСН, согласно которому заявителю начислены налоги, пени и налоговые санкции, суммы налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ и по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление НДФЛ.
Считая решение в указанной части нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, являются суммами, не подлежащими налогообложению НДФЛ и ЕСН, следовательно, основания для доначисления налогов у инспекции отсутствовали.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В силу статьи 147 данного Кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Судом было установлено и материалами дела подтверждено, что коллективным договором общества были предусмотрены доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые являются компенсационными выплатами, не подлежащими налогообложению НДФЛ и ЕСН.
Данный налоговый спор был разрешен судом в пользу налогоплательщика.
Следует отметить, что, применяя те либо иные нормы трудового законодательства, необходимо прежде всего сопоставлять конкретные возникшие ситуации с нормами НК РФ. Во избежание налоговых споров, которые разрешаются арбитражными судами, следует внимательно изучать судебно-арбитражную практику и разъяснения налоговых органов и Министерства финансов Российской Федерации.
Несмотря на то, что трудовое законодательство в отличие от налогового права имеет различные методы правового регулирования, руководителям предприятий, главным бухгалтерам и сотрудникам кадровых подразделений необходимо изучать и в настоящее время владеть значительным количеством законодательных актов, включая и судебно-арбитражную практику.
(Продолжение следует)
Название документа