Президент подписал поправки к Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ) (комментарии)
(Захаров А.)
("Налоги" (газета), 2006, N 33)
Текст документа
ПРЕЗИДЕНТ ПОДПИСАЛ ПОПРАВКИ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ПРАВОВОМ
ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18 ИЮЛЯ 2006 Г. N 110-ФЗ)
(КОММЕНТАРИИ)
А. ЗАХАРОВ
Захаров А., юрист, Аудиторско-консалтинговая группа "Гориславцев и Ко".
Действующая редакция Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступившая в силу 1 ноября 2002 г. (далее - Закон), установила сложный порядок получения разрешений на право привлечения в РФ иностранной рабочей силы.
В новой редакции Закона сохранилось деление иностранных граждан на несколько категорий:
а) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин;
б) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин;
в) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин.
Согласно нормам действующего Закона, а также подзаконных актов, принятых во исполнение Закона, привлечение иностранной наемной силы из состава временно пребывающих в РФ требует наличия одновременно двух обстоятельств: получение работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, а также получение иностранным работником разрешения на работу.
Ныне действующая процедура получения работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы до крайней степени бюрократизирована и содержит в себе массу возможностей для коррумпированных сотрудников контролирующих органов. Если работник временно пребывает в России, то оформление необходимых документов состоит из следующих этапов:
- заключение о целесообразности использования иностранной рабочей силы;
- разрешение на использование иностранной рабочей силы для фирмы;
- разрешение на работу для каждого сотрудника (а при необходимости - и приглашение на въезд в Россию).
Первое, что необходимо получить, - это заключение о целесообразности использования рабочей силы. Для этого необходимо обратиться в центр занятости населения. В центре подготовят предложение о целесообразности привлечения иностранцев и направят его в Федеральную службу по труду и занятости, где уже на его основании выдадут заключение. При этом обращение в центр занятости необходимо вне зависимости от того, требуется вам квалифицированный или неквалифицированный работник. После получения заключения о целесообразности необходимо получить непосредственно разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Решение о выдаче разрешения должны принять в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов. В завершение необходимо получить разрешение на работу для каждого сотрудника. Их выдают на основании полученного разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Вся процедура может занять до полугода.
Отношение к действующему порядку привлечения иностранной рабочей силы может быть двояким. С одной стороны, такая процедура привлечения иностранной рабочей силы призвана защищать интересы граждан Российской Федерации на рынке труда и регулировать приток иностранной рабочей силы, которая зачастую (это в первую очередь касается работ, не требующих специальной квалификации) стоит значительно дешевле. Однако российская действительность показывает, что данная система крайне неэффективна, лишь дает почву для развития коррупции: газеты и Интернет пестрят объявлениями о "легальной" помощи в оформлении разрешительной документации. На самом же деле потенциальному работодателю проще отказаться от привлечения иностранной рабочей силы, или, в крайнем случае, вообще никак не оформлять трудовые отношения с иностранцами, производя оплату неофициально (естественно, без уплаты каких-либо налогов). В таком случае иностранцы лишаются прав на какую-либо защиту и фактически превращаются в рабов, зависящих от доброй воли работодателя и благосклонности органов МВД.
Ответственность за нарушение порядка привлечения иностранной рабочей силы не столь существенна: если организация привлечет иностранного работника, не оформив предусмотренные законом разрешения, ее могут оштрафовать на сумму от 1000 до 2000 рублей (ст. 18.10 КоАП РФ). Кроме того, ее заставят оплатить расходы на выдворение этого сотрудника из России. Однако каким образом доказать, что иностранный работник привлечен именно той или иной организацией, остается непонятным.
С другой стороны, сложная многоуровневая система получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы препятствует привлечению иностранных инвестиций. Рассмотрим вариант, когда иностранный инвестор при реализации того или иного проекта желает контролировать реализацию проекта посредством назначения на управленческие должности своих "проверенных" специалистов, а не прибегать к привлечению специалистов с отечественного рынка труда. В такой ситуации организации также необходимо получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. В личной практике автора есть случаи, когда иностранная организация, обладающая обширной сетью производства и сбыта в Европе, изучив особенности регистрации компаний с иностранным капиталом, а также особенности привлечения иностранной рабочей силы в РФ, отказалась от реализации проекта на территории РФ.
Отечественные правозащитники крайне негативно отнеслись к действующей редакции Закона. В частности, по их мнению, некоторые положения Закона нарушают не только международные обязательства РФ, но также конституционные нормы и принципы:
1) принцип свободы выбора места пребывания и жительства (п. 2 ст. 11 Закона);
2) принцип судебной защиты прав и свобод (ни в одной из статей Закона не предусмотрена возможность судебного обжалования неблагоприятных решений государственных органов и должностных лиц);
3) принцип отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом (п. 4 ст. 13 Закона).
18 июля 2006 г. принят Федеральный закон N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Поправки вступят в силу с 15 января 2007 г. Рассмотрим основные изменения, вносимые в Закон.
В первую очередь хотелось бы отметить поправки, расширяющие функции миграционной карты. Так, новая редакция абз. 5 п. 1 ст. 2 Закона определяет миграционную карту как документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Иными словами, если в настоящее время миграционная карта призвана выполнять контрольные функции (для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в РФ), то с момента вступления поправок в силу миграционная карта будет являться документом, подтверждающим законность временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина, въехавшего в безвизовом режиме. Данная норма будет подкреплена новой редакцией абз. 8 п. 1 ст. 2 Закона, в соответствии с которой нахождение иностранного гражданина в РФ, въехавшего на территорию РФ в безвизовом режиме и обладающего миграционной картой, признается законной. Обязательство иностранного гражданина получить и заполнить миграционную карту предусмотрено Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". При этом необходимо отметить, что в настоящий момент порядок использования миграционной карты определен Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413. К моменту вступления поправок к Закону в силу в указанное Постановление необходимо вносить изменения для приведения его в соответствие с Федеральным законом. Согласно новому порядку получения разрешения на работу для граждан, въехавших в порядке, не требующем получения визы, такое разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.
Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются:
1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.
Таким образом, миграционная карта впредь будет играть существенное значение для получения иностранным гражданином разрешения на работу.
В отношении срока временного пребывания следует отметить, что общий срок временного пребывания граждан, въехавших в "безвизовом" режиме, сохранится и составит 90 суток. Указанный срок может быть продлен на срок действия заключенного трудового договора, но не более чем на один год.
Изменения коснутся также органов, осуществляющих контроль за пребыванием иностранцев на территории РФ: с момента вступления поправок в силу контроль за пребыванием иностранцев на территории РФ будет полностью осуществлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции (в настоящий момент это Федеральная миграционная служба, подведомственная МВД РФ).
В новой редакции Закона исключены гл. III и IV, регулирующие регистрацию и учет временно пребывающих и проживающих в РФ иностранных граждан. Указанные нормы будут объединены в единую главу (гл. V). В соответствии с новой редакцией Закона миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации должен будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Самым главным новшеством, вносимым в Закон, является факт отмены необходимости получения разрешений на привлечение иностранного работника, въехавшего на территорию РФ в безвизовом режиме.
Так, в соответствии с п. 9 ст. 13.1 новой редакции Закона работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением об этом территориального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Иными словами, порядок привлечения иностранных работников, пребывающих в безвизовом режиме, будет носить не разрешительный, а уведомительный характер. Для привлечения иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ на основании визы, новая редакция Закона сохраняет обязанность работодателя получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Отмена получения разрешений для организаций не означает полную отмену контроля за количеством работающих иностранцев и снятие квот на привлечение иностранной рабочей силы. Во-первых, квотирование привлечения иностранной рабочей силы, въезжающей в РФ на основании виз, не изменяется. Работодателю, как и прежде, будет необходимо получать разрешение на привлечение таких работников. В отношении привлечения иностранцев, въезжающих без виз, установлен иной механизм квотирования. Так, ст. 18.1 определяет право Правительства РФ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. Такие квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Пункт 6 ст. 13.1 новой редакции Закона устанавливает обязанность территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции рассматривать заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений. Иными словами, квотирование привлечения "безвизовых" иностранных работников будет осуществляться не на уровне работодателя, а на уровне непосредственно работника.
При определении трудовых прав граждан Республики Беларусь в Российской Федерации необходимо руководствоваться решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4.
В соответствии с п. 1 вышеназванного решения действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется. Следовательно, граждане Республики Беларусь, осуществляющие трудовую деятельность на территории России, пользуются равными с гражданами Российской Федерации правами в вопросах трудовых отношений. Принимая во внимание приоритет указанного документа по сравнению с нормами национального законодательства, изменения в Закон существенно не повлияют на порядок заключения трудовых договоров с гражданами Республики Беларусь.
В отношении налогообложения налогом на доходы физического лица, связанного с осуществлением гражданами Республики Беларусь трудовой деятельности на территории РФ, необходимо отметить следующее.
Согласно действующей позиции Министерства финансов РФ граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане Российской Федерации в сходных обстоятельствах (см. письмо Минфина России от 15 августа 2005 г. N 03-05-01-03/82). Таким образом, НДФЛ с доходов граждан Республики Беларусь, полученных при осуществлении трудовой деятельности на территории РФ, изначально исчисляется по ставке 13% при условии, если работник отвечает признакам потенциального налогового резидента РФ, т. е. срок трудового договора с таким работником превышает 183 дня.
Безусловно, отмена разрешительного порядка найма на работу отдельных категорий иностранных граждан облегчит легальную процедуру для работодателя. Но вот захочет ли работодатель отказаться от "нелегальных" "черных" работников и взамен предоставить иностранным гражданам те же социальные гарантии, что и отечественным работникам, и платить соответствующие налоги? Ведь не секрет, что "дешевую" рабочую силу в первую очередь используют на опасных производствах. Безусловно, вносимые изменения - шаг в сторону более цивилизованного рынка иностранной рабочей силы. Но несмотря на это, по мнению автора, изменения, вносимые в Закон, обусловлены в большей степени текущей политической ситуацией в стране и не меняют в целом ситуацию с правовым статусом иностранных граждан, не устраняют предпосылок для коррупции в сфере миграционного контроля и контроля за трудовой деятельностью иностранцев в Российской Федерации.
Название документа