Вредные советы: как не стать профессиональным руководителем среднего звена

(Самойлова И.)

("Трудовое право", 2007, N 9)

Текст документа

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ: КАК НЕ СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

РУКОВОДИТЕЛЕМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

И. САМОЙЛОВА

Все удачи и неудачи сотрудников-исполнителей вызваны в первую очередь тем, в какую ситуацию их поставил и куда их направил руководитель. Часто руководители, пытаясь доказать свое право на менеджерскую позицию, прибегают к любым средствам (по принципу "все средства хороши"), чтобы самоутвердиться в собственных глазах и глазах коллег и подчиненных.

Итак, как нужно себя вести сотруднику, приходящему в компанию на позицию руководителя среднего звена, чтобы не стать полноценным, профессиональным руководителем?

Вредный совет N 1. Надо громко во всеуслышание позиционировать себя как "лицо (варианты: "честь", "совесть", "интеллект") компании".

Вредный совет N 2. "Да, я могу и направлением руководить, и персонал себе подбирать, и сотрудников продажам (варианты - "психологии", "языку", "этикету" и пр.) обучать". Такое заявление ваше руководство должно обязательно от вас услышать.

Вредный совет N 3. Разрабатывайте стратегию развития всей компании, стройте планы ее реализации. Не надо браться за небольшие конкретные задания и проекты, необходимо внести свой вклад в разработку стратегии развития. Вы должны показать, насколько вы компетентны во всех областях деятельности компании. Поверхностно судя обо всем, вы можете показать свой профессионализм.

Вредный совет N 4. Необходимо сразу начать организовывать совещания на тему: "Что делаем дальше?", "Куда идет компания?".

"Не боги горшки обжигают" - верное утверждение, но как в любом суждении, деле или действии необходима умеренность, так и в позиционировании своего профессионализма необходимо иметь и долю критики. Психологическая установка "невозможного нет" и оптимизм не должны подменять собой наличие профессиональных знаний, не должны переходить в излишнюю самоуверенность и маниакальность. Активность по принципу "процесс ради процесса" не обеспечит позиционирования вас в коллективе как специалиста-профессионала, не приведет этот самый "процесс" к видимому, ощутимому, полезному результату. А именно результат является показателем вашей работы.

Вредный совет N 5. В первые дни своей работы вам необходимо организовать вынесение благодарности сотрудникам, проработавшим в компании не один год, вызывая их к себе в кабинет и говоря: "Мы ценим, что вы лояльны компании, что вы работаете у нас".

Ощущение собственного "величия" и причастности к делам компании, существовавшей до вас энное количество лет, необходимо транслировать через реальные собственные достижения, а не через искусственное "притягивание себя за уши" к успехам и работе других сотрудников.

Вредный совет N 6. Аргументируя свою позицию, приводите доводы: "А вот у нас, когда я работал в... было вот так..."

После таких аргументов вам могут вполне обоснованно порекомендовать пойти туда, откуда вы пришли работать в данную компанию. Даже если бизнес компании, в которую вы пришли работать, и компании вашего прошлого работодателя схож по роду деятельности и сложившейся на данном этапе ситуации, следует помнить о наличии нюансов, о которых вы как новый сотрудник не можете узнать в первые дни и даже месяцы своей работы.

Вредный совет N 7. Не выражайте и не демонстрируйте своего желания и готовности работать с коллегами, не прислушивайтесь к их мнению, иначе коллеги и руководство будут сомневаться в вашей компетентности.

Вредный совет N 8. Приводите "своих" людей, создавайте вокруг себя "свою" команду. Разбейте существующий рабочий коллектив: вам не нужны сплоченные группы в компании, так как они могут помешать реализации ваших замыслов развития.

Вредный совет N 9. Подружитесь с "главным информационным банком" в компании: официальная и неофициальная информация, полученная от такого "агента", важна для вас при осуществлении собственного позиционирования.

Вредный совет N 10. Если ваши действия конструктивно критикуют, то не обращайте внимания на критиков, не прислушивайтесь к их мнению, лучше от таких людей избавиться. Подойдут любые способы: сплетни, наговоры, подставы, провокации. Главное - освободиться от тех, кто может составить вам конкуренцию.

Интриганство, вступление в существующие "альянсы" и противоборствующие "группировки", позиционирование себя как уникального специалиста, который пришел "спасти" компанию и вывести ее "в люди", не приносят дивидендов ни со стороны коллег и подчиненных, ни со стороны руководства. Собственноручно занося себя в "элиту", вы лишаетесь своей позиции руководителя, которому можно доверять, за которым можно идти. Это способствует разделению в коллективе: "вы - работяги-трудяги", "мы - белая кость". Соподчинение же в компании необходимо строить на взаимном уважении - как личностном, так и профессиональном, а не на разделении, разобщении коллектива. "Разделяй и властвуй" - принцип работы неуверенных в себе менеджеров.

Вредный совет N 11. Начните свое знакомство с коллективом с организации чаепития (или чего покрепче) и вручения подарков тем, кого вы смогли определить как наиболее влиятельных лиц в компании.

Вредный совет N 12. Станьте "своим в доску": перейдите сразу на "ты" с подчиненными, станьте "рубахой-парнем", сымитируйте долгий опыт работы в данной компании, а себя изобразите сведущим во всех "правилах жизни" коллектива.

Вредный совет N 13. Для того чтобы быстрее войти в доверие к подчиненным и коллегам, старайтесь выстроить тотальную систему контроля над ними: за их рабочей и личной жизнью; постарайтесь стать для них незаменимым советчиком, "подушкой", "психотерапевтом", без совета с которым не проходит и дня.

Панибратство и искусственное "впихивание" себя (еще чужого, незнакомого) в нормы, формы и традиции компании не создают вам благоприятного образа специалиста-профессионала, способного доказать свое право на руководящие позиции собственной компетентностью, а не притворным заискиванием перед высшим руководством. Бывает, что мания "психологини" возникает как фон общения с сотрудниками и коллегами. Стремясь доказать свое право быть руководителем, менеджер намеренно отвлекает таким образом от себя внимание как от специалиста, глубоко разбирающегося в профессиональных вопросах. Так легче скрыть изъяны своих знаний.

Вредный совет N 14. Игнорируйте своего непосредственного руководителя. Если вы к нему обратитесь хотя бы по одному вопросу, то сделаете большую, непростительную ошибку: он поймет, что вы непрофессионал и некомпетентны в данном вопросе.

Вредный совет N 15. Если вы не разбираетесь в порученном вам задании, ни в коем случае не признавайтесь в этом. Если вам говорят, что вы неправы, - не признавайтесь в этом.

Вредный совет N 16. Не информируйте своего руководителя о том, что вы делаете и чем занимаетесь. Пусть он узнает все по факту.

Даже если вы самый сильный в мире профессионал в своей области, то признание вас как такового происходит в ходе общения, коммуникаций, реализации успешных проектов вместе с коллегами, подчиненными, непосредственным руководителем. Доказывая свою исключительность иными путями, вы подвергаете себя риску получить статус "зазнайки" и "верхогляда".

Вредный совет N 17. Демонстрируйте "эпатажную" усталость и разочарование, вынужденность принимать "несовершенные законы" компании. В коллективе чаще позиционируйте себя как "иного" - более развитого, понимающего, глубокого; на совещаниях, в коллективе возможны следующие реплики: "Чтобы здесь что-то развилось и двигалось вперед, мне надо вас всех научить..."

Вредный совет N 18. Выказывайте пренебрежение ко всему тому, что, на ваш взгляд, не заслуживает внимания.

"Когда ваше актерское мастерство, жеманство и эпатаж становятся главными способами работы и общения с коллегами, то по закону равновесия "сколько убыло в одном месте - столько прибыло в другом" следует, что убыло в профессионализме ваших руководящих компетенций.

Вредный совет N 19. Требуйте неукоснительного выполнения всех ваших распоряжений. Если подчиненный или коллега пытается внести свои предложения, не слушайте его. Вам обязаны неукоснительно подчиняться все.

Вредный совет N 20. Необходимо эмоционально подавить своих коллег и подчиненных: грубостью, нетерпимым тоном, силой голоса, наглостью, поведением по принципу "пойду по головам, на танке въеду - будете знать, как иметь со мной дело".

Авторитаризм как страх конкуренции, как боязнь за "собственное кресло" - наиболее часто встречающаяся патология в компаниях. Если уровень образования и знаний ваших подчиненных высокий, то, следовательно, более сложные задачи более высокого уровня бизнеса вы, администрируя вверенное вам направление, можете решать, при этом, безусловно, не забывая повышать свой уровень профессиональной экспертной компетенции.

Вера в свою непогрешимость и всемогущество, убежденность в том, что "все средства хороши для достижения своих целей", сектантская одержимость, беспринципность, стремление контролировать все и вся приведут (если не в ближайшем, то в скором времени) к потерям - инициативность сотрудников снизится. Такими методами вы добьетесь имитации их согласия, сотрудники будут скрывать собственное мнение, морально-психологический климат будет все менее и менее благоприятен, а следовательно, конкурентоспособность компании, в которой вы работаете, снизится.

Успех руководящей позиции основан на балансе использования личностных и профессиональных качеств руководителя. Если вашу работу могут сделать без вас так же результативно, как вы, значит, это не ваша работа.

Наличие у вас баланса личности и профессионала может быть оценено единственным показателем вашего успеха как руководителя - результативностью работы вверенного вам направления и объективностью созданного вами в коллективе морально-психологического климата.

Желаю, чтобы ни в одном приведенном выше вредном совете вы не узнали себя.

Название документа