Правовые и экономические механизмы использования систем добровольной сертификации на рынке труда

(Панов А. В.) ("Право и политика", 2007, N 2) Текст документа

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА

А. В. ПАНОВ

Панов Александр Викторович - аспирант Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт повышения квалификации государственных служащих.

Подходы к исследованию социальных систем есть основа, носящая теоретический характер, но проявляющаяся на практике в виде особенностей существования и развития данных систем. Использование в данном случае теории эволюции социальных структур <1> представляется наиболее подходящим средством для изучения рассматриваемых социальных явлений, которые необходимо изучать и оценивать с разных сторон - юридической, экономической, социальной; также следует учитывать и общемировые тенденции. -------------------------------- <1> Валянский С. И., Калюжный Д. В., Недосекина И. С. Введение в хронотронику. М., 2001. 224 стр. С. 138.

"Процесс самоорганизации на разных этапах эволюции может происходить двумя разными путями. На первом увеличивается разнообразие возможных режимов и свойств системы. Это - дивергентный этап, он необходим для поиска новых возможностей существования. На втором - разнообразие свойств уменьшается, но система (или ее элементы) совершенствуется, т. е. наилучшим образом приспосабливается к данным условиям. Этому соответствуют конвергентные стадии эволюции и процессы адаптации. Эти два типа самоорганизации чередуются в развитии систем, и каждый из них подготавливает условия для другого" <2>. Можно констатировать тот факт, что на текущий момент структура систем добровольной сертификации в РФ представлена множеством организаций. Это позволяет сказать о дивергентной фазе, при этом происходит отбор и консолидация сильнейших систем в силу особенностей функционирования экономики. -------------------------------- <2> Валянский С. И., Калюжный Д. В., Недосекина И. С. Введение в хронотронику. М., 2001. 224 стр. С. 139 - 140.

Практика применения и распространения правил и стандартов успешных систем добровольной сертификации как на внутренних, так и на внешних рынках и заставляет отечественную экономику интегрироваться в мировое пространство в связи с тем, что структура мировой экономики обусловливает необходимость сертификации поставщиков и потребителей ресурсов, продукции и услуг на соответствие требованиям международных стандартов. Развитие рынка труда привело к самоидентификации систем добровольной сертификации как активных участников этого рынка и формированию ими собственной стратегии и тактики поведения. В этих условиях одними из важнейших характеристик систем добровольной сертификации является востребованность, признаваемость (ценность), а соответственно и эффективность данных систем как на внутреннем, так и международном рынке труда. Появление систем международной стандартизации и сертификации было вызвано расширением потребностей международной торговли. Первоначально основой для разработки международных стандартов явилась Всемирная торговая организация (ВТО) и региональные торговые союзы в рамках процесса облегчения взаимного доступа товаров и услуг на рынки стран - членов ВТО. В дальнейшем процесс развивался по двум основным направлениям: создание международных стандартов и признание национальных стандартов ведущих стран в других странах другими странами. Современные основы добровольной сертификации берут свое начало от международных стандартов ISO серии 9000, изданных в 1987 г., когда Международной организацией по стандартизации (International Standards Organization (ISO)) был принят первый вариант универсальных стандартов по организации систем управления качеством, названный ISO 9000/87. При разработке стандартов ISO 9000 за их базу были взяты стандарты, которые использовались министерством обороны США, чтобы оценивать поставщиков продукции для оборонной отрасли на предмет обеспечения надлежащего уровня качества данной продукции, в котором базовой основой методологического плана стал комплексный подход управления качеством (Total Quality Management). Дальнейшее развитие появившегося стандарта ISO 9000/87 приводит к появлению новых вариантов ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 версии 1994 г., которые впоследствии заменяет стандарт ISO 9001:2000 от 15 декабря 2000 г. В России с 15 августа 2001 г. действует аутентичная стандартам серии ISO 9000 версии 2000 г. серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 версии 2001 г. <3> Сейчас эта международная некоммерческая организация, работающая под эгидой Организации Объединенных Наций, разрабатывающая и распространяющая научные и технологические стандарты ISO, объединяет организации по стандартизации 90 стран <4>. -------------------------------- <3> Институт сертификации Систем менеджмента качества, "История международных стандартов серии ISO 9000" // http://www.9001.ra/library/?id=84/. <4> Проект "Визуальный словарь" // http://comp. vslovar. org. ru/570.php.

В результате объединения стран Европы в Европейский союз для решения проблемы разнородных требований к продукции был создан Европейский комитет по стандартизации (СЕН), разрабатывающий так называемые гармонизированные стандарты. Практика применения систем сертификации такова, что существуют разные, официально признаваемые международные стандарты: ECDL - Европейский стандарт компьютерной грамотности; стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО); General Accepted Accounting Principles (US GAAP), применяемый не только в США, но и рядом других стран. Ряд внутренних национальных стандартов, разработанных научными учреждениями, носящих не только добровольный, но и обязательный характер, получил международное распространение (Российская технология биометрии <5>). -------------------------------- <5> Российская технология биометрии признается международным стандартом // http://www. regnum. ru/news/579120.php.

Основы добровольной сертификации и технического регулирования в России определены законодательством (ФЗ "О техническом регулировании") <6>, в частности статья 21 упомянутого Закона описывает требования, которые предъявляются к системам добровольной сертификации. Постановление Правительства РФ <7> устанавливает сбор в размере 1000 рублей за внесение в Единый реестр Систем добровольной сертификации. Ведение Единого реестра возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (ФАТРИМ) <8>. Порядок создания и функционирования указанной информационной системы установлен Постановлением Правительства Российской Федерации <9>. По состоянию на 1 июля 2005 года в России было зарегистрировано более 250 систем добровольной сертификации, и число их непрерывно увеличивается. В реестре содержатся сведения о наименовании системы добровольной сертификации, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, создавших систему, о перечне объектов, подлежащих сертификации и характеристиках объектов, на соответствие которым осуществляется сертификация, сведения о знаке соответствия. Эта информация публикуется в официальном печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также предоставляется по запросам заинтересованных лиц <10>. Также созданная система направлена на обеспечение сотрудничества и информационного взаимодействия со странами - участницами СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС, международных и региональных организаций по стандартизации, в области технического регулирования. -------------------------------- <6> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г.). Принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года. Одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года. <7> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 486). <8> См.: Там же. <9> Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" от 15 августа 2003 г. N 500 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 486). <10> Приказ Минпромэнерго РФ от 21.03.2006 N 52 "Об утверждении Порядка ведения Единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре", зарегистрирован в Минюсте РФ 25.04.2006 N 7747.

В практике создания систем добровольной сертификации преобладают ведомственные системы. Эти системы не ориентированы в полной мере на рынок, скорее они призваны обслуживать небольшое число предприятий: система добровольной сертификации на железнодорожном транспорте <11>, "Московский экологический регистр" <12>, <13> и др. -------------------------------- <11> Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Приказ от 17 мая 2005 г. N 17 "О создании системы добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации". <12> Правительство Москвы. Постановление от 13 мая 2003 г. N 353-ПП "О создании и внедрении системы добровольной сертификации "Московский экологический регистр". <13> Правительство Москвы. Постановление от 16 сентября 2003 г. N 783-1111 "О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительском рынке города Москвы".

Разделив сертификацию на обязательную (оценка степени безопасности для человека) и добровольную (остальные параметры, которые могут требовать подтверждения соответствия), законодатель не предусмотрел экономических мер, которые выводят создающиеся СДС из-под влияния ведомств, ранее работавших как органы обязательной сертификации и соответственно зарабатывающих на оказании данного вида услуг. Основные положения сертификации - объективность и независимость органов сертификации - могут быть поставлены под сомнение при фактически ведомственном характере СДС. Выход из этого состояния видится в разработке комплекса экономических и юридических мероприятий, которые будут способствовать адаптации СДС к условиям рынка. Правильное позиционирование их деятельности является на сегодняшний день весьма серьезной проблемой. Соотношение спроса и предложения на рынке труда среди систем добровольной сертификации определяется "здоровой конкуренцией", выявляющей значимость сертификатов. Это связано с тем, что деятельность экономических субъектов рынка труда (связанных с негосударственной системой найма персонала) не требует лицензирования и поэтому опирается на практические требования (компетенцию) предприятий, заинтересованных в наборе квалифицированных кадров. Однако в настоящее время у крупных независимых экономических субъектов РФ нет мотивированной экономической потребности в разработке и создании систем добровольной сертификации, которая бы признавалась всеми участниками рынка. Изучение рынка труда и применяющихся на этом рынке систем сертификации показывает необходимость разделения ее на составляющие: 1. Сертификация предприятий, работающих на рынке. Этот элемент может развиваться по нескольким направлениям: сертификация рекрутинговых агентств, предприятий и компаний по разным основаниям, как правило, имеющим цель: выделиться из общего числа однотипных экономических субъектов, завоевание определенного сегмента рынка пр. Среди других факторов необходимо отметить такие, как "гудвилл", "бренд", и аналогичные составляющие, в итоге влияющие на стоимость компании. Добровольная сертификация системы менеджмента качества показывает другим участникам рынка, что предприятие работает с учетом определенных требований, что обеспечивает высокое и стабильное качество услуг и продукции данного предприятия. В целом вся система менеджмента качества (СМК) основывается на международных стандартах серии ISO 9000, предлагающих методику разработки и построения системы управления качеством, которая, соответственно, может быть официально сертифицирована. Управление качеством включается в состав функций предприятия, которое фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием. Суть ISO 9000 заключается в экономически оправданном применении "правила доверия", позволяющего рационально пользоваться ресурсами отдельно взятого предприятия и экономики. Например, 11 октября 2004 года ОАО "Нойзидлер Сыктывкар" получило от австрийской компании OQS сертификаты на соответствие системы менеджмента качества МС ИСО 9001:2000, что, по их мнению, является важным этапом в продвижении их продукции на европейские рынки <14>. -------------------------------- <14> http://www. mondibp. ru/catalog/awards/.

2. Сертификация кадровых служб и служб по подбору персонала. Учитывая требования кадровых служб и ее специалистов о необходимости введения документов, возникает необходимость в стандартизации критериев, определяющих ее "политику" работы в области кадрового обеспечения. Профессиональные участники рынка труда (и кадровые службы) должны осознать степень ответственности, накладываемой спецификой рынка труда, и понять, что они являются экспертами в конкретных вопросах. Сертификация данных субъектов возможна не только в области системы менеджмента качества (СМК), а также может рассматриваться в отдельном русле, отвечающим общей стратегии компании. 3. Сертификаты работников (обращаются на рынке труда). Сертификаты соответствия экономических субъектов требованиям стандарта; сертификация кадров (рабочих, служащих, руководителей) и прочие. Значительный факт в данной области связан с "монопольным" положением транснациональных корпораций сферы высоких технологий (главным образом опирающейся на уникальность производимых ими продуктов - оборудования и программного обеспечения), - становящихся фактически мировым стандартом, где действующая система добровольной сертификации становится для других участников рынка "ориентиром" при выборе системы сертификации. В данном случае это не "чистая монополия" в общепринятом смысле этого слова, а следствие установления ТНК определенных требований к другим экономическим субъектам (сотрудникам, компаниям и пр.), с которыми она взаимодействует в разных странах мира. Описываемые системы добровольной сертификации являются для подобных компаний необходимостью, с очевидным экономическим интересом, выраженным в виде сокращения расходов на выбор "достойных" по качеству предоставляемых услуг контрагентов. Только транснациональной корпорации, работающей по всему миру и обладающей достаточными ресурсами, под силу построить реально работающую систему добровольной сертификации, сертификат которой признается ведущими игроками рынка и в первую очередь работодателями. Суть этого процесса с можно описать следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Компоненты систем добровольной сертификации

N Основные компоненты Отличительные черты, характеризующие систем добровольной основные положения сертификации

1 Всеобщность единая методика тестирования сертификата признание практического опыта работы с технологиями и продуктом

2 Экономическая скидки и бонусы на продукты и услуги привлекательность максимальная привязка ко всем продуктам корпорации

осуществление сертификации в авторизованных центрах (действующих во многих странах мира)

3 Используемые методы, формирование лояльности к бренду влияющие на выбор системы обучения с приглашения на конференции, семинары последующей и другие специальные мероприятия сертификацией дополнительные ресурсы, выделяемые на поддержание обратной связи с сертифицированными специалистами

4 Получение анализ потребностей заказчика и сертификата создание спецификаций требований

обязательные экзамены или тестирование

отражает реальный опыт использования продуктов

Практика добровольной сертификации используется везде, где есть продукты; всеобщность сертификата - практика, а по теоретическим знаниям есть высшие учебные заведения, и это основное отличие обучения от сертификации. Обучение есть изучение теории, а сертификация - тест на практическое овладение конкретным знанием, умением, навыком. Европейский центр по высшему образованию (СЕПЕС) ЮНЕСКО определяет качество в высшем образовании как многомерное, многоуровневое и динамичное понятие, которое связано с институциональной миссией и целями, с определенными стандартами в системе образования, программе или дисциплине в учебном заведении <15>. Принципиально важно, что у образования нет возможностей (временных) успеть включить в курс обучения все нарождающиеся технологические инновации; это не есть цель высшего образования. Из-за этого проблема соотнесения сертификации и образования выглядит как выделение в сфере образования практической составляющей и передачи ее в сферу сертификации. С этой позиции не следует разделять сертификацию и образование как нечто противостоящее друг другу, т. к. эти системы могут быть объединены в единую систему - "непрерывное образование". -------------------------------- <15> Quality Assurance and Accreditation: A Glossary of Basic Terms and Definitions. Bucharest: UNESCO-CEPES, 2004 // http://www. cepes. ro/.

Большое количество работ зарубежных (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцбер) и отечественных (Н. Г. Чернышевский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин) исследователей посвящено вопросам социально-экономической роли трудовых ресурсов, образования, методикам обучения и мотивации в учебном процессе. Процесс "непрерывного образования" в настоящее время базируется на положениях Закона РФ "Об образовании" <16>. Традиционная образовательная система в настоящее время дополняется системой открытого и дистанционного обучения, например Division of Higher Education <17>. Также РФ является участницей Болонского процесса <18> с 2003 года, который начал свою историю с подписания в июне 1999 года 29 европейскими странами "Декларации о европейском пространстве для высшего образования", которая призвана сформировать единую европейскую систему образования, с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования. -------------------------------- <16> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.11.2006) "Об образовании". <17> Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations. UNESCO 2002. 95 pp. P. 31 - 33 // http://unesdoc. unesco. org/images/0012/001284/128463e. pdf. <18> Вхождение России в Болонский процесс // http://bologna. mgimo. ru/about. php? cat_id=3&doc_id=33.

Современная Россия, внедряя зарубежные наработки и практику других стран в области образования, должна учитывать специфику и разработки предыдущих периодов. Все вышесказанное позволяет отметить, что процесс сертификации без фундаментального (высшего) образования существенно снижает компетентность и надежность специалиста, т. к. сертификация не является образованием как таковым, а, как было отмечено ранее, это подтверждение практических навыков и знаний в узкоспециализированной предметной области. Возникает противоречие или конкуренция систем фундаментального образования (вузов) и систем добровольной сертификации за имеющийся ограниченный ресурс - слушателей и их финансовые средства. Вместо стройной системы "непрерывного образования" в максимальной степени способной удовлетворить как рынок труда, так и общество в целом, может произойти разделение образовательных процессов на обучение по традиционной схеме и обучение в рамках систем добровольной сертификации. Впрочем, сама ситуация не дает ясного сигнала рынку, в каком направлении будет развиваться описанная ситуация. Введение системы образовательных кредитов и сокращение бюджетного финансирования обучения по традиционной схеме ведет к появлению "гибридных систем", сочетающих образование и сертификацию, но отсутствие достаточно длительного периода их деятельности и результатов специальных исследований (мониторинга) выпускников, проводимых в разных странах, не позволяет сделать вывод о степени востребованности данных систем. В западных странах эту ситуацию наиболее полноценно отражает рынок труда, где уровень образования и сертификат соответствия взаимно дополняют "знание", овладение практическими навыками, которые необходимы конкретному рынку или фирме. Анализ данной проблемы показывает, что рынок труда представляет собой "многомерное пространство", которое можно представить в виде отдельных квалификационных групп, определяющихся уровнем образовательного ценза (например, представленного схемой: Scheme of the education system of the Russian Federation <19>). Это позволяет нам выделить на рынке труда группу высококвалифицированных специалистов, определив ее как "специализированный рынок труда". -------------------------------- <19> Kouptsov O. and Tatur Y. Quality Assurance in Higher Education in the Russian Federation. P. 18 // http://www. cepes. ro/publications/pdf/quality_russian. pdf.

Наряду с образованием и сертификацией в качестве системы оценки персонала выступает программа аттестации рабочих кадров, которая является показателем текущей "успеваемости" на занимаемой должности, используя при оценке теоретические знания и практику их применения. Примечателен тот факт, что показатели, использующиеся при оценке таких характеристик, как "качество", "значимость", "надежность" и т. п., а также сами технологии оценки и степень объективности представляемой информации, определяются достаточно неточно (т. к. для каждого отдельного товара, услуги и др. определяется свое значение исследуемых параметров). На этом фоне рейтинговая система оценки завоевала большую популярность в бизнесе, системе образования и т. п.; в связи со сложившейся дилеммой предпочтение в выборе этой или подобных систем оценки является необходимостью. Фактически данный подход есть формализованный метод замещения неопределенных категорий ("здравый смысл", "эмоциональное суждение", "качество" и подобных) определенными показателями, что позволяет подойти к решению задач на уровне аргументированного анализа. Востребованные системы отбираются обществом посредством рынка (рейтинг однородной продукции и др.). На рынке товаров проблема оценки "качества" товаров нашла свое выражение посредством цены продукта в связи с установлением ее "прозрачности" для потребителя этой продукции. Даже не имея точных данных о себестоимости продукции, изучив предложения на данном рынке в интересующей области и опираясь на рыночные цены, можно сопоставить характеристики (свойства товара) с ценой продукта, определить его примерную стоимость, следовательно, соотнести "показатель" цены и качества. Наличие у одного из товаров аналогов добровольного сертификата (например, качества или соответствия определенным требованиям) может послужить стимулом к выбору именно этого товара. На других рынках, например на рынке труда, ситуация гораздо сложнее, в связи с переходом от субъект-объектного типа взаимодействия к субъект-субъектному, где ключевой фигурой является человек (обладающий индивидуальными особенностями, проявляющимися в поведении, целях, мотивации), которые необходимо учитывать, работая в данных условиях. Уместно еще раз подчеркнуть важность стандартизации для всей мировой экономики и общества, в том числе и для рынка труда, специфический характер которого способствует развитию рассматриваемых нами систем добровольной сертификации. Рынок труда является одним из основных элементов функционирования экономики любой страны, определяя экономико-политическое положение страны не только на текущий период, но и задавая темпы развития в долгосрочной перспективе. Рассматривая перспективы развития систем добровольной сертификации на рынке труда, чрезвычайно важным является описание адекватной модели функционирования субъектов данного рынка как одного из элементов национальной экономики (рисунок 1). Схема взаимодействия свободных экономических субъектов представлена в виде иерархии элементов рынка труда в таблице 2.

Рисунок 1

Специализированный рынок труда как элемент экономики

...... ................... . Функционирование экономики . . . . . Регулирующие органы . > . Рынок труда Объединения работодателей. . Объединения работников ....... . / \ (профсоюзы). . . Гос. органы по труду . . . . . . \ / \ / \ / . . . . Специализированный Работники Работодатели . . рынок труда . . / \ / \ / \ / \ . . / \ / \ . . . . . . . . Вуз и другие . . . > Профессиональные . . образовательные > участники рынка < . . учреждения . . труда (посредники) < . . . . . . . . . . . . . . Миграционные процессы рабочей силы Государственные Частные . . . . Биржа труда Кадровые . . агентства и пр. . . / \ . . / \ . . Система взаимного . . . . признания дипломов . . . . Сертификация . . . Система признания . . сертификатов . . . . . .................................................................................

Система обязательной сертификации (в области охраны труда) ......... Система добровольной сертификации (в других областях)

Таблица 2

Иерархия свободных экономических субъектов и их функций в экономике

Элементы рынка труда Свободные экономические субъекты

1 2

Базовые 1. Работник

2. Работодатель

Функциональные Профессиональные участники рынка труда: рекрутинговые агентства, Федеральная государственная служба занятости населения <1>, <2>, <3>

Контрольные 3. Объединения работодателей

4. Профсоюзы как объединения работников

5. Государственный контроль <4>, <5>, <6>, <7>

Говоря о специализированном рынке труда, следует понимать под ним профессионализм, компетентность и другие качества экономических субъектов, в рамках "элементов экономики". Термин "свободные экономические субъекты" в данном случае определяется как наличие собственного, независимого от других субъектов поведения при принятии решения в рамках рассматриваемого рынка. Однако необходимо понимать, что все указанные субъекты имеют определенные отношения между собой (в силу специфики данного рынка). Таким образом, у каждого субъекта есть своя тактика поведения, при наличии у него определенных "потребностей", "обязанностей" и взаимозависимости; несмотря на эти составляющие все экономические субъекты заинтересованы в эффективной модели рыночных отношений, позволяющей им решать свои задачи. Основу рынка труда составляют работник и работодатель, выстраивающие свои отношения напрямую или через посредников. При этом в основном опираются на действующее законодательство <20>, нормативные акты и пр. документы, учитывая международные акты <21>, регулирующие отношения на рынке труда. -------------------------------- <20> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2006, с изм. от 11.07.2006). <21> Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (принята в г. Женева 18.06.1998).

Выгода для каждого из 6 экономических субъектов, действующих на рынке, может быть описана следующим образом: 1. Сертификат добровольного подтверждения знаний, навыков и пр. показывает остальным субъектам рынка труда: - наличие специальных знаний и/или квалификации (степень знания продукта, услуги); - достижения определенного уровня специализации, деловых и профессиональных качеств; заинтересованность в карьерном росте; - повышение самооценки, возможное повышение оплаты труда как сертифицированного специалиста; - другие значимые параметры. Несмотря на подобные плюсы при наличии добровольного сертификата, необходимо отметить, что требование подобных или других документов, носящих добровольный характер, запрещено статьей 65 ТК РФ <22>; соответственно, они могут быть предъявлены в добровольном порядке, для подтверждения своих деловых качеств. Именно это понятие - "деловые качества" - является ключевым при выборе кандидатов, согласно статье 3 упомянутого Закона, в которой сказано: "Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от... не связанных с деловыми качествами работника". Также статья 64 данного Закона гласит: "Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости пола, расы... не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом". Разъяснения Верховного Суда РФ в части деловых качеств установлено следующее: под деловыми качествами работника можно понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли), требований в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере); см. Постановление Пленума ВС РФ <23>, а также комментарий к поправкам в Трудовой кодекс РФ <24>. -------------------------------- <22> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2006, с изм. от 11.07.2006). <23> Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". <24> Тематический выпуск: Комментарий к поправкам в Трудовой кодекс РФ ("Экономико-правовой бюллетень", 2006, N 9), номер в ИБ 77258.

Рассматривая некоторые положения действующего законодательства РФ, можно сделать вывод о том, что государственный орган понимает положение добровольной сертификации и устанавливает такие требования при приеме на работу, невыполнение которых преследуется по закону, т. к. основным критерием при отборе претендентов являются деловые качества, наличие которых может быть подтверждено в том числе и сертификатами. 2. Работодатель в данном случае получает гарантии достижения сотрудником определенного уровня профессиональной подготовки, наличие у него соответствующих знаний, навыков и деловых качеств. Уменьшает свои расходы на подбор работников необходимой квалификации как в случае самостоятельного подбора кадров, так и в случае работы с посредниками. 3. Место посредника на рынке труда является промежуточным звеном между работником, работодателем, а также другими субъектами, оказывающими влияние на рассматриваемый нами рынок. Государственный посредник, оказывающий помощь в трудоустройстве нуждающимся в этом гражданам в лице Федеральной государственной службы занятости населения, преследуя государственные интересы и действуя в соответствии с законодательством, имеет целью обеспечить социальную защиту населения. В этих условиях вопросы, связанные с добровольной сертификацией для этого субъекта, относятся на второй план. Негосударственные, т. е. частные рекрутинговые агентства заинтересованы в наиболее "глубоком и всестороннем" изучении кандидатов и подборе наиболее квалифицированных кадров. Наличие сертификатов у претендентов напрямую, в силу своей экономической природы (при оплате за трудоустроенного кандидата), влияет как на прибыль этого агентства, так и на уровень заработной платы самого соискателя. 4. Объединения работников (профсоюз) может сам выступить как организатор добровольной сертификации, при этом полученные выгоды будут равноценны результатам кадровых агентств. В связи с тем что членские взносы зависят от уровня заработной платы, а добровольная сертификация сотрудников позволит им более уверенно чувствовать себя на рынке труда, что в свою очередь позволит претендовать работникам (членам профсоюза) на более высокую заработную плату. 5. Объединения работодателей совместно с органом по сертификации участвует (является заказчиком) в разработке требований для наиболее широкого распространения и представлении требований в области добровольной сертификации в едином русле (единообразие требований). 6. Государственный контроль за трудовыми отношениями (в лице инспекций по труду <25>, судов общей юрисдикции); в частности статья 354 упомянутого Закона <26> устанавливает определение Федеральной инспекции по труду как единой централизованной системы государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Также государственные органы осуществляют контроль за миграцией рабочей силы. -------------------------------- <25> Закон N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) от 19 апреля 1991 года. <26> См.: Там же.

Каждая из систем добровольной сертификации обязана предложить свой набор стандартов, востребованных рынком, для чего они должны отвечать следующим требованиям (условия признания и распространения систем добровольной сертификации): 1. Максимальная "степень участия" в процессе сертификации субъектов экономической деятельности достигается признанием систем сертификации и сертификатов, действующих на рынке труда. Однако необходимо понимать, что "степень участия" - т. е. определение юридической дефиниции рассматриваемого процесса сертификации, определяемая как публичная оферта <27> (рисунок 2). Следует также учитывать, что стандарт, разработанный в рамках системы добровольной сертификации, сам по себе является объектом интеллектуальной собственности и его использование регулируется специальными нормами права (Закон "Об авторском праве и смежных правах" <28>, Патентный закон Российской Федерации <29>). Принцип публичной оферты означает признание сертификатов на любой основе (рейтинговая оценка; государственные/негосударственные системы и пр.). Юридическая практика заключения многосторонних договоров о признании сертификатов субъектами рынка не используется по ряду причин: -------------------------------- <27> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (в ред. от 10.01.2006). <28> Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах". <29> Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1 (ред. от 02.02.2006).

- узкоспециализированная область знаний, навыков и др.; - отсутствие стандартизированных методик, применяемых в процессе добровольной сертификации (в т. ч. в связи со сложностью правового режима объектов интеллектуальной собственности, к которым относятся и системы добровольной сертификации); - квалификация "эксперта - специалиста узкого профиля", выражающаяся в виде особых знаний, которыми не обладают другие участники трудовых отношений.

Рисунок 2

Система применения сертификатов экономическими субъектами рынка труда

Условия открытой оферты (свободный доступ к стандарту)

/ \ . / \ . Система . добровольной . сертификации . Изучение условий стандарта . . . \ / \ / > . . Соотнесение условий стандарта с Создание . экономической целесообразностью стандарта . применения данной СДС . . \ / . \ / \ / . Публикация (с целью . Подбор кадров с Выбор персонала всеобщего ознакомления) . данным сертификатом (внутри организации) для . прохождения сертификации .

Экономическая целесообразность применения принципов открытой оферты к процессу сертификации определяется количеством экономических субъектов, участвующих в нем; увеличение организационных расходов в связи с включением в процесс сертификации дополнительных субъектов может вызвать рост расходов как на обеспечение процесса сертификации, так и на функционирование подобных систем в целом. При этом уже сейчас рынок труда реагирует на наличие сертификатов по специальной компетенции персонала увеличением числа компаний, ориентирующихся в своей кадровой политике именно на эту форму подтверждения профессионального уровня специалиста. Это позволяет говорить о саморегулировании и сбалансированности данных систем, где "ценность" сертификата есть его известность в "узком кругу" специализированных компаний или направлений деятельности, поэтому юридическая сторона этого и подобных вопросов для данного рынка урегулирована действующими правовыми нормами. 2. Требования, предъявляемые к каждой отдельной методике сертификации, должны базироваться на современных, научно-обоснованных методиках, отражающих современное состояние рынка труда. Например, высшее экономическое образование прекрасно согласуется с сертификацией в области рынка ценных бумаг, подтверждая тезис о "непрерывности образования", показывая не только образовательный процесс, но и практическую значимость для рынка труда, соответственно и для трудовой деятельности. В связи с этим системы добровольной сертификации должны быть на шаг впереди образования, так как с появлением квалификации, подтвержденной дипломом государственного образца (Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования <30>), сертификат любой системы теряет в этом случае свою сущность, т. е. перестает быть востребованным. -------------------------------- <30> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 4 "Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования" (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 25.03.2005 N 91, от 12.07.2005 N 197).

3. Целесообразность проведения сертификации для всех категорий экономических субъектов приведена выше. Уместно добавить, что затраты на сертификацию товаров и услуг, производимых налогоплательщиком также могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции и уменьшают налогооблагаемую базу - о чем свидетельствует письмо Министерства финансов <31>. При этом "расходы по обучению персонала, соответствующие требованиям п. 3 ст. 264 НК, учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а расходы налогоплательщика по обучению персонала не могут быть учтены для целей налогообложения в составе расходов на консультационные услуги. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг. Однако система менеджмента качества не является продукцией или услугой организации, реализуемой потребителям (заказчикам), и, следовательно, расходы, связанные с ее сертификацией, не учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией", говорится в письме Министерства финансов <32>. -------------------------------- <31> Министерство финансов Российской Федерации. Письмо от 25 мая 2006 г. N 03-03-04/4/96. <32> Министерство финансов Российской Федерации. Письмо от 10 июля 2006 г. N 03-03-04/1/565.

4. Ответственность за выдаваемые сертификаты является одной из составных частей в общей схеме распространения и признания их. Эффективность работы любых субъектов на рынке труда определяется исходя из практики их работы, но в нашем случае (на примере рынка труда) выданный сертификат является подтверждением "профессиональной грамотности" по сертифицируемому направлению. В этом ракурсе просматриваются не только проблемы "качественной" оценки при сертификации и вопросы доверия разным системам добровольной сертификации. Такая постановка вопроса затрагивает основы самой идеи сертификации, которые подразумевают, что, выбрав определенную область и систему добровольной сертификации, экономический субъект уже до момента выбора определил экономическую эффективность и отдачу от этого шага. Противоположной стороной вопроса добровольной сертификации является ее обязательность при взаимодействии с сертифицированными субъектами. США уже требуют иметь в штате предприятия на каждых 200 сотрудников не менее 1-го специалиста, сертифицированного в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. На примере практики ВТО: если предприятие не имеет вышеуказанного количества обученных и сертифицированных специалистов, то оно может (согласно Соглашениям ВТО и ОЭСР) подвергнуться санкциям - сертификации всей его продукции на соответствие ряда конкретных стандартов. А это ведет к неизмеримо большим издержкам предприятия, нежели на соответствие требованиям только одного, но ключевого стандарта ISO 9001:2000 <33>. В связи с этим уместно затронуть одну из существенных проблем в этой области - "пиратство в области сертификации", с которым активно ведется борьба, о чем свидетельствуют материалы разных компаний, например, корпорации Microsoft "How Microsoft Fights Certification Piracy" <34> и др. -------------------------------- <33> Консорциум "Независимый инвестиционно-стратегический центр" (НИСЦ) // http://www. iisc. ru/. <34> Software Pirates, Beware. December 20. 2002 // http://www. microsoft. comAearrring/mcp/program/piracy. asp.

Данные условия показывают, что разработка условий сертификации (стандартов) является трудоемким процессом, соответственно, затраты экономических субъектов в рамках данного процесса возрастут. Кроме того, следует учитывать ограничения, налагаемые законодательством в области интеллектуальной собственности <35>, <36>. -------------------------------- <35> Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах". <36> Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1 (ред. от 02.02.2006).

Существующие научные разработки отечественных исследователей в области систем добровольной сертификации (Литвина М. И. <37>, Симоненков Ю. П. <38> и другие авторы), показывающие проблемы и пути их решения, а также практическое применение теоретических и научных разработок. Подводя итоги исследования текущего состояния и перспектив развития систем добровольной сертификации, многие исследователи отмечают ее необходимость как условие повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации и интеграции в мировую экономику. Однако сопоставление систем добровольной сертификации с экспертными методами оценки порождает "иллюзии" абсолютно объективной оценки, направленной на четкое определение "статуса" обладателя такого сертификата. -------------------------------- <37> Литвина М. И. Социально-экономический механизм добровольной сертификации специалистов автотранспортного комплекса: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2005. 254 с. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки.) <38> Симоненков Ю. П. Научно-методическое обеспечение бизнес-процесс ориентированной системы менеджмента качества региональных органов стандартизации, метрологии и сертификации: Дис. ... канд. техн. наук: 05.02.23. Брянск, 2004. 262 с. (Из фондов Российской государственной библиотеки.)

Проведенные научные исследования позволяют сделать вывод о том, что процесс сертификации в отдельно взятой области и для каждого субъекта является специализированным процессом, в котором проявляется специфика отрасли, экономической ситуации и пр. Соответственно, формируются типичные модели, которые являются базой для разработки систем добровольной сертификации и ее внедрения. Составные части моделей сертификации, разработанных и исследованных на научном уровне (в т. ч. в приведенных научных работах), неявным образом показывают, что корреляция системы сертификации и процедур выдачи сертификата зависит от: наличия достаточного количества ресурсов у заказчика экспертизы; стабильности ситуации в подвергающейся экспертизе области; способности заказчика экспертизы понять, о чем ему сообщают эксперты (специфику продукта) и ее смысл. Поставленный вопрос о модели сертификации, в которой приобретенный статус (сертификат, полученный путем тестирования, экзаменов и других видов аттестации) является значимым, но сама процедура сертификации затеняет ее истинный смысл и делает ее малоприменимой для обычного заказчика экспертизы в связи с тем, что невыдача обязательного сертификата (непрохождение сертификации) запрещает занятие деятельностью, требующей соответствующего вида сертификата (продажей несертифицированных товаров), а непрохождение добровольной сертификации юридических последствий не имеет. Однако огласка в этом случае может отрицательно отразиться на рейтинге компании. Сертификация персонала и экономических агентов рынка труда имеет в настоящее время первостепенную важность, связанную с усилением глобальных процессов в экономике и идущих на этом фоне процессов миграции рабочей силы. Особенного внимания заслуживает проблема объективного подхода к определению "ценности" работников как для рынка труда, так и для экономики в целом на фоне "интеллектуализации производства и услуг" (особенно в сфере "высоких технологий"). Появление российских систем добровольной сертификации на рынке труда (где в настоящее время они фактически отсутствуют), признанных за рубежом, будет способствовать выравниванию оплаты труда работников. Актуальной задачей является разработка правил сертификации и стандартов на рынке труда РФ, а также адаптация имеющегося зарубежного опыта к условиям РФ в этой области. Однако построение соответствующей международным требованиям системы сертификации стоит очень дорого, поэтому необходима поддержка этих процессов на государственном уровне. Создание Единого реестра выданных сертификатов, произведенное различными системами добровольной сертификации, и обеспечение доступа к ним заинтересованных участников рынка труда будет способствовать не только увеличению доверия к системам добровольной сертификации внутри страны, но и формировать "критерии доверия" к подобным системам. Для этого необходимо разрабатывать юридические и экономические механизмы, позволяющие осуществлять контроль за методиками и процедурами тестирования при сертификации, обоснованность выдачи сертификатов и т. п. Учитывая юридические основы СДС, законодатель фактически предусматривает механизм саморегулирования с минимальными контрольными функциями. Например, возможно создание саморегулируемой организации профессиональных участников рынка труда, которая с помощью механизма экспертной оценки стандартов на рынке труда осуществляла бы контроль за деятельностью систем добровольной сертификации на указанном рынке.

Название документа