Порядок и условия международной воздушной перевозки багажа пассажира

(Мосашвили В. В.) ("Юридический мир", 2007, N 12) Текст документа

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА ПАССАЖИРА

В. В. МОСАШВИЛИ

Мосашвили В. В., главный специалист международно-правового отдела ОАО "Аэрофлот".

Для начала необходимо разобраться с самим понятием "багаж" и что считается зарегистрированным багажом. По договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату (ст. 786 ГК РФ). Договор перевозки багажа - взаимный возмездный, но, в отличие от договора перевозки пассажира, всегда реальный, так как считается заключенным в момент сдачи багажа для перевозки. Как и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа транспортом общего пользования является публичным, а к отношениям, связанным с такой перевозкой, применяется законодательство о защите прав потребителей. Но в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договор перевозки), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон РФ "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону, в данном случае - ВК РФ. Обязанность перевозки багажа для авиакомпании вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она дополнительным соглашением к нему. Поэтому багаж принимается к перевозке только при предъявлении проездного билета. Во время приема багажа к перевозке сотрудник перевозчика, выполняющий эту работу, обязан указать в билете количество мест и массу зарегистрированного багажа, что подтверждается выданной пассажиру багажной квитанцией. Кроме того, перевозчик обязан выдать пассажиру отрывной талон багажной бирки. После регистрации багажа обязанности по его сохранности возлагаются на перевозчика. Зарегистрированный багаж перевозится на том же ВС, которым следует пассажир. Если такая перевозка невозможна по каким-либо причинам, перевозчик обязан перевезти зарегистрированный багаж своим ближайшим последующим или предшествующим рейсом. Перевозчик может отказаться принять багаж в качестве зарегистрированного, если он не упакован в чемоданы, коробки, сумки или иную упаковку, обеспечивающую его безопасную перевозку при обычных мерах обращения. Пассажир не должен помещать в свой зарегистрированный багаж, а перевозчик может отказаться перевозить в качестве зарегистрированного багажа хрупкие или скоропортящиеся предметы, деньги, драгоценности, драгоценные металлы, ценные бумаги, акции и другие ценности, а также деловые документы или образцы изделий. Кроме этого, существует ряд опасных предметов, запрещенных к перевозке в багаже, которые перевозчик может отказаться перевозить в качестве багажа. Помимо этого, установлен перечень опасных предметов, перевозка которых разрешена в пассажирском багаже, но с определенными ограничениями. Также существуют особые условия перевозки оружия и некоторых видов специальной аппаратуры. У лиц, имеющих право на хранение и перевозку оружия, но не находящихся при исполнении служебных обязанностей, оружие изымается и на время полета сдается экипажу. Провоз оружия при себе лицами, находящимися при исполнении служебных обязанностей, осуществляется только по разрешению, выдаваемому в установленном порядке и при соблюдении соответствующих законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка. Киносъемочные и фотографические аппараты, радиоаппаратура, телефоны и бинокли принимаются к перевозке. Но на борту ВС пассажирам категорически запрещается пользоваться этими предметами. В отношении перевозки комнатных животных предусмотрены следующие ограничения и условия. Собаки, кошки, птицы и другие мелкие комнатные (прирученные) животные принимаются к перевозке только в строгом соответствии требованиям ветеринарной службы и других государственных органов пункта назначения и в сопровождении взрослых пассажиров с предварительного согласия перевозчика. Пассажир обязан представить сертификат, выданный компетентным государственным учреждением, и другие документы, требуемые ветеринарными органами любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка. Для перевозки животных и птиц пассажир обязан обеспечить контейнер (клетку) достаточных размеров с доступом воздуха. Дно контейнера (клетки) должно быть водонепроницаемым и покрыто абсорбирующим материалом. В порядке исключения допускается перевозка животных и птиц в плотно закрываемых корзинах, коробках с отверстиями для доступа воздуха. Клетки птиц должны быть покрыты плотной светонепроницаемой тканью. Масса сопровождаемых животных и птиц, в том числе масса контейнеров (клетки) и пищи, не включается в норму бесплатного провоза багажа и оплачивается по багажному тарифу. Собаки-поводыри перевозятся бесплатно без клетки сверх нормы бесплатного провоза багажа при условии, что на такой собаке имеется ошейник и намордник и она привязывается у ног владельца. Прием к перевозке комнатных (прирученных) животных и птиц производится при условии, что пассажир берет на себя всю ответственность за них. Перевозчик не отвечает за телесные повреждения, утрату, задержку в доставке, заболевания или смерть таких животных и птиц, равно как и за отказ в их ввозе или провозе через любую страну или территорию. Однако на практике за гибель животных при несоблюдении правил перевозки штраф накладывается на перевозчика. Согласно ст. 14.4 Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (утвержденных Министерством гражданской авиации 03.01.1986) (далее - Правила), если перевозчик был вынужден уплатить какой-либо штраф за пассажира, или внести залог, или понести другие расходы из-за несоблюдения пассажиром, либо оформившим его ведомством, либо организацией законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, либо за отказ предъявить требуемые документы, то пассажир или оформившее его ведомство или организация обязаны возместить перевозчику по его требованию все понесенные им в связи с этим расходы. Перевозчик имеет право обратить на оплату таких расходов любые суммы, внесенные ему пассажиром или оформившим его ведомством или организацией, за неиспользованную перевозку или любые другие суммы пассажира или оформившего его ведомства или организации, находящиеся в распоряжении перевозчика. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929) (далее - Варшавская конвенция) отправитель будет нести ответственность за всякий вред, понесенный перевозчиком или любым другим лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, по причине неправильности, неточности или неполноты сведений или объявлений, данных отправителем. Кроме того, согласно ст. 16 Варшавской конвенции отправитель обязан дать сведения и присоединить к воздушно-перевозочному документу документы, которые до передачи товара получателю необходимы для выполнения таможенных, городских таможенных или полицейских формальностей. Отправитель отвечает перед перевозчиком за все убытки, которые могли бы проистечь от отсутствия, недостаточности или неправильности этих сведений и бумаг, за исключением случаев вины со стороны перевозчика или поставленных им лиц. При этом перевозчик не обязан проверять эти сведения и документы в отношении их точности или достаточности. Однако, несмотря на это, зачастую перевозчику проще оплатить штраф, нежели взыскивать его с провинившегося пассажира-отправителя. Это связанно с тем, что поиск пассажиров, подача иска в суд и дальнейшее ведение дела в суде через адвоката повлечет значительные финансовые затраты, зачастую несоизмеримые с выставляемыми перевозчику штрафами. Кроме того, в некоторых случаях из-за нюансов правовых систем, действующих в различных государствах, бывает сложно с точностью определить подсудность того или иного дела, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты. Существуют определенные нормы и порядок провоза багажа. Норма бесплатного провоза багажа устанавливается одним из двух способов: - норма "по весу" определяет вес багажа, который может перевозить пассажир; - норма "по местам" определяет количество мест багажа, которое можно перевозить пассажиру. Сверхнормативный багаж - багаж, превышающий норму бесплатного провоза, оплачивается пассажиром по установленному перевозчиком тарифу. Дипломатический багаж (почту), сопровождаемый дипкурьером, разрешается перевозить в пассажирском салоне ВС. Он оформляется как незарегистрированный багаж отдельно от личного багажа дипкурьера и может быть размещен на пассажирских креслах (не более 75 кг на одно кресло). Перевозка дипломатического багажа (почты) оплачивается в соответствии с правилами применения тарифов перевозчика. Перевозка дипломатического багажа (почты), сданного под присмотр перевозчика (вализа), производится в соответствии с условиями особых договоров, заключенных между перевозчиком и клиентами, а при отсутствии таких договоров - в соответствии с правилами и инструкциями перевозчика. Во всех случаях задержки доставки багажа, его недостачи, повреждения или утраты, а также в случае выдачи багажа без предъявления багажной квитанции и отрывного талона багажной бирки составляется акт о неисправностях при перевозке (PIR), который подписывается лицом, получающим багаж, и перевозчиком. Акт составляется перевозчиком немедленно при обнаружении неисправности до выхода пассажира с территории аэропорта. Центральное место в Варшавской конвенции отведено вопросам ограничения ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный не только жизни и здоровью пассажира, но и за ущерб, повлекший за собой утрату или повреждение багажа и груза. Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в случае уничтожения, утраты либо повреждения зарегистрированного багажа или груза, если ущерб причинен во время воздушной перевозки. Режим ответственности авиаперевозчика в отношении зарегистрированного багажа, предусмотренный Монреальской конвенцией, сохранился практически прежним в сравнении с используемым в настоящее время российскими авиаперевозчиками режимом Варшавской конвенции, т. е. ответственность авиаперевозчика наступает в случае уничтожения, утери или повреждения, а также задержки зарегистрированного багажа, если данные обстоятельства произошли на борту ВС или в течение периода, когда багаж находился под охраной перевозчика во время воздушной перевозки. Воздушная перевозка охватывает период времени, в течение которого багаж или груз находятся под охраной перевозчика, независимо от того, имеет ли это место на аэродроме, на борту ВС или в каком-либо ином месте в случае посадки вне аэродрома. Период времени воздушной перевозки не включает в себя никакой земной, морской или речной перевозки, осуществленной вне аэродрома. Однако если подобная перевозка осуществляется во исполнение договора воздушной перевозки в целях погрузки, сдачи или выгрузки, всякий ущерб считается вытекающим из вредоносного события, происшедшего во время воздушной перевозки (ст. 18 Монреальской конвенции) <1>. -------------------------------- <1> Международное воздушное право: Учеб. пособие / В. Д. Бордунов. М.: Научная книга, 2007.

Однако перевозчик может и не выплачивать компенсацию пассажирам, если докажет, что вред явился результатом присущего багажу дефекта, качества или порока. В отношении незарегистрированного багажа, включая личные вещи, перевозчик несет ответственность только в случае, если вред причинен по его вине или по вине его служащих или агентов. Предел ответственности перевозчика, предлагаемый Монреальской конвенцией, существенно повышает ответственность авиаперевозчика перед пассажирами и составляет 1000 SDR <2> (примерно 1500 долларов США) за одного пассажира в отношении и зарегистрированного, и незарегистрированного багажа (при отсутствии специального декларирования пассажиром стоимости багажа во время регистрации и уплаты соответствующего дополнительного сбора). В случае причинения ущерба в результате задержки в перевозке багажа или груза ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в 4150 SDR (п. 1 ст. 22 и ст. 23 Монреальской конвенции). В отличие от Варшавской конвенции вышеуказанная выплата производится независимо от веса утерянного или поврежденного багажа и носит фиксированный характер <3>. -------------------------------- <2> SDR (special drawing rights - специальные права заимствования) - это единица расчетов, применяемая Международным валютным фондом, курс которой определяется на день производства выплаты компенсации пассажиру, в соответствии с официально публикуемыми МВФ данными. <3> Документация по Международной конференции по воздушному праву. Монреаль, май 1999 г.

Требования локальных нормативных актов, действующих у российских авиаперевозчиков, построены на правилах Варшавской конвенции и зачастую имеют гораздо более низкий предел ответственности авиаперевозчика перед пассажиром за утерянный или поврежденный багаж. К примеру, у ОАО "Аэрофлот" он составляет 20 долларов США за 1 кг багажа, согласно Правилам международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (03.01.1986), являющимся частью договора перевозки. Пункт 2 Приказа от 30 марта 1999 г. N 109 "О повышении ответственности ОАО "Аэрофлот" перед пассажирами на международных воздушных линиях" повышает ответственность авиакомпании до 140 тыс. долларов США только в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажиров и не распространяется на вред, причиненный багажу. Повторяя положения Варшавской конвенции, Монреальская конвенция предусматривает обязательный претензионный порядок урегулирования разногласий между получателем багажа и перевозчиком. Претензия должна быть заявлена перевозчику в письменной форме. Получение зарегистрированного багажа получателем без возражений означает, что багаж был доставлен в надлежащем состоянии, согласно перевозочному документу. Споры, вытекающие из договоров международной воздушной перевозки грузов, пассажиров и багажа, подлежат рассмотрению в судах государств - участников Варшавской конвенции по месту жительства перевозчика; по месту нахождения главного управленческого органа перевозчика; по месту нахождения предприятия перевозчика, посредством которого был заключен договор перевозки, или по месту назначения перевозки (ст. 28 Варшавской конвенции). Срок исковой давности для возбуждения гражданского судопроизводства составляет 2 года с момента прибытия воздушного судна в место назначения (ст. 29 Варшавской конвенции). Монреальская конвенция предусматривает множественность юрисдикции (конкурентную юрисдикцию) по искам к перевозчикам, предъявляемым в государственные суды. Иск должен быть предъявлен по выбору истца в пределах территории одного из государств-участников либо в суде по месту жительства перевозчика, по месту его основного коммерческого предприятия или по месту, где он имеет коммерческое предприятие, посредством которого был заключен договор, либо в суде места назначения перевозки. В отличие от Варшавской Монреальская конвенция предусматривает возможность передачи спора на разрешение в арбитраж на основании арбитражного соглашения сторон, но только в отношении договора перевозки груза. Стороны в договоре перевозки груза могут установить, что любой спор, касающийся ответственности перевозчика по конвенции, подлежит разрешению в арбитраже. Такая договоренность оформляется в письменной форме. В случаях перевозок, совершаемых несколькими последовательными перевозчиками, каждый перевозчик подпадает под действие норм Конвенции в качестве стороны по договору перевозки, поскольку этот договор имеет отношение к части перевозки, совершаемой под его контролем. В случае причинения ущерба жизни и здоровью пассажира иск может быть предъявлен только к тому перевозчику, который осуществлял часть перевозки во время причинения ущерба, если только первый перевозчик не принял на себя ответственность за всю перевозку в целом. Если речь идет о причинении ущерба багажу или грузу, то отправитель имеет право предъявить иск к первому перевозчику, а получатель - к последнему. Кроме того, и тот и другой могут предъявить иск к перевозчику, совершавшему часть перевозки, во время которой произошли утеря, повреждение или задержка в доставке либо порча багажа или груза. В этом случае все указанные перевозчики несут солидарную ответственность перед отправителем и получателем (ст. 30 Монреальской конвенции) <4>. -------------------------------- <4> Воздушные перевозки: нормативные акты, комментарии и рекомендации. Судебная практика, образцы документов / Автор-составитель Б. П. Елисеев. М.: Право и закон, 2001.

Невостребованный багаж на территории РФ хранится в аэропортах в течение шести месяцев со дня его доставки. По истечении указанного срока невостребованный багаж реализуется в установленном порядке.

------------------------------------------------------------------

Название документа