Развитие направления "Энергетическое право" в Институте государства и права РАН

(Занковский С. С.) ("Энергетическое право", 2008, N 1) Текст документа

РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЯ "ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО" В ИНСТИТУТЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН

С. С. ЗАНКОВСКИЙ

Занковский С. С., руководитель Центра предпринимательского права Института государства и права РАН, доктор юридических наук.

Направление "Энергетическое право" в ИГП РАН было создано в 2001 году. Предпосылкой этому явилась необходимость становления новой правовой структуры в российской отрасли электроэнергетики. Необходимо отметить, что реформа электроэнергетики была запланирована распоряжением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 1040-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" <1> и рядом других нормативных актов. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3032.

В связи с этим в ИГП РАН в 2001 году была основана группа энергетического права, которая действовала в рамках Программы сотрудничества между РАН и РАО "ЕЭС России". Группой энергетического права выполнялась работа по подготовке юридических заключений на проекты нормативно-правовых документов, разработанных в органах исполнительной и законодательной власти РФ, затрагивающих новые направления реформирования электроэнергетической отрасли. Группой энергетического права был подготовлен ряд заключений на проекты федеральных законов, которые предусматривали изменения в следующие Федеральные законы: "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О естественных монополиях", Гражданский кодекс РФ, "О защите конкуренции", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Также группа энергетического права приняла активное участие в разработке основного энергетического Закона "Об электроэнергетике" посредством предоставления замечаний как на одноименный законопроект Правительства РФ, так и на проект закона группы депутатов Государственной Думы РФ. В дальнейшем основополагающие разработки группы энергетического права нашли свое отражение в двух больших работах РАН: "Россия в условиях глобализирующегося мира" (2003) и "Изменяющаяся роль государства в регулировании экономических условий в отношении глобализации" (2005). Результаты работы группы энергетического права также были представлены на двух крупнейших конференциях: Германо-российская конференция "Актуальные проблемы правового регулирования энергетического сектора и недропользования в Германии и России: теория, практика и перспективы" (2006) и Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права в современной России" (2006). Кроме того, сотрудниками группы энергетического права в течение 7 лет публикуются материалы о важнейших правовых проблемах в электроэнергетике в ведущих научных изданиях. В настоящее время группой энергетического права исследуются актуальные вопросы в отрасли электроэнергетики, в том числе вопросы энергетической безопасности, разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере энергоснабжения, а также антимонопольное регулирование в электроэнергетике. В процессе исследования учитывается и тот факт, что при реформировании энергетического законодательства определенную роль играет и то, что одним из направлений России является постепенное формирование единого рынка с различными государствами. Меры по сближению национального рынка и рынков отдельных стран предусматривают в перспективе формирование общей правовой среды, а именно создание общих правил России с европейскими странами и ВТО. Данная ситуация обусловлена углублением внешнеэкономических отношений России с СНГ и странами Европы. Налицо и тот факт, что при построении отношений в сфере электроэнергетики также представляет интерес соответствующая нормотворческая и правоприменительная практика стран Европейского союза, в том числе с позиции учета других энергетических составляющих. Имеется в виду построение правового механизма, который ориентирован на увязку потребления нефти, газа, угля для энергопроизводства в зависимости от уровня энергосберегающих технологий, наличия конкурентных начал между электроэнергетическими компаниями, а также последних с компаниями, производящими другие виды энергии. Этой проблеме придается особое внимание в Директивах ЕС по электричеству, ст. 3 которых в качестве цели нового регулирования энергетического хозяйства выделяет создание ориентированного на конкуренцию, устойчивого и в соответствии с экологическими аспектами продолжительно действующего энергетического рынка <2>. -------------------------------- <2> Подробнее см.: Зеккер Ф. Ю. Свобода посредством конкуренции. Конкуренция посредством регулирования. Реформа энергетического права в свете опыта энергетического права США // Энергетическое право. 2005. N 2. С. 11; 2006. N 1. С. 16 - 22.

Более того, постановка вопроса о необходимости анализа международно-правового и национального законодательства, регламентирующего вопросы энергетической безопасности, приобретает иное звучание, ведь в современных условиях говорить об энергетической безопасности России как состоянии защищенности ее топливно-энергетического комплекса, потребителей энергоресурсов и экономики в целом от неблагоприятного развития событий невозможно вне проблематики глобальной энергетической безопасности. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что существует необходимость установления границ правового понятия энергетической безопасности, так как последняя является составной частью национальной безопасности России, и уже это обстоятельство способно сообщить ее содержанию самый обширный характер, тем более что энергетическая безопасность возникает как продукт взаимодействия политики, права и экономики. Кроме того, следует подчеркнуть, что в направлении "Энергетическое право" важен вопрос разграничения правомочий по нормативному регулированию энергетики между федеральным центром и регионами с учетом конституционного требования об отнесении к ведению РФ федеральных энергетических систем, ядерной энергетики и расщепляющихся материалов (п. "и" ст. 71 Конституции РФ). Так, исходя из условий ст. 21 Закона "Об электроэнергетике", которыми установлено соотношение ключевых полномочий Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, в последние два года органы исполнительной власти республик, областей и крупных городов России стали более активно пользоваться своим правом контроля за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надлежащего энергоснабжения населения. Это можно объяснить, прежде всего, возникшими кризисными явлениями, которые наблюдались в энергоснабжении таких крупных мегаполисов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, а также целого ряда областей России. Как показывают результаты анализа правоприменительной практики, органы исполнительной власти субъектов РФ стали проводить более активную и последовательную политику как в части осуществления ими контрольных функций в данной сфере, так и в процессе своего участия в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии в пределах ЕЭС России. В связи с этим, судя по наблюдаемым тенденциям, субъекты РФ будут, как представляется, в ближайшие годы не только прилагать усилия к совершенствованию своей уже существующей правовой базы, но и расширять ее, что отчетливо просматривается на примере Москвы, Татарстана, областей дальнего округа. Что касается антимонопольного регулирования в электроэнергетике, то при формировании правовой базы в этой области должно уделяться более пристальное внимание вопросам запрета соглашений (согласованных действий) субъектов электроэнергетики, преследующих цель ограничения конкуренции и злоупотребления субъектами электроэнергетики своим доминирующим положением на рынках электроэнергии. Ключевым моментом остается формирование и реализация средств контроля государства за деятельностью топливно-энергетического комплекса, включая добычу природных ресурсов, их переработку и транспортировку; правомочия государственной власти по определению характера и содержания этой деятельности, в т. ч. в условиях наступления чрезвычайных ситуаций. Очевидно, что немаловажное значение также имеют нормативные возможности государства по регулированию уровня цен на энергоносители прямым или косвенным образом; правовые последствия несоблюдения коммерческими организациями требований государственной политики цен; ответственность государства за убытки, причиненные в результате регулирования цен. Более того, залогом функционирования электроэнергетической отрасли является формирование правовой базы энергосбережения. Здесь, без сомнения, значительна роль государства, которое должно обеспечить экономию энергоресурсов и создать правовые средства стимулирования энергосбережения. Вместе с тем не обойтись без прозрачной системы мониторинга ситуации в энергетическом секторе РФ; своевременного правового обеспечения открытости и распространения информации о состоянии дел в данном секторе; четких механизмов юридической ответственности за нарушение правил о движении информации. Очевидно, что разработка правовой проблематики в отрасли электроэнергетики состоит из формирования предложений по подготовке нового нормативного материала и по устранению недостатков действующего, не оставляя без внимания перспективное сближение национального электроэнергетического законодательства с рядом других стран. Итак, с учетом складывающихся в мире тенденций по формированию в высокоразвитых странах энергетического права как значимой комплексной отрасли в России все отчетливее просматриваются его ключевые источники в качестве элементов отечественной системы законодательства. В целях дальнейшего совершенствования и систематизации энергетического законодательства, по мнению ряда специалистов, следует избрать в качестве формы основополагающего юридического акта Энергетический кодекс Российской Федерации <3>. Важно, что при принятии такого подхода для построения современной модели энергетического законодательства страны в таком кодифицированном акте необходимо в качестве базовых положений зафиксировать принципы и методы комплексного правового регулирования отношений, складывающихся в процессе поиска, добычи с получением, транспортирования, переработки, распределения и потребления энергетических ресурсов различного вида <4>. -------------------------------- <3> Катренко В. Российскому ТЭКу нужна энергия добротных законов // Планета Энергия. 2002. N 1. <4> Подробнее о целесообразности такого подхода к правовому регулированию отношений, складывающихся с участием структур топливно-энергетического комплекса (ТЭКа) см.: Лахно П. Г. Энергия, энергетика и право // Энергетическое право. 2006. N 1. С. 13 - 14.

Название документа