Новый порядок использования в Российской Федерации труда иностранных граждан: привлечение граждан из стран, с которыми у Российской Федерации установлен визовый порядок въезда-выезда
(Щур-Труханович Л. В.) ("Кадры предприятия", 2007, NN 4, 5, 6) Текст документаНОВЫЙ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ СТРАН, С КОТОРЫМИ У РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСТАНОВЛЕН ВИЗОВЫЙ ПОРЯДОК ВЪЕЗДА-ВЫЕЗДА
/"Кадры предприятия", 2007, N 4/
Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ
Л. В. Щур-Труханович, главный редактор журнала "Кадры предприятия".
Новое правовое регулирование порядка использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства <*>, введенное в действие серией федеральных законов о внесении изменений в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. на 06.01.2007), предусматривает различные правила получения работодателем разрешительных документов в зависимости от того, какой порядок въезда-выезда установлен между Российской Федерацией и страной гражданства (проживания) - визовый или безвизовый. -------------------------------- <*> Далее понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
С большинством стран мира у Российской Федерации установлен визовый порядок въезда-выезда. Виза - это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве. Порядок получения виз определен Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. на 10.01.2007). В отношениях между отдельными странами в целях упрощения взаимного въезда и выезда граждан этих стран специальными соглашениями устанавливается безвизовый порядок въезда и выезда. Так, например, безвизовый режим установлен в странах Европейского союза, в большинстве стран Латинской Америки. Что касается Российской Федерации, то безвизовый порядок въезда на ее территорию и выезда из нее установлен международными договорами с большинством государств - членов Содружества Независимых Государств (СНГ) <*>. -------------------------------- <*> Подробно об этом в следующем номере журнала.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников; иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. В свою очередь в соответствии с пунктами 1 и 9 статьи 13.1 данного Федерального закона иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации должны иметь разрешение на работу; работодатели вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции <*> и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. -------------------------------- <*> Далее - "орган миграционной службы".
В этом номере журнала рассмотрим порядок получения работодателем разрешения на привлечение иностранных граждан из стран, с которыми установлен визовый порядок въезда-выезда, и условия использования их труда. Однако прежде отметим, что, как следует из абзаца второго пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодателю не требуется получение разрешения на привлечение и использование труда следующих категорий иностранных работников: 1) постоянно проживающих в Российской Федерации; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях). Соответственно, указанным категориям иностранных граждан не требуется получение разрешений на работу. Условием получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников в соответствии с пунктами 3 - 4 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" является наличие у работодателя заключения о целесообразности (возможности) привлечения и использования иностранных работников, выданного соответствующим органом.
Получение заключения о целесообразности (возможности) привлечения и использования иностранных работников
Заключение органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации о целесообразности привлечения и использования иностранных работников
Если до 01.01.2007 заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников в соответствии с вышеназванными нормами выдавалось территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, то после внесения изменений в отдельные федеральные законы Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" полномочия по выдаче указанных заключений были закреплены за органами государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации. В соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации. Порядок выдачи заключений территориальными органами Роструда (в соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324) был определен Инструкцией об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (утверждена Приказом Минтруда России от 15.07.2003 N 175). С учетом передачи полномочий по выдаче заключений органам государственной власти субъектов Российской Федерации указанный акт, вероятнее всего, продолжит свое действие (в силу пункта 7 статьи 7.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. на 29.12.2006)), однако же будет соответствующим образом уточнен. Основываясь на его положениях, выстроим алгоритм обращения работодателя за указанным заключением. Для получения заключения работодатель представляет в орган государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заявление. Поскольку на данный момент новая форма заявления не определена, используется форма, утвержденная в составе вышеназванной Инструкции об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Вместе с заявлением работодатель представляет: а) копии свидетельства о регистрации - для юридического лица. В случае если от имени работодателя выступает иностранная организация, не имеющая свидетельства о регистрации и ИНН в Российской Федерации, проверяются документы на русском языке, подтверждающие факт ее регистрации, и номер налогоплательщика, присвоенный работодателю в государстве регистрации (при наличии); б) копии свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и документ, удостоверяющий его личность, - для физического лица. Факт проверки принятых документов заверяется соответствующей подписью уполномоченного должностного лица на заявлении. Заявление и документы могут быть представлены в орган государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации непосредственно представителем работодателя или направлены по почте. Заявление регистрируется в день его поступления. Согласно Инструкции об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников срок рассмотрения заявления работодателя не должен превышать 7 рабочих дней со дня регистрации заявления. Заключение готовится с учетом предложений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников на основе анализа имеющихся у органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации данных о положении на рынке труда в городе, районе, где предполагаются привлечение и использование иностранных работников. При подготовке заключения органы государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации руководствуются принципом приоритетного права российских граждан на занятие вакантных и вновь создаваемых рабочих мест и учитывают: - наличие в регионе равноценной рабочей силы и отсутствие возможности подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям, специальностям, по которым предполагаются привлечение и использование иностранной рабочей силы; - возможность перераспределения трудовых ресурсов внутри соответствующего субъекта Российской Федерации или между субъектами Российской Федерации. Положительное заключение выдается работодателю (его представителю) в 3-дневный срок после его подготовки на руки, или же информация о нем доводится до сведения работодателя. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" заключение о привлечении и об использовании иностранных работников выдается сроком на 1 год. Если принято решение о нецелесообразности привлечения иностранных работников, то причины принятия такого решения указываются в заключении.
Заключение федерального органа исполнительной власти о возможности привлечения и использования иностранных работников
Для получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников отдельным категориям работодателей необходимы заключения, выданные федеральными органами исполнительной власти. Так, согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с данным Федеральным законом. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (с изм. на 14.12.2006), является Минтранс России. Как следует из Положения о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.01.2003 N 21, для получения разрешения на использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов судовладелец должен представить: а) заключение Минтранса России о том, что привлечение иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов (за исключением морских судов рыбопромыслового флота) не окажет негативного воздействия на условия занятости граждан Российской Федерации, имеющих морские профессии; б) заключение Государственного комитета РФ по рыболовству (в настоящее время - Федеральное агентство по рыболовству) о том, что привлечение иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов рыбопромыслового флота не окажет негативного воздействия на условия занятости граждан Российской Федерации, имеющих морские профессии. Выдача указанных заключений осуществляется с учетом: - наличия на российских морских судах свободных рабочих мест, которые не могут быть замещены российскими моряками в связи с отсутствием специалистов, уровень профессиональной подготовки которых соответствует требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года; - занятости российских моряков на морских судах иностранных судоходных компаний, определяемой на основании реестра российских моряков, работающих на морских судах под иностранным флагом; - мнения общероссийского профсоюза, представляющего интересы российских моряков. Порядок выдачи заключений о возможности привлечения и использования иностранных работников в составе экипажей российских морских судов (за исключением морских судов рыбопромыслового флота) утвержден Приказом Минтранса России от 05.09.2003 N 186; Порядок выдачи заключений о возможности привлечения и использования иностранных работников в составе экипажей российских морских судов рыбопромыслового флота утвержден Приказом Госкомрыболовства России от 21.03.2003 N 104. Следует отметить, что новое правовое регулирование механизма получения работодателем разрешений на привлечение и использование иностранных работников предусматривает представление отдельными работодателями заключения еще одного федерального органа исполнительной власти. Так, пунктом 5 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681, определено, что для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников организациями, подведомственными Министерству обороны РФ, необходимо заключение Министерства.
Получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников
Общий порядок
Имея на руках положительное заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, работодатель готовит документы в органы миграционной службы для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Процедура получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников определена в разделе II Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681. Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель либо уполномоченное им лицо подает непосредственно или по почте заказным письмом в орган миграционной службы заявление по форме, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службы от 25.12.2006 N 369. К заявлению прилагаются следующие документы: а) для российского юридического лица: - копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; - копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации; б) для иностранного юридического лица: - копия свидетельства о регистрации юридического лица; - копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации; - копия свидетельства об открытии филиала и копия свидетельства о его аккредитации; - копия разрешения на открытие представительства и копия свидетельства о его аккредитации; в) для индивидуального предпринимателя: - копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; - копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя; - копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации; г) проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия оплаты и охраны труда иностранных граждан, их социального обеспечения и страхования определяются законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; д) документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников (в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса РФ она составляет 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника). При приеме документов проверяется полнота их представления и заполнения. В случае если не представлен какой-либо из вышеперечисленных документов или неправильно заполнено заявление, документы возвращаются заявителю. При составлении заявления рекомендуем работодателям (заказчикам работ (услуг)) обратить внимание на ряд следующих принципиальных моментов: 1) то, что в заголовке второго столбца таблицы утвержденной формы заявления указана только "должность, в которой будет работать работник", свидетельствует о недоработке формы, но не о том, что организация или индивидуальный предприниматель может привлекать иностранных граждан исключительно для замещения должностей служащих. Подтверждение тому - в форме разрешения на привлечение и использование иностранных работников: она предусматривает указание рабочих мест по профессиям (такое сужение характеристики трудовой деятельности также можно назвать недостатком). Отмеченный изъян не препятствует работодателю указать в заявлении наименование профессии (если работник принимается для работы по профессии рабочего). Он также не мешает работодателю кратко описать содержание трудовой функции: если работник привлекается для выполнения трудовой функции, которая не охватывается ни одним наименованием признанных в Российской Федерации должностей, профессий и специальностей, то согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре с работником может быть указан конкретный вид поручаемой работнику работы. В ситуации, когда работник привлекается для работы, не имеющей российского нормативного описания, в заявлении желательно указать "специалист по...", "эксперт по..." и т. д. Самостоятельно исправлять описанный недостаток формы заявления путем дополнения заголовка второго столбца таблицы не следует - несоответствие представленного заявления установленной форме может стать формальной причиной для отказа в его принятии или рассмотрении; 2) в столбце "Страна" указывается страна происхождения или обычного проживания иностранного гражданина (иностранных граждан). Под страной происхождения следует понимать государство, гражданином которого является соответствующее лицо. Что касается страны обычного проживания, то под таковой в международном праве понимается страна, в которой на законном основании проживает лицо без гражданства, или для иностранного гражданина - страна, в которой он проживает на основании вида на жительство и из которой он будет выезжать в Российскую Федерацию; 3) в строке "Организация занимается", как правило, указывается основной вид деятельности организации; 4) ныне действующая редакция Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не устанавливает процент соотношения иностранного и российского персонала. Поэтому на данный момент строка, предназначенная для указания числа российских и числа иностранных граждан, имеет информационное значение и указанная в ней информация (например, свидетельствующая о дисбалансе в сторону иностранных граждан) не может служить основанием для отказа в выдаче работодателю разрешения на привлечение иностранных граждан при наличии положительного заключения органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Объединение в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понятий трудового договора и гражданско-правового договора для обозначения трудовой деятельности позволяет организации указать в данной строке не только граждан, работающих по трудовым договорам, но и тех, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. Оформленные на территории иностранного государства официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным работодателем разрешений на привлечение и использование иностранных работников, должны быть легализованы в консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены. Уполномоченное должностное лицо органа миграционной службы регистрирует заявление с проставлением на нем регистрационного номера, а также выдает заявителю копию его заявления с отметкой о дате его принятия. Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявления и вышеперечисленных документов. Если для принятия решения о выдаче такого разрешения требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается по форме, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службы от 25.12.2006 N 369. Разрешение подписывается должностным лицом, уполномоченным руководителем органа миграционной службы, принявшим решение о выдаче этого разрешения, и заверяется печатью этого органа. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или выдается лицу, уполномоченному работодателем. Мотивированный отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников направляется работодателю в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор, обязан в месячный срок направить в: - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России и Федеральной миграционной службой; - государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости) сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России. Полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть передано другому работодателю, а привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. Работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям и в субъекте (субъектах) Российской Федерации, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников.
Специальный порядок
Как уже отмечалось, для отдельных категорий работодателей установлен специальный порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Поскольку Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" устанавливает определенные ограничения для привлечения иностранных работников в составе экипажей российских морских судов, Правительство РФ своим Постановлением от 16.01.2003 N 21 утвердило Положение о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов. Разрешение на использование иностранных работников выдается судовладельцу, эксплуатирующему морское судно, плавающее под Государственным флагом РФ, и имеющему право назначения капитана и членов экипажа этого судна. Передача разрешения на использование иностранных работников в пользование другому лицу (юридическому или физическому) не допускается. Разрешение на использование иностранных работников выдается на срок до 1 года и может быть продлено, но не более чем на 1 год. Для получения разрешения на использование иностранных работников судовладелец представляет в орган миграционной службы следующие документы: 1) заявление о выдаче разрешения на использование иностранных работников с указанием: - наименования, организационно-правовой формы, почтового адреса, номера телефона - для юридического лица; - фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя, номера телефона; - численности, гражданства, государства, на территории которого постоянно или преимущественно проживают привлекаемые иностранные работники, их профессии (специальности), наименований и порта регистрации морских судов, в составе экипажей которых предполагается использование иностранных работников, и срока использования иностранных работников; - обоснования необходимости использования труда иностранных работников в составе экипажей морских судов; 2) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 3) копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 4) копию документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя; 5) копию свидетельства о постановке судовладельца на учет в налоговом органе; 6) копию лицензии на перевозки морским транспортом грузов, или лицензии на перевозки морским транспортом пассажиров, или лицензии на деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом; 7) заключение Минтранса России о том, что привлечение иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов (за исключением морских судов рыбопромыслового флота) не окажет негативного воздействия на условия занятости граждан Российской Федерации, имеющих морские профессии. Согласно Порядку выдачи заключений о возможности привлечения и использования иностранных работников в составе экипажей российских морских судов (за исключением морских судов рыбопромыслового флота), утвержденному Приказом Минтранса России от 05.09.2003 N 186, выдача заключений о возможности привлечения и использования иностранных работников в составе экипажей российских морских судов (за исключением морских судов рыбопромыслового флота) осуществляется государственной службой морского флота Минтранса России (в связи с реформой структуры федеральных органов исполнительной власти функции по выдаче заключений перешли к Федеральному агентству морского и речного транспорта (пункт 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 371 (с изм. на 16.12.2006)); 8) заключение Федерального агентства по рыболовству о том, что привлечение иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов рыбопромыслового флота не окажет негативного воздействия на условия занятости граждан Российской Федерации, имеющих морские профессии. Условия выдачи указанного заключения определены в Порядке выдачи заключений о возможности привлечения и использования иностранных работников в составе экипажей российских морских судов рыбопромыслового флота, утвержденном Приказом Госкомрыболовства России от 21.03.2003 N 104; 9) проект типового трудового договора с иностранным работником, соответствующий законодательству Российской Федерации и международным договорам, участником которых является Российская Федерация. Требовать от судовладельца представления иных документов не допускается. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на использование иностранных работников принимается в течение 30 календарных дней с даты представления документов, перечисленных в пунктах 1 - 9. Если для принятия решения о выдаче разрешения потребуется проведение экспертизы, то на принятие решения отводится 15 дней после получения экспертного заключения, но не более 45 календарных дней с даты представления указанных документов. Разрешение на использование иностранных работников выдается органом миграционной службы после представления копии платежного документа об уплате судовладельцем государственной пошлины. Основанием для отказа в выдаче разрешения на использование иностранных работников является наличие в представленных документах недостоверной или неполной информации, несоответствие положений представленного проекта типового трудового договора законодательству Российской Федерации и международным договорам, участником которых является Российская Федерация, наличие отрицательного заключения Федерального агентства морского и речного транспорта или Федерального агентства по рыболовству. Разрешение оформляется на специальном бланке, форма которого утверждена Приказом МВД России от 13.05.2003 N 325 "Об организации выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников".
Ответственность
За использование труда иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в визовом порядке, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю грозит привлечение к административной ответственности. Согласно части 2 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 250 до 500 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 2500 до 8000 минимальных размеров оплаты труда либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В следующей части статьи будет рассматриваться процедура получения работодателем разрешений на работу для иностранных работников и оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.
/"Кадры предприятия", 2007, N 5/
Действия работодателя по привлечению иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления трудовой деятельности не исчерпываются получением заключений соответствующих государственных органов о целесообразности (возможности) привлечения и использования иностранных работников и разрешения на привлечение и использование иностранных работников - для того чтобы трудовые отношения считались законными, ему необходимо получить разрешение на работу для каждого приглашаемого в Российскую Федерацию иностранного гражданина.
Получение разрешения на работу для иностранного гражданина
Условия осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. на 06.01.2007) иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Этим же абзацем предусмотрено изъятие из данного правила - требование о получении разрешения на работу не распространяется на следующие категории иностранных граждан: 1) постоянно проживающих в Российской Федерации; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Нормативно-правовое регулирование порядка получения разрешения
Хотя условие о наличии у иностранного гражданина, имеющего намерение осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, разрешения на работу предусмотрено статьей 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", сама процедура получения разрешения и условия его выдачи закреплены в статье 18 Федерального закона. В пункте 6 названной статьи, в частности, определено, что порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются Правительством РФ. Правительство РФ выполнило свою обязанность в принятом 15.11.2006 Постановлении N 681, утвердив Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации и определив в разделе III названных Правил порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Как определено в Правилах выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, на временное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации.
Процедура получения разрешения
Для получения разрешения на работу заявитель - работодатель или его представитель - представляет в орган миграционной службы (непосредственно в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган) заявление по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370. В заявлении приводятся следующие сведения: 1) фамилия, имя и отчество иностранного гражданина. Отчество иностранного гражданина приводится в заявлении в том случае, если оно указано в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина; 2) в строку "Гражданство (или государство постоянного (преимущественного) проживания)" информация переносится из документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; 3) адрес постоянного места жительства указывается в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Адрес должен указываться максимально полно начиная с наибольшей административно-территориальной единицы (штата, земли, области, края и т. д.) и заканчивая названием населенного пункта. В составе адреса также указываются: улица, дом, корпус, строение, квартира. Пробелами разделяются только структурные единицы адреса; между обозначением структурной единицы адреса и номером пробелы не ставятся (например, между сокращенным обозначением дома и его номером). Номера (домов, квартир, пр.) указываются арабскими цифрами; 4) реквизиты документа, удостоверяющего личность, переносятся непосредственно из данного документа с учетом следующих правил: а) наименование документа указывается в именительном падеже: "паспорт", "проездной документ", пр.; б) серия (буквенная, цифровая, комбинированная) документа, удостоверяющего личность, указывается при ее наличии; при отсутствии прочерки не проставляются и квадратики остаются незаполненными; в) дата выдачи записывается без пробелов и разделения точками (число и месяц должны состоять из 2 арабских цифр, в том числе если дата и месяц в пределах первого порядка (с 1 до 9)); год записывается 4 арабскими цифрами без пробелов. В том же порядке указываются все даты в заявлении, в том числе дата рождения иностранного гражданина, дата выдачи разрешения и др.; 5) пол иностранного гражданина указывается путем проставления крестика в соответствующем поле; 6) в строке "Основание" указываются реквизиты разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного работодателю; 7) в зависимости от того, организацией или индивидуальным предпринимателем является работодатель, заполняются соответствующие строки формы; при этом строка "Документ, удостоверяющий личность" заполняется в отношении работодателя - индивидуального предпринимателя; 8) место расположения работы (территория, на которой иностранный гражданин будет осуществлять трудовую деятельность) описывается путем указания населенного пункта согласно принятому в Российской Федерации административно-территориальному делению; 9) в строке "Вид деятельности" указывается тот же вид деятельности, который работодатель указывал в предшествующих составлению заявления документах (заявлении о выдаче заключения на привлечение и использование иностранных работников, заявлении о выдаче работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников). При заполнении бланка заявления также должны выполняться следующие технические правила: - бланк заполняется на русском языке печатными заглавными буквами, яркими черными или темно-синими чернилами; - каждое поле в бланке заполняется начиная с первой позиции; - не допускается делать на полях бланка, вне полей бланка или в графах, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланка; - не допускается исправлять допущенные ошибки средствами для исправления (штрихом для корректуры, "замазкой" и др.); бланк с допущенными ошибками подлежит переписыванию; - между именем и отчеством иностранного гражданина должен быть пробел (то есть серый квадратик, обозначающий пробел, не заполняется); - если у иностранного гражданина двойная фамилия, то между ее частями ставится пробел. Также если в названии структурной единицы адреса есть пробелы (например, в названии населенного пункта или улицы), то они должны обозначаться незаполненным квадратиком. Заполненный с учетом изложенных правил образец заявления приведен в разделе "БУМАГИ" (не приводится). Заявление подписывается представителем работодателя. К заявлению прилагаются: а) цветная фотография иностранного гражданина размером 30 x 40 мм; б) копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании; в) документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу (в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса РФ она составляет 1000 рублей). При подаче заявления работодатель или его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (его копию), срок действия которых должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления. Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Если документы составлены на иностранном языке, то к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены. При приеме заявления к рассмотрению сотрудник органа миграционной службы проверяет правильность оформления представленных документов и их комплектность. Факт проверки, а также подлинность подписи работодателя или его представителя заверяются на заявлении подписью данного сотрудника. Заявление о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в порядке, требующем получения визы, регистрируется; при этом на заявлении проставляется соответствующий регистрационный номер. Работодателю или его представителю выдается копия заявления с отметкой о дате его принятия. Орган миграционной службы осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на работу. При этом по каждому заявлению принимается отдельное решение. Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. На 2007 год указанная квота утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 665 и составляет 308842 приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
Порядок принятия решения по заявлению
Решение о выдаче разрешения на работу принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявителем вышеперечисленных документов. Если для принятия решения о выдаче разрешения на работу требуется проведение экспертизы документов, то решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов. Орган миграционной службы обязан в 10-дневный срок со дня принятия решения выдать разрешение на работу, а в случае отказа в выдаче разрешения на работу проинформировать работодателя в письменной форме с указанием причины отказа. В пункте 31 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации выдвинуты следующие условия выдачи работодателю разрешения на работу для иностранного гражданина: 1) достижение иностранным гражданином 18-летнего возраста; 2) привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности по трудовым или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников; 3) отсутствие в заявлении о выдаче разрешения на работу и представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также обстоятельств, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". К числу таких обстоятельств отнесены случаи, когда иностранный гражданин: а) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; б) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; в) в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации; г) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; д) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; е) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; ж) неоднократно (2 и более раза) в течение 1 года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации; з) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; и) находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев; к) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих в соответствии с Перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188; л) в течение тридцати суток со дня получения разрешения на работу не представил в территориальный орган миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Порядок выдачи разрешения
Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера, по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370. Разрешение на работу подписывается должностным лицом, уполномоченным руководителем органа миграционной службы, принявшего решение о выдаче разрешения на работу, и заверяется печатью этого органа. Следуя пункту 36 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, работодатель, получивший на каждого иностранного гражданина разрешение на работу, обязан под роспись передать разрешение на работу иностранному гражданину, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Подтверждением выполнения данного требования могут служить индивидуальные заявления-расписки иностранных граждан о получении разрешения на работу или сводная ведомость (если разрешительные документы оформлялись одновременно на группу иностранных граждан), составляемая, например, по следующей форме:
N Фамилия, имя, Данные о работнике, Отметки о получении п/п отчество вручившем иностранным гражданином (при наличии) разрешение разрешения на работу иностранного иностранному гражданина гражданину
наимено - фамилия, вание инициалы должности
1 2 3 4 5
Разрешение на работу (серия _______ N _____ от "__" ________ 20___г.) на руки получил "__" ___________20___ г. (дата получения)
_________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Разрешение на работу (серия _______ N _____ от "__" ________ 20___ г.) на руки получил "__" ___________20___ г. (дата получения)
_________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Разрешение на работу (серия _______ N _____ от "__" ________ 20___ г.) на руки получил "__" ___________20___ г. (дата получения)
_________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи)
При получении разрешения на работу работодатель обязан представить вышеуказанные: - медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; - сертификат об отсутствии у иностранного работника заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в выдаче разрешения на работу. В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом миграционной службы при условии внесения работодателем на специально открываемый ФМС России счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации. В случае утраты разрешения на работу иностранный работник должен в 10-дневный срок обратиться в орган миграционной службы с заявлением о выдаче разрешения на работу взамен утраченного с указанием обстоятельств его утраты. При этом к указанному заявлению прилагаются цветная фотография на матовой фотобумаге размером 30 x 40 мм и документ об уплате госпошлины за выдачу разрешения на работу. Представления других документов в этом случае не требуется. После проверки обстоятельств утраты разрешения на работу иностранному гражданину в течение 10 дней со дня получения его заявления выдается под роспись разрешение на работу взамен утраченного. Во избежание конфликтов с сотрудниками органов миграционной службы сотрудникам кадровой службы целесообразно изготовить копию выдаваемого иностранному гражданину разрешения на работу, заверить ее надлежащим образом и поместить на хранение в личное дело иностранного работника или в отдельное дело (выделенное для хранения разрешительной документации по иностранным работникам). Кроме того, крайне желательно зафиксировать реквизиты выданного иностранному работнику разрешения на работу в личной карточке работника - в разделе X "Дополнительные сведения"; в случае утраты разрешения на работу и получения нового в данном разделе следует привести реквизиты нового разрешения и указать, что оно выдано взамен утраченного.
Условия осуществления трудовой деятельности на основании разрешения
Согласно пункту 4.2 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Вместе с тем пункт 6 (подпункт 1) этой же статьи 13 предусматривает, что с учетом особенностей региональных экономических связей Правительство РФ может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 97 "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" установлены следующие случаи, в которых временно пребывающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу: а) направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину; б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину. Списки профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, в указанных случаях вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, должны быть сформированы Минздравсоцразвития России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в соответствующих сферах экономической деятельности, с учетом региональных особенностей рынка труда, потребности в привлечении иностранных работников и необходимости трудоустройства в приоритетном порядке граждан Российской Федерации.
Порядок получения разрешения на работу временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином
Нормы Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", определяющие условия осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, в основном сконцентрированы на одной категории иностранных граждан - временно пребывающих в Российской Федерации. Свидетельством тому является использование понятия "иностранный работник", введенное в Федеральном законе для обозначения иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность. Что же касается трудовой деятельности такой категории иностранных граждан, как временно проживающие (то есть проживающие в Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание), то им уделено крайне незначительное внимание. Вместе с тем в связи с внесением в Федеральный закон изменений, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", принципиально изменился порядок установления трудовых отношений с иностранными гражданами, имеющими разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Выразилось это в том, что с 15.01.2007 временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане больше не входят в перечень иностранных граждан, которые могут осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу. В связи с этим с указанной даты трудовые отношения с временно проживающими иностранными гражданами должны устанавливаться так же, как и с временно пребывающими иностранными гражданами, то есть при наличии разрешения на работу и разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Однако, как и в вышерассмотренном случае (в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан), Правительство РФ с учетом особенностей региональных экономических связей своим Постановлением от 17.02.2007 N 97 "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" установило следующие случаи, в которых временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание: а) направление в служебную командировку. В этом случае общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев; б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев. Списки профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин, временно проживающий в Российской Федерации, в указанных случаях вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено проживание, должны быть установлены в ближайшее время Минздравсоцразвития России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в соответствующих сферах экономической деятельности, с учетом региональных особенностей рынка труда, потребности в привлечении иностранных работников и необходимости трудоустройства в приоритетном порядке граждан Российской Федерации.
Ответственность
Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности без разрешения на работу грозит привлечением к административной ответственности не только самого иностранного гражданина, но и работодателя. Согласно статье 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение на иностранного гражданина административного штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением иностранного гражданина за пределы Российской Федерации или без такового. Что касается работодателя, то он в силу части 1 статьи 18.15 того же Кодекса будет нести административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, в виде наложения административного штрафа: - на граждан - в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда; - на должностных лиц - от 250 до 500 минимальных размеров оплаты труда; - на юридических лиц - от 2500 до 8000 минимальных размеров оплаты труда. Вместо наложения административного штрафа в отношении юридического лица может быть осуществлено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В следующей части статьи будет рассматриваться порядок оформления приглашения для иностранного гражданина на въезд Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
/"Кадры предприятия", 2007, N 6/
Как уже отмечалось ранее, приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства <*> для осуществления трудовой деятельности оформляется одновременно с разрешением на работу иностранному гражданину. -------------------------------- <*> См. Кадры предприятия. 2007. N 5.
Оформление приглашения на въезд на территорию Российской Федерации
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. на 06.01.2007) приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается органом миграционной службы по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Порядок подачи ходатайств и их рассмотрения определен в Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учета и хранения бланков приглашений, утвержденной Приказом МВД России от 31.01.2003 N 72. Ходатайство работодателя - юридического лица о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию подается в орган миграционной службы, а ходатайство работодателей-граждан - по месту их жительства, подтвержденному регистрацией. Ходатайство подается в форме письменного заявления, составляемого по форме, приводимой в разделе "БУМАГИ" (не приводится). Бланк ходатайства заполняется на русском языке от руки (разборчиво) или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров) без использования сокращений и аббревиатур. Вместе с заявлением работодатель - юридическое лицо представляет следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность представителя работодателя; 2) документы, подтверждающие предоставление гарантий материального, жилищного и медицинского обеспечения приглашенного иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Такими документами в соответствии с Положением о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167 (с изм. на 23.01.2007), являются гарантийные письма приглашающей стороны - работодателя о принятии на себя следующих обязательств: а) предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации; б) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; в) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи; г) жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; 3) разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение на работу для иностранного работника, выданные органом миграционной службы в случае оформления приглашения в целях осуществления трудовой деятельности. Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вместе с разрешением на привлечение и использование иностранных работников представляются документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника; 4) квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу приглашения и платы за выдаваемые документы о приглашении. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса РФ за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей за каждого приглашенного. При оформлении приглашения следует быть внимательным - за внесение изменений в оформленное приглашение на въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 названной статьи Налогового кодекса РФ взимается государственная пошлина в размере 100 рублей. При приеме заявления о выдаче приглашения, предусматривающего въезд иностранного гражданина в закрытые административно-территориальные образования, проверяется наличие соответствующих разрешений на въезд, а в случае предполагаемого въезда на территории с регламентированным посещением для иностранных граждан - наличие согласования приглашающей организации с ФСБ России или территориальными органами безопасности по месту нахождения принимающей организации. Сотрудник органа миграционной службы, принявший документы, проверяет: - правильность оформления заявления; - наличие всех представляемых вместе с заявлением документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя заверяются подписью сотрудника, принявшего документы. Лицу, представившему документы от имени работодателя - юридического лица, выдается справка установленной формы, подтверждающая прием заявления к рассмотрению. Если по итогам рассмотрения документов принято решение об отказе в выдаче приглашения, то уполномоченному представителю приглашающей организации разъясняются основания отказа во въезде в Российскую Федерацию приглашаемому иностранному гражданину, установленные статьями 26 и 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. на 10.01.2007). При рассмотрении принятого заявления и соответствующих документов орган миграционной службы проводит проверку по соответствующим учетам наличия оснований, предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", по которым въезд иностранному гражданину в Российскую Федерацию не разрешается. Одновременно осуществляется проверка приглашающей организации либо приглашающего лица. При проверке устанавливается: 1) обращалась ли ранее приглашающая организация по вопросам оформления приглашения; 2) приглашался ли ранее в Российскую Федерацию иностранный гражданин; 3) были ли и каковы причины ранее принятых решений об отказе во въезде в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; 4) иные сведения. Решение о возможности выдачи приглашения по заявлению приглашающего лица, предусматривающее въезд иностранного гражданина на территории с регламентированным посещением для иностранных граждан или иные территории, для въезда на которые требуется специальное разрешение, в установленном порядке согласовывается с территориальным органом безопасности. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о выдаче или отказе в выдаче приглашения, которое утверждается уполномоченным на то должностным лицом. Решение оформляется проставлением на свободной части заявления одного из штампов:
РАЗРЕШИТЬ оформление приглашения
Инспектор ПВУ(О) ____________ / __________ подпись фамилия
Начальник ПВУ(О) ____________ / __________ подпись фамилия
"___" ________ 20___ г.
или:
ОТКАЗАТЬ в оформлении приглашения на основании части _______ статьи _______ Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию
Инспектор ПВУ(О) ____________ / __________ подпись фамилия
Начальник ПВУ(О) ____________ / __________ подпись фамилия
"___" ________ 20___ г.
На рассмотрение всех документов и оформление приглашения отводится срок не более 30 дней со дня обращения (представления всех надлежащим образом оформленных документов). При отказе в выдаче приглашения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения приглашающей организации направляется письменное уведомление с указанием оснований отказа. Решение об отказе в выдаче приглашения может быть принято только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При положительном решении оформляется приглашение, которое подписывается уполномоченным должностным лицом. Кроме этого, на нем в специально отведенном месте проставляется оттиск мастичной печати "Для заграничных документов". Оформленные приглашения выдаются уполномоченному представителю приглашающей организации при предъявлении им документа, удостоверяющего личность. Лицо, получившее приглашение, проверяет в присутствии сотрудника органа миграционной службы правильность заполнения всех реквизитов приглашения и расписывается в заявлении в получении приглашения. Полученное приглашение является основанием для выдачи иностранному гражданину визы для въезда в Российскую Федерацию.
В заключение необходимо указать, что при принятии решения об оформлении приглашения иностранному гражданину на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности орган миграционной службы исходит из квоты на выдачу этих приглашений, которая устанавливается с целью обеспечения приоритета использования национальных трудовых ресурсов. Она ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. На 2007 год указанная квота утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 665 и составляет 308842 приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
Название документа