Особенности приема на работу работников железнодорожного транспорта
(Клепалова Ю.) ("Трудовое право", 2006, N 12) Текст документаОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Ю. КЛЕПАЛОВА
Законодательство предусматривает дополнительные процедуры, которые необходимо пройти работникам железнодорожного транспорта, при приеме на работу. И это не случайно, так как от их действий и быстроты реакций зависит безопасность движения поездов, жизнь и здоровье пассажиров, сохранность материальных ценностей. Какие именно категории работников подвергаются этим процедурам? Согласно ст. 328 Трудового кодекса РФ, это работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (в данном случае поездов. - Прим. автора). А в соответствии со ст. 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ" это не только лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов, но и маневровой работой и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов. Причем необходимо помнить, что указанный Закон распространяет эту норму только на работников железнодорожного транспорта общего пользования. Таким образом, группы работников, на которые указывают эти Законы, несколько отличаются. Представляется, что необходимо руководствоваться Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в РФ", так как он является специальным по отношению к Трудовому кодексу РФ, который рассчитан на применение не только в отношении работников железнодорожного транспорта, но и других работников и не может учитывать особенности всех видов транспорта. Таким образом, законодатель, устанавливая особенности приема на работу, определяет круг лиц, на которых эти нормы будут распространяться, - это лица, поступающие на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования. Но, в связи с тем что перечень таких профессий и должностей отсутствует, на практике возникают проблемы в правоприменении. Проанализировав вышеуказанные Законы, можно выделить дополнительные по отношению к другим категориям работников этапы в процедуре приема на работу: - профессиональный отбор и испытание; - профессиональная подготовка и в последующем периодическая проверка знаний; - предварительный медицинский осмотр. Рассмотрим эти этапы по порядку. 1. Законодательство не устанавливает, какие именно группы работников должны проходить профессиональный отбор. Законодательство ограничивается лишь указанием на категорию работников - работники железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно связанные с движением поездов и маневровой работой. Лишь Правила технической эксплуатации железных дорог РФ устанавливают, что профессиональный отбор должны пройти локомотивные бригады, поездные диспетчеры, дежурные по железнодорожным станциям, бригады специального самоходного подвижного состава. Надо отметить, что на железных дорогах устанавливаются свои списки. Например, Стандарт предприятия "Дисциплина работников предприятий Свердловской железной дороги" устанавливает более широкий перечень работников, куда включаются помимо работников, указанных в Правилах, также электромеханики и электромонтеры контактной сети, осмотрщики вагонов, проводники пассажирских вагонов. Представляется, что такой перечень должен быть единым, установлен на уровне федерального закона и согласован с соответствующими специалистами. Фактически на железнодорожном транспорте осуществляется профессиональный отбор только в отношении работников локомотивных бригад - машинистов и их помощников и сводится только к психофизиологическому отбору. Для чего нужен профессиональный психофизиологический отбор на железной дороге? Дело в том, что люди обладают разными психическими свойствами и различными психическими качествами. Некоторые сочетания таких свойств и качеств способствуют успешной работе в конкретных системах управления, другие - могут даже препятствовать. Так, например, общими для всех видов движения психофизиологическими качествами, обеспечивающими профессиональную пригодность работников локомотивных бригад, являются: готовность к экстренному действию, бдительность, стрессоустойчивость; высокий темп переработки поступающей информации различной модальности (зрительной, слуховой, тактильной) и другие. Эти качества, во многом обусловленные природными задатками, являются относительно постоянными и мало тренируемыми. Внедрение психофизиологических обследований в локомотивных депо способствовало снижению браков в работе. Так, количество проездов на запрещающие сигналы снизилось с 65 случаев в 1991 г. до 12 в 1996 г. <1>. Порядок проведения отбора установлен указанием МПС России от 01.12.1999 N 310у "Методические указания по проведению психофизиологических обследований в локомотивном хозяйстве федеральных железных дорог". -------------------------------- <1> Указание МПС России от 01.12.1999 N 310у "О совершенствовании психофизиологической службы на федеральном железнодорожном транспорте".
2. Профессиональная подготовка работников массовых профессий железнодорожного транспорта осуществляется на базе дорожно-технических школ, профессионально-технических училищ, железнодорожных лицеев, железнодорожных техникумов, высших учебных заведений, предприятий. В настоящее время на железных дорогах функционируют 33 технические школы и 17 учебных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. Работники, принимаемые на работу в качестве специалистов, руководителей предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, должны иметь специальное образование. Только Приказ МПС России от 17.11.2000 N 28Ц устанавливает состав комиссий по испытаниям и перечень должностей и профессий работников федерального железнодорожного транспорта, подлежащих испытаниям в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников, правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также минимально необходимый объем знаний вышеуказанных документов. Таким образом, хотя законодательство предусматривает такой этап, как профессиональная подготовка, фактически она не осуществляется, так как работники проходят соответствующую подготовку в специализированных учебных заведениях. 3. Что касается медицинского освидетельствования, то можно отметить следующее. Законодательство, устанавливая необходимость прохождения медицинского осмотра работникам железнодорожного транспорта общего пользования, принимаемым на работу, непосредственно связанную с движением поездов, но и маневровой работой и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, не закрепляет перечень таких категорий работников, установленный на уровне федерального закона. Подзаконные акты содержат несколько списков: - Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020 утвержден Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов. В нем профессии и должности работников распределены по шести группам: машинисты, водители и их помощники, работники диспетчерско-операторской группы, работники станционно-маневровой группы, работники группы, обслуживающей поезда в пути следования, работники группы пути, работники группы энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи. - Приказом МПС России от 29.03.1999 N 6Ц <2> утверждено Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте. Пункт 4 Положения устанавливает круг лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам: -------------------------------- <2> СПС "КонсультантПлюс".
1) обеспечивающие движение поездов; 2) осуществляющие профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности (начальники железных дорог, их заместители, работники аппаратов управлений и отделений железных дорог, линейных предприятий и иных организаций железнодорожного транспорта, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути); 3) лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, связанные с воздействием опасных и вредных производственных факторов. Надо отметить, что категории работников, относящихся к первой и второй группе, работодатель устанавливает применительно к условиям конкретного предприятия, согласовывает их с профкомом и направляет эти списки в медицинское учреждение. Вредные и опасные производственные факторы устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест. Работодатель составляет список работников, подвергающихся воздействию этих факторов, список согласовывается с санэпидемстанцией и также направляется в медицинское учреждение, которое осуществляет прием работников, руководствуясь вышеуказанными списками. Таким образом, существует несколько нормативных актов, устанавливающих разные категории работников, подлежащих медицинским осмотрам, и разные правила определения таких работников. Каким из них необходимо руководствоваться? Не повлечет ли такая "самостоятельность" работодателя злоупотребления с его стороны? Да, необходимо учитывать местные условия, так как в рамках железнодорожного транспорта действует множество различных предприятий, но в целях недопущения злоупотребления со стороны работодателя считаю необходимым установить группы таких работников на уровне федерального закона. Также помимо Приказа N 6Ц на железнодорожном транспорте руководствуются Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии", которым был утвержден временный Перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований. Возникает следующая ситуация. Например, при приеме на работу все специалисты (юрисконсульты, экономисты и др.) проходят медицинскую комиссию в соответствии с разделом 6 "Факторы трудового процесса" Приказа N 90, в соответствии с которым вышеназванным работникам необходимо проходить один раз в год офтальмолога. А в соответствии с временным Перечнем <3> работа в качестве крановщика, например, предполагает прохождение один раз в два года следующих специалистов: терапевта, невропатолога, офтальмолога, отоларинголога. Фактически же все вышеназванные работники проходят следующих специалистов: терапевта, невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, различные лабораторные исследования, а также если на работу устраивается женщина - обязательно прохождение гинеколога. -------------------------------- <3> Приложение 2 к Приказу Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
Возникает ряд вопросов: - почему работодатель на будущих работников возлагает дополнительные обязанности по прохождению специалистов, которых они не должны проходить? - не пытается ли работодатель таким образом обезопасить себя от возможных проблем, связанных с возможной беременностью женщины, с ее уходом на больничный, а потом и в отпуск по уходу за ребенком? Представляется, это будет являться поводом для отказа в приеме на работу, хотя ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Безусловно, работники должны проходить предварительный медицинский осмотр, но он должен проводиться только теми врачами, которые указаны в нормативных документах, а не всеми возможными. Таким образом, напрашивается несколько выводов. 1. Законодатель, устанавливая особенности приема на работу, определяет круг лиц, на которых эти нормы будут распространяться, - это лица, поступающие на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования. 2. Особенности приема на работу заключаются в установлении дополнительных этапов, таких как профессиональный отбор и испытание, профессиональная подготовка и в последующем периодическая проверка знаний, предварительный медицинский осмотр. 3. Отсутствует перечень работников, которые должны проходить профессиональный отбор. Представляется, что такой перечень должен быть единым, установлен на уровне федерального закона и согласован с соответствующими специалистами. 4. Отсутствует единый документ, который бы устанавливал категории работников железнодорожного транспорта, которым необходимо проходить медицинское освидетельствование, и перечень специалистов, которых необходимо пройти. Представляется, что именно поэтому на практике возможны нарушения прав граждан в виде возложения на них обязанностей прохождения "ненужных" врачей, тем самым давая дополнительный повод отказать в приеме на работу. 5. Фактически работодатель не осуществляет профессиональную подготовку, так как та категория работников, для которой она необходима, проходит обучение в учебных заведениях железнодорожного транспорта, где такая подготовка осуществляется.
Название документа