Взыскание заработной платы
(Черновол И.)
("Законность", 2006, N 4)
Текст документа
ВЗЫСКАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
И. ЧЕРНОВОЛ
И. Черновол, прокурор отдела прокуратуры Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук.
Одно из наиболее значимых прав, которое обеспечивает достойное существование человека, - право каждого работника на своевременное получение заработной платы.
Согласно данным комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в городе общая сумма просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 31 октября 2005 г. составила 20 млн. 97 тыс. руб. (в 16 организациях города), недополучили заработную плату 1633 работника.
Существенному сокращению задолженности способствовала активная работа прокуратуры города и районных прокуроров по защите трудовых прав граждан.
Реализуя предоставленные законодательством полномочия, прокуратура Санкт-Петербурга создает условия, стимулирующие руководителей организаций-должников к своевременной выплате вознаграждения работникам за труд, как путем привлечения их к уголовной и административной ответственности, так и предъявления в суд заявлений о выплате начисленной, но не выплаченной заработной платы.
Статья 122 ГПК РФ предоставляет возможность рассмотрения дел о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы в порядке приказного производства. Указанное обстоятельство весьма значимо, поскольку эта категория дел подлежит незамедлительному рассмотрению, а права граждан на получение заработной платы - немедленному восстановлению.
Тенденция упрощения процедуры разрешения "бесспорных" гражданских дел прослеживалась еще с 1995 г., когда в ГПК РСФСР были внесены изменения, позволяющие разрешать определенный перечень "бесспорных" дел путем выдачи судебного приказа, одновременно являющегося не только судебным постановлением, но и исполнительным документом. Однако Гражданский процессуальный кодекс, введенный в действие с 1 февраля 2003 г., позволил ускорить существующую с 1995 г. процедуру приказного производства.
Согласно требованиям ст. 126 ГПК судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного приказа без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения (ст. 128).
Такой упрощенный порядок выдачи исполнительного документа судом в течение пяти дней с момента обращения в суд позволяет прокурору быстро и эффективно реагировать на факты несвоевременной оплаты труда работников.
Отстаивая права и законные интересы трудящихся, прокурор Санкт-Петербурга активно участвует в формировании судебной практики по делам этой категории.
Отдельные судьи города до недавнего времени отказывали прокурору в принятии заявлений в защиту прав граждан, перед которыми у работодателей была задолженность по заработной плате. При этом они ссылались на то, что гражданско-процессуальным законодательством прокурору не предоставлено право на предъявление такого рода заявлений, так как у работников нет уважительных причин, препятствующих их самостоятельному обращению в суд.
Согласно требованиям ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Представляется, что к "другим уважительным причинам" могут быть отнесены следующие: служебная зависимость от работодателя; тяжелое материальное положение гражданина, не позволяющее ему оплатить услуги адвоката (в то время как право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано Конституцией РФ); нахождение у работника на иждивении несовершеннолетних детей, нетрудоспособных членов семьи и необходимость постоянного ухода за ними; отдаленность места проживания от места нахождения суда; препятствия со стороны работодателя в получении работником документов, подтверждающих факт невыплаты заработной платы и размер задолженности, и др.
Последовательно отстаивая свою позицию о праве прокурора на обращение в суд за защитой трудовых прав граждан, прокурор города обратился в надзорную инстанцию Санкт-Петербургского городского суда с представлением об отмене определений мирового судьи, оставленных без изменения апелляционной инстанцией, об отказе в принятии заявления прокурора одного из районов города.
Президиум городского суда 10 августа 2005 г. удовлетворил надзорное представление прокурора Санкт-Петербурга, признав причины, по которым граждане сами не могут обратиться за судебной защитой, уважительными, а обращение в их интересах прокурора обоснованным.
Таким образом, возможность инициирования прокурором гражданских дел в суде в защиту трудящихся о взыскании задолженности по заработной плате подтверждена высшей судебной инстанцией города.
Ссылаясь на эти обстоятельства, прокуроры районов Санкт-Петербурга по состоянию на 1 октября 2005 г. предъявили 758 заявлений в интересах трудящихся о взыскании задолженности по заработной плате на сумму 13758 тыс. руб. На 1 октября 2005 г. суды рассмотрели 788 заявлений, из них удовлетворено 651 на сумму 9853 тыс. руб., 137 заявлений прекращено производством ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. Все заявленные прокурором требования были признаны судами обоснованными, в связи с чем отказов в удовлетворении заявлений не было.
В настоящее время руководством прокуратуры города поставлена задача полностью погасить имеющуюся в городе задолженность по заработной плате.
Название документа
Вопрос: Уволилась с работы по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства в другую местность. Могут ли в этом случае признать меня безработной, и если признают, то в каком размере может быть начислено пособие по безработице?
("Трудовое право", 2006, N 4)
Текст документа
Вопрос: Уволилась с работы по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства в другую местность. Могут ли в этом случае признать меня безработной, и если признают, то в каком размере может быть начислено пособие по безработице?
М. В.Волкова, г. Саранск
Ответ: В случае увольнения по собственному желанию причина увольнения считается уважительной, если трудовой договор расторгнут в связи:
- с переездом на новое место жительства в другую местность;
- с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;
- с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи;
- с нарушением работодателем коллективного или трудового договора;
- с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений;
- с увольнением женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
Указанные причины увольнения по собственному желанию по уважительным причинам подтверждаются соответствующими записями в трудовой книжке.
Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию по уважительным причинам (если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня) и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в следующем размере:
- в первые три месяца в размере 75% от среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
- в следующие четыре месяца - в размере 60%;
- в следующие пять месяцев - в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, установленных Правительством Российской Федерации на соответствующий год;
- во втором 12-месячном периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации на соответствующий год.
Гражданам, уволенным из организации по собственному желанию без уважительной причины (имевшим в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель) и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется так:
- в первом 6-месячном периоде выплаты - в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации на соответствующий год;
- во втором 6-месячном периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации на соответствующий год.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные отделом трудоустройства центра занятости населения административного округа и при соблюдении условий перерегистрации, но не более двух раз в месяц.
Также выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае:
- отказа гражданина в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение отделом трудоустройства центра занятости населения АО, с места обучения за виновные действия;
- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в отделах трудоустройства центра занятости населения;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению отделов трудоустройства центра занятости населения.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае:
- неявки без уважительных причин к работодателю на переговоры о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления отделом трудоустройства центра занятости населения;
- отказа без уважительных причин явиться в отдел трудоустройства центра занятости населения для получения направления на работу (учебу).
М. С.Бахнов
Название документа
Вопрос: В каких случаях и кто правомочен устанавливать работникам ненормированный рабочий день? В чем различие между ненормированным рабочим днем и сверхурочной работой?
("Трудовое право", 2006, N 4)
Текст документа
Вопрос: В каких случаях и кто правомочен устанавливать работникам ненормированный рабочий день? В чем различие между ненормированным рабочим днем и сверхурочной работой?
В. Н.Алексеева, г. Кострома
Ответ: Статья 101 Трудового кодекса РФ закрепила понятие "ненормированный рабочий день". Основными признаками ненормированного рабочего дня являются:
- работа за пределами нормальной продолжительности и рабочего времени. Ограничений по поводу продолжительности времени работы, которые определены в отношении лиц, работающих по совместительству (статья 98 ТК), в сверхурочное время (статья 99 ТК), не установлено. Работник может привлекаться к работе как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены);
- привлечение к работе вызывается необходимостью, обусловленной интересами организации и выполняемой работником трудовой функции (например, работник относится к административному персоналу - начальник цеха);
- привлечение к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени носит эпизодический характер, то есть ни в коем случае не может быть системой.
Установлен порядок привлечения к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени: необходимо распоряжение (приказ) работодателя; должности привлекаемых должны быть включены в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, который устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации (статья 101 ТК).
Согласия работника на привлечение к такой работе не требуется. В то же время работодатель не вправе поручать ему выполнение работ, не определенных его трудовой функцией.
Согласно статье 119 ТК работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; в случае его непредоставления период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени компенсируется - с письменного согласия работника - как сверхурочная работа (статья 151 ТК). Это обязывает работодателя вести точный учет времени работы за пределами нормальной продолжительности.
Правилами предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 884, установлено, что в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.
Отнесение к перечню должностей работников с ненормированным рабочим днем тех, труд которых не поддается точному учету во времени или которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, означает, что они могут самостоятельно решать вопрос о работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, если это определено должностными инструкциями или локальными нормативными актами. Предварительного распоряжения руководителя организации о привлечении их к такой работе не требуется. В данной ситуации работа по режиму ненормированного рабочего дня производится по инициативе самого работника.
Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня.
На работников с ненормированным рабочим днем распространяются нормы о продолжительности работы (смены) (статья 94 ТК), о времени начала и окончания рабочего дня (смены); они на общих основаниях освобождаются от работы в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 113 ТК).
Если работник трудится неполный рабочий день (статья 93 ТК), то привлечение к труду сверх нормы ежедневной работы, определенной соглашением сторон, но в пределах установленной продолжительности ежедневной работы (смены) при 5- и 6-дневной рабочих неделях, не рассматривается как работа с ненормированным рабочим днем.
Работа с режимом ненормированного рабочего дня и сверхурочная работа осуществляются за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. В отличие от режима работы с ненормированным рабочим днем для привлечения работника к сверхурочной работе необходимо письменное согласие работника, наличие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 99 ТК. Круг работников, привлекаемых к сверхурочной работе, более широкий (определенные исключения установлены частью 4 статьи 99 ТК). Кроме того, установлено ограничение в отношении нормы отработанных часов (сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год).
М. С.Бахнов
Название документа
Вопрос: Каков порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?
("Трудовое право", 2006, N 4)
Текст документа
Вопрос: Каков порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?
О. С.Надеждина, г. Сыктывкар
Ответ: В соответствии со статьей 322 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который установлен статьей 321 ТК, предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы у данного работодателя.
Право на получение ежегодного дополнительного отпуска возникает одновременно с правом на использование ежегодного отпуска (статья 120 ТК). Дополнительные отпуска за работу в районах Севера предоставляются сверх ежегодного основного и всех дополнительных отпусков, указанных в статье 116 ТК и других законодательных актах, а также удлиненных отпусков для отдельных категорий работников (например, для работников образовательных учреждений, женщин, работающих в сельской местности). Это означает, что при наличии у работника северных районов права на другие дополнительные и удлиненные отпуска сначала определяется общая продолжительность отпуска с учетом всех иных дополнительных и удлиненных отпусков, а затем к ней прибавляется дополнительно отпуск за работу на Севере.
По общим нормам трудового законодательства отпуск должен предоставляться ежегодно. Перенесение отпуска на следующий рабочий год допускается лишь в исключительных случаях. Непредоставление ежегодного отпуска в течение 2 лет подряд запрещено (статья 124 ТК).
В то же время для лиц, работающих в районах Севера, допущена возможность полного или частичного соединения по желанию работника как основных, так и дополнительных отпусков (часть 3 статьи 322 ТК). Чтобы воспользоваться этой гарантией, работник своевременно, до составления графика отпусков на следующий год, должен сообщить работодателю о своем намерении соединить отпуска. Работодатель с учетом мнения представительного органа работников со своей стороны обязан при утверждении графика отпусков предусмотреть предоставление отпуска каждому работнику не реже чем один раз в два года.
Общая продолжительность объединенного за 2 года отпуска не может превышать 6 месяцев, включая время, необходимое на проезд к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к следующему отпуску на следующий год.
Средний заработок за время соединенных отпусков должен подсчитываться по общим правилам: из расчета заработка за три календарных месяца, предшествующих уходу в отпуска, а не для каждого из соединенных отпусков.
Время проезда к месту использования отпуска и обратно 1 раз в 2 года не засчитывается в срок отпуска и не оплачивается. Время для проезда в отпуск и обратно предоставляется начиная со второго года работы и определяется по тому виду транспорта, которым воспользовался работник.
Часть 5 статьи 322 ТК предусматривает еще одну гарантию при предоставлении отпусков в районах Севера: по просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в учреждение среднего или высшего профессионального образования, расположенное в другой местности.
Основаниями для внеочередного ежегодного отпуска являются, во-первых, наличие у родителя ребенка стажа, необходимого для получения такого отпуска, и, во-вторых, документ (вызов) учреждения среднего или высшего профессионального образования о допуске ребенка ко вступительным экзаменам.
М. С.Бахнов
Название документа
Вопрос: Какой орган и в каких случаях может уменьшить размер возмещения материального ущерба, подлежащего взысканию с работника?
("Трудовое право", 2006, N 4)
Текст документа
Вопрос: Какой орган и в каких случаях может уменьшить размер возмещения материального ущерба, подлежащего взысканию с работника?
И. В.Павлов, г. Рязань
Ответ: Законодательством установлены предельные размеры материальной ответственности работников (статьи 241, 242, 243 ТК РФ). Однако закон не учитывает и не может учитывать индивидуальные особенности каждого требования о возмещении ущерба. Поэтому размеры взыскания, установленные законом, признаются предельными, а в отдельных случаях с учетом индивидуальных особенностей каждого дела допустимо снижать возмещение ущерба, подлежащего взысканию с работника. Такое снижение может осуществлять не только работодатель, но и орган по рассмотрению трудовых споров, прежде всего суд, в котором рассматривается большинство дел о возмещении работником материального ущерба (часть 1 статьи 250 ТК).
Размер возмещения ущерба может быть уменьшен, если ущерб причинен случайно. Размер возмещения, как правило, не уменьшается при умышленном причинении ущерба, при причинении его в нетрезвом состоянии. Если ущерб причинен преступлением, совершенным с корыстной целью, уменьшать размер возмещения вообще не допускается (часть 2 статьи 250 ТК).
Принимаются во внимание обстоятельства, при которых был причинен ущерб, в частности были ли созданы работнику нормальные условия работы, как было организовано хранение имущества, принимал ли работник зависящие от него меры к предотвращению ущерба.
Учитывается также материальное положение работника, то есть размер его заработка, дополнительных доходов, семейное положение, наличие нетрудоспособных иждивенцев, удержание по исполнительным документам и т. п. Трудное материальное положение является одним из оснований для снижения размера возмещения ущерба.
Возможность уменьшения размера возмещения ущерба относится к случаям как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Такое уменьшение допустимо и при коллективной (бригадной) ответственности. Однако снижение может иметь место после распределения подлежащего возмещению бригадой ущерба между ее членами, поскольку степень вины, материальное положение и конкретные обстоятельства для каждого из членов бригады могут быть неодинаковыми.
Уменьшение размера взыскания с одного из членов бригады не является основанием для соответствующего увеличения размера взыскания с других членов.
М. С.Бахнов
Название документа
Вопрос: Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ. Кто в связи со вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях по этой статье?
("Трудовое право", 2006, N 4)
Текст документа
Вопрос: Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ. Кто в связи со вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях по этой статье?
Н. В.Крытов, г. Новосибирск
Ответ: Согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Если же лицо, нарушившее законодательство о труде и об охране труда, ранее уже было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, оно, согласно части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, дисквалифицируется на срок от одного года до трех лет.
Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по первой части статьи 5.27 КоАП, являются должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства, которые наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения о назначении административного наказания. В соответствии со статьями 23.12 и 28.3 КоАП РФ такими лицами являются:
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
2) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.
Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, по второй части статьи 5.27 КоАП РФ в соответствии с Приказом министра труда и социального развития РФ от 13 сентября 2002 г. N 184 являются: заместитель министра труда и социального развития РФ - главный государственный инспектор труда РФ; руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда - заместитель главного государственного инспектора труда РФ; заместитель руководителя Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда; начальники отделов Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, их заместители; главные государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда) отделов департамента; руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации; заместители руководителей государственных инспекций труда (по правовым вопросам и по охране труда) в субъектах Российской Федерации; начальники отделов государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители; главные государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации; государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
М. С.Бахнов
Название документа
Вопрос: Каков порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и каким требованиям должно отвечать принимаемое комиссией решение?
("Трудовое право", 2006, N 4)
Текст документа
Вопрос: Каков порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и каким требованиям должно отвечать принимаемое комиссией решение?
Н. С.Маврина, г. Брянск
Ответ: Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание определены статьей 388 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой комиссия по трудовым спорам (КТС) принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Если при проведении голосования голоса членов комиссии разделились поровну, решение считается непринятым. Работник вправе обратиться за разрешением трудового спора к мировому судье.
Законодателем определены требования, которым должно отвечать принимаемое КТС решение.
В решении отражается существо спора или предмет спора, то есть указывается, в чем конкретно состоит спор, каковы предъявляемые работником требования. В частности, фиксируются не только заявленные работником требования, поступившие на рассмотрение комиссии, например о признании наложенного дисциплинарного взыскания в виде замечания неправомерным, но и требования, сделанные работником на самом заседании комиссии. Последние могут быть как самостоятельными, например об оплате сверхурочной работы, так и производными от главного требования, такого, как выплата премиального вознаграждения, которого работник лишен в связи с совершением дисциплинарного проступка и объявлением ему дисциплинарного взыскания - замечания.
В отношении рассматриваемых на заседании требований работника комиссия принимает решение.
Решение КТС должно быть выражено в категоричной и четкой форме, не позволяющей толковать его по-другому или уклоняться от его исполнения. В решении по денежным требованиям указывают точную сумму, причитающуюся работнику.
К решению КТС предъявляются требования законности и обоснованности.
Решение КТС выносится со ссылкой на действующее законодательство - федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, локальные нормативные акты организаций.
Законодательство не закрепляет права КТС использовать аналогично права в случае обнаружения пробела в правовом регулировании трудовых отношений.
Как при рассмотрении спора комиссией по существу, так и при отказе в рассмотрении в силу неподведомственности спора мнение комиссии облекается в форму решения.
Решение, принятое комиссией, подписывается ее членами, присутствующими при рассмотрении спора. Принятие решения завершает рассмотрение спора в КТС.
Копии решения КТС, подписанные и заверенные печатью, в течение трех дней со дня принятия решения вручаются работнику и работодателю.
М. С.Бахнов
Название документа