К вопросу о дополнительных мерах по противодействию вывозу денежных средств мигрантами
(Белинский В. В., Чирков Д. К.)
("Миграционное право", 2007, N 3)
Текст документа
К ВОПРОСУ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
ВЫВОЗУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ МИГРАНТАМИ
В. В. БЕЛИНСКИЙ, Д. К. ЧИРКОВ
Белинский В. В., начальник отдела координации и обеспечения международного взаимодействия УПР и ОМВ ДЭБ МВД России.
Чирков Д. К., доцент кафедры методологии и методики расследования экономических преступлений Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.
Развитие международного рынка труда сопровождается процессами внешней трудовой миграции, составной частью которой является привлечение в национальные экономики отдельных государств иностранной рабочей силы и направление граждан на работу за границу. Миграция призвана смягчить негативные демографические явления, обеспечить более активное перераспределение населения и трудовых ресурсов в условиях оживления экономики и неизбежных при этом территориальных и отраслевых диспропорциях.
Складывающаяся на сегодняшний день в Содружестве Независимых Государств миграционная ситуация непосредственно затрагивает вопросы обеспечения экономической безопасности. Особенности ее развития обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, имевшими место на всем постсоветском пространстве после распада СССР, процессами реформирования важнейших сторон общественной и государственной жизни.
Миграционные процессы стимулируются наличием экономических проблем, внутренних и межгосударственных конфликтов. Их основными составляющими выступают:
продолжающаяся иммиграция в Россию русских и представителей других коренных народов Российской Федерации;
эмиграция граждан государств - участников СНГ в страны дальнего зарубежья на постоянное место жительства и для временного проживания;
иммиграция выходцев из стран третьего мира с нестабильной общественно-политической обстановкой, возникшая в последние годы в связи с "прозрачностью" границ со странами СНГ, отсутствием законодательства, регулирующего правовое положение иностранных граждан, и носящая преимущественно незаконный характер.
При этом значительное число иммигрантов рассматривают страны СНГ как трамплин для движения на Запад, но часть из них ориентирована на длительное проживание в стране.
Наибольшую остроту этот вопрос приобретает в Российской Федерации, где одной из проблем внешней трудовой миграции является нелегальный импорт рабочей силы, прежде всего из государств - участников СНГ.
По экспертным оценкам миграционных служб различных государств, общее число иммигрантов продолжает возрастать. Так, из Украины иммиграционный поток за 2006 г. составил более 3,1 млн. человек, из Узбекистана - 1,5 млн., Таджикистана - 0,5 млн. Только официальная численность иностранной рабочей силы, привлеченной на территорию России с 1994 по 2006 г., возросла в 7 раз и в 2006 г. составила 980 тыс. человек. К примеру, в диаграмме приведены сведения за 2004 г. по удельному весу иностранной рабочей силы, привлеченной в РФ по отраслям экономики.
Диаграмма. Удельный вес иностранной рабочей силы,
привлеченной на территорию Российской Федерации,
по отраслям экономики в 2004 г. (%)
41%
>>> >>> - Строительство
>>>
>>>
>>> /// - Торговля и общепит
>>>
>>>
>>> 21,7% +++ - Промышленность
>>>
>>> ///
>>> /// XXX - Прочее
>>> ///
>>> ///
>>> /// ### - Сельское хозяйство
>>> /// 12,3%
>>> ///
>>> /// +++ 8% OOO - Коммерческая
>>> /// +++ деятельность
>>> /// +++ XXX 5,2%
>>> /// +++ XXX 5% \\\ - Транспорт
>>> /// +++ XXX ### 4,8%
>>> /// +++ XXX ### OOO
>>> /// +++ XXX ### OOO \\\ 2% *** - Лесное хозяйство
>>> /// +++ XXX ### OOO \\\
>>> /// +++ XXX ### OOO \\\ ***
Масштабы миграции пока опережают возможности государственных органов по регулированию миграционных процессов и реагированию на их последствия. В настоящее время компетентные органы не обладают полной информацией о количестве пребывающих на территории СНГ мигрантов, так как на практике учитываются только те лица, которые официально обратились с просьбой о регистрации. По различным экспертным оценкам, только в Российской Федерации находится от 1,5 до 15 млн. незаконных мигрантов, труд которых использует значительная часть организаций, привлекающих иностранных граждан для работы в различных сферах экономики. Удельный вес нелегалов достигает 90% от массы всех трудовых мигрантов. Ненадлежащее оформление трудовых отношений способствует нарушению и осложняет возможности защиты прав работников. Неконтролируемый рост населения отдельных территорий вызывает дополнительную нагрузку на объекты социальной инфраструктуры, здравоохранения, транспорта и т. д. Уклонение от уплаты налоговых и иных платежей, когда мигранты работают либо в подпольных фирмах, либо в фирмах-однодневках с нулевым балансом, обусловливает тесную связь нелегальной миграции с теневой экономикой и экономической преступностью.
Незаконная миграция все чувствительнее затрагивает вопросы национальной безопасности стран в части осложнения криминогенной ситуации. Криминогенная среда использует иммигрантов для трафика наркотиков и оружия, контрабанды товаров повышенного спроса, наживается на переброске незаконной рабочей силы, эксплуатации женщин и детей. Неконтролируемые теневые денежные потоки используются для финансирования незаконных вооруженных формирований и террористической деятельности.
Таким образом, для Российской Федерации и других стран СНГ проблема незаконной миграции выступает существенным фактором обеспечения национальной безопасности.
Ужесточение иммиграционной политики и иммиграционных режимов, в связи с ростом масштабов незаконной миграции, делает ее все более доходным преступным бизнесом, в свою очередь влияющим на обстановку как в государствах, являющихся принимающими, так и в государствах исхода и транзита незаконных мигрантов. Так, по данным пограничной службы ФСБ России, за последние 5 лет количество задержанных на границе незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз. В их числе оказались граждане более 50 государств, с которыми Россия не имеет общих границ.
Представление о финансовой составляющей миграционных процессов дает анализ развития рынка денежных переводов. Только за 10 месяцев прошлого года из России было отправлено 1,569 млрд. долларов США, что на 55% больше, чем за аналогичный период 2005 г. Выросла и величина среднего денежного перевода, которая во II квартале 2006 г. составляла 643 доллара США, а в III квартале - 733 доллара. Большая часть этих переводов приходится на страны СНГ - Украину, Молдавию, Белоруссию, страны Закавказья и Средней Азии.
Из вышеизложенного следует сделать вывод о необходимости выработки дополнительных мер по противодействию процессов, связанных с оборотом денежных средств мигрантов, в связи с чем предлагаем:
организовать изучение позитивного опыта государств Евросоюза в области обеспечения экономической безопасности миграционных процессов, а также анализ финансовых потоков, формируемых за счет денежных средств мигрантов, полученных ими в период трудовой (в том числе нелегальной) деятельности, для чего включить в планы научно-исследовательских работ, проводящихся в научных и образовательных учреждениях компетентных органов, соответствующие мероприятия;
повысить уровень взаимодействия оперативных служб по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями с миграционными органами по вопросам, связанным с незаконной миграцией, в том числе ее финансовой составляющей;
определить секторы экономики, характеризующиеся максимальными показателями привлечения иностранной рабочей силы;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами спланировать и провести комплексные оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, направленные на выявление фактов уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления незаконной предпринимательской деятельности;
спланировать и провести комплексные мероприятия по проверке компаний, специализирующихся на предоставлении посреднических услуг в области миграции.
Название документа