Трудовая миграция и рынок денежных переводов в России

(Лукьянова А. Ю., Молодцов В. В.)

("Миграционное право", 2007, N 2)

Текст документа

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И РЫНОК ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ В РОССИИ

А. Ю. ЛУКЬЯНОВА, В. В. МОЛОДЦОВ

Лукьянова А. Ю., кандидат экономических наук, доцент Ставропольского государственного университета.

Молодцов В. В., аспирант Нового российского университета.

В настоящее время трудовая миграция в России является одним из самых крупных миграционных потоков. По данным Федеральной миграционной службы, количество легальных трудовых мигрантов, работающих в России, стабильно растет: в 2003 г. - около 380 тыс., в 2004 г. - 460 тыс., в 2005 г. - более 702 тыс., в 2006 г. - более 1 млн. 150 тыс. человек.

Иностранная рабочая сила привлекается в Россию почти из 120 стран. Соотношение между рабочей силой, привлеченной из стран СНГ и дальнего (старого) зарубежья, при этом оставалось примерно одинаковым. В 2005 г. среди десяти крупнейших стран по поставке рабочей силы в Россию выделяются четыре страны дальнего зарубежья (Китай, Турция, Вьетнам и КНДР) и шесть государств СНГ (Украина, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, Азербайджан). Подавляющая часть среди трудовых мигрантов - мужчины (около 90%), в том числе большинство в возрасте от 18 до 39 лет.

В СНГ трудовая миграция породила мощный поток денежных переводов, поступающих из России в страны происхождения трудовых мигрантов их родственникам и семьям. Трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения в регионе, но и реальным механизмом экономической интеграции, сближающим между собой население стран СНГ.

Многие трудовые мигранты, работающие в России, часть заработанных денег регулярно пересылают на родину, пользуясь разнообразными системами денежных переводов (далее - СДП), услугами банков, почтовых отделений, а зачастую и теневым нелегальным сектором.

В мире рынок денежных переводов начал активно развиваться с начала 1970-х годов и к настоящему времени достиг огромных масштабов. По оценке Мирового банка и Международного валютного фонда, объем денежных переводов трудовых мигрантов в 2005 г. составил порядка 230 - 232 млрд. долларов, в 2006 г. эта цифра составила 260 млрд. долларов, хотя реальные объемы переводов очень трудно оценить, так как существует огромный теневой рынок. Доля России пока сравнительно невелика - около 10 млрд. долларов, что составляло 3% от объема мирового рынка денежных переводов (данные 2005 г.). По некоторым оценкам, неучтенные денежные переводы составляют около 5 млрд. долларов.

Большинство российских СДП образовались за последние два-три года. Практически все российские операторы рынка были сформированы на базе кредитных организаций, которые и стали их расчетными центрами. Самыми первыми появились крупнейшие мировые СДП, занимающие основную долю на рынке, такие, как Western Union и MoneyGram. Широкая сеть пунктов обслуживания клиентов по всему миру позволила им быстро завоевать значительную часть российского рынка.

Стремясь к продвижению на российском рынке, обе системы в прошлом году пошли на снижение тарифов на переводы в страны СНГ и в некоторые страны дальнего зарубежья (Китай, Тайвань и Монголия). За последние 10 лет на рынке денежных переводов России появилось множество систем, потеснивших WU и MG, в настоящее время на территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность около 15 систем денежных переводов: Anelik, Contact, Inter Express, Migom, MoneyGram, PrivatMoney, Ria Envia, STB-Экспресс, Travelex Worldwide Money Ltd, UNIStream, VIP Money Transfer, Western Union, Быстрая Почта, Гута Спринт, Страна-Экспресс.

По статистике Центрального банка России, основным направлением переводов денег являются переводы из России в страны СНГ. На этом сегменте рынка лидерами являются локальные системы. Это Contact (создана Русславбанком), Быстрая почта (Импэкс-банк), Migom (Европейский трастовый банк), СТБ-экспресс (Росбанк - Первое ОВК), Unistream (Юниаструм Банк), PrivatMoney (Москомприватбанк), Гута-Спринт ("Внешторгбанк розничные услуги"), VMT (ВИП-банк), армянская Anelik.

Еще одним официальным каналом передачи денег служат почтовые переводы. Почта России всегда оказывала услуги по переводу денег (еще в СССР люди часто осуществляли телеграфные переводы). Исторически сложившееся доверие граждан и развернутая сеть филиалов (почтовые отделения присутствуют даже в маленьких деревнях) позволяет занимать Почте России определенный сегмент рынка денежных переводов. В 2004 г. Почта России запустила программу "Кибер-Деньги", которая позволяет значительно ускорить перевод денежных средств.

По данным Центрального банка России, объем денежных переводов, осуществляющихся физическими лицами через СДП и Почту России, составил в 2005 г. из России 3,5 млрд. долларов (в том числе в страны дальнего зарубежья 323 млн. долларов, а в страны СНГ - 3,2 млрд. долларов). Данные показатели свидетельствует о большой роли России в сфере обеспечения занятости для стран с более низким уровнем развития и более низким экономическим потенциалом. По оценкам Банка России, в 2003 г. Россия входила в число 10 стран - крупнейших отправителей денежных переводов в мире.

Основные страны - получатели переводов из России - это в основном страны СНГ, лидерами среди них являются Узбекистан, Таджикистан, Украина, Армения, Молдова, а также Китай. Основными целями переводов из России являются поддержание семьи, на текущие расходы, на обучение детей, затраты на лечение. Как показали социологические исследования, проведенные Международной организацией труда, около половины опрошенных трудовых мигрантов в России посылают часть заработанных денег на родину. В среднем эта сумма составляет около 100 долларов в месяц на человека. Больше 100 долларов посылают только 12% гастарбайтеров (из тех, кто вообще что-то посылает). Учитывая, что средний заработок мигранта составил, по данным того же опроса, около 180 долларов в месяц, можно подсчитать, что на родину ежемесячно отсылается примерно половина заработанных денег. Средняя сумма за перевод в III квартале 2006 г. из России составила 600 долларов.

Основной поток денег идет из наиболее крупных городов, таких, как Москва и Санкт-Петербург, куда стремятся трудовые мигранты на заработки. Основными критериями выбора способа перевода является доверие к системе и сеть пунктов, в которых можно получить деньги.

Все денежные переводы регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", где оговаривается, что переводы могут осуществляться как с открытием, так и без открытия счета только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Здесь и возникают основные проблемы, волнующие Правительство России и заставляющие привлекать все большее внимание к проблемам денежных переводов.

Проблема нелегальной миграции и неофициальных денежных переводов особо остро обсуждается в последнее время. По разным оценкам, в России находится от 5 до 15 млн. нелегальных мигрантов. Однако, сколько их точно, никто не знает.

Большинство неофициальных денежных переводов из России осуществляется способом вывоза наличной валюты самими мигрантами или доверенными лицами. В рамках национальных диаспор наиболее широкое распространение получила практика передачи денег через родственников и знакомых. По оценке Deloitte, через друзей и знакомых, а также с помощью проводников, водителей автобусов и курьерских служб трудовые мигранты в 2004 г. передали около 40% годового оборота, или 4,8 млрд. долларов. По данным Министерства финансов России, в 2005 г. нефинансовые организации вывезли из страны 12 млрд. долларов. По меньшей мере, половина этой суммы - это денежные переводы рабочих-мигрантов на родину. Хотя эти оценки довольно примерные.

Основные причины использования мигрантами неофициальных каналов для денежных переводов - это отсутствие необходимых документов для осуществления перевода (для перевода требуется документ, удостоверяющий личность, а значительная часть мигрантов - нелегалы); недоверие к банковским услугам из-за слабого знания банковских процедур (большинство трудовых мигрантов из стран СНГ не имеют образования); трудности в общении с операторами банков, связанные с плохим знанием мигрантами русского языка и низким уровнем грамотности; высокая комиссия, взимаемая получившими наибольшее распространение в России международными системами денежных переводов (для некоторых даже самый минимальный процент за перевод неприемлем).

Эта проблема требует серьезного рассмотрения и принятия определенных действий как со стороны России, так и для стран - отправителей трудовых мигрантов. В России необходимо упростить процедуру регистрации трудовых мигрантов, провести легализацию части нелегальных трудовых мигрантов. Можно воспользоваться опытом зарубежных стран - ввести поощрение для мигрантов, которые отправляют деньги на родину легальным путем (скажем через национальные банки), дать мигрантам и их семьям привилегии, если они пользуются легальными путями перевода денег.

Чтобы эффективно регулировать внешние трудовые миграции, необходимо знать не только масштабы, но и ареалы происхождения трудовых мигрантов, территории вселения, сферы занятости, их социально-демографический, квалификационный и этнический состав, мотивацию, адаптационные установки и взаимоотношения с принимающим населением, сетевые связи и коммуникации и многое другое. И принимающие страны, и страны выезда заинтересованы в формировании эффективных систем перевода денег мигрантами. Такие системы могли бы вовлечь в свой оборот те средства, которые сейчас направляются по неофициальным каналам. Это было бы выгодно как частному, так и государственному банковскому сектору, а также самим мигрантам. Чем прозрачнее будут финансовые системы, тем легче будет правильно оценить реальное положение дел и противостоять нелегальным теневым денежным потокам, направленным в преступное русло.

Приведенные выше факторы позволяют констатировать, что в России постепенно формируется развитый и цивилизованный рынок услуг по отправке и выдаче переводов, представленный российскими и международными системами, осуществляющими трансграничные операции. Объем переводимых ими средств увеличивается с каждым годом, и есть основание утверждать, что эта тенденция будет продолжаться, так как идет процесс сокращения доли неофициальных каналов передачи денег и перехода клиентов в официальную сферу переводов.

Нельзя не отметить заслуги игроков рынка, которые приложили много сил и финансовых вложений для улучшения ситуации на российском рынке денежных переводов. Все чаще СДП с целью обмена опытом и обсуждения последних тенденций в области денежных переводов проводят различные встречи и конференции. Для привлечения новых клиентов системы идут на уменьшение тарифов взимания за перевод; расширение территориального охвата потенциальных клиентов; повышение скорости передачи данных и степени надежности; предоставление дополнительных услуг для клиентов от возможности уведомления получателя перевода до пополнения баланса телефона или Интернета.

По-видимому, одним из факторов экстенсивного роста систем денежных переводов станет расширение практики заключения агентских договоров с кредитными организациями, имеющими разветвленную сеть филиалов и отделений. Увеличение филиальной сети самого банка, являющегося расчетным центром для системы, будет также способствовать привлечению большего числа клиентов. Одним из способов увеличения доли систем на рынке окажется объединение агентских сетей нескольких операторов. Данная практика значительно расширит территориальный охват и доступность услуг по передаче денежных средств. В дальнейшем можно ожидать появления единой сети пунктов обслуживания, охватывающей всю территорию России и стран СНГ. Увеличение скорости обработки и передачи данных и сокращение времени, затрачиваемого на отправку и получение переводов, будет осуществляться путем внедрения передовых информационных технологий. Особое значение этот фактор приобретает для почтовых денежных переводов. Кроме того, использование передового программного обеспечения позволит поддерживать высокий уровень безопасности передачи данных и избегать фактов мошенничества.

Название документа