Письмо в редакцию
(Аблин М. В.)
("Медицинское право", 2006, N 2)
Текст документа
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
М. В. АБЛИН
Аблин М. В., юрист, г. Уфа, Республика Башкортостан.
Возраст пациента: юридическое значение
Федеральным законом от 1 декабря 2004 г. были внесены поправки в "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан". Изменениям подверглись ст. 24, 31, 32, 33, 43 и 61 Основ.
Напомним, что прежде пациент мог полностью осуществлять свои права, предусмотренные медицинским законодательством, начиная с 15 лет. Именно по достижении этого возраста пациент, например, самостоятельно давал информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; в отношении недееспособных лиц или лиц, не достигших 15 лет, такое согласие давал законный представитель. В новой редакции закона информация о возрасте пациента, начиная с которого последний полностью осуществляет свои права, содержится только в ч. 2 ст. 24 Основ; в ст. 31, 32, 33, 43, 61 имеются отсылочные нормы на ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Можно наглядно сравнить старую и новую формулировки закона:
Часть 2 ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (старая редакция): несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со ст. 32, 33, 34 настоящих Основ.
Часть 2 ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (действующая редакция): несовершеннолетние - больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со ст. 32, 33, 34 настоящих Основ.
Соответственно для несовершеннолетних больных наркоманией установлен повышенный возраст для реализации полной медицинской дееспособности - 16 лет. Можно сделать следующие выводы.
1. При поступлении больного в возрасте от 15 до 16 лет врач должен определить, наркоман перед ним или нет. Естественно, предполагается, что пациент не является больным наркоманией. Пациент дает согласие на оперативное вмешательство, производится хирургическая операция, в дальнейшем выясняется, что пациент наркоман (соответственно не имел права самостоятельно давать согласие на хирургическое вмешательство). Требования закона нарушены. Подобная ситуация может возникнуть и при определении возраста, с которого возникает право на врачебную тайну.
2. В Основах появились отсылочные нормы, касающиеся возраста пациента. В прежней редакции закона указание на возраст в 15 лет имелось в ст. 31, 32, 33, 43, 61 Основ.
3. По смыслу ч. 2 ст. 24 Основ несовершеннолетний больной наркоманией полностью приобретает право добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство, право на врачебную тайну по достижении 16 лет по любым заболеваниям и видам медицинских вмешательств (в том числе и не имеющих отношения к наркомании).
Изменения от 1 декабря 2004 г. в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, на мой взгляд, могут привести лишь к путанице в определении правосубъектности пациента в возрасте от 15 до 16 лет.
Название документа
Вопрос: Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость бесплатно выдаваемого молока или других равноценных продуктов по установленным нормам работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и лечебно-профилактического питания, предоставляемого работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда?
("Налоги" (газета), 2006, N 11)
Текст документа
Вопрос: Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость бесплатно выдаваемого молока или других равноценных продуктов по установленным нормам работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и лечебно-профилактического питания, предоставляемого работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Согласно ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты; на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда" установлено, что организации обязаны обеспечить выдачу 0,5 л бесплатного молока одному работнику за смену независимо от ее продолжительности.
Бесплатное молоко или другие равноценные пищевые продукты работники должны получать в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом вышеуказанных норм и условий бесплатной выдачи нельзя заменять молоко денежной компенсацией и другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, а также выдавать молоко за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпускать его на дом.
Перечень равноценных молоку пищевых продуктов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2002 г. N 849.
Таким образом, стоимость молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, бесплатно выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подпадает под понятие компенсационных выплат и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц согласно п. 3 ст. 217 Кодекса.
Т. В.Богданова
Советник налоговой службы III ранга
Название документа
Вопрос: Создается ли обособленное подразделение у организации, которая по месту, не совпадающему с местом своего нахождения, более одного месяца осуществляет деятельность, связанную с использованием принадлежащих организации амортизируемых основных средств физическими лицами, привлеченными для работы согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы?
("Налоги" (газета), 2006, N 11)
Текст документа
Вопрос: Создается ли обособленное подразделение у организации, которая по месту, не совпадающему с местом своего нахождения, более одного месяца осуществляет деятельность, связанную с использованием принадлежащих организации амортизируемых основных средств физическими лицами, привлеченными для работы согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со ст. 209 "Основные понятия" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, понятие "рабочее место" связано с понятием "работник".
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 "Стороны трудовых отношений" ТК РФ).
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ст. 16 "Основания возникновения трудовых отношений" ТК РФ).
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ).
Это означает, что организация и физическое лицо, привлеченное для работы в этой организации согласно специальному договору с государственной организацией на предоставление рабочей силы (это может быть военнослужащий или лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы), не рассматриваются в качестве работодателя и работника, поскольку не заключают между собой трудовой договор в соответствии с ТК РФ и, следовательно, не вступают друг с другом в трудовые отношения.
Следовательно, привлекая для работы физических лиц согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы, организация не создает рабочее место.
В связи с этим в рассматриваемом случае обособленное подразделение организации не создается, поскольку организацией не оборудуются соответствующие рабочие места.
А. А.Авдеев
Советник налоговой службы III ранга
Название документа