Нормативное установление содержания трудовых правоотношений в XIX веке
(Коровникова С. С.) ("Социальное и пенсионное право", 2006, N 2) Текст документаНОРМАТИВНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В XIX ВЕКЕ
С. С. КОРОВНИКОВА
Коровникова С. С., аспирантка Белгородского государственного университета.
В истории человечества первой формой общественной организации труда, юридическим выражением которой служит трудовое правоотношение, следует считать наемный труд <1>. -------------------------------- <1> Гинцбург Л. Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М.: Наука, 1977. С. 28.
Право не всегда использовалось для регулирования отношений по использованию чужого труда, и государство не всегда вмешивалось в регулирование трудовых отношений. Первые попытки урегулировать процесс использования наемного труда были предприняты в Древнем Риме в рамках гражданского права. Теория римского права различает право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду. Способность вещи приносить пользу не отделялась римским правом от самой вещи, а способность раба к труду признавалась особым объектом права, права на присущую рабу как человеку производительную силу, представлявшую самостоятельную ценность, отличную от ценности капитала-раба <2>. При этом государство воздерживалось от вмешательства в договорные отношения. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <2> Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М., 1994. С. 456 - 458.
В рамках данной статьи в связи со сложившейся в науке трудового права тенденцией возврата к использованию частноправовых начал при определении содержания трудового правоотношения мы хотим проанализировать законодательство о труде XIX в., так как именно в это время проходил прямо противоположный процесс - процесс внедрения публично-правовых начал в сферу регулирования отношений личного найма. Трудовые отношения в имперский период регулировались в России как гражданским, так и фабричным законодательством. Систему гражданского законодательства в XIX в. составляли следующие нормативные акты: Свод законов гражданских (ч. 1 т. 10 Свода законов Российской империи) <3>, в котором содержались общие положения о найме; Устав о промышленности фабричной и заводской <4> , который содержал нормы о найме рабочих в фабрично-заводские, горные и горнозаводские предприятия; Положение о найме на сельские работы <5> , к которым относились работы "по возделыванию и уборке полей, по возведению строений и поддержанию благоустройства в имении, а также работы по находящимся в связи с хозяйством сельскохозяйственным производствам, не имеющим значения фабричных или заводских производств"; Устав торговый <6>, в котором содержались нормы о найме торговых приказчиков, а также "корабельщиков или судовщиков, водоходцев, корабельных служителей"; Устав об акцизных сборах <7>,закреплявший правила о найме приказчиков с "сидельцев в питейные заведения"; Положение об инородцах <8>, которое регулировало наем труда "сибирских обывателей всех сословий и разных инородцев" (калмыков, якутов и проч.). -------------------------------- <3> Свод законов гражданских // Свод законов Российской империи. Т. 10. СПб., 1914. <4> Устав о промышленности фабричной и заводской // Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 2. СПб., 1893. <5> Устав о сельском хозяйстве // Свод законов Российской империи. Т. 12. Ч. 2. СПб., 1914. <6> Устав торговый // Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 2. СПб., 1914. <7> Устав об акцизных сборах // Свод законов Российской империи. Т. 5. СПб., 1914. <8> Положение об инородцах // Свод законов Российской империи. Т. 2. Ч. 1. СПб., 1914.
Перечисленные нами нормативные акты составляли сферу действия частного (гражданского) права. Данное обстоятельство признается и цивилистами и учеными-трудовиками. Но в отличие от первых вторые видят в Уставе о промышленности фабричной и заводской прообраз первого нормативного акта о труде, тем более что в нем первоначально содержались нормы "О людях вольнонаемных" <9>, а впоследствии появилась глава "Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и людьми, работающими на оных по найму" <10>. -------------------------------- <9> Устав о промышленности фабричной и заводской // Полный сборник узаконений и распоряжений правительства, касающийся фабричной и заводской промышленности / Сост. И. А. Мендзиковский. СПб., 1875. <10> Устав о промышленности фабричной и заводской. СПб., 1879.
Появление публичного (фабричного) законодательства в сфере регулирования трудовых отношений оценивается авторами по-разному, но они сходятся во мнении, что вмешательство государства необходимо в целях ограничения произвола со стороны работодателя (владельца фабрики) и защиты интересов работника как более слабой, зависимой стороны. Так, Л. С. Таль отмечал, что развитие мануфактурной, а позднее фабричной промышленности поставило перед государством задачу обеспечить порядок на предприятиях и одновременно устранить наиболее резкие проявления эксплуатации труда <11>. -------------------------------- <11> Таль Л. С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918. С. 7.
В. П. Литвинов-Фалинский считал, что положение рабочего как слабейшей стороны делает необходимым создание особого механизма защиты его прав. При этом политика охраны интересов рабочего, т. е. разумное предупреждение всяких поводов к возникновению неудовольствия рабочих, отвечает всем требованиям справедливости. Фабричное законодательство... лишь ограничивает произвол предпринимателей и побуждает их к более внимательному отношению к рабочим <12>. -------------------------------- <12> Литвинов-Фалинский В. П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России. СПб., 1908. С. 11 - 17.
Систему фабричного законодательства XIX в. составляли "Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму" <13>, утвержденное именным Высочайшим указом Николая I от 24 мая 1835 г.; Положение Комитета Министров от 7 августа 1845 г. "О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее двенадцатилетнего возраста" <14>; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 1 июня 1882 г. "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах" <15>; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 3 июня 1885 г. "О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах" <16>; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 3 июня 1896 г. "По проекту правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции" <17>; "Наказ чинам фабричной инспекции" <18>, утвержденный Министерством финансов по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством народного просвещения, от 11 июня 1894 г.; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 2 июня 1897 г. "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности" <19>; Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 7 июня 1899 г. "О некоторых изменениях Устава о промышленности и об утверждении Положения о Главном по фабричным и горнозаводским делам присутствии и дополнительных штатов департамента торговли и мануфактур, фабричной инспекции и окружной фабричной инспекции". -------------------------------- <13> ПСЗ. Собр. 2. Т. 10. N 8157. СПб., 1830 - 1881. <14> ПСЗ. Собр. 2. Т. 20. Отд. 1. N 19262. СПб., 1830 - 1881. <15> ПСЗ. Собр. 3. Т. 1. N 931. СПб., 1882 - 1913. <16> ПСЗ. Собр. 3. Т. 5. N 3015. СПб., 1882 - 1913. <17> ПСЗ. Собр. 3. Т. 6. N 3769. СПб., 1882 - 1913. <18> ПСЗ. Собр. 3. Т. 14. N 16420. СПб., 1882 - 1913. <19> ПСЗ. Собр. 3. Т. 17. N 14231. СПб., 1882 - 1913.
В рамках данной работы невозможно проанализировать все перечисленные нами нормативные акты гражданского и фабричного законодательства, но на нормы некоторых из них мы хотели бы обратить внимание. Свод законов гражданских (СЗГ) (ст. ст. 2201 - 2247) содержал общие положения о личном найме, который мог осуществляться для домашних услуг; для отправления земледельческих, ремесленных и заводских работ, торговых и прочих промыслов; вообще для отправления всякого рода работ и должностей, не воспрещенных законами. Нормы СЗГ о личном найме на фабрики и заводы конкретизировались в Уставе о промышленности фабричной и заводской (в дальнейшем - Устав). 3 июня 1886 г. в Устав о промышленности фабричной и заводской, Высочайше утвержденный мнением Государственного Совета "По проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции", были внесены значительные изменения, составившие впоследствии основу Устава о промышленном труде (1913) <20>. В отличие от Устава о промышленном труде, анализ и комментарий норм которого получили значительное освещение в научной литературе, Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета "По проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции", на наш взгляд, незаслуженно обделено вниманием ученых. -------------------------------- <20> Устав о промышленном труде, издания 1913 г. // Свод законов Российской империи. Т. 11. СПб., 1914.
Нормы Закона от 3 июня 1886 г. (ст. ст. 1 - 21) по содержанию можно объединить в пять групп: нормативное регулирование найма - наем взрослых рабочих осуществлялся на основании общих постановлений о личном найме и данного закона; наем малолетних на основании Закона 1882 г. (ст. 1); заключение договора найма - договор найма может заключаться выдачей рабочему расчетной книжки, в которой указываются условия найма и отмечаются все производимые с рабочим расчеты и производимые вычеты (ст. 7); расчетная книжка хранится у рабочего (ст. 8); при найме рабочих заводское или фабричное управление обязано требовать от них предъявления вида на жительство (паспорта) (ст. 2); заработная плата (размер, сроки выплаты и вычеты) - запрещается понижать заработную плату рабочему до истечения срочного договора; по договору, заключенному на неопределенный срок, заработная плата могла быть понижена при условии предупреждения об этом работника за две недели (ст. 11); закреплялись сроки выдачи заработной платы: при срочном договоре более одного месяца - один раз в месяц; при договоре на неопределенный срок - не реже двух раз в месяц (ст. 12); вводился запрет на выплату заработной платы купонами, условными знаками, продуктами и промышленными товарами (ст. 14); вычеты из заработной платы допускались в случае предъявления исполнительного листа на денежное взыскание с рабочего (в размере 1/3 заработной платы, если холост, и 1/4, если женат либо вдов, но имеет детей) либо для погашения сумм задолженностей фабричной лавке (ст. 15); запрещалось взимать проценты за деньги, выданные авансом, и вознаграждение за поручительство по денежным обязательствам рабочего (ст. 16); прекращение договора найма - по взаимному соглашению сторон; по истечении срока найма; по окончании той работы, исполнением которой был обусловлен срок найма; по истечении двух недель со дня заявления одной стороной о желании расторгнуть договор, заключенный на неопределенный срок; в случае высылки рабочего по распоряжению властей в другое место жительства; в случае поступления рабочего на военную или общественную службу; в случае приостановления работы фабрики или завода вследствие пожара, наводнения, взрыва паровика и т. п. несчастного случая на продолжительное время (ст. 19); расторжение договора найма - по инициативе заведующего фабрикой или заводом: вследствие неявки рабочего на работу более трех дней подряд без уважительных причин; вследствие привлечения рабочего к следствию или суду по обвинению в преступлении, влекущем за собой наказание не ниже заключения в тюрьму; вследствие обнаружения у рабочего заразной болезни (ст. 20); по инициативе рабочего: в случае неполучения заработной платы в срок в судебном порядке (ст. 13); вследствие побоев, тяжких оскорблений и вообще дурного обращения со стороны хозяина, его семейства или лиц, осуществляющих надзор за рабочими; вследствие нарушения условий по снабжению рабочих пищею и помещением; вследствие работы, негативно влияющей на здоровье рабочего; вследствие смерти или обязательного поступления на военную службу одного из членов семьи рабочего (ст. 21). Таким образом, Закон от 3 июня 1886 г. впервые установил: письменную форму заключения договора найма посредством выдачи расчетной книжки; сроки выплаты заработной платы; запрет на выдачу заработной платы в неденежной форме; исчерпывающие перечни оснований прекращения и расторжения договора найма; возможность прекращения договора найма заключенного на неопределенной срок по истечении двух недель со дня заявления одной стороной о желании расторгнуть договор найма и др. Статья 22 исследуемого нормативного акта содержала следующую оговорку: "В местностях, отличающихся развитием фабрично-заводской промышленности, заведения этой промышленности, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ КАЗНЕ ИЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ УСТАНОВЛЕНИЯМ, А ТАКЖЕ ЧАСТНЫХ ГОРНЫХ ЗАВОДОВ И ПРОМЫСЛОВ (выделено мной. - К. С.), подчиняются, сверх постановлений статей 1 - 21, действию особых Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих". Из данного положения следует вывод: указанные ранее нами нормы распространяются на все промышленные заведения - как государственные, так и частные; правовое положение частных промышленных заведений к тому же регулируется особыми Правилами о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. Таким образом, порядок найма на частные предприятия более детально регулировался законодателем, нежели наем на государственные предприятия. Уместно в связи со сказанным рассмотреть содержание особых Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих (в дальнейшем - особые Правила). Здесь впервые закрепляется срок выдачи расчетной книжки - "каждому рабочему не позднее семи дней по допущению к работе на фабрике должна быть выдана расчетная книжка утвержденного Губернским Присутствием образца" (ст. 21 Правил). Как видно из данной нормы, основанием найма становится не договор в точном смысле этого слова, а иной документ, подтверждающий факт найма, поступления рабочего на фабрику. Причем данный документ должен быть передан рабочему не позднее семи дней с момента фактического допуска к работе. Таким образом, отношения найма возникали с момента фактического допуска к работе, а не с момента подписания или вступления в силу договора найма труда, заключение которого происходило путем выдачи расчетной книжки, т. е. это позволяет нам сделать вывод о том, что при оформлении найма труда отсутствовала стадия согласования воль субъектов правоотношений. Проще говоря, та самая "договоренность", которая свойственна правовой природе любого гражданского договора. Это наводит нас на мысль, что уже в это время необходимость в регулировании отношений найма труда, трудовых правоотношений с помощью индивидуально-договорного института отсутствовала. При регулировании данных правоотношений все больше субъекты правоотношений пользуются нормативно установленными положениями. Сказанное позволяет утверждать, что способ установления содержания отношений найма в нормативном порядке становится превалирующим над договорным порядком. Договор всегда носит индивидуальный характер, за исключением публичных договоров, адресованных неопределенному кругу лиц. Содержание договора составляют права, обязанности и ответственность сторон договора. В п. "ж" ст. 24 однозначно говорится, что в расчетной книжке должно содержаться "извлечение из постановлений закона и правил внутреннего распорядка, определяющих права, обязанности и ответственность рабочих". Из этого положения напрашивается вывод, что, по крайней мере, права, обязанности и ответственность одной стороны отношений найма труда - рабочего - устанавливаются в нормативном порядке, т. е. законом и правилами внутреннего трудового распорядка, которые относятся к числу локальных нормативных актов, т. е. актов, имеющих юридическую силу только в пределах фабрики или завода. Мы отметили, что права, обязанности и ответственность рабочего устанавливаются либо законом, либо правилами внутреннего распорядка. Остановимся на этом подробнее. Правила не содержали специальной статьи, перечисляющей права, обязанности и ответственность рабочего. Но это и не удивительно с учетом состояния правовой науки в рассматриваемый исторический период, так как подходы к структурированию правовых нормативных документов, понятийный аппарат эволюционируют на каждом этапе своего существования. Справедливости ради необходимо отметить, что перечни прав и обязанностей сторон трудового правоотношения впервые получили закрепление только в ныне действующем Трудовом кодексе 2001 г. Поэтому неконкретность норм особых Правил 1886 г. нисколько не умаляет значения данного правового документа. К законодательно установленным правам рабочего относятся право на получение расчетной книжки (ст. 21), право на приобретение в фабричных лавках недорогих и доброкачественных предметов потребления (ст. 28), право обжаловать расторжение договора в суд (ст. 36), право работать в чистом и тихом помещении (ст. 33). К законодательно установленным обязанностям рабочего относятся обязанность исправно выполнять свою работу; обязанность своевременно приходить на работу; обязанность соблюдать дисциплину и правила техники безопасности. Указанные обязанности вытекают из положений ст. ст. 30 - 33 Правил 1886 г. Правила внутреннего трудового распорядка разрабатывались фабрикантами, заводчиками и подлежали утверждению фабричным инспектором. Согласно ст. 29 Правил они должны включать в себя: "а) расписание (отдельное для взрослых и малолетних) часов начала и окончания работ, количество и продолжительность перерывов работ для отдыха, завтрака и обеда, а также времени окончания работ перед воскресными и праздничными днями; б) расписание праздников, в которые не полагаются работы; в) порядок и продолжительность отлучек с работ, а для рабочих, живущих в заводских или фабричных помещениях - из этих помещений; г) условия пользования устроенными для рабочих при фабрике квартирами, банями и т. п.; д) указание времени чистки машин и аппаратов, а также уборки мастерских, если по условиям найма эти обязанности лежат на рабочих; е) определение обязанностей рабочих по соблюдению порядка и благочиния на фабрике; ж) требования предосторожности при обращении с машинами, огнем и т. п.". Основания привлечения рабочего к ответственности, процедура наложения взыскания, размер ответственности прописывались в ст. ст. 30 - 39. Основания ответственности нами уже обозначены при рассмотрении обязанностей рабочего, поэтому остановимся на процедуре наложения взыскания и размере ответственности. Взыскание за неисправную работу определялось соответственно свойству неисправности, т. е. в зависимости от количества произведенных недоброкачественных изделий и степени их недоброкачественности, от размера ущерба, причиненного порчей материалов, машин и иных орудий производства. Таким образом, в каждом конкретном случае размер взыскания устанавливался индивидуально. Аналогичное правило действует и в наше время - гл. 39 Трудового кодекса РФ устанавливает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Взыскание за прогул налагается с учетом размера заработной платы и количества прогульного времени в сумме, не превышающей трехдневного заработка рабочего. Заработная плата за время прогула рабочему не выплачивалась. Таким образом, на рабочего налагался своего рода штраф. Не признавалась прогулом неявка на работу в случае лишения рабочего свободы, вследствие разорения от несчастного случая, в случае пожара, разлива реки, в случае болезни работника, лишающей возможности отлучиться из дома, в случае смерти или болезни родителей, мужа, жены или детей (ст. 32). За нарушение порядка на фабрике (ст. 33) взыскание не могло превышать одного рубля. Таким образом, в отличие от советского и российского трудового законодательства имперское законодательство не знало еще дисциплинарной ответственности. Денежное взыскание, наложенное заведующим, записывалось в расчетную книжку не позднее трех дней со времени его наложения с указанием повода и размера взыскания и затем удерживалось из его заработка. Все взыскания также записывались в специальную шнуровую книгу, которая представлялась фабричным инспекторам по первому их требованию. Распоряжения заведующего фабрикой о наложении взысканий не подлежали обжалованию ни в административном, ни в судебном порядке. Но если при посещении фабрики фабричным инспектором из заявлений рабочих будет обнаружено незаконное наложение на них взысканий, то заведующий привлекался к ответственности. Денежные средства, взысканные с рабочих, составляли особый капитал (так называемые штрафные деньги), который мог быть употребляемым только на нужды рабочих, с разрешения фабричной инспекции. Таким образом, законодатель имел цель, закрепляя рассмотренное положение, лишить заведующего фабрикой экономического интереса при наложении взыскания на рабочего. Таким образом, мы полагаем, что определение содержания трудовых правоотношений с помощью договорного способа, по сути, означает возврат науки и практики трудового права к реалиям XIX в. Только определение содержания трудового правоотношения в нормативном порядке позволит защитить работника как более слабую сторону и устранить произвол со стороны работодателя. На протяжении всей истории развития законодательства о регулировании наемного труда наемный работник никогда не имел возможности "диктовать" условия найма. На наш взгляд, с учетом законодательного опыта прошлого (ст. 22 Высочайше утвержденного мнения Государственного совета от 3 июня 1896 г. "По проекту правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции" <*>) необходимо внести изменения в действующее законодательство, закрепив принцип дифференцированного регулирования правового статуса работодателя в лице государства и работодателя-собственника. Например, в соответствии со ст. 133 ТК РФ все работодатели обязуются выплачивать месячную заработную плату в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труды. Но в целях защиты интересов работников частных предприятий и борьбы с таким явлением действительности, как "черная заработная плата", указанную норму можно изложить в новой редакции: "Месячная заработная плата работника, реализующего способности к труду у работодателя-собственника (физического и (или) юридического лица), отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом трехкратного минимального размера оплаты труда". Иные нормы ТК РФ также должны быть дополнены и изменены с учетом принципа дифференцированного регулирования правового статуса работодателя в лице государства и работодателя-собственника. -------------------------------- <21> ПСЗ. Собр. 3. Т. 6. N 3769. СПб., 1882 - 1913.
Название документа