Дисциплинарная ответственность: позитивный и ретроспективный аспект
(Колосовский А. В.) ("Трудовое право", 2007, N 8) Текст документаДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОЗИТИВНЫЙ И РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ
А. В. КОЛОСОВСКИЙ
Колосовский А. В., аспирант кафедры трудового и административного права юридического факультета Челябинского государственного университета.
Дисциплинарная ответственность является одним из видов юридической ответственности, следовательно, ей присущи все черты, которые характерны для юридической ответственности. В свою очередь, юридическая ответственность является разновидностью социальной ответственности. Таким образом, при характеристике юридической ответственности необходимо учитывать признаки, определяющие социальную ответственность. В литературе выделяют два аспекта социальной ответственности - позитивный (активный, перспективный) и негативный (ретроспективный) <1>. Как вид социальной ответственности юридическая ответственность характеризуется единством позитивного и негативного аспекта ее реализации <2>. Следовательно, в содержание дисциплинарной ответственности входит позитивный и негативный аспект ее реализации с отличительными, собственными признаками, характеризующими данный вид ответственности. -------------------------------- <1> Сторонники только негативного аспекта юридической ответственности признают, что в содержание понятия "социальная ответственность" наряду с негативным входит и позитивный аспект. См., например: Самощенко И. С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971. <2> См. подробнее: Попов В. И., Колосовский А. В. Понятие юридической ответственности // Южно-Уральский юридический вестник. 2005. N 3(41). С. 84 - 86.
В науке наиболее исследованным, разработанным и распространенным является традиционный ретроспективный аспект, который предусматривает юридическую ответственность только за правонарушение. Считаю, что понятия позитивной и негативной ответственности не должны противопоставляться друг к другу, а должны рассматриваться в единстве. В юридической литературе и в науке трудового права позитивная дисциплинарная ответственность практически не исследовалась. М. В. Лушников и А. М. Лушникова утверждают, что в трудовом праве материальная ответственность может быть негативной и позитивной, а дисциплинарная - только негативной <3>. Подобные утверждения, на мой взгляд, нельзя признать верными. Так, в последнее время отмечается тенденция активизации исследований позитивного аспекта юридической ответственности <4>, в том числе и в области трудового права <5>. -------------------------------- <3> Лушников М. В., Лушникова А. М. Очерки теории трудового права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. С. 825 - 826. <4> См., например: Липинский Д. А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Р. Л. Хачатурова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003; Носкова Е. А. Позитивная юридическая ответственность: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тольятти, 2004. <5> См., например: Жукова Ю. А. Дисциплинарная ответственность как правовое средство исполнения трудовых обязанностей: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2005; Полетаев Ю. Н. Материальная ответственность сторон трудового договора. М., 2003. С. 18.
Ответственность появляется с момента начала трудовых отношений. В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является заключение ими трудового договора. Субъектами трудового правоотношения выступают, с одной стороны, работник, а с другой - работодатель. Ю. Н. Полетаев считает, что юридическая ответственность есть прежде всего ответственное отношение человека к своим обязанностям за правильное выполнение физическим или юридическим лицом возложенных на него законом обязанностей <6>. Трудовые обязанности работника определяются в соответствии с заключенным с ним трудовым договором. Основные обязанности работника закреплены в статье 21 ТК РФ. Работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя. В статье 21 ТК РФ права и обязанности сформулированы в общей форме, то есть данная норма фактически определяет общие, а не основные права и обязанности работников. Наряду с указанными работник имеет и другие права, которые конкретизируют, развивают содержание упомянутых прав и обязанностей, сформулированных в правилах, содержащихся в последующих главах ТК РФ, иных федеральных законах (например, Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <7>, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <8>, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" <9> и др.) и других нормативных правовых актах (например, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621). Поскольку трудовой договор является двусторонним соглашением, то для правильного применения норм статьи 21 ТК РФ необходимо также учитывать положения статьи 22 ТК РФ (они посвящены основным правам и обязанностям работодателя, которые во многом связаны с основными правами и обязанностями работника). В статье 22 ТК РФ установлено, что одной из основных обязанностей работодателя является обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. -------------------------------- <6> Полетаев Ю. Н. Правопорядок и ответственность в трудовом праве. М., 2001. С. 65. <7> СЗ РФ. 1995. N 47. Статья 4472. <8> СЗ РФ. 1997. N 30. Статья 3586. <9> СЗ РФ. 1997. N 30. Статья 3590.
Вместе с тем основанным на трудовом договоре правам работодателя соответствуют обязанности работника, а обязанностям работодателя - права работника. Так, праву работодателя требовать от работника соблюдения правил внутреннего трудового распорядка корреспондирует обязанность работника соблюдать указанные правила, а обязанности работодателя - предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором, право работника на предоставление ему указанной работы. Данные обязанности распространяются на работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, следовательно, стоило бы говорить не о нарушении трудовых обязанностей, а о нарушении обязанностей по трудовому правоотношению, иначе, как правильно отмечает М. Э. Дзарасов, круг оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности необоснованно сужается <10>. -------------------------------- <10> См.: Дзарасов М. Э. К вопросу о трудовом правонарушении и дисциплинарной ответственности за его совершение // Гражданин и право. 2002. N 5. С. 37.
М. В. Лушников, А. М. Лушникова отмечают, что в конечном счете позитивная юридическая ответственность означает требование должного исполнения своих юридических обязанностей и воздержание от нарушения субъективных прав других лиц. И то и другое можно отнести к статусным обязанностям как работников, так и работодателей <11>. Полагаю, что как раз в ситуации обладания определенным статусом имеет место позитивная ответственность: при заключении трудового договора субъект трудового правоотношения (работник и работодатель) становится обладателем совокупности определенных прав и обязанностей, носителем статуса, при этом, выполняя соответствующую трудовую функцию, обязуется соблюдать как общие права и обязанности, так и конкретизированные в правилах внутреннего трудового распорядка и иных локальных актах, принятых в соответствии с трудовым законодательством в данной организации. -------------------------------- <11> Лушников М. В., Лушникова А. М. Указ. соч. С. 826.
Обладание тем или иным правовым статусом выражается в наличии прав и обязанностей, а также ответственности не только как последствия нарушения прав и обязанностей, но и как условия такого обладания. Различия в правовых статусах обусловлено в наличии либо отсутствии у их носителя каких-либо юридических возможностей <12>. -------------------------------- <12> Максимов И. В. Концепция позитивной административной ответственности в теории и праве // Государство и право. 2006. N 8. С. 34.
Как правильно отмечает М. А. Краснов, ответственность представляет собой связь между двумя субъектами, при которой одна сторона (субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу своего статуса строить поведение в соответствии с ожидаемой моделью, а другая сторона (инстанция ответственности) контролирует, оценивает такое поведение и (или) его результаты, а в случае отрицательной оценки и наличия вины вправе определенным образом отреагировать на это <13>. Субъекты трудового правоотношения при заключении трудового договора принимают на себя права и обязанности свободно. Любое должностное лицо, которое осуществляет руководство определенным участком работы, все время несет ответственность за то, чтобы работа выполнялась успешно, эффективно <14>. -------------------------------- <13> Краснов М. А. Ответственность в системе народного представительства. М., 1995. С. 26. <14> Полетаев Ю. Н. Материальная ответственность сторон трудового договора. М., 2003. С. 17.
Позитивный аспект дисциплинарной ответственности можно определить как правовую обязанность субъекта трудового правоотношения (носителя определенного статуса) действовать в соответствии с требованиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Юридическая ответственность лежит на лице, несущем в силу закона обязанность все время, в течение которого эта обязанность подлежит выполнению <15>. -------------------------------- <15> Там же. С. 17.
Полагаю, что позитивный аспект реализации дисциплинарной ответственности прямо закреплен в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы Российской Федерации <16>: "Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, на сознательном исполнении служебного долга, а также на личной ответственности сотрудников за экономическую безопасность Российской Федерации" (пункт 3). "Служебная дисциплина обеспечивается за счет: 1) личной ответственности каждого сотрудника за исполнение своих должностных обязанностей..." (пункт 4). -------------------------------- <16> Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации".
Как следует из нормативных правовых актов, понятие "ответственность" употребляется в позитивном значении. Необходимо не только установить определенные правила поведения в процессе труда, но и обеспечить определенными методами и средствами их выполнение. Правоотношения носят волевой характер, поэтому на субъектов трудового правоотношения можно воздействовать только в соответствии с их волей - убеждением, поощрением или вопреки их воле - принуждением. Причем на первое место в смысле оказания стимулирующего влияния на поведение работника выступает в юридической норме не санкция, а диспозиция, содержание субъективного права или обязанности, которое в ней заложено <17>. Каждому работнику хочется, чтобы его труд оценивался по достоинству относительно других работников данной категории и относительно рынка труда. Дополнительные усилия и достижения в работе тоже должны быть оценены. Так, в статье 191 ТК РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). -------------------------------- <17> Пятаков А. В. Ответственность по советскому трудовому праву // Советское государство и право. 1981. С. 30.
Основанием для применения мер поощрения является особо полезное социально активное поведение, превосходящее по своим результатам обычные требования юридических норм (заслуженное поведение) <18>. -------------------------------- <18> Гущина Н. А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 46.
Л. С. Мамут замечал, что санкция не есть только наказание. Ее целесообразно толковать как всякую практическую реакцию людей на определенные факты, направленную либо на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения (позитивная санкция), либо на пресечение, устранение осуждаемых, нежелательных поступков (санкции негативные) <19>. Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит в сдерживании правонарушений, как в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества <20>. Таким образом, за надлежащее исполнение субъектами трудового правоотношения обязанностей по трудовому договору, превосходящее по своим результатам обычные требования (перевыполнение), благоприятно сказывается и на развитии отношений в целом. Субъекты трудового правоотношения действуют правомерно, следовательно, не нарушаются требования норм права, значит, действует позитивная ответственность, и таким образом предупреждаются негативные последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по трудовому договору. -------------------------------- <19> Мамут Л. С. Поощрительный процесс // Политология для юристов. М., 1993. С. 92. <20> Малько А. В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 207 - 208.
Очень часто в нормативных актах, содержащих нормы трудового права, поощрительные нормы расположены рядом с мерами дисциплинарного взыскания. Так, например, статья 191 ТК РФ "Поощрения за труд" и следующая за ней статья 192 ТК РФ "Дисциплинарные взыскания"; в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <21> статья 41.6 "Поощрение работников" и статья 41.7 "Дисциплинарная ответственность": ответственность за нарушение трудовых обязанностей является составной частью системы оценки труда и неразрывно связана со стимулированием. Стимулирование - положительная оценка труда, ответственность - отрицательная <22>. Таким образом, наблюдается тесная связь поощрительных санкций и мер взыскания (наказания). -------------------------------- <21> СЗ РФ. 1995. N 47. Статья 4472. <22> Лившиц Р. З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. М., 1989. С. 152.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником (за совершение дисциплинарного проступка) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (статья 192 ТК РФ). Указанная формулировка "имеет право" (возможность применения мер дисциплинарного взыскания) не означает непременную обязанность работодателя применять дисциплинарные взыскания каждый раз, полагаю, что это должно зависеть от степени тяжести совершенного дисциплинарного проступка, иной раз работодатель может ограничиться устным замечанием, чтобы впредь работник был более внимательным к исполнению возложенных на него обязанностей по трудовому договору. Возможность реализации ретроспективной дисциплинарной ответственности стимулирует субъектов трудового правоотношения к надлежащему исполнению обязанностей. Однако и сам работодатель, а также его заместители обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, условия коллективного договора и соглашения. Если имеет место нарушение этих обязанностей, представительный орган работников имеет право в соответствии с положениями статьи 195 ТК РФ поставить вопрос о дисциплинарной ответственности руководителя организации и его заместителей перед их работодателем. Это может быть определенное лицо или орган, имеющий право назначать руководителей на должность и привлекать их к дисциплинарной ответственности. При этом работодатель именно обязан (а не только наделен правом) рассмотреть вопрос по существу и сообщить о результате представительному органу работников. Если в ходе рассмотрения заявления представительного органа работников выяснится, что имели место нарушения законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения, то к такому руководителю организации, его заместителю должна быть применена одна из мер дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения (например, по пункту 10 статьи 81 ТК РФ, то есть в случае однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей) при наличии вины и с учетом всех наступивших последствий нарушения и иных обстоятельств дела. Таким образом, трудовое законодательство предусматривает дисциплинарную ответственность как самих работников, так и работодателей. Тем самым соблюдается принцип взаимной ответственности работника и работодателя друг перед другом. Поэтому в качестве субъекта дисциплинарной ответственности предлагаю считать обе стороны трудового правоотношения <23>. -------------------------------- <23> Вопрос признания субъектом дисциплинарной ответственности работодателя требует, на мой взгляд, дальнейшего исследования.
В трудовом праве для дисциплинарного проступка в отличие от других правонарушений (преступлений и административных деликтов) присущи следующие особенности: во-первых, для дисциплинарных проступков характерно (за исключением, например, прогула и некоторых других дисциплинарных проступков, указанных в пункте 6 статьи 81 ТК РФ) отсутствие закрепления в нормативных правовых актах составов конкретных правонарушений и привязки их к соответствующим санкциям; во-вторых, для дисциплинарного проступка характерно нарушение именно позитивной нормы, закрепляющей обязанности субъекта по трудовому отношению. То есть законодатель определяет обязанности субъектов трудового правоотношения, и их неисполнение либо ненадлежащее исполнение расценивает как противоправное. Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы: 1. Позитивная дисциплинарная ответственность характеризуется: - совокупностью определенных прав и обязанностей, то есть обладанием статуса; - статус прямо закреплен в нормах права; - субъекты трудового правоотношения принимают на себя данный статус свободно; - обязанностью соблюдать и исполнять принятые на себя обязанности по трудовому договору. 2. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения субъектом трудового правоотношения (за совершение дисциплинарного проступка) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (реализация негативной (ретроспективной) дисциплинарной ответственности) к нему возможно применение мер дисциплинарного взыскания. Возможность реализации негативной (ретроспективной) дисциплинарной ответственности стимулирует субъекты трудового правоотношения к надлежащему исполнению обязанностей. 3. Все элементы позитивной и негативной дисциплинарной ответственности проявляются не сами по себе (образуя два независимых вида ответственности), а во взаимосвязи, как единое, целое понятие "дисциплинарная ответственность". Дисциплинарная ответственность представляет собой установленную законом обязанность субъекта трудового правоотношения соблюдать и исполнять свободно принятые на себя обязанности по трудовому договору, а в случае нарушения, то есть виновного противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения данных предписаний, возможность понести меры дисциплинарного взыскания.
Название документа