Некоторые вопросы практики применения трудового законодательства в области охраны труда и техники безопасности

(Смирнова Т. П.)

("Юрист", 2007, N 4)

Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Т. П. СМИРНОВА

Смирнова Т. П., ведущий специалист по кадрам Мосэлектроремэнерго - филиала ОАО "Мосэнерго", кандидат юридических наук.

В главе 34 Трудового кодекса Российской Федерации содержится правовая норма, обязывающая работодателя организовать за счет своих средств прохождение психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, а также работающих в условиях повышенной опасности. Такое освидетельствование должно проводиться не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 213 Трудового кодекса РФ).

Статьей 212 Трудового кодекса РФ в числе обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда названа обязанность не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случаях медицинских противопоказаний.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства обращают внимание на случаи, когда работодатель не организовывает прохождение периодических психиатрических освидетельствований работников, проработавших в организации пять, десять и более лет, и предъявляют работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства.

При попытке реализовать эти нормы права на практике специалисты по кадрам и специалисты по охране труда и технике безопасности предприятий электроэнергетики столкнулись с немалыми трудностями.

Прежде всего мы попытались разобраться в вопросе: каков же предусмотренный нормативными правовыми актами порядок прохождения психиатрического освидетельствования работников?

Правительство Российской Федерации утвердило Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695).

Указанными Правилами предусмотрено, что освидетельствование работника с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением. Далее Правилами подробно регламентирована процедура освидетельствования:

работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника. Одновременно работником предъявляется паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность;

освидетельствование работника проводится в срок не более 20 дней с даты его обращения в комиссию. В целях освидетельствования комиссия вправе запрашивать у медицинских учреждений дополнительные сведения, о чем работник ставится в известность;

комиссия принимает соответствующее решение в течение 10 дней после получения дополнительных сведений. При прохождении освидетельствования работник может получать разъяснения по вопросам, связанным с его освидетельствованием;

комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование;

решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику;

в случае несогласия работника с решением комиссии оно может быть обжаловано в суде.

Обратившись в органы управления здравоохранением города Москвы с целью получения информации, в какую комиссию мы можем направить своих работников для прохождения психиатрического освидетельствования, мы получили ответ, что такие комиссии не созданы, поэтому нам следует направить своих работников для освидетельствования в психоневрологические диспансеры.

Чтобы выполнить предписание норм законодательства о том, что психиатрические освидетельствования работников проводятся за счет средств работодателя, мы обратились в несколько психоневрологических диспансеров в г. Москве с предложением заключить договор о проведении психиатрического освидетельствования наших работников и оплатить эти услуги. Наше предложение не было принято, и нам разъяснили, что психиатрическое освидетельствование каждого работника проводится по месту жительства.

Таким образом, нам пришлось направить работников, проработавших на предприятии пять и более лет, в психоневрологические диспансеры по месту жительства. Большинство из них представили справки из диспансера с формулировкой: "На учете в психоневрологическом диспансере не состоит", причем за получение этих справок им пришлось заплатить.

В соответствии с действующим законодательством предварительные и периодические медицинские осмотры работников должны проводиться за счет средств работодателя. Работодатель также вправе производить медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, за счет части средств, отчисляемых в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в рамках финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

В связи с тем что из территориальных фондов обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования поступали запросы о порядке оплаты расходов медицинских учреждений на проведение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования дал разъяснения в письме от 21 января 2003 г. N 207/30-3/и "Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров". Суть этих разъяснений сводилась к тому, что в соответствии с действующим законодательством проведение предварительных и периодических медицинских осмотров в программу обязательного медицинского страхования не входит. Следовательно, территориальные фонды ОМС при формировании территориальных программ обязательного медицинского страхования должны иметь в виду, что средства обязательного медицинского страхования на оплату расходов медицинских учреждений на проведение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров использованы быть не могут.

Поэтому для работников предварительные и периодические медицинские осмотры по месту жительства, в том числе обязательное психиатрическое освидетельствование, не могут быть бесплатными.

Среди нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работников, следует также отметить Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями от 23 мая, 31 июля 1998 г., 21 июля 2000 г., 8 мая, 23 сентября 2002 г.). В соответствии с этим Постановлением при проведении психиатрического освидетельствования для выявления психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, предусмотрено проведение функционального исследования - электроэнцефалографии. Психоневрологические диспансеры, в которые мы обращались, не имеют необходимого оборудования, подготовленных кадров для таких исследований. Это достаточно длительное, дорогостоящее исследование. Как правило, такие исследования проводятся при проведении судебных психиатрических экспертиз.

Названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 утвержден и Перечень опасных и вредных веществ и производственных факторов, проводимых работ, при которых имеются медицинские психиатрические показания, и, следовательно, работодатель вправе допускать работников к выполнению таких работ только после психиатрического освидетельствования. Этот Перечень очень обширный. Достаточно сказать, что в нем в числе опасных и вредных веществ названы и сварочные аэрозоли, и пыль растительного и животного происхождения, и многие, многие другие. В числе вредных производственных факторов названы производственная вибрация, производственный шум, повышенное атмосферное давление, повышенная температура, пониженная температура, повышенное напряжение зрения (в том числе работы, связанные со слежением за экраном дисплеев и другими средствами отображения информации), физические перегрузки (в том числе работы, связанные с перенапряжением голосового аппарата: преподавательская, дикторская, вокально-разговорные виды актерской работы, работа на телефонной станции). Изучив этот Перечень, можно сделать вывод, что очень многие работы и профессии подпадают под какой-нибудь из предусмотренных факторов. Следовательно, практически всех своих работников работодатель обязан направлять для прохождения психиатрического освидетельствования один раз в пять лет. Достаточно сказать, что в настоящее время большинство офисных работников в течение полного рабочего дня следят за мониторами компьютеров, которые являются для них основным средством отображения информации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство в части порядка проведения психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности, нуждается в совершенствовании.

Если установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников будет сохранен, то соответствующие врачебные комиссии необходимо создать. Если в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 будет сохранена норма, предусматривающая при проведении психиатрического освидетельствования проведение функционального исследования - электроэнцефалографии, то его следует проводить. Такое исследование даст возможность выявить на самой ранней стадии психиатрические противопоказания для профессиональной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих людей, окружающей среды.

По-видимому, Перечень опасных и вредных веществ и производственных факторов, при наличии которых должно проводиться психиатрическое освидетельствование с целью выявления психиатрических противопоказаний, должен быть пересмотрен. Хотя бы потому, что с момента его утверждения прошло более 10 лет и многое изменилось за это время. Разумеется, это дело специалистов в области психиатрии. Но может быть, они сочтут возможным дифференцировать программу проведения психиатрического освидетельствования для различных категорий работников. В настоящее время Перечень единый и предусматривает одинаковые лабораторные и функциональные исследования при освидетельствовании как работников животноводческих ферм, комплексов, обслуживающего персонала гостиниц, общежитий, банщиков, парикмахеров, маникюрш и т. д., так и работников, чья профессиональная деятельность в случае неадекватных действий может принести значительный ущерб окружающим людям и окружающей среде (работники транспорта, атомной энергетики, электроэнергетики и т. д.).

В нормативных правовых актах, регламентирующих порядок обязательного психиатрического освидетельствования работников, безусловно, должна быть реализована гуманная идея о том, что вредные и опасные вещества, вредные производственные факторы не должны нанести ущерб психическому здоровью каждого работника. Но, кроме того, в этих нормативных правовых актах должна найти четкое выражение идея о том, что в наше время, чреватое разрушительными техногенными катастрофами, общество должно быть защищено от неадекватных действий на рабочем месте работников, психически нездоровых. Должны быть приняты все возможные меры, в том числе законодательные, чтобы исключить вероятность приема работников с психическими противопоказаниями для выполнения работ потенциально опасных для окружающих людей и окружающей среды. Это разные задачи, и поэтому должны решаться разными методами.

В настоящее время, в связи с явной невозможностью реализации предусмотренного нормативными актами порядка проведения обязательных психиатрических обследований работников, работодатели в лучшем случае требуют от работников представления справки о том, что работник на учете в психоневрологическом диспансере по месту жительства не состоит.

Положение, при котором требования нормативных правовых актов не реализуются, по нашему мнению, является недопустимым.

Название документа