Механизм регулирования трудовых отношений: общие принципы и особенности Узбекистана
(Зокирова Н. К.)
("Трудовое право", 2007, N 1)
Текст документа
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ:
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ УЗБЕКИСТАНА
Н. К. ЗОКИРОВА
Н. К. Зокирова, к. э.н., доц. филиала РЭА им. Г. В. Плеханова в г. Ташкенте.
В настоящее время большинство экономистов полагает, что в современном обществе наиболее перспективным путем развития является доминирующая роль социальных факторов в сравнении с собственно экономическими. На основе учета этого и формируется современная государственная экономическая политика в экономически развитых странах. Отсюда возникает необходимость более детальной научной разработки социальных проблем современной рыночной экономики, когда задачи дальнейшего повышения ее эффективности оказываются в значительной степени зависимы от решения как старых, так и новых социальных проблем, в том числе трудовых отношений.
Взаимозависимость и взаимовлияние рыночной экономики и социально-трудовой сферы составляет важнейшую ее особенность в последние десятилетия. Отметим также, что развитие социально-трудовой сферы становится все более характерной чертой и для развивающейся экономики Узбекистана. В условиях либерализации экономики республики перед государством возникают новые задачи в социально-трудовой сфере - в частности, необходимо проводить более активную политику занятости, нацеленную на создание новых рабочих мест в целях предотвращения безработицы, регулировать структурный спрос на рынке труда и его конъюнктурные условия в соответствии с текущей общеэкономической ситуацией в стране и перспективными потребностями.
Соответственно, нельзя забывать о том, что переход к рынку с неизбежностью предполагает формирование новой системы трудовых отношений. Практика показала, что с началом рыночных реформ все страны столкнулись с тем фактом, что старое законодательство о труде стало мешать развитию этих отношений. Однако, отметим, что само законодательство о труде - только лишь часть механизма регулирования трудовых отношений, поскольку на эти отношения влияют и функционирование рынка труда, проявляющее себя прежде всего в складывающемся на данный момент соотношении спроса и предложения на рабочую силу, а также наличие (или отсутствие) коллективных (индивидуальных) договоров, которые позволяют работникам практически реализовывать свои права, оговоренные в законодательстве.
Таким образом, механизм регулирования трудовых отношений может быть схематически представлен в виде трех основных составляющих частей:
комплекса законов о труде (т. е. определяемые государством правила взаимоотношений работников и работодателей, а также обязанности государства и граждан в сфере занятости и пр.);
системы рынка труда (иными словами, собственно рыночный механизм регулирования спроса - потребности в рабочей силе);
системы коллективных (индивидуальных) договоров между работниками и работодателями (иначе говоря, конкретизированные отношения, отраженные в юридически оформленных документах, обязывающие указанные стороны соблюдать достигнутые договоренности).
Дополнительно отметим, что этот механизм включает в себя также систему специфических социальных отношений, существующих в той или иной стране. При этом важную роль могут играть и такие факторы, как уровень экономического развития страны, степень открытости экономики, а также качество аппарата государственного управления, определяющее пределы эффективного вмешательства правительства в экономику.
Рассмотрим три названные составляющие механизма регулирования трудовых отношений отдельно, применительно к условиям Узбекистана. Относительно трудового законодательства республики следует отметить, что первый "рыночный" закон о труде - Закон Республики Узбекистан "О занятости населения" был принят в январе 1992 г., т. е. фактически в самом начале рыночных реформ. Изменения и дополнения в него вносились в 1993, 1994 и 1995 гг., пока он не был принят в новой редакции в 1998 г. (но и эта редакция не оказалась окончательной, поскольку и в последующие годы в него вносились дополнения и изменения). Данную ситуацию не следует относить к несовершенству законодательной деятельности в Узбекистане, напротив, сама практика рыночных реформ вынуждала вносить необходимые изменения в действующее законодательство. В соответствии с этим Законом государство взяло на себя гарантии свободы выбора вида занятости, бесплатного содействия в подборе подходящей работы и трудоустройстве; обеспечения каждому равенства возможностей в получении профессии и работы, условиях труда и занятости, оплате труда и пр. В связи с этим отметим также, что Трудовой кодекс Республики Узбекистан был принят лишь в декабре 1995 г., но и в него постоянно вносятся коррективы. И это понятно, поскольку Кодекс законов о труде призван отражать устоявшиеся трудовые отношения, а не планы на перспективу.
Здесь также нельзя забывать, что любое национальное законодательство имеет свою специфику. В Эстонии, к примеру, нет Трудового кодекса, а принят ряд основополагающих законов, начиная с Закона о трудовых контрактах и кончая Законом о государственных служащих, поскольку вносить поправки в закон легче, чем в Трудовой кодекс, чем, кстати, пользуются и в других странах. Но опыт Эстонии в данном отношении малоприменим к условиям Узбекистана, поскольку слишком отличаются реальные социально-экономические, демографические и специфические национальные условия осуществления перехода к рыночной экономике в обеих странах. Кроме того, реформирование трудовых отношений в Узбекистане следует оценивать в контексте национальной модели рыночных реформ, осуществляемой в республике.
Однако при этом нельзя не учитывать, что в Узбекистане, как и в других странах бывшего Союза, развитие процессов преобразования форм собственности, структурной перестройки экономики активизировало факторы высвобождения рабочей силы и ее перераспределения между различными сферами приложения труда, в результате чего возникала и росла безработица, но одновременно возрастали и потребности экономики в новых рабочих местах. Обеспечение стабильности роста экономики республики в таких условиях обуславливала необходимость выработки обоснованной политики эффективного государственного регулирования трудовых отношений. При этом регулирующая роль государства должна была предполагать не свертывание действия рыночных механизмов, а учет различных факторов, влияющих на ее развитие, в первую очередь на функционирование рынка труда.
К числу наиболее значимых из таких факторов относилось развитие демографической ситуации в стране. Как правило, многие специалисты до сих пор считают, что для Узбекистана характерной чертой всегда был и остается очень высокий уровень рождаемости. Однако в течение первых десяти лет рыночных реформ показатели естественного прироста населения снизились практически в разы. И лишь только с 2004 г., после длительного периода снижения уровня рождаемости в республике, вновь проявилась тенденция ее роста. И, на наш взгляд, это является положительным фактом, свидетельствующим (пусть косвенно) о том, что население Узбекистана уже приспособилось к новым рыночным условиям, а с другой стороны, республика, по мнению ряда отечественных ученых, совсем недавно, в начале 2000-х, годов едва не приблизилась к опасной черте, когда в результате резкого падения рождаемости могло уже не обеспечиваться расширенное воспроизводство населения, необходимое для нормального экономического развития.
Но эти последствия дадут свои экономические результаты в будущем. В настоящее же время на рынок труда вступает поколение родившихся еще в конце 1980-х гг., когда показатели рождаемости были чрезвычайно высоки. Причем большинство молодых людей, вступающих в трудоспособный возраст, - это сельские жители, где обеспеченность рабочими местами остается большой проблемой. Естественно, что рыночные механизмы действуют в направлении "выталкивания" сельской молодежи в несельскохозяйственные секторы экономики, а территориально, главным образом, в города. Но, с другой стороны, складывается ситуация, когда городской рынок труда нуждается в квалифицированной рабочей силе, в то время, когда молодежь из сельской местности далеко не всегда высоко профессионально подготовлена.
Здесь мы подошли ко второму направлению регулирования трудовых отношений. В связи с этим напомним, что рынок труда является естественным экономическим регулятором трудовых отношений, поскольку он обеспечивает фактическую занятость населения. Иными словами, трудоспособные граждане страны вступают в трудовые отношения именно на рынке труда. Причем эти трудовые отношения могут быть законодательно оформлены, т. е. подпадать под регулирующее действие первого, выше рассмотренного нами элемента механизма регулирования трудовых отношений, а могут и не быть законодательно оформлены, что не отменяет функционирование самого рынка труда, но вытесняет эти отношения в сферу "серой" или "теневой" экономики. Последнее неизбежно требует вмешательства государства, поскольку это противоречит как его интересам, так и интересам общества в целом.
Особым аспектом функционирования рынка труда является структура занятости населения. В Узбекистане, к примеру, несоответствие количества и структуры создаваемых рабочих мест потребностям трудоспособного населения в занятости приводит к тому, что занятость преимущественно обеспечивается в сфере индивидуального предпринимательства, дехканских (крестьянских) хозяйств и торгово-посреднических услуг, что, с одной стороны, выступает фактором, сдерживающим рост безработицы, но вместе с тем свидетельствует о недостаточном внимании государства к созданию рабочих мест, непосредственно связанных с производством готовой продукции.
Несмотря на существующие проблемы, в Узбекистане государственные органы управления пытаются учитывать эти сложные процессы развития социально-трудовой сферы, в результате чего в республике стала обычной практикой разработка и реализация программ занятости населения. Фактически они представляют собой взаимосвязь и целостность рыночных и государственных сторон регулирования трудовых отношений.
И, наконец, третий аспект проблемы - степень развития дву - и трипартизма. Здесь следует специально отметить, что если первые два основных элементов механизма регулирования трудовых отношений в Узбекистане уже нормально работают, то третий пока еще не включен в полную силу. И это не только проблема Узбекистана. Несмотря на то что в большинстве стран, осуществляющих рыночные реформы, много было сделано для реконструкции экономических систем, налицо было отставание в реформировании трудовых отношений. В частности, недостаточная государственная регулируемость отношений работников и работодателей (даже при хорошем национальном законодательстве) далеко не способствовала повышению эффективности экономики и повышению уровня жизни населения.
Ни для кого не секрет, что вопросы оплаты труда и занятости населения должны фиксироваться в законодательстве. Но при этом нужны и коллективные договоры, а также (о чем часто забывают) - правила ведения переговоров по этим вопросам, которые обязательно должны завершаться соглашением сторон и принятием соответствующего документа. Обратим внимание на то, что в Узбекистане (как, кстати, и в России) фактически отсутствуют традиции ведения переговоров между работниками и работодателями, в том числе заключения не формальных, а реальных коллективных договоров. В связи с этим всем сторонам переговоров - не только трудящимся, но и работодателям - необходима существенная правовая и организационная поддержка.
В Узбекистане ситуация в этом вопросе несколько более положительная. Здесь в свое время государство в рамках реализации национальной модели рыночных реформ взяло на себя функцию "главного реформатора". Это, на наш взгляд, было полностью оправдано с социально-экономической точки зрения. Однако в настоящее время правительством республики осуществляется курс на либерализацию экономики и последовательную демократизацию общества. В отношении рассматриваемых нами вопросов это означает, что государство предоставляет договаривающимся сторонам трудовых отношений значительно больше возможностей, при этом не ослабляя контроля за соблюдением прав трудящихся.
И в заключение нельзя обойти вниманием вопрос о том, что современные рыночные реформы происходят в условиях глобализации мировой экономики. Процессы глобализации ведут к тому, что развитие любой национальной экономики предполагает повышение квалификации и профессиональной подготовки работников, гибкости в использовании труда, характерным признаком которой являются индивидуальные контракты. В результате это оказывает влияние и на формирование новых трудовых отношений, отражается на содержании трудовых договоров, поскольку предполагает их децентрализацию. При этом в результате постепенного реформирования трудовых отношений, что составляет характерную черту национальной модели рыночных реформ в Узбекистане, возникает возможность применения более гибких форм трудовых отношений.
В конечном итоге следует иметь в виду, что названные три элемента регулирования трудовых отношений имеют свои плюсы и минусы. Но главная цель регулирования трудовых отношений должна оставаться неизменной. Это - повышение уровня жизни населения. Данный базовый принцип необходимо соблюдать при любых изменениях экономической ситуации, иначе говоря, рыночные реформы должны быть нацелены не только на показатели экономического роста, но, главным образом, на показатели уровня человеческого развития страны.
Название документа