Результаты опроса сотрудников УФМС России по г. Москве по вопросам трудовой миграции в России

(Иванова Л. В., Сокольцова О. Е.)

"Миграционное право", 2007, N 3

Текст документа

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СОТРУДНИКОВ УФМС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ

ПО ВОПРОСАМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

Л. В. ИВАНОВА, О. Е. СОКОЛЬЦОВА

Иванова Л. В., начальник Центра подготовки сотрудников милиции общественной безопасности и службы миграции ВИПК МВД России.

Сокольцова О. Е., начальник кафедры подготовки сотрудников в сфере миграции Центра подготовки сотрудников милиции общественной безопасности и службы миграции ВИПК МВД России.

Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию на 2005 г. поставил перед МВД и ФМС России двуединую задачу - с одной стороны, стимулировать иммиграционный процесс в Российской Федерации и создать условия для повышения миграционной привлекательности страны, с другой стороны, обеспечить эффективное противодействие незаконной миграции.

Во многом решению поставленных задач будет способствовать не только совершенствование законодательства, создание эффективных механизмов по реализации нормативных правовых актов, проведение амнистии, упрощение процедур миграционного учета, но и реализация программ, содействующих адаптации и интеграции мигрантов, прежде всего самой многочисленной группы трудовых мигрантов.

Центр подготовки специалистов по делам миграции ВИПК МВД России проводит различные исследования в области миграции, одно из них было посвящено вопросам трудовой миграции, с уделением особого внимания проблеме интеграции в российское общество.

Указанное исследование проводилось в 2006 г. Участниками исследования стали мигранты, сотрудники органов внутренних дел, которые в своей служебной деятельности занимаются мигрантами, сотрудники Федеральной миграционной службы, работодатели Москвы. Считаем нужным оговориться, что проведенное исследование не носило официального характера, было исключительно добровольным. Также изначально было оговорено, что ответы респондентов не будут использоваться в индивидуальном порядке, а только в обобщенном виде. Безусловно, эти факторы не могли не сказаться на объективности данных. Следовательно, представленные ответы содержат долю условности, свойственную любым подобным опросам. Тем не менее при проведении исследования его авторы старались обеспечить репрезентативность, что, думается, позволяет сделать ряд выводов.

Исследование решало следующие задачи:

изучить реальное состояние дел в области проводимых региональных мероприятий, направленных на адаптацию трудовых мигрантов (глазами мигрантов);

проанализировать работу с трудовыми мигрантами в конкретном регионе, проводимую: работодателями, органами внутренних дел и территориальным органом ФМС России;

выявить пробелы в действующем законодательстве;

апробировать результаты исследования.

В данной статье приводятся результаты опроса одной группы респондентов, а именно сотрудников УФМС России по Москве.

Для анализа мнения сотрудников УФМС России по г. Москве была разработана анкета, включающая 27 вопросов различного характера. В проведенном опросе участвовало 70 сотрудников территориального органа ФМС России по Москве. Данную категорию опрашиваемых можно рассматривать как наиболее информированную об объекте исследования - трудовых мигрантах, а также непосредственно по роду своей деятельности причастную к работе с данной категорией граждан.

В анкетирование были включены вопросы, касающиеся занимаемой должности, стажа в занимаемой должности и образования. По должностным категориям респонденты распределились таким образом:

- начальники отделений - 22 человека;

- заместители начальников отделений - 22 человека;

- старшие инспекторы - 10 человек;

- инспекторы - 10 человек;

- ведущие специалисты - 6 человек.

Более чем у половины опрашиваемых стаж в занимаемой должности менее одного года.

Диаграмма 1. Графическое выражение стажа

в занимаемой должности участников опроса

58,60%

*****

***** +++ - свыше 5-ти лет

*****

*****

22,80% ***** \\\ - свыше 2-х лет

18,60% *****

\\\\\ *****

+++++ \\\\\ ***** *** - вновь назначенные

+++++ \\\\\ *****

+++++ \\\\\ *****

+++++ \\\\\ *****

Респондентам было предложено указать наличие образования (диаграмма 2).

Диаграмма 2

80,00%

70,00% ****

****

****

60,00% **** *** - высшее

****

****

50,00% **** +++ - среднее специальное

****

****

40,00% **** /// - незаконченное высшее

****

****

30,00% ****

****

****

20,00% ****

****

****

10,00% ****

**** ++++

**** ++++ ////

0,00%

В целом хотелось бы отметить, что суждения опрашиваемых нередко кардинальным образом отличались друг от друга. Это связанно, на наш взгляд, с несколькими причинами, основными среди которых являются следующие: анализируемая тема достаточно объемна и многогранна и требует глубокого осмысления, также после создания Службы появилось достаточно большое количество вновь назначенных сотрудников ФМС России, которые ранее не сталкивались с данными проблемами.

На вопрос "Принимали ли Вы участие в мероприятиях, посвященных обсуждению проблем в области трудовой миграции?" отрицательно ответили все участники данного опроса. Данный показатель необходимо учесть при формировании различных программ обучения сотрудников территориальных органов ФМС России.

Для поиска наиболее эффективных решений проблем, связанных с адаптацией трудовых мигрантов, мы решили собрать информацию о факторах, влияющих на приток трудовых мигрантов (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Графическое выражение ответа на вопрос:

укажите причины приезда в ваш регион трудовых мигрантов

45%

/// - более высокая

/// оплата труда

///

/// *** - желание приобрести

/// гражданство

///

/// <<< - широкий выбор

/// 28% профессий

///

/// *** +++ - родственники

/// ***

/// ***

/// *** \\\ - доступная информация

/// *** 11%

/// *** 8%

/// *** <<< 000 - лояльное отношение

/// *** <<< +++ властей

/// *** <<< +++ 4%

/// *** <<< +++ 2% 2% ### - возможность

/// *** <<< +++ \\\ переквалификации

/// *** <<< +++ \\\ 000 ###

Мнения о том, что явилось причиной приезда в регион трудовых мигрантов, распределились следующим образом: основная причина приезда в столичный регион трудового мигранта - более высокая оплата труда, чем на родине. Этот факт достаточно известен и неоднократно обсуждался. Но такому фактору, как желание трудового мигранта в дальнейшем приобрести гражданство и остаться проживать в Москве, уделялось меньшее внимание. Все проводимые опросы мигрантов, в том числе и этот, показывали, что иностранные граждане в основном не связывают свое будущее с нашей страной. Их цель - заработать и уехать. Сотрудники территориального органа ФМС России говорят об обратном. Можно предположить, что мигранты, отвечая на подобный вопрос, несколько лукавят или позже меняют свои планы. Также можно предположить, что, как показали ответы опрашиваемых, на это влияет и наличие проживающих родственников в Москве.

Наличие в Москве широкого выбора для трудовой деятельности тоже нашло подтверждение в ответах респондентов. Как наличие этого факта состыковывается с готовностью региона принимать трудовых мигрантов, мы проанализируем в дальнейшем.

Остальные ответы были упомянуты мало или не указаны совсем.

Итак, столичный регион достаточно притягателен для трудовых мигрантов в основном из-за высокой оплаты труда, широкого выбора трудовой деятельности, наличия родственников и других положительных факторов. Поэтому многие хотели бы остаться постоянно проживать и получить гражданство.

Диаграмма 4. Графическое выражение ответов на вопрос:

владеют ли какой-нибудь информацией о российском

законодательстве в области пребывания и трудоустройства

вновь прибывшие иностранные граждане?

35,00%

/// - информацией не владеют

30,00%

XXX

XXX ### - владеют, но не пользуются

25,00% XXX

XXX

XXX XXX - знают о регистрации

20,00% XXX

XXX ***

XXX *** OOO - знают о разрешении

15,00% XXX *** на работу

XXX ***

XXX OOO *** *** - знают о штрафах

10,00% XXX OOO *** <<<

### XXX OOO *** <<<

### XXX OOO *** <<< <<< - знают о выдворении

5,00% ### XXX OOO *** <<<

/// ### XXX OOO *** <<<

/// ### XXX OOO *** <<<

0,00%

По мнению опрашиваемых, мигранты знают, что существует обязательная регистрация. Также знают о существовании таких наказаний, как штрафы за несоблюдение законодательства и выдворение иностранцев за пределы Российской Федерации. Достаточно большое количество считает, что мигранты знают и о том, что нужно получить разрешение на работу.

Меньшее количество респондентов считают, что информацией иностранцы владеют, но ею не пользуются из-за своей личной позиции. Что информацией о российском законодательстве мигранты не владеют вообще, ответило также небольшое количество опрошенных. Из этого можно сделать вывод, что трудовые мигранты, по мнению респондентов, приезжающие в регион, достаточно информированы.

В анкету были включены вопросы о готовности принятия трудовых мигрантов (диаграмма 5).

Диаграмма 5. Графическое выражение ответа на вопрос:

нужны ли вашему региону мигранты?

60,00%

**** - да, нужны

50,00%

**** //// - только

40,00% **** квалифицированные

****

**** ++++ - не нужны

30,00% ****

**** ////

**** //// - иное

20,00% **** ////

**** ////

**** ////

10,00% **** ////

**** ////

**** //// ++++

0,00%

Опрос показал, что региону нужны любые трудовые мигранты, другая, но также достаточно многочисленная часть опрошенных считают, что нужны только квалифицированные специалисты. Достаточно незначительное количество респондентов считают, что трудовые мигранты региону не нужны.

Участникам опроса было предложено ответить на вопрос: "Готов ли ваш регион к приему трудовых мигрантов?"

Несмотря на то что трудовые мигранты региону нужны, по мнению участников опроса, Москва, на их взгляд, не готова к приему трудовых мигрантов по следующим причинам (указано по нисходящей):

- недобросовестность работодателей;

- отсутствие целевых программ помощи мигрантам;

- отсутствие жилья;

- отсутствие взаимодействия между заинтересованными структурами;

- недостаточно развитая инфраструктура.

Не менее важным является вопрос об отношении к мигрантам населения. Более половины участников опроса ответило, что отношение коренного населения к трудовым мигрантам отрицательное. Остальные участники опроса разделились приблизительно одинаково, во мнении, что отношение коренного населения к трудовым мигрантам положительное и иное (нейтральное, лояльное).

Итак, делаем выводы: мигранты региону нужны, но регион не готов к их принятию по многим причинам, указанным выше, включая и то, что отношение местного населения к мигрантам отрицательное.

Такое соотношение и является одной из причин возникновения нелегальной трудовой миграции. Но мы решили исследовать вопрос нелегальной трудовой миграции глубже.

Как показывает практика, оценить масштабы нелегальной трудовой миграции достаточно сложно. Существуют большие различия в оценках ее размеров.

Респонденты, оценивая количественное соотношение легальных и нелегальных трудовых мигрантов в столичном регионе, разделились. Большая часть опрашиваемых считают, что такое количественное соотношение можно определить как 1/2.

Диаграмма 6. Графическое выражение ответа на вопрос:

в чем главная причина нелегальной трудовой миграции?

41%

///

/// /// - незаинтересованность

/// работодателей

///

/// *** - сложность получения

/// 28% разрешения

///

/// *** +++ - незнание

/// *** законодательства

/// ***

/// *** <<< - сложная процедура

/// *** регистрации

/// ***

/// *** 9% OOO - коррупция органов

/// *** власти

/// *** +++ 7% 7%

/// *** +++ 6% \\\ - личная позиция

/// *** +++ <<< OOO мигранта

/// *** +++ <<< OOO \\\

/// *** +++ <<< OOO \\\ 2% XXX - иное

/// *** +++ <<< OOO \\\

/// *** +++ <<< OOO \\\ XXX

Главные причины нелегальной трудовой миграции, как видно на диаграмме 6, заключаются в незаинтересованности работодателей в легализации трудовых мигрантов и в сложности процедуры получения разрешения на работу. Менее значительные причины, указанные респондентами, такие, как незнание российского законодательства и личная позиция мигранта, нашли подтверждение ранее заданному вопросу о наличии информации у мигранта. Это позволяет сделать определенный вывод о влиянии на уровень нелегальной миграции такого фактора, как отсутствие достаточной достоверной информации.

Для более полной оценки проблемы, связанной с нелегальными трудовыми мигрантами, был предложен вопрос: "Почему работодатель не заинтересован в легализации трудовых мигрантов?" Опрос показал, что сотрудники территориального органа ФМС России считают, что это зависит от того, что работодатель не желает платить налоги, не хочет нести ответственность за трудового мигранта, работодатель не желает нести дополнительные расходы на развитие инфраструктуры и обеспечение мигранта жильем. А также мешают бюрократические препоны при оформлении документов и существующая коррумпированность властей.

Ряд вопросов анкеты был посвящен выяснению наличия четкой региональной политики в области трудовой миграции. С этой целью был задан вопрос: "Проводились ли в вашем регионе мероприятия по привлечению трудовых мигрантов?" Всего четыре процента опрошенных ответили положительно, приведя конкретный пример (привлекались трудовые мигранты на работу дворниками). Остальная часть респондентов ответила отрицательно. Подтверждают это и ответы на следующий вопрос (диаграмма 7).

Диаграмма 7. Графическое выражение ответа на вопрос:

проводится ли в вашем регионе анализ спроса и предложения

рабочих мест?

40,00%

35,00% ***** XXXXX <<< - проводится, и Служба

***** XXXXX участвует

***** XXXXX

30,00% ***** XXXXX *** - проводится, но Служба

***** XXXXX не участвует

***** XXXXX

25,00% ***** XXXXX XXX - не проводится

***** XXXXX

***** XXXXX

20,00% ***** XXXXX ///// /// - респонденты не

***** XXXXX ///// располагают информацией

***** XXXXX /////

15,00% ***** XXXXX /////

***** XXXXX /////

***** XXXXX /////

10,00% ***** XXXXX /////

***** XXXXX /////

***** XXXXX /////

5,00% ***** XXXXX /////

***** XXXXX /////

<<<<< ***** XXXXX /////

0,00%

Мнения опрашиваемых о том, проводится ли в их регионе прогноз и анализ демографической ситуации, разделились таким образом:

да, проводится - 37%; нет, не проводится - 29,7%; иное - 33,3% (большинство из которых ответили, что не располагают информацией).

Перераспределение трудовых ресурсов в столичном регионе, по мнению большинства участников опроса, не осуществляется (51,9%). На вопрос о том, осуществляется ли прогноз общей численности иностранных трудовых мигрантов, ответы респондентов распределились практически в равной степени: да, осуществляется - 37%; нет, не осуществляется - 29,7%; иное - 33,3% (большинство из которых ответили, что не располагают информацией).

Сотрудники территориальных органов ФМС России по Москве, как показал опрос, в формировании ежегодной квоты на привлечение в регион иностранной рабочей силы не участвуют (100%).

Выяснив, что мероприятий по регулированию трудовой миграции в регионе, по мнению опрошенных, проводится недостаточно, мы решили узнать, какими качествами должен обладать трудовой мигрант, чтобы быть востребованным в столичном регионе. Для этого было предложено перечислить перечень требований, предъявляемых к трудовому мигранту, и вписать свои варианты ответов. Основными требованиями, предъявляемыми к трудовому мигранту, явились: наличие образования, квалификации (желательно высокий уровень квалификации), опрятный вид, легальное пребывание, наличие жилья, конкретная специализация, высокая трудоспособность. При этом были и такие ответы, что будет востребован любой. Также вносились предложения, что необходимо проводить анализ востребованности по конкретным профессиям.

Также была задана группа вопросов по проблемам адаптации трудовых мигрантов.

1. Существуют ли в столичном регионе программы адаптации трудовых мигрантов? Все опрошенные ответили отрицательно.

2. Какие препятствия к адаптации трудовых мигрантов могут возникнуть в г. Москве? По мнению участников опроса, это: компактное проживание мигрантов; отсутствие объективной информации о трудовой миграции в целом и трудовых мигрантах; проявление национализма; проявление ксенофобии; религиозная нетерпимость.

Обратив внимание на такие факторы, как проявления национализма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, участникам опроса был задан вопрос: кому принадлежит основная роль в формировании толерантного отношения общества к трудовым мигрантам?

По оценкам респондентов, основная роль в формировании толерантного отношения общества к трудовым мигрантам принадлежит органам власти и далее средствам массовой информации. Оценка роли образовательных учреждений малозначительна. Политические партии, общественные объединения и церковь, по мнению респондентов, не должны участвовать в формировании толерантности общества к мигрантам.

3. Какой вид помощи необходимо оказать трудовому мигранту? Как считают респонденты, это: получение информации о трудоустройстве, о законах принимающей страны; помощь при получении разрешения на работу; помощь в получении той профессии, на которую есть спрос в регионе; помощь в обустройстве; помощь при регистрации; помощь по изучению языка, традиций, культуры.

Наиболее эффективной защите прав трудовых мигрантов, как показал опрос, может способствовать, самое главное, высокий уровень взаимодействия всех заинтересованных структур - 46,3% и наличие достоверной информации - 38,9%. А также наличие бесплатных юридических консультаций - 7,4% и доступность услуг по переводу - 7,4%.

По мнению сотрудников УФМС России по г. Москве, основными организаторами помощи трудовому мигранту должны выступать региональные органы власти и работодатели. Федеральная миграционная служба также должна организовывать помощь, но в меньшей степени.

Диаграмма 8. Графическое выражение ответа на вопрос:

кем реально должна быть реализована программа

по обустройству мигранта?

60,00%

50,00% *** - должны обустраиваться

сами

<<<

40,00% <<< /// - ФМС России

<<<

XXX <<<

30,00% XXX <<< XXX - органами власти

XXX <<<

XXX <<<

20,00% XXX <<< <<< - за счет создания

XXX <<< Центра

XXX <<<

10,00% XXX <<<

XXX <<<

/// XXX <<<

*** /// XXX <<<

0,00%

Как мы видим, большинство респондентов высказываются о необходимости создания единого регионального Центра по обустройству мигрантов.

Итоги данного опроса позволили сделать еще ряд выводов. Вопросам подготовки и переподготовки кадров для территориальных органов ФМС России должно быть уделено самое серьезное внимание, тем более в условиях обновления кадрового аппарата и нормативной правовой базы. Территориальным органам Службы необходимо активнее участвовать в формировании и осуществлении региональной политики в области трудовой миграции. Во многом способствовать этому будет осуществление серьезной аналитической работы, проведению которой также необходимо обучать сотрудников. Одним из существенных недостатков, отмеченных участниками опроса, является отсутствие взаимодействия между заинтересованными структурами. Исправить сложившееся положение можно в том числе и путем проведения семинаров, учебно-методических сборов для представителей всех служб, занимающихся вопросами миграции, путем изучения имеющегося положительного опыта организации взаимодействия.

Приведенные данные опроса были учтены при организации обучения в Центре подготовки специалистов по делам миграции ВИПК МВД России. Думается, они будут интересны и специалистам, занимающимся вопросами миграции.

Название документа