Актуальные вопросы правового регулирования охраны труда

(Емельянова Н. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2007, N 1) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Н. В. ЕМЕЛЬЯНОВА

Емельянова Н. В., слушатель мастерата Славянского университета Молдовы, адвокат-стажер.

Часть 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина Российской Федерации на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия <1>. -------------------------------- <1> См.: Миронов В. И. Трудовое право России: Учебник. Москва, 2005. С. 788.

Предметом нашего исследования будут правовые средства, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. С юридической точки зрения существуют 3 аспекта, по которым можно рассматривать охрану труда: во-первых, охрана труда рассматривается как институт трудового права, т. е. как совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников; во-вторых, охрана труда рассматривается как элемент трудового правоотношения, т. е. совокупность встречных субъективных прав и обязанностей работника и работодателя по соблюдению требований безопасности условий труда, безопасной эксплуатации техники и соблюдению в интересах безопасности труда технологии производства; в-третьих, охрана труда рассматривается как субъективное право работника на безопасные и здоровые условия труда. Это субъективное право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях <2>. -------------------------------- <2> См.: Пушин В. Основные принципы обеспечения охраны труда // Охрана труда и социальное страхование. 2004. N 12. С. 47.

Институт охраны труда является одним из важнейших институтов трудового права, так как входящие в него нормы призваны обеспечить здоровые и безопасные условия труда работников и предупреждать несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. В настоящее время в связи с внедрением новых технологических процессов возникают проблемы в области охраны труда и здоровья работников с учетом повышения ответственности за ущерб, причиненный жизни и здоровью работников. Для института охраны труда характерны две особенности. Во-первых, в него входят технические и медицинские стандарты. Правовые нормы, регулирующие безопасность и гигиену труда, довольно часто "переплетаются с техническими, медицинскими, физиологическими нормативами, с нормами организационного характера". Во-вторых, для института охраны труда характерно преобладание публично-правовых начал, административно-правовых норм и положений императивного характера. В правовой институт охраны труда входят нормы, которые устанавливают права и обязанности работодателей и работников по охране труда, а также конкретизирующие эти правовые нормы: - правила и инструкции по охране труда, противопожарной безопасности; - правовые нормы, устанавливающие компенсации и льготы работникам, работающим в тяжелых, вредных и/или опасных условиях; - специальные нормы, предусматривающие повышенную охрану труда женщин, лиц в возрасте до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью; - нормы, регламентирующие финансирование и организацию мероприятий по охране труда; - нормы, регулирующие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве; - нормы, регулирующие надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за нарушение законодательства об охране труда <3>. -------------------------------- <3> См.: Бриллиантова Н. А., Киселев И. Я. и др. Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. Москва, 2004. С. 371.

Охрана труда регулируется Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года, Международным пактом "Об экономических, социальных и культурных правах" 1966 года, конвенциями Международной организации труда (МОТ), статьями 211 - 231, 352 - 370 Трудового кодекса (ТК) РФ от 30 декабря 2001 года, другими законами и подзаконными нормативными актами. Среди многочисленных конвенций МОТ, регулирующих охрану труда, наиболее важное значение имеют следующие Конвенции МОТ: 1) N 17 "О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве" 1925 года; 2) N 18 "О профессиональных заболеваниях" 1925 года; 3) N 19 "О равноправии в области возмещения при несчастных случаях" 1925 года; 4) N 35 "О страховании по старости в промышленности" 1933 года; 5) N 36 "О страховании по старости в сельском хозяйстве" 1933 года; 6) N 37 "О страховании на случай инвалидности в промышленности" 1933 года; 7) N 38 "О страховании на случай инвалидности в сельском хозяйстве" 1933 года; 8) N 41 "О труде женщин в ночное время" (пересмотренная) 1934 года; 9) N 42 "О возмещении в случае профессиональных заболеваний" (пересмотренная) 1934 года; 10) N 45 "О применении труда женщин на подземных работах" 1935 года; 11) N 59 "О минимальном возрасте в промышленности" (пересмотренная) 1937 года; 12) N 62 "О технике безопасности в строительстве" 1937 года; 13) N 77 "О медицинском освидетельствовании подростков в промышленности" 1946 года; 14) N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" 1947 года; 15) N 89 "О ночном труде женщин" (пересмотренная) 1948 года; 16) N 90 "О ночном труде подростков в промышленности" (пересмотренная) 1952 года; 17) N 103 "Об охране материнства" (пересмотренная) 1952 года. Действующее законодательство возлагает обязанность по соблюдению правил охраны труда и на работодателя, и на работника. Основные обязанности по соблюдению правил охраны труда возлагаются на работодателя как на более сильную с экономической точки зрения сторону трудового правоотношения, имеющую реальную возможность обеспечить соблюдение этих правил. В соответствии со ст. 212 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ) работодатель обязан обеспечить: - безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; - применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; - режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; - приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; - обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; - недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; - организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; - проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; - в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; - недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; - информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; - представление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; - принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; - расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - ознакомление работников с требованиями охраны труда; - наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан: - соблюдать требования охраны труда; - правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; - проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; - немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); - проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Трудовое законодательство предусматривает повышенную охрану труда женщин и несовершеннолетних <4>. -------------------------------- <4> См.: Сосна Б. И., Ивлиев Г. П., Аворник Г. К. Трудовое право России: Справочное пособие. Москва, 2005. С. 149 - 153.

Часть 1 ст. 261 ТК РФ запрещает расторжение трудовых договоров с беременными женщинами по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. В соответствии с частью 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 ст. 336 ТК РФ). По нашему мнению, следует изменить часть 4 ст. 261 ТК РФ, запретив увольнение указанных в этой статье женщин за нарушение трудовой дисциплины, установив, что они могут быть уволены по инициативе работодателя только в исключительных случаях при неоднократных грубых нарушениях ими трудовой дисциплины. Здесь следует отметить и положительный, с нашей точки зрения, опыт законодательства РМ, запрещающего увольнение по инициативе работодателя не только беременных женщин, но и женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет, в том числе и за нарушения трудовой дисциплины. Следует также обратить внимание на коллизию между частью 4 ст. 261 ТК РМ и частью 4 ст. 70 ТК РФ. Данная коллизия заключается в следующем: часть 4 ст. 70 ТК РФ запрещает установление испытательного срока беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 года, ТК РМ не запрещает установление испытательного срока женщинам, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, а также одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет). Часть 4 ст. 261 ТК РФ допускает увольнение вышеупомянутых женщин по инициативе работодателя только по пунктам 1, 5 - 8, 10 или 11 части 1 ст. 81 или пункту 2 ст. 336 ТК РФ. Часть 4 ст. 261 ТК РФ не допускает увольнение вышеуказанных женщин по ст. 71 ТК РФ, т. е. в связи с неудовлетворительным результатом испытания, так как данное увольнение является увольнением по инициативе работодателя. По нашему мнению, следует изменить часть 4 ст. 70 ТК РФ, запретив устанавливать испытательный срок женщинам, указанным в части 4 ст. 261 ТК РФ, так как нет смысла устанавливать испытательный срок работницам, которые не могут быть по закону уволенными как не выдержавшие испытательный срок.

Название документа