Анализ отклоненного законопроекта о равенстве жизненных шансов: причины беспорядков во Франции

(Васильев В. Н.) ("Юридический мир", 2006, N 5) Текст документа

АНАЛИЗ ОТКЛОНЕННОГО ЗАКОНОПРОЕКТА О РАВЕНСТВЕ ЖИЗНЕННЫХ ШАНСОВ: ПРИЧИНЫ БЕСПОРЯДКОВ ВО ФРАНЦИИ

В. Н. ВАСИЛЬЕВ

Васильев В. Н., аспирант 2-го года обучения МГУКИ.

За последние полгода Франция превратилась в одного из постоянных героев новостей. Сначала французский народ наложил вето на общеевропейскую конституцию. Затем в конце 2005 г. почти месяц продолжались беспорядки в окрестностях крупных городов Республики, учиняемые выходцами из стран Ближнего Востока и Экваториальной Африки. Несмотря на это, в феврале 2006 г. ряд французских изданий поддержал своих датских коллег, опубликовав шаржи с изображением пророка Мухаммеда. А весь март и апрель Францию лихорадило в связи с принятием нового законопроекта о равенстве жизненных шансов. Представляется, что все эти проявления социальной активности различных слоев населения Республики Франция каким-то образом взаимосвязаны. Наиболее актуальной из всех вышеперечисленных проблем является ситуация, развернувшаяся вокруг так называемого договора о первом найме. Во-первых, она наиболее полно отображает экономико-социально-политический кризис во Франции. Во-вторых, развернувшиеся вокруг реформы о труде события являются удобной точкой опоры для апелляции к другим недавним явлениям французской действительности.

Суть договора о первом найме

Договор о первом найме (contrat premiere embauche) - это один из разделов законопроекта о равенстве жизненных шансов <*> (loi pour l'egalite des chances), в котором рассматриваются проблемы образования, занятости, экономического развития, борьбы с дискриминацией и другие вопросы социального характера. Является ли данный законопроект дискриминационным, как это утверждают французские студенты? С точки зрения формальной логики любой законопроект, выделяющий определенную социальную группу, является дискриминационным, так как эта группа обладает уже расширенными или, наоборот, суженными правами по отношению к остальным. Но это только формальная логика. На самом же деле проект был направлен на решение социальных проблем, а не создавался с целью ущемления прав молодежи. -------------------------------- <*> На русском языке текста законопроекта нет. На французском языке он приведен, в частности, на сайте http://ameli. senat. fr/publication_pl/2005-2006/242.php. Здесь он опубликован в редакции Сената от 9 марта 2006 г.

Дело в том, что в настоящее время во Франции необычайно высокий уровень безработицы (9,6%) <*>. Особенно этот показатель становится критичным среди молодежи, где он достигает уже отметки в 23%, а молодые люди, не имеющие квалификации, составляют 39% от этого числа. С одной стороны, это экономическое бремя, лежащее на государстве (а точнее - на налогоплательщиках, так как государство ничего не зарабатывает, а только распределяет). Ведь каждому безработному надо платить пособие, обеспечивать медицинской страховкой и т. д. В то же время это и социальная проблема. Если человек не работает, у него накапливается энергия, которая высвобождается, к примеру, во время частных стычек с полицией, ну а если эту энергию направить в нужное русло, то получится октябрь - ноябрь 2005 г. (массовые погромы в пригородах крупных городов). Кроме того, масла в огонь подливает увеличивающаяся пропасть между основным работающим населением и бедными, живущими на пособия, которые зачастую представляют собой выходцев из стран Ближнего Востока и Экваториальной Африки. -------------------------------- <*> Данные приводятся на основании официальной статистики, опубликованной на официальном сайте Национальной Ассамблеи Республики Франция http://www. assemblee-nationale. fr/12/amendements/2787/278700003.asp.

В нашем случае, учитывая события конца 2005 г., этот законопроект отчасти направлен на решение этой задачи. "Работодатель может пользоваться государственной поддержкой при заключении бессрочного договора на полную или частичную занятость: 1. С молодыми людьми в возрасте от 16 до 25 лет включительно, уровень образования которых ниже уровня полного среднего или среднетехнического образования; 2. С молодыми людьми в возрасте от 16 до 25 лет включительно, проживающих в неблагоприятных кварталах", - гласит ст. 25 рассматриваемого документа <*>. -------------------------------- <*> Здесь и далее перевод автора текста законопроекта, опубликованного на сайте http://ameli. senat. fr/publication_pl/2005-2006/242.php.

Кроме того, "договор, определенный в пункте I (договор первого найма. - Прим. авт.) является бессрочным" (ст. 8, п. II). И это существенно, так как во Франции есть два типа договоров между работодателем и служащим (есть, правда, еще и contrat de travail temporaire, но, по существу, он соответствует первому типу): трудовой договор на определенное время (contrat a duree determinee) и бессрочный трудовой договор (contrat a duree indeterminee). Так вот, в настоящее время работодатели предпочитают заключать с молодыми людьми первый тип договора, то есть на определенное время. В случае если сотрудник перестал устраивать компанию или по каким-либо другим причинам предприятие вынуждено его сократить, окончание срока действия договора является окончанием юридических отношений между участниками. Процедура увольнения во Франции несколько затруднена и, я бы даже сказал, обременена действующей социальной системой и трудовым законодательством. Работодатель какое-то время должен выплачивать за уволенного сотрудника социальные взносы, на которые последнему выплачивают пособие по безработице, оказывают помощь в поиске новой работы. В общем, это целая история и отдельная статья расходов. В этой ситуации нанимать молодого специалиста, который еще неизвестно как себя проявит, не всегда целесообразно. Отсюда рост безработицы среди молодежи. Очевидно, что для решения проблемы безработицы среди молодого населения необходимо было создать обоюдовыгодные условия (молодежи и работодателям) для приема на работу молодых людей. "Этот контракт (договор первого найма. - Прим. авт.) может быть расторгнут по инициативе работодателя или сотрудника в течение двух первых лет начиная с даты подписания при соблюдении следующих условий. 1. О расторжении договора необходимо уведомить сторону заказным письмом с уведомлением о получении. 2. В случае, когда инициатором расторжения выступает работодатель и, за исключением форс-мажорных обстоятельств, заказное письмо отправлено, оно является предварительным предупреждением, если сотрудник работает не меньше месяца на предприятии. Если договор заключен меньше чем полгода назад по отношению к дате вручения письма с уведомлением, то сотруднику делается предварительное предупреждение за две недели, если договор заключен больше чем полгода назад - за месяц (то есть работодатель предупреждает об увольнении сотрудника за две недели или за месяц, а датой отсчета считается письмо. - Прим. авт.). 3. Если инициатором расторжения договора выступает работодатель, он перечисляет сотруднику после истечения срока предварительного предупреждения помимо сумм, оставшихся в качестве заработной платы, компенсации за оплачиваемый отпуск, 8% от валового дохода сотрудника со дня заключения договора. Социальный и налоговый режим этих выплат соответствует выплачиваемым компенсациям, оговоренным в статье L. 122-9 Трудового кодекса (т. е. не облагаются налогом на прибыль и освобождаются от социальных выплат. - Прим. авт.). К этим выплатам сотруднику добавляется также взнос в размере 2% от валового дохода сотрудника с момента заключения договора. Этот взнос взимается органами, указанными в первом абзаце статьи L. 351-21 Трудового кодекса в соответствии со статьями L. 351-6 и L. 351-6-1 того же Кодекса. Он предназначается для финансирования мероприятий биржи труда, направленных на поиск новой работы сотрудника. Он не рассматривается как элемент заработной платы, предусмотренной в статье L. 242-1 Кодекса социальной защиты", - говорится в ст. 8. Таким образом, выстраивается определенная система взаимоотношений между работодателем и сотрудником. С одной стороны, одного письма с уведомлением об увольнении достаточно для того, чтобы прервать в течение либо двух недель, либо месяца все отношения с нанятым работником. Но с другой стороны, работник заключает с работодателем договор бессрочный, а не срочный. Последний, в свою очередь, отчетливо напоминает описанную схему с уведомлением, где разница сводится лишь к датам и срокам. Кроме того, в новом Законе мы находим следующие положения: "Продолжительность трудовых договоров, в том числе и договоров о временном найме, заключенных между работодателем и сотрудником в течение двух предыдущих лет до момента заключения договора первого найма, равно как и продолжительность стажировки, осуществленной на предприятии, засчитываются в подсчетах периода, предусмотренного предыдущим параграфом". Приведем этот параграф: "Этот контракт подчинен положениям Трудового кодекса за исключением статей L. 122-4 - L. 122-11, L. 122-13 - L. 122-14-14 и L. 321-1 - L. 321-1, действие которых не распространяется в течение первых двух лет начиная с момента заключения контракта". По существу, это модернизированная версия действующей системы приема-увольнения, только в данном законопроекте особый акцент делается на низкоквалифицированных специалистов. Кроме того, проект Закона обязует компании принимать на работу людей в возрасте до 26 лет согласно установленным квотам. Подобного рода договоры должны заключать компании, штатный состав которых превышает 20 человек. Рынок труда - это такой же рынок, как и все остальные, и подчиняется он объективным законам. Очевидно, что предпринимателям выгоднее ничего не заработать, чем потерять. По этому их надо тоже заинтересовывать. В противном случае работодатели также способны организоваться, только методы борьбы у них будут другие. В этой связи найти точку равновесия между интересами различных социально-экономических групп - это и есть задачи политики. В этом и заключается функция государства как посредника и гаранта. Отсюда следует вывод, что проект Закона о договоре первого найма (по версии, одобренной Сенатом 9 марта 2006 г.) действительно предусматривает возможность увольнения в течение первых двух лет сотрудника без объяснения причин. Однако и сам работодатель обязуется принимать молодых людей до 26 лет, причем на условиях бессрочного договора. Действующая на сегодняшний день система оформления трудовых отношений с работодателем на определенный период отличается тем, что она не стимулирует работодателей принимать молодых специалистов и малоквалифицированную рабочую силу, тем более на основе бессрочного трудового договора.

Уравниловка по-французски

И тем не менее, несмотря на очевидные преимущества данного Закона, французы, и в первую очередь французская молодежь, нашли в нем больше недостатков, чем достоинств. С точки зрения демократических основ французского общества все основные процедуры были соблюдены. Закон был выдвинут Правительством в Национальную Ассамблею (Нижняя Палата Парламента), затем был одобрен Сенатом (Верхняя Палата Парламента). Вето на законопроект мог наложить Президент, но и он этого не сделал, ограничившись несколькими поправками: сократить испытательный срок с двух лет до года и обязать работодателя объяснять причины увольнения сотрудника. В ответ на поступательное движение нового Закона о равенстве жизненных шансов - и его составной части в виде новой формы трудового договора для молодежи - к вступлению в законную силу левая оппозиция подала запрос в Конституционный Совет на предмет законности подобного рода законодательных инициатив. Левые силы поддержали здесь профсоюзные и молодежные организации, выступающие против введения нового Закона. Однако Конституционный Совет отклонил приведенные в запросе аргументы против Закона о равенстве жизненных шансов и "договора первого найма", отметив, в частности, что законодательная власть имеет право, с учетом остроты проблемы трудоустройства среди молодежи, особенно недостаточно квалифицированной, создать новый вид трудового контракта для людей в возрасте до 26 лет с целью облегчения их трудоустройства. Со своей стороны отметим, что Закон, безусловно, содержит в себе негативные аспекты и скрывает некоторые возможности спекуляции на нем. Однако он в то же время и решает назревшие социально-экономические проблемы страны. Это не палочка-выручалочка, но один из инструментов социально-экономического регулирования. Однако ситуация развернулась таким образом, что Закон, направленный на снижение социальной напряженности в обществе, спровоцировал еще большее напряжение. Многочисленные акции протеста прокатились по всей Франции, часто перетекая в самые настоящие погромы. Молодежь тут же объявила начало революции и повторение 1968 г. <*> Под таким натиском, в условиях возросшего числа беспорядков и общего неспокойствия в стране, властям пришлось отказаться от своего детища. -------------------------------- <*> Напомним, что в мае 1968 г. по всей стране прокатилась волна массовых беспорядков, учиненных студентами. К последним вскоре присоединились и рабочие. События этого периода называют революцией 1968 г. Кстати, в 1969 г. де Голль оставил кресло Президента.

Многие события в области политики носят двойственный характер. С одной стороны, очевидно, что за ними стоят определенные политико-экономические группы интересов, а с другой - реальных результатов эти политико-экономические группы интересов достигают только тогда, когда их действия приходят в резонанс с общественно-политическими ожиданиями населения. А общественно-политические ожидания населения по большому счету сводятся либо к требованиям: дайте свободу, либо наведите порядок <*>. Практически не прекращающаяся серия выступлений народа против той или иной государственной инициативы, погромы в неблагополучных кварталах крупных городов, формирование зачатков межэтнических конфликтов - все это показатели того, что от свободы народ вскоре устанет, к тому же свобода в таком ее проявлении (влияние на власть через массовые выступления) усугубит социально-экономический фон выборов. Так что Франция в ближайшее время, как представляется, сохранит свое число в списке лидеров новостного пространства. -------------------------------- <*> Интересные размышления по данному вопросу содержатся в книге: Жискар д'Эстен В. Французы. Размышления о судьбе народа. М.: НИЦ "Ладомир", 2004. С. 161 - 162.

Название документа