Проблема предоставления гарантий и компенсаций при прохождении профессиональной переподготовки

(Брюхина Е. Р.) ("Трудовое право", 2006, N 10) Текст документа

ПРОБЛЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Е. Р. БРЮХИНА

Светлой памяти научного руководителя Нестеровой Татьяны Александровны посвящается...

Система льгот, сложившаяся в советский период, уже не соответствует реалиям рыночных отношений, так как не учитывает интересы работодателей и работников. Другими словами, переход к рыночной экономике в России потребовал нового подхода к общественным отношениям по профессиональной переподготовке. В последнее время большое количество научных дискуссий было посвящено необходимости изменения и дополнения норм действующего Трудового кодекса. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" внес эти изменения и дополнения, но, к сожалению, они не затронули вопроса предоставления гарантий и компенсаций при прохождении профессиональной переподготовки. Главной проблемой сегодняшнего дня является понижение уровня социальной защищенности работника. В большинстве случаев работодатель не желает предоставлять гарантии и компенсации работникам при прохождении профессиональной переподготовки. Существенным недостатком является отсутствие четко сформулированной дефиниции в Трудовом кодексе РФ. Н. М. Саликова дает определение профессиональной переподготовки: это процесс получения новых знаний по основной или смежной профессии, специальности, должности, завершение которого позволяет продолжить работу в изменяющихся условиях технического, экономического и социального характера <1>. Как представляется, сформулированная Н. М. Саликовой категория не является безупречной, ибо профессиональная переподготовка - вид дополнительного образования, целью которого является приобретение не только новых знаний, но и формирование умений и навыков по приобретаемой специальности, а также их расширение. Проанализировав нормативный массив, можно дать следующее определение профессиональной переподготовки: это процесс получения дополнительных знаний, умений и навыков, а также расширение квалификации специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности <2>. -------------------------------- <1> Трудовое право России: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Молодцова, С. Ю. Головиной. М.: Норма, 2004. С. 385. (Автор главы - Н. М. Саликова.) <2> См.: Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610); Положение об организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. N 3/1); Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (утв. Приказом Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. N 2571); и др.

Одна из причин отсутствия желания предоставлять гарантии и компенсации работникам при прохождении профессиональной переподготовки - нечеткое законодательное разграничение указанной категории и повышения квалификации. Помимо этого, на уровне Трудового кодекса РФ не установлены необходимые гарантии при профессиональной переподготовке. В ст. 164 ТК РФ дается определение гарантий: это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Рассматриваемая правовая категория впервые получила свое нормативное закрепление в Трудовом кодексе РФ и отразила особенности трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, которые составляют предмет отрасли трудового права, но законодательное определение гарантий не представляется удачным ввиду того, что раскрывает лишь один аспект - осуществление предоставленных работникам прав, т. е. реализация тех прав, которые закрепляются как на законодательном, так и на договорном уровне. Существует различие по содержанию между конституционными правами <3> и правами, вытекающими из правоотношения (субъективные права) <4>. Первые следуют из Основного Закона государства и не знают субъекта обязанности, помимо этого, они одинаковы для всех граждан, а вторые для своего возникновения требуют юридического факта, связанного с корреспондирующей обязанностью другого лица, всегда конкретны и индивидуальны. Следовательно, именно вторая группа прав должна иметь гарантированную возможность их реализации, а осуществление конституционных прав возможно без обеспечения их гарантиями. Таким образом, право на профессиональную переподготовку можно отнести к числу субъективных прав, ибо они возникают с наступлением юридического факта, и для его реализации субъекту отношений (в частности, работнику) необходимо предоставление ряда гарантий компенсаций на период совмещения обучения в учреждениях дополнительного профессионального образования с работой. Основная цель гарантий - это стимул рационального использования работником своего права на профессиональную переподготовку. Для того чтобы появился стимул, работник должен быть уверен в обеспечении права на профессиональную переподготовку. Обеспечение должно выражаться в возможной защите либо восстановлении в случае его нарушения. Представляется, что наиболее полное определение гарантий сформулировал К. Н. Гусов, который определил их как "средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается реализация трудовых прав работников, их профилактика от нарушений и защита, восстановление при нарушении" <5>. -------------------------------- <3> Гинзбург Л. Я. Статус гражданина при вступлении в трудовое правоотношение // Советское государство и право. 1975. N 5. С. 95. <4> Там же. <5> Трудовое право: Курс лекций / Под ред. В. Н. Толкунова. М.: ООО "ТК Велби", 2002. С. 188.

В юридической литературе рассмотрению вопроса о гарантиях, их классификациях, порядке предоставления уделялось достаточное внимание <6>. Наиболее распространенным является разграничение гарантий на экономические, политические, организационные и юридические. Остановимся на юридических гарантиях. Это правовые средства и способы, с помощью которых обеспечивается реализация права на образование и, как следствие, права на профессиональную переподготовку. К юридическим гарантиям относятся организация и деятельность образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), которые осуществляют деятельность по профессиональной переподготовке; кроме того, особое место в системе юридических гарантий реализации права на профессиональную переподготовку должны занимать гарантии, предоставляемые работникам, обучающимся с отрывом от работы. Указанные гарантии не существуют в отрыве друг от друга - они существуют в тесной взаимосвязи и могут относиться не только к юридическим гарантиям, но и к политическим, экономическим, организационным. Прежнее законодательство советского периода возлагало на руководителей предприятий обязанность помогать рабочим и служащим овладевать знаниями, успешно заканчивать обучение. Выполнение этой обязанности предполагало своевременное предоставление тем, кто учится, всех установленных государством льгот. Вместе с тем повышение заинтересованности в обучении было тесно связано с возможностью получить работу, соответствующую приобретенной специальности. На реализацию права на образование влияли гарантии, предоставляемые после окончания обучения, в частности предоставление работнику работы по приобретаемой специальности и квалификации. Вопросам предоставления гарантий в науке трудового права уделялось большое внимание <7>. -------------------------------- <6> См.: Скобелкин В. Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969; Смирнов О. В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977; Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. <7> См.: Орловский Ю. П. Конституционные гарантии права на образование в СССР. М.: Наука, 1996; Артемова В. Н. Право советских граждан на профессиональную подготовку и повышение квалификации. Минск: Наука и техника, 1981; Пашков А. С. Правовое регулирование подготовки и распределения кадров. Изд. Ленинградского университета, 1966.

Предоставление гарантий связано с компенсациями, под которыми законодатель понимает денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. К компенсационным выплатам, связанным с профессиональной переподготовкой, можно отнести компенсацию работнику расходов, понесенных с проездом и проживанием во время обучения, предоставление оплачиваемых учебных отпусков и, как следствие, сохранение средней заработной платы. Гарантийные выплаты необходимы для сохранения работнику его уровня жизни в период, когда он отвлекается от работы для того, чтобы реализовать свое право на профессиональную переподготовку. В данном случае выплаты производятся не за результат труда или трудовой вклад, а за время отсутствия на работе работника в случае обучения по программе профессиональной переподготовки с отрывом от работы. Кроме того, должен предоставляться учебный отпуск с сохранением как минимум 50% средней заработной платы. Отсутствие данных норм можно расценивать как нарушение конституционного права на получение образования, ибо ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ закрепляет равенство всех перед законом и равенство прав и свобод. Граждане, которые проходят профессиональную переподготовку, ставятся в неравное положение с работниками, проходящими повышение квалификации, так как в ст. 187 Трудового кодекса РФ закрепляются гарантии и компенсации только работникам, направленным работодателем для повышения квалификации, а повышение квалификации и профессиональная переподготовка являются видами дополнительного образования. Соответственно, нормы Трудового кодекса ставят в преимущественное положение работников, которые направляются работодателем для повышения квалификации. Следовательно, в ст. 187 ТК РФ необходимо закрепить гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для получения дополнительного образования. Следует согласиться с И. П. Чикаревой, которая полагает, что "полное отсутствие в ст. 177 ТК РФ государственных гарантий работникам, получающим дополнительное профессиональное образование, является нарушением принципа равенства, так как дифференциация правового регулирования предусматривает наличие разных условий предоставления гарантий, но никак не их полное отсутствие" <8>. Часть 1 ст. 177 ТК РФ закрепляет, что гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Что касается дополнительного образования, то его получение не сопряжено с повышением образовательного уровня. Представляется целесообразным дополнить ст. 177 следующими положениями: работникам, получающим дополнительное профессиональное образование соответствующего уровня с отрывом от работы, работодатель обязан предоставить установленные трудовым законодательством гарантии и компенсации по основному месту работы для сдачи экзаменов, зачетов и защиты выпускной квалификационной работы. -------------------------------- <8> Чикарева И. П. О некоторых проблемах применения Конституционным Судом Российской Федерации принципа равенства граждан при рассмотрении жалоб о нарушении конституционных прав на получение профессионального образования и отдых // Социальное и пенсионное право. 2005. N 2. С. 34 - 36.

Помимо этого, действие некоторых положений гл. 26 ТК РФ должно распространяться на работников, проходящих профессиональную переподготовку, но только на тех, которые направлены работодателем. Заинтересованность в переподготовке своего работника - это первый критерий предоставления гарантий и компенсаций. Вторым, не менее важным критерием должен быть показатель успешного обучения. Успешно обучающимся является тот слушатель, у которого нет задолженности по результатам промежуточных аттестаций, т. е. выполнены все необходимые контрольные работы, курсовые по всем предметам, сданы все зачеты за предыдущий семестр. Третьим критерием можно назвать наличие государственной аккредитации учебного заведения, предоставляющего данного рода образовательные услуги. Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений, и образовательным программам дополнительного профессионального образования <9>. -------------------------------- <9> См.: Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов (утв. Приказом Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 113).

Если работник проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в учреждении дополнительного профессионального образования, не имеющем аккредитации, гарантии ему должны предоставляться в договорном порядке. Исходя из вышесказанного, предлагаем следующую формулировку статьи 187.1 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, проходящим профессиональную переподготовку: 1. Работникам, направленным на обучение работодателем в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки, независимо от их организационно-правовых форм, по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель обязан предоставить дополнительные отпуска с сохранением как минимум 50% среднего заработка по основному месту работы для: - прохождения промежуточной аттестации; - подготовки и защиты выпускной квалификационной работы; - сдачи итоговых государственных экзаменов. 2. Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию учреждениях дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки, работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно. 3. Работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования без отрыва от работы по программе профессиональной переподготовки, на период выполнения выпускной квалификационной работы или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается не менее 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. 4. По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращенного рабочего дня в течение недели. 5. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются на договорном уровне между работником и работодателем. По мнению Л. Ю. Бугрова, нужно оспаривать сложившееся решение вопроса о льготах для лиц, совмещающих работу с учебой, которое сейчас не зависит от воли работодателя и его экономического и юридического статуса и принципиально противоречит устоям рыночной экономики <10>. Это суждение разделяет С. М. Кудрин, считая, что работодатель обязан создавать условия для профессионального образования, только если кадры готовятся для данной организации, в других ситуациях это должно быть лишь правом работодателя <11>. С позицией этих ученых трудно не согласиться, но на практике могут возникнуть некоторые вопросы по применению этих положений. Каким же образом работодатель будет реализовывать свою волю? Путем издания распоряжения в отношении определенного работника? Тогда возникнет другая проблема, связанная с нарушением субъективного права работника на обучение (в том случае, если работник не желает проходить переподготовку для выполнения другой трудовой функции, тем более что это будет сопряжено с переводом работника на другую работу). Кроме того, работодатель может злоупотреблять своим положением и вынуждать работника проходить профессиональную переподготовку для собственных нужд, под страхом потери рабочего, несмотря на то что прохождение профессиональной переподготовки является лишь правом, а не обязанностью. У работника, прошедшего профессиональную переподготовку, должно возникать право на служебное продвижение, на повышение оплаты труда, это должно служить мерами стимулирования, т. е. должно являться гарантией реализации права на профессиональную переподготовку. -------------------------------- <10> Бугров Л. Ю., Худякова С. С., Варламова Ю. В, Гонцов Н. И. Творчество и трудовое право. Пермь, 1995. С. 39. <11> С. М. Кудрин. Обеспечение прогресса технического творчества средствами трудового права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 1998.

Следовательно, необходим четкий механизм, закрепленный на законодательном уровне в отношении реализации воли работодателя при направлении работника для прохождения профессиональной переподготовки для собственных нужд, т. е., как представляется, будет обеспечиваться реализация принципа трудового права, закрепленного в ст. 2 ТК РФ, - обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе.

Название документа