Трудовое право Израиля

(Черняева Д. В.)

("Трудовое право", 2006, NN 7, 8)

Текст документа

ТРУДОВОЕ ПРАВО ИЗРАИЛЯ

/"Трудовое право", 2006, N 7/

Д. В. ЧЕРНЯЕВА

Израильское право, исторически имеющее достаточно сложный состав, тем не менее считается наиболее прогрессивным в регионе. В последние годы Израиль пытается реформировать и гармонизировать сложный комплекс разнородных правовых доктрин, сужая, по мере возможности, спектр действия антирыночных правовых норм и механизмов. Однако отсутствие политической стабильности в стране и в регионе существенно затрудняет ход реформ. Добавляют проблем и трудноразрешимые противоречия между светскими и религиозными лобби, а также давление со стороны США и различных международных организаций, не вполне учитывающих особенности правовой и политической системы Израиля.

Источники трудового права

В некодифицированной Конституции Израиля, состоящей из 11 действующих в настоящее время основных законов, единственный строго провозглашенный принцип трудового права - это принцип свободы труда. В ст. 3 Основного закона Израиля "Свобода занятий" 1994 г. этот принцип сформулирован как право каждого гражданина или жителя страны избрать для себя любое занятие, профессию или вид деятельности, ограничивать которые допускается только либо "законом, соответствующим ценностям Государства Израиль, изданным в надлежащих целях, и не более чем требуется", либо нормативным актом, изданным на основании такого закона.

Так же, как и конституционные нормы, обычные израильские законы в сфере труда не кодифицированы, а их число на сегодняшний день более сорока [1]. При этом особый характер израильского права, а также исторические, политико-экономические, национальные, религиозные и социальные особенности страны вызывают постоянные изменения и дополнения трудового законодательства. Кроме того, до сего дня в израильском трудовом праве находят применение отдельные законы времен Британского мандата и еще более давние законы Оттоманской империи, однако сфера их применения ограничена современным израильским законодательством в той мере, в какой вся эта правовая архаика не противоречит требованиям законов Государства Израиль.

Израильские подзаконные акты в сфере труда сравнительно немногочисленны, поскольку прецедентное право и отсутствие кодификации позволяют Израилю активно пополнять свод трудового законодательства, не слишком часто прибегая к подзаконным регуляторам.

Нестандартным источником трудового права Израиля служат религиозные нормы отдельных конфессий, имеющие определенное значение в установлении дней еженедельного отдыха и нерабочих праздничных дней.

Существенное место среди источников трудового права Израиля занимают коллективные соглашения, имеющие первостепенное значение в некоторых вопросах установления условий труда. Ряд законов (Закон о защите заработной платы 1958 г., Закон о ежегодном отпуске 1951 г. и др.) содержат диспозитивные нормы, допускающие применение определенных положений того или иного закона лишь при отсутствии коллективного соглашения.

Среди тенденций развития израильского трудового законодательства можно отметить определенные положительные сдвиги в разрешении чрезвычайно болезненного вопроса об ограничении забастовок государственных служащих, регулярно парализующих работу большинства учреждений, а также постоянное движение законодателей в направлении гармонизации и гуманизации норм о привлечении иностранной рабочей силы, включая постепенную легализацию трудящихся-мигрантов. В качестве отдельной проблемы следует выделить вопросы, связанные с трудом и социальным обеспечением палестинских работников.

В число источников трудового права Израиля входит и судебный прецедент в виде решений Национального трудового суда. Этот суд представляет собой высшую, апелляционную, инстанцию системы трудовых судов Израиля.

Нормы международного трудового права в Израиле имеют непосредственное действие, восполняя пробелы в трудовом законодательстве и выполняя роль доктринального эталона при толковании национальных норм. По данным на 1 апреля 2005 г. Израилем ратифицированы Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.), а также 43 конвенции МОТ. Определенные затруднения сохранялись до последнего времени в сфере детского труда, достаточно активно использовавшегося обеими сторонами ближневосточного конфликта в ходе боевых и разведывательных действий. Соответствующая Конвенция МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда N 182 была ратифицирована Израилем только 15 марта 2005 г., после ряда организационных и законодательных коррективов. Помимо актов ООН и МОТ, отдельные трудоправовые нормы встречаются и в международных договорах, заключенных Израилем с другими странами по вопросам социального обеспечения и иным аспектам международного сотрудничества. Кроме того, государственные и судебные органы Израиля при урегулировании трудовых и социальных вопросов в качестве модельных актов активно используют соответствующие нормы Европейского союза, несмотря на то что де-юре эти нормы не входят в число источников израильского права.

Контроль в сфере труда

Задачи контроля в трудоправовой сфере возложены на Трудовую инспекцию Израиля, действующую на основании Закона о Трудовой инспекции 1954 г. Инспекция от лица Министерства труда и социального обеспечения осуществляет мониторинг соблюдения на рабочих местах трудового законодательства (в том числе норм по охране труда) и законодательства о социальном обеспечении. Инспектора труда назначаются министром труда и социального обеспечения.

Закон 1954 г. предоставляет инспекторам право осуществлять инспекцию любого рабочего места в любое время, проверять на соответствие законодательству производственные процессы, мероприятия, документы, оборудование, сырье, полуфабрикаты, продукцию и т. д., выяснять обстоятельства производственных травм и несчастных случаев, а также получать объяснения от всех лиц, в отношении которых есть основания предполагать, что они находились на данном рабочем месте в исследуемый момент времени.

Если у инспектора имеются подозрения о возможных препятствиях к осуществлению им своих функций, он может потребовать, чтобы при посещении предприятия его сопровождал полицейский. За выявленные нарушения, неисполнение предписаний Инспекции, а также препятствие в осуществлении инспектором своих обязанностей он вправе налагать административные штрафы. В ряде случаев (нарушение трудового законодательства или предписаний инспектора, отсутствие документации по поддержанию безопасности труда на предприятии и др.) нарушителю грозит и тюремное заключение. Решение инспектора может быть оспорено в региональном Трудовом суде в течение пятидесяти дней с момента вынесения.

Трудоустройство

Вопросами трудоустройства в Израиле занимается специализированная Служба по трудоустройству, находящаяся в ведении Министерства труда и социального обеспечения. Ее деятельность регулируется специальным Законом о службе трудоустройства 1959 г. Подразделения Службы расположены во всех крупных городах и обслуживают население по территориальному принципу. Ее деятельность контролируется трехсторонним общественным комитетом, включающим представителей государственных органов, работодателей и Всеизраильского объединения профсоюзов (Гистадрута). В задачи Службы входит регистрация ищущих работу лиц, оказание им содействия в трудоустройстве, направление их на государственные курсы повышения квалификации или переквалификации при Министерстве труда и социального обеспечения, профориентация молодежи, а также предоставление Службе национального страхования сведений о зарегистрированных лицах, что необходимо для получения различных социальных пособий.

В Израиле запрещено взимать плату за трудоустройство с потенциальных работников. Первоначально Закон о службе по трудоустройству ограничивал право работодателя на поиск новых сотрудников через кадровые агентства таким образом, что доступными ему услугами были только услуги государственной Службы по трудоустройству. Однако со временем эта Служба утратила свое монопольное положение, высвободив значительную часть рынка для негосударственных компаний и предоставив работникам право использовать для поиска работы все доступные средства. Частное посредничество в этой области было введено еще Законом 1959 г., однако на тот момент оно ограничивалось лишь агентствами по трудоустройству, отношения с которыми для работника прекращались в момент его трудоустройства. В 1996 г. израильское законодательство о трудоустройстве, претерпевшее к тому моменту множество поправок, было дополнено Законом о найме работников через подрядчика по трудовым ресурсам. Закон 1996 г. ввел обязательную письменную форму закрепления отношений работника с подрядчиком, а также еще раз подтвердил поправку к Закону 1959 г. об обязательности лицензирования деятельности в сфере трудоустройства.

Трудовой договор

Специфика израильского права проявляет себя в различных юридических институтах, и это особенно заметно на примере определений отдельных понятий, связанных с трудовым договором. Так, в израильском праве отсутствуют специальные нормы о трудовых договорах, и к индивидуальным трудовым договорам применяются нормы и термины общего договорного права, закрепленные в Законах о договорах 1970 и 1973 гг. Не найдем мы в израильском трудовом праве единых определений ни для сторон, ни для предмета трудового договора. Подобные понятия разбросаны по отдельным нормативным актам, и их содержание обычно зависит от задач конкретного акта. Так, в частности, в Законе о пособии по болезни 1976 г. работник определен как нанятое лицо, в отношении которого вопросы оплаты больничного листка не установлены коллективным соглашением, а Закон о приобретении предприятия его работниками 1987 г. называет работниками лишь тех сотрудников предприятия, которые на момент подачи представительным органом (или представителем) работников заявления о содействии в приобретении предприятия отработали на нем не менее года. Судебные решения [2] включают в понятие "работник" и некоторые категории внештатных сотрудников, работников, выполняющих работу собственными средствами, а также, в ряде случаев, - и такую специфическую категорию "работников", как проститутки, позволяя этим лицам пользоваться охранительными и льготными нормами законодательства, предусмотренными для более традиционных категорий работников.

Свои сложности в определение термина "работодатель" вносят и широко распространенные в Израиле лизинговые правоотношения в сфере труда. Как известно, данная форма найма реализуется через систему договоров между работником, компанией - "потребителем" его труда и компанией-агентством, предоставляющей его услуги как специалиста компании-"потребителю". В таких случаях вопрос о том, кого следует считать работодателем, обычно разрешается судом, причем судебная практика склоняется в пользу американской правовой модели, рассматривая и компанию-потребителя и компанию-агентство как сонанимателей ("совместных работодателей") в отношении конкретного работника. Следует отметить, что европейская практика в этом отношении идет иным путем, считая работодателем, как правило, компанию-агентство.

Израильское трудовое законодательство не расшифровывает понятие "работы" и не знает такого характерного, например, для российского трудового права, термина, как "трудовые отношения". Эти вопросы обычно также решаются в суде с учетом конкретных обстоятельств.

Положения о форме трудового договора в Израиле практически полностью соответствуют общемировой практике. Предпочтительной формой является письменная форма, однако ее отсутствие не лишает договор силы, поскольку израильский Закон о договорах 1973 г. допускает заключение договоров не только в письменной, но и в любой иной форме. Исключение в данном Законе делается лишь для особых случаев, когда соблюдение определенной формы договора служит условием его действительности по закону или по соглашению сторон (в частности, к числу таких случаев относятся договоры с рабочими-мигрантами).

Трудовое законодательство Израиля не содержит специальных положений об испытательном сроке при приеме на работу, поэтому такие сроки обычно устанавливаются коллективными соглашениями и могут в общем случае продолжаться от шести месяцев до пяти лет, хотя обычно работодатели идут навстречу работникам, устанавливая испытательный срок, в среднем не превышающий двенадцати месяцев. Работодатель вправе уволить работника в течение этого срока при соблюдении условия "добросовестности" в отношении оснований такого увольнения. Если же увольнение было несправедливым или нанесло работнику неоправданный ущерб, суд может обязать работодателя выплатить компенсацию в размере одной или двух месячных заработных плат. Критерии добросовестности и несправедливости являются оценочными и оставляются на усмотрение суда.

С 1987 г. в Израиле существует прецедентный запрет требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором [3]. Этот запрет исходит из принципов общего договорного права, не допускающих одностороннего изменения условий договора. В 2002 г. этот запрет нашел отражение в Законе об извещении работника об условиях труда. Закон 2002 г. перечисляет условия, о введении или изменении которых работодатель обязан известить работника, и определяет исключительные случаи, освобождающие работодателя от этой обязанности. Первичное извещение об условиях труда тесно связано с началом трудовых отношений и должно быть направлено работнику не позднее 30 дней со дня начала им работы у данного работодателя.

В Израиле существует как срочный, так и бессрочный трудовой договор. Срочным трудовым договором считается договор с явным указанием на срок его действия. Все прочие договоры полагаются заключенными на неопределенный срок. Именно срочные трудовые договоры на сегодняшний день наиболее распространены в повседневной израильской практике, что в значительной степени обусловлено стремлением работодателей обойти избыточную защиту, предоставляемую работнику бессрочным трудовым договором.

Дополняет картину и пресловутая "постоянная занятость" ("квиют"), все еще маячащая в израильском правовом поле неким доисторическим пугалом. По сути, "квиют" представляет собой бессрочные трудовые отношения, особо льготные условия которых, будучи установлены коллективными соглашениями (в коммерческих компаниях) или подзаконными актами (в государственном секторе), порождают ситуацию, в которой работодатель вынужден всемерно воздерживаться от прекращения трудовых отношений во избежание необходимости выплачивать работнику огромные компенсационные суммы.

Трудовой договор остается в силе при смене работодателя (в случаях продажи предприятия, слияния, поглощения, перехода по наследству к другим лицам и т. д.). При этом положение о распределении между новым и старым собственником ответственности по обязательствам, вытекающим из трудовых договоров, заключенных до смены работодателя, обычно включается в договор о передаче собственности. Кроме того, в подобных случаях работодатель обязан известить работников о смене собственника.

Самым очевидным основанием прекращения срочного трудового договора служит истечение его срока. Израильский Закон о выходном пособии 1963 г. определяет, что в случае прекращения срочного трудового договора в связи с истечением его срока работник считается уволенным по инициативе работодателя, если работодатель не предложил ему продлить договор. Предложение о продлении срочного трудового договора должно поступить от работодателя не позднее чем за три месяца до истечения срока договора.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, может быть прекращен по инициативе одной из сторон и по ряду иных оснований. В случае прекращения трудового договора по инициативе одной из его сторон инициатор обязан заранее предупредить другую сторону о своих намерениях. За нарушение данного положения установлены финансовые санкции. На практике происходит упрощение процедуры увольнения, если стороны не нуждаются в продолжении трудовых отношений в период, оставшийся до официального прекращения трудового договора, и могут пожертвовать деньгами в целях оперативности прекращения отношений.

Долгое время сроки предупреждения об увольнении входили в предмет коллективных соглашений. Однако Закон о предварительном извещении об увольнении 2001 г. установил точный порядок расчета этих сроков в зависимости от вида трудового договора и от стажа работы лица на данном предприятии. Минимальный срок предупреждения составляет сегодня один день и применяется при прекращении трудовых отношений продолжительностью до одного месяца.

Досрочное прекращение трудового договора по инициативе работника обязывает его возместить работодателю убытки, причиненные этим событием. Выходное пособие не выплачивается работнику в случае прекращения трудового договора по его инициативе, а также в том случае, если работодатель осуществляет за него выплаты обязательных платежей в пенсионный фонд в соответствии с коллективным соглашением. Однако выходное пособие должно быть выплачено работнику (работнице) в случае увольнения по причине серьезного заболевания, родов или существенного ухудшения условий труда.

При прекращении трудового договора по инициативе работодателя выходное пособие, согласно Закону о выходном пособии 1963 г., выплачивается работнику в размере месячной заработной платы за каждый год работы у данного работодателя. Работодатель вправе обратиться в суд для уменьшения размера пособия или его полной отмены в случае совершения работником серьезного дисциплинарного нарушения (прогула без уважительной причины, кражи у работодателя, умышленного причинения вреда его имуществу, незаконной конкуренции, разглашения производственных секретов и др.). Увольнение работодателем работника незадолго до окончания первого года работы расценивается израильским законодателем как попытка избежать выплаты выходного пособия, и потому в общем случае такое увольнение не освобождает работодателя от выплаты работнику выходного пособия в установленном размере, если право на освобождение от такой выплаты не будет должным образом обосновано. Закон 1963 г. устанавливает также особые периоды, включаемые в непрерывный стаж работы для целей расчета выходного пособия (служба в армии, отпуска, забастовки и др.).

Трудовой договор может быть прекращен и по основаниям, не зависящим от воли сторон - в случае выхода работника на пенсию, смерти работника или работодателя - физического лица, а также вследствие банкротства или ликвидации работодателя - юридического лица. При подобных обстоятельствах право работника (а в случае его смерти членов его семьи) на выходное пособие сохраняется. В целом же израильское трудовое законодательство, как правило, переносит конкретизацию оснований прекращения трудового договора в сферу коллективно-договорного регулирования. Таким образом, в случае отсутствия коллективного соглашения на предприятии или в отрасли их работники оказываются в достаточно уязвимой ситуации, так как фактически единственной их защитой становится классическое требование договорного права о "добросовестности" в соблюдении сторонами положений договора. Подобный недостаток защиты встречается на израильском рынке труда в двух трудовых отношениях из каждых трех. Формально положение работника несколько облегчается в случае неправомерного увольнения возможностью восстановления на работе по решению суда, предоставленной Законом о равенстве возможностей в работе 1988 г. Тем не менее в реальной жизни наиболее часто проблема разрешается именно путем выплаты денежной компенсации.

В Израиле принят ряд специальных законов по поддержке принципа равенства прав в трудовых отношениях. Среди таких законов Закон о занятости (о равных возможностях) 1988 г., Закон о равной оплате труда мужчин и женщин 1996 г., Закон о равных правах лиц с ограниченными возможностями 1998 г. и др. Установленный в них перечень недопустимых оснований прекращения трудового договора в целом вытекает из международных представлений о правах человека. К недопустимым основаниям прекращения трудового договора отнесены: расовая и религиозная принадлежность работника, его пол, возраст, сексуальные предпочтения, ограниченная трудоспособность работника, его членство в профсоюзе и участие в его законной деятельности или забастовке, а также подача работником жалоб или протестов против работодателя или других работников. В общем случае запрещено в Израиле и прекращение трудового договора по инициативе работодателя ввиду беременности работницы или вскоре после родов, хотя в отдельных случаях с разрешения министра труда и социального обеспечения прекращения трудового договора в эти периоды могут быть признаны допустимыми, если министр сочтет, что конкретное увольнение не связано с беременностью работницы. Следует отметить, что такие разрешения даются министром крайне редко.

Коллективные увольнения израильским трудовым правом не урегулированы, однако согласно общей практике в каждом подобном случае работодатель обязан провести предварительные консультации и переговоры с соответствующим профсоюзом в отношении списка увольняемых сотрудников. В решении об увольнении работодатель обязан указать конкретные причины увольнения и точное число увольняемых. Тем не менее подобные случаи чрезвычайно редки и обычно сопровождаются мощными забастовками и обращением представителей профсоюза в Трудовой суд.

Израильский Закон о предварительном извещении об увольнении 2001 г. обязывает работодателя выдать работнику документ, подтверждающий его работу у данного работодателя, по прекращении трудовых отношений с работником. Информация, содержащаяся в этом документе, может быть весьма краткой и даже ограничиваться лишь указанием даты начала и окончания трудовых правоотношений между работником и работодателем.

Закон о коллективных соглашениях 1957 г. содержит норму, освобождающую работника от ответственности за нарушение им обязательств по индивидуальному трудовому договору в случае участия в забастовке. Этот подход трактуется специалистами как своеобразная форма приостановления индивидуального трудового договора, позволяющая сохранить трудовые отношения, невзирая на разногласия сторон.

Нельзя не отметить и особую роль судебного прецедента в вопросах регулирования института трудового договора в Израиле. Так, изначально именно судебными прецедентами была подтверждена возможность заключения трудового договора не только в письменной, но и в устной форме. Судебные прецеденты ввели запреты на изменение работодателем в одностороннем порядке существенных условий трудового договора, обязали работодателя обосновывать решения об увольнении и сообщать работнику о причинах прекращения трудового договора, а также сформировали перечень оснований для восстановления на работе уволенного работника. Судебными решениями определены и основания признания трудовых отношений существующими в отсутствие трудового договора, а также возможность в особых случаях признавать работниками граждан, отбывающих наказание в виде заключения.

Рабочее время и время отдыха

Рабочий день в Израиле не может продолжаться свыше 8 часов, без учета обеденного времени и времени отдыха. Сокращенный рабочий день продолжительностью не более 7 часов предусмотрен при работе в ночное время, а также в дни, предшествующие дню еженедельного отдыха или нерабочему праздничному дню. Нерабочие праздничные дни устанавливаются в законе, коллективном соглашении, а в отсутствие таких норм - непосредственно правовым или религиозным обычаем. Рабочая неделя не должна превышать 45 часов. В особых случаях, предусмотренных Законом о времени труда и отдыха 1951 г., министр труда и социального обеспечения вправе продлить или сократить рабочий день и рабочую неделю либо собственным постановлением, либо через утверждение соответствующего коллективного соглашения. Рабочий день для лиц, занятых в сфере частного бытового обслуживания, не может длиться долее 10 часов. Еженедельный отдых в Израиле должен составлять не менее 36 часов подряд. При этом период еженедельного отдыха включает определенный день отдыха сообразно религиозной принадлежности работника.

Израильский Закон о ежегодном отпуске 1951 г. гарантирует работникам оплачиваемый отпуск, продолжительность которого существенно зависит от продолжительности срока службы работника у данного работодателя и колеблется от 14 до 28 дней. Даты начала и окончания отпуска утверждаются работодателем. В ежегодный оплачиваемый отпуск не включаются периоды резервистской службы, официальных нерабочих дней, а также период отпуска по беременности и родам. Кроме того, израильские работники имеют право на целый ряд дополнительных отпусков, самый примечательный из которых - так называемый шаббатон, т. е. оплачиваемый отпуск продолжительностью до одного года, предназначенный для повышения квалификации работников, занятых в сфере образования. Подобные отпуска не являются специфически израильской особенностью и характерны для многих развитых стран.

Оплата труда

В израильском трудовом праве нет единого понятия заработной платы. Как и в случае с элементами института трудового договора, разрешение вопросов об оплате труда зависит от задач конкретного нормативного акта. Судебной практикой признаются два основных определения. Заработной платой в широком смысле считается любая компенсация, вытекающая из трудовых отношений, а заработная плата в узкой трактовке представляет собой базовую оплату труда, без дополнительных выплат и льгот. В то же время существуют и иные определения заработной платы. Поощрительные выплаты и надбавки не считаются частью заработной платы для целей расчета ее минимального размера. В то же время Закон о защите заработной платы 1958 г. включает в понятие заработной платы выплаты за работу в праздничные дни, сверхурочную работу и др.

Согласно Закону о минимальной заработной плате ее месячный размер составляет 47,5% от средней заработной платы по стране, которая, в свою очередь, устанавливается на регулярной основе ежегодно, а в случае подписания общенационального коллективного соглашения о прожиточном минимуме - на оговоренный период времени. Установлена также дневная и часовая минимальная заработная плата. При неполной занятости постановлением министра труда и социального обеспечения устанавливается пониженная минимальная заработная плата пропорционально количеству отработанных часов. Для инвалидов и лиц младше 18 лет таким постановлением может быть установлен не только пониженный размер минимальной заработной платы, но также иные база и порядок ее расчета как на общенациональном уровне, так и применительно к конкретным случаям. Постановлениями решается также задача определения минимальной заработной платы в различных атипичных случаях режима оплаты труда, а также дополнения установленного Законом размера и порядка расчета минимальной заработной платы. В последнем случае министр обязан провести консультации с представительным органом работников и с организацией работодателей, наиболее тесно связанной с обсуждаемым вопросом, а также предоставить итоговое постановление на утверждение в Комитет Кнессета по труду и социальным отношениям.

Своевременная выплата заработной платы предписывается как общими нормами Законов о договорах 1970 и 1973 гг., так и специальным Законом о защите заработной платы 1958 г. Если иное не установлено трудовым договором или коллективным соглашением, при ежемесячной оплате труда, а в отдельных случаях и при ином режиме оплаты труда, работодатель выплачивает работнику заработную плату не позднее конца оплачиваемого месяца работы. При почасовой, поденной, понедельной или сдельной оплате заработная плата в общем случае выплачивается каждые полмесяца. В прочих случаях режим выплаты заработной платы устанавливается министром труда и социального обеспечения и утверждается Комитетом Кнессета по труду и социальным отношениям.

Заработная плата выплачивается наличными непосредственно работнику, на рабочем месте, не позднее чем спустя два часа по окончании работы. По письменному заявлению работника она может выплачиваться иным лицам, а также перечисляться на расчетные счета определенных организаций биржи труда или иной корпорации, имеющей разрешение министра труда и социального обеспечения, утвержденного Комиссией Кнессета по труду и социальным отношениям, и согласие наиболее представительной организации работников.

Выплата заработной платы может производиться в форме чека или почтового перевода, согласно коллективному соглашению, индивидуальному трудовому договору или при наличии согласия работника, выраженного любым иным способом. Заработная плата может также выплачиваться на банковский счет работника. Запрещена выплата заработной платы товарами или ее выдача в местах продажи горячительных напитков, за исключением зарплаты работников торговых предприятий, осуществляющих продажу данной продукции.

Израильский Закон о защите заработной платы 1958 г. разрешает вычеты и удержания в размере до 25% заработной платы работника в период существования трудовых отношений. После увольнения такие выплаты могут достигать 100%. Израильским Законом о гарантировании дохода 1981 г. установлен неснижаемый остаток заработной платы после всех вычетов и удержаний, равный минимальному гарантируемому Законом доходу. Однако положения данного закона не применяются к удержаниям по алиментам, вычитаемым из заработной платы в любом случае.

Трудовое законодательство Израиля предусматривает весьма жесткие санкции за просрочку выплаты заработной платы. Израильский Закон о защите заработной платы 1958 г. устанавливает пеню в размере 5% от заработной платы за первую неделю просрочки и 10% за каждую последующую неделю. Таким образом, задержка заработной платы на месяц увеличивает исходную сумму заработной платы более чем на треть. Просрочкой выплаты заработной платы в ряде случаев считается также и просрочка соответствующих выплат в различные фонды. Суд может уменьшить размер пени, если задержка произошла ввиду непредумышленной ошибки работодателя или расхождения в позициях сторон по вопросу наличия обязательства по выплате данной суммы. По этому вопросу существует значительное число судебных прецедентов, определяющих возможность снижения пени для различных случаев. Законом о занятости (о равных возможностях) 1988 г. определено, что аналогичные штрафные санкции применяются и при задержке выплаты присужденного судом выходного пособия или разницы в заработной плате, для которых этим законом установлен соответствующий срок выплаты.

Невыплаченная заработная плата взыскивается с работодателя на основании решения суда. В случае банкротства работодателя работники входят в число приоритетных кредиторов, однако к долгам первой очереди долги по зарплате не относятся. Абсолютно первоочередными, как правило, считаются долги работодателя перед банками. В случае если взыскание долгов по зарплате не представляется возможным ввиду отсутствия у работодателя ликвидного имущества, заработная плата и выходное пособие могут быть получены работником от Института национального страхования после начала процедуры банкротства работодателя. Такую процедуру могут инициировать и сами работники. В то же время, выплаты в подобных случаях весьма ограниченны и не имеют жестких сроков оплаты, ввиду чего получение работником хотя бы некоторой части своих денег может растянуться на месяцы.

Согласно израильскому трудовому законодательству, сверхурочная работа подлежит повышенной оплате. Закон о времени труда и отдыха 1951 г. устанавливает оплату сверхурочной работы при повременной оплате труда в размере от 125 до 150% заработной платы с учетом всех дополнительных выплат. При сдельной оплате труда аналогичная схема применяется в отношении количества единиц продукции, выработанных работником в ходе соответствующих периодов сверхурочной работы. Оплата работы в еженедельные выходные дни производится в размере 150% от обычной заработной платы с учетом всех дополнительных выплат. Если же оплата труда работника производится на ежемесячной основе или на базе более длительных периодов, работодатель обязан заменить оплату сверхурочной работы или работы в выходные дни предоставлением работнику дополнительного времени отдыха.

/"Трудовое право", 2006, N 8/

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение в Израиле регулируется в основном Законом об ученичестве 1953 г. Этот Закон прежде всего ориентирован на несовершеннолетних, к которым отнесены лица до 18 лет. Несовершеннолетним по данному Закону может быть также признан ученик старше восемнадцати лет, если он продолжает ранее начатую работу у того же или иного работодателя в рамках одной и той же профессии или отрасли. Учеником признается несовершеннолетний, работающий с целью приобретения профессии в процессе практической работы под руководством опытного работника и посещения установленных профессиональных уроков, в том числе и в производственной школе при предприятии, где работает ученик.

Закон специально указывает, что несовершеннолетний считается работником, а лицо, у которого он работает, приобретает статус работодателя, если несовершеннолетний работает у своих родителей или на любом предприятии, даже когда его работа не приносит ему прибыли и не является бизнесом, в том числе если он работает в центре прикладного профессионального обучения несовершеннолетних. Запрещено нанимать на работу несовершеннолетних иначе как учениками, за исключением тех лиц, кто получил сертификат о завершении курса или части курса профессионального обучения. Минимальный возраст для ученичества, минимум необходимого образования, срок и программа обучения утверждаются Министром труда и социального обеспечения.

Прекращение ученичества возможно по инициативе любой из сторон: по инициативе работодателя или по инициативе ученика. Подобно трудовым отношениям, ученичество может быть также приостановлено по независящим от сторон основаниям. Например, на период прохождения учеником армейской службы, если таковая не была отложена с целью завершения учеником курса профессиональной подготовки. О начале, приостановлении и прекращении ученичества работодатель обязан письменно известить комиссара по вопросам ученичества.

Разногласия и споры между работодателем и учеником о возможности прекращения ученичества разрешаются комиссаром или уполномоченным им лицом после получения объяснений сторон или их представителей, а в случае недостижения согласия сторонами в приемлемые сроки спор или разногласие разрешается в порядке, предусмотренном подзаконными актами. Это положение, однако, не применяется в случаях, когда ученик работает у родителей или на предприятии, включая предприятия, заявленные как центры профессионального обучения для несовершеннолетних.

За нарушение законодательства об ученичестве установлена ответственность в виде штрафа и (или) тюремное заключение на срок от двух недель до одного месяца. На несовершеннолетних положение о тюремном заключении не распространяется.

Объединения работников и объединения работодателей

Израиль - единственное государство в мире, где профсоюз был образован раньше, чем само государство. Главный израильский профсоюз, Гистадрут, был создан еврейскими поселенцами на рубеже XIX и XX веков параллельно с созданием первых сельскохозяйственных коммун (кибуцев). Первые промышленные предприятия и кооперативы, система медицинских, страховых и пенсионных услуг, агентства по трудоустройству и др. также создавались Гистадрутом.

Благодаря столь специфическому положению профсоюзов большинство рабочих мест многие годы были охвачены коллективными соглашениями, а суд долгое время оставался в стороне от коллективных трудовых отношений. В середине 1990-х годов в связи с отменой льготного медицинского страхования для членов профсоюза и определенными политическими изменениями численность профсоюзов упала с 85 до 33% (а в частном секторе - и до 10 - 15%). Сегодня основное влияние Гистадрута сосредоточено в государственном секторе экономики, а в частном секторе создаются новые профсоюзы, организуемые преимущественно по профессиональному принципу. Общеизраильским объединением работников является Народный национальный общий профсоюз.

Право на объединение первоначально было введено судебными прецедентами 2002 г. Впоследствии соответствующие поправки были внесены в Закон об урегулировании трудовых споров 1957 г. Однако и по сей день в Израиле отсутствует специальное законодательство об объединениях работодателей и работников. И те и другие образуются в порядке, предусмотренном для других некоммерческих организаций, согласно Закону о некоммерческих организациях 1980 г. В ряде случаев применяются также нормы времен Оттоманской империи. Объединение обязано зарегистрироваться в государственных органах, а также предоставить в них на регистрацию свои локальные нормативные акты и годовые отчеты.

Судебным прецедентом установлено, что деятельность профсоюза регулируется его официально зарегистрированными локальными нормативными актами. Также судебными прецедентами сформулированы критерии определения принадлежности объединения к категории профсоюзов на основании ряда признаков (определение ведения коллективных переговоров как основной деятельности объединения, представительство интересов работников и др.). Возможность выхода части работников предприятия из профсоюза, создания собственного представительного органа и подписания отдельного коллективного соглашения также определена судебным прецедентом.

Правовое положение объединений работодателей не имеет столь выраженных особенностей. В Израиле существует множество отраслевых объединений работодателей. Эти объединения действуют в основном на общегосударственном уровне, сотрудничая между собой под управлением специального органа - Координационной палаты экономических организаций.

Коллективные переговоры и соглашения

В период особого влияния Гистадрута до середины 1990-х годов коллективные переговоры и соглашения играли ключевую роль в регулировании трудовых отношений в Израиле. Тематика охватываемых ими проблем обычно ограничивалась условиями труда и отдельными аспектами коллективных трудовых отношений.

Сегодня коллективные переговоры проводятся лишь там, где сохранилось профсоюзное движение. Коллективно-договорное сотрудничество между работниками и работодателями отошло на второй план. Прецедентное право обязывает стороны вести коллективные переговоры добросовестно, согласно требованиям Закона о договорах (общая часть) 1973 г. и общеправовому принципу добросовестного поведения в правоотношениях. Стороны и порядок ведения коллективных переговоров также определены судебными прецедентами. Работодатель не имеет одностороннего права на смену партнера по коллективным переговорам.

Израильское законодательство использует термин "коллективные соглашения" для всех уровней коллективно-договорного регулирования. До середины 1990-х годов коллективные соглашения заключались на трех уровнях - локальном, отраслевом и общенациональном. Закон о коллективных соглашениях 1957 г. установил минимальный набор требований к таким актам. В частности, Закон считает коллективным соглашением любое письменное соглашение, если оно:

- подписано работодателем (объединением работодателей) и объединением работников;

- зарегистрировано в Министерстве труда и социального обеспечения;

- регулирует порядок найма и увольнения работников, условия труда, а также права и обязанности сторон - вместе или в любом сочетании.

Коллективное соглашение не может ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, и более того - к конкретным ситуациям применяется наиболее благоприятная для работников норма, без соблюдения иерархии источников трудового права. Такой же подход используется законодательством в случае конфликта коллективных соглашений в рамках одного предприятия, отрасли и др.

Закон 1957 г. различает два вида коллективных соглашений в зависимости от места их заключения - общие и специальные. Общие соглашения заключаются между организацией работодателей и представительным органом работников в отношении отдельной отрасли или всех работодателей в целом, отдельного региона или всей территории государства. Специальные соглашения заключаются в отношении единственного места работы или единственного работодателя между работодателем и представительным органом тех работников, чьи интересы предполагается отразить в заключаемом соглашении. Принципы привлечения объединений работников к участию в коллективных переговорах и заключению коллективных соглашений также описаны в названном Законе.

Коллективное соглашение может быть срочным или бессрочным. Кроме того, установить срок действия можно и лишь для части положений коллективного соглашения. Для прекращения срочного соглашения недостаточно истечения этого срока. Такое соглашение считается прекращенным только в случае инициации одной из сторон процедуры его прекращения (в частности - направления письменного извещения другой стороне). Порядок прекращения срочного коллективного соглашения подробно описан в Законе 1957 г. Коллективное соглашение с неопределенным сроком действия может быть прекращено по инициативе одной из сторон, при том что к этому времени указанное соглашение действовало не менее года.

Согласно Закону 1957 г. министр труда и социального обеспечения вправе распространить действие отраслевого коллективного соглашения на всю отрасль или всю территорию государства. При смене работодателя ввиду продажи предприятия, его слияния или разделения коллективное соглашение сохраняет свое действие, а новый работодатель считается правопреемником прежнего по данному соглашению. Прецедентное право дополнило положения Закона 1957 г. рядом специальных норм. Так, согласно судебным решениям, в общем случае коллективное соглашение, не прошедшее регистрации или иным образом нарушающее технические требования законодательства, не может применяться на практике. Тем не менее в конкретных случаях суды все чаще принимают решения о принудительном введении в действие подобных актов, с тем чтобы защитить результаты, достигнутые в ходе коллективных переговоров. Право работодателей управлять собственным бизнесом без вмешательства работников также подтверждено прецедентными решениями суда.

Примечательной особенностью израильского трудового права являются и так называемые коллективные договоренности - своего рода джентльменские соглашения, представляющие собой подобие коллективных соглашений, однако не удовлетворяющие каким-либо требованиям определения коллективного соглашения, введенного Законом 1957 г., и потому не дающие возможности использовать аппарат государственного принуждения. Основная масса норм в отношении данного вида соглашений разработана в рамках прецедентного права Национальным трудовым судом еще в 1970-х годах. В основном эти нормы носят ограничительный характер и призваны способствовать заключению полноценных коллективных соглашений взамен подобных договоренностей.

Трудовые споры

В Израиле существуют специализированные трудовые суды, находящиеся в ведении Министерства юстиции и Председателя Верховного суда. Израильские трудовые суды обладают исключительным правом на судебное рассмотрение трудовых споров как коллективного, так и индивидуального характера. Специального закона об индивидуальных трудовых спорах в Израиле не существует, а единственный Закон об урегулировании трудовых споров 1957 г. указывает, что понятие трудового спора по этому закону включает только коллективные трудовые споры. При этом коллективным трудовым спором считается спор по определенному кругу вопросов, возникающий между работодателем и его работниками (частью работников) или же между работодателем и организацией работников, или же между организациями работодателей и работников. Порядок обращения в суд и полномочия суда определяются законами о конкретных основаниях для таких обращений, например, Законом о предотвращении сексуальных домогательств на работе 1998 г., Законом о защите работников (при обнаружении коррупции) 1997 г., а в отдельных случаях и судебными прецедентами по конкретным основаниям.

Система внесудебного разрешения коллективных трудовых споров в Израиле охватывает переговоры, примирительные процедуры и третейское разбирательство. Однако вместе с падением профсоюзной активности снизился и процент мирного урегулирования трудовых конфликтов. На сегодняшний день разрешение споров путем переговоров представителей работников с работодателем имеет место лишь в каждом третьем случае.

Сторонами коллективного трудового спора являются работодатель и организация работников, представляющая большинство из тех, кого затрагивает данный спор, а в отсутствие такой организации - представитель, избранный большинством этих работников для данного конкретного спора или для общего представительства их интересов. Работодателя может также представлять уполномоченное лицо.

Закон подробно рассматривает порядок досудебного урегулирования коллективных трудовых споров и, в частности, примирительные процедуры и третейское разбирательство. Посредником в примирительных процедурах может быть Главный инспектор по трудовым отношениям, назначаемый министром труда и социального обеспечения, сам министр или иное уполномоченное им лицо. Конкретные права посредника прямо перечислены в Законе об урегулировании трудовых споров 1957 г. и представляют собой достаточно внушительный перечень, включающий проведение допросов, изучение экономического положения предприятия и любой связанной с этим документации, наложение штрафов на лиц, уклоняющихся от содействия разбирательству, и др. При достижении согласия сторонами в процессе примирительных процедур по результатам переговоров составляется письменное соглашение, содержащее условия урегулирования спора. Соглашение подписывается сторонами спора и утверждается посредником по примирению. В случае если соглашение не достигается в течение 14 дней с момента первой встречи сторон с посредником, примирительные процедуры могут быть возобновлены решением Главного инспектора с согласия сторон коллективного трудового спора.

Любой коллективный трудовой спор может быть также предметом третейского рассмотрения в порядке, предусмотренном коллективными соглашениями. В отсутствие соответствующих положений применяются нормы Закона об урегулировании трудовых споров 1957 г., согласно которому третейское разбирательство проводится арбитражной комиссией из трех человек, назначенных Главным инспектором по спискам Министерства труда и социального обеспечения, лично Главным инспектором в роли арбитра или уполномоченным им лицом. Арбитром не может быть назначено лицо, участвовавшее в рассмотрении данного спора в качестве посредника по примирительным процедурам. Полномочия арбитражной комиссии и арбитров идентичны, описаны в Законе об урегулировании трудовых споров 1957 г. и практически совпадают с полномочиями посредника по примирительным процедурам. При этом в случае пробела в законодательстве процедурные вопросы могут определяться самой арбитражной комиссией. Порядок третейского разбирательства регулируется законодательством, соответствующими коллективными соглашениями, отраслевыми обычаями или обыкновением либо принципами справедливости и правосудия. Решение арбитражной комиссии имеет силу коллективного соглашения между сторонами спора. Оно окончательно и не подлежит обжалованию. Решение вступает в действие в день принятия и сохраняет силу в течение года со дня его вынесения, если более короткий период не установлен в самом решении. Особые условия разрешения коллективных трудовых споров предусмотрены Законом об урегулировании трудовых споров 1957 г. для государственного сектора экономики.

Забастовки и локауты

Само право на забастовку не имеет четкой формулировки в нормах израильского законодательства, однако решениями Верховного суда и Национального трудового суда признано, что такое право в Израиле существует как следствие конституционного права на объединение. Вместе с тем суды указывают на необходимость согласования реализации данного права работников с вещными правами работодателей в отношении принадлежащих им предприятий.

Интересно отметить, что до 1969 г. израильское право вообще никак не ограничивало забастовки, а незначительные ограничения присутствовали лишь в коллективных соглашениях. На сегодняшний день бастующие работники также пользуются весьма широкими правами. Так, Закон о коллективных соглашениях 1957 г. не считает забастовку нарушением договорных обязательств, действующая редакция Ордонанса о гражданских правонарушениях 1968 г. исключает ответственность профсоюзов за обусловленное забастовкой нарушение обязательств по коллективному договору. Закон о ежегодном отпуске 1951 г. определяет, что дни забастовки не могут считаться выходными и не нарушают непрерывность трудовых отношений, необходимую для исчисления отпуска, а Закон о выходном пособии 1963 г. содержит аналогичное положение в отношении исчисления и выплаты выходного пособия. В общем случае работодатель не обязан оплачивать работникам дни забастовки, однако в определенных ситуациях работники, объявившие частичную забастовку, имеют право на получение частичной оплаты труда. Иногда в результате коллективных переговоров сторонам удается достичь согласия по вопросу полной или частичной оплаты забастовочных дней задним числом.

Основы проведения забастовок и локаутов предусмотрены Законом об урегулировании трудовых споров 1957 г. Согласно данному Закону, в общем случае сторона коллективного трудового спора обязана сообщить другой стороне и Главному инспектору о начале любой забастовки или локаута по крайней мере за пятнадцать дней до их начала, если иное не установлено коллективным соглашением. Такой порядок призван обеспечить сторонам время для мирного урегулирования разногласий. В этот период Главный инспектор по трудовым отношениям может принять решение о проведении примирительных процедур, однако, если стороны так и не пришли к согласию, по истечении этого срока инспектор не вправе препятствовать проведению забастовки. По нормам прецедентного права работодатели не могут увольнять работников, принимающих участие в забастовочных акциях.

Трудовые суды в соответствии с политикой Национального трудового суда предпочитают не вмешиваться в производственные разногласия сторон трудовых отношений. Тем не менее если забастовка нарушает права профсоюза по коллективному соглашению или начинается без обязательного предварительного уведомления, трудовые суды в ряде случаев выдают предписания о прекращении или ограничении забастовки. Споры о праве обязательно представляются на рассмотрение трудового суда, поэтому предмет забастовок обычно ограничен экономическими основаниями.

Категории незаконных забастовок также установлены судебными прецедентами. Так, Верховный суд Израиля установил незаконность забастовок, мешающих проведению выборов в Кнессет или направленных на предотвращение принятия Кнессетом закона, затрагивающего бастующих работников. Существует ряд прецедентов, в которых Национальный трудовой суд требовал прекратить забастовку, нарушающую основные конституционные права (например, право о путешествии за пределы страны). Однако во всех подобных случаях суды чрезвычайно осторожно подходят к вопросам регулирования права на забастовку, стремясь не допустить излишних ограничений.

В большинстве коллективных соглашений также содержатся определенные ограничения права на забастовку, согласно которым профсоюзы принимают на себя обязательство "поддерживать мир" на производстве, а также совместно с противоположной стороной обязуются в период действия коллективного соглашения разрешать возникающие споры в досудебном режиме (с привлечением посредников и в третейском разбирательстве).

Один из самых болезненных вопросов для Израиля - исключительно высокая забастовочная активность государственных служащих. Интересно отметить, что поскольку религиозные деятели в ряде случаев также являются государственными служащими, в порядке вещей забастовка раввинов, отвечающих за какую-то конкретную государственную услугу. В январе 2004 г. Кнессет утвердил законопроект об ограничении права на забастовку, запрещающий профсоюзам объявлять забастовку в общественном секторе без проведения соответствующего голосования среди всех работников, однако до принятия соответствующего закона еще чрезвычайно далеко.

Правовое регулирование локаутов также осуществляется пока судебными прецедентами. Национальный трудовой суд установил легитимность локаутов, в случае если они носят защитный характер и представляют собой реакцию работодателя на полную или частичную забастовку.

Источники

1. Dinnei Avodah. Kvutzat Machshevot ve-Mishpatim. Bnei Brak. Israel. 2005.

2. Eli Ben-Ami v. Rachael Glitzanski. International Labour Law Report. 1999. Vol. 17. P. 45; Tzadka v. Gallai Tzahal, the Army Radio Station. International Labour Law Report. 2002. Vol. 21. P. 32.

3. Milfelder v. National Labour Court (1987). (II) 41 P. D. 210.

Название документа