Инспекция труда: дубина или хворостина?

(Барбашова Т.)

("Бизнес-адвокат", 2005, N 5)

Текст документа

ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА: ДУБИНА ИЛИ ХВОРОСТИНА?

Т. БАРБАШОВА

Татьяна Барбашова, старший преподаватель кафедры Международного частного права Академии внешней торговли.

Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства. Но, к сожалению, положение в сфере соблюдения гражданских прав, в том числе трудовых, продолжает оставаться неблагополучным (об этом свидетельствуют данные отчетов органов контроля и надзора).

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства являются основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 20 мая 2004 г.) в стране созданы новые органы контроля, в том числе Федеральная служба по труду и занятости. Во исполнение данного Указа Правительством РФ принято Постановление от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" (в ред. от 27 мая 2004 г.), в котором указано, что данная служба является органом, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 было утверждено Положение о Федеральной службе по труду и занятости. Согласно Положению служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами РФ.

Одним из основных государственных органов, обеспечивающих защиту законных прав граждан в сфере труда, в системе Федеральной службы по труду и занятости является государственная инспекция труда, в состав которой входят территориальные органы - государственные инспекции труда в субъектах РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения), образуя единую систему органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде. Гострудинспекция осуществляет свою деятельность на основании ТК РФ; Федерального закона от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 г. об инспекции труда и Протокола 1995 г. к Конвенции 1947 г. об инспекции труда, Конвенции 1978 г. о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде"; Положения о Федеральной инспекции труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 "О Федеральной инспекции труда" (в ред. от 8 января 2003 г.).

В соответствии с указанным Положением государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследования причин нарушения законодательства РФ о труде и охране труда;

3) предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности, отстранение от должности;

4) привлекать к административной ответственности.

Основным направлением деятельности Государственной инспекции труда является проведение проверок соблюдения трудового законодательства на предприятиях и организациях, расположенных на соответствующей территории. Поводами для этого служат поступающие в Гострудинспекцию жалобы, обращения от граждан, материалы проверок общественных организаций, в первую очередь от профсоюзов.

Так, работа государственного инспектора труда состоит не только из плановых проверок, но и из проверок обращений граждан по поводу нарушения трудового законодательства, когда работодатель, используя свое положение, грубо нарушает трудовые права работников, в частности, на получение заработной платы.

Поступающие от граждан обращения должны быть зафиксированы и рассмотрены в течение 1 месяца с момента поступления в госинспекцию. При этом право на обращение возникает независимо от того, когда произошло нарушение прав граждан.

По данным Государственной инспекции труда в 2004 г., проведено более 250 тыс. различных проверок, в результате которых выявлено и устранено свыше 2 млн. нарушений, восстановлены трудовые права тысяч работников, предотвращено большое количество нарушений трудовых прав и требований по охране труда.

Надзорно-контрольная и правозащитная деятельность органов Государственной инспекции труда по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений граждан предоставила возможность защитить и восстановить нарушенные права около 65 тыс. граждан, устранить в ходе проверок более 1,5 млн. грубых нарушений законодательства. Рассмотрено более 3 тыс. обращений по вопросам трудовых споров, в результате которых права граждан были защищены.

Необходимо отметить, что ст. 358 ТК РФ предписывает государственным инспекторам труда воздерживаться от сообщения работодателю сведений о работнике. Инспекторы обязаны спросить работников, обратившихся к ним, согласны ли они на сообщение сведений о них, как заявителях в инспекцию труда, представителям работодателя. Волеизъявление работника должно быть выражено в письменной форме.

В зависимости от результатов проверок органы Гострудинспекции принимают конкретные меры: выдают предписания об устранении нарушений, обязательные для исполнения; ставят вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к ответственности; в соответствии с законодательством РФ рассматривают дела об административных правонарушениях.

Основным актом государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является предписание об устранении вскрытых правонарушений. Предписание составляется в 2 экземплярах и оформляется в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (в ред. от 22 августа 2004 г.). Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемся в деле органа государственной инспекции труда, проводившего проверку.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственным инспекторам труда предоставлены властные полномочия по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства. При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, руководителю Федеральной службы по труду и занятости и (или) в суд.

Суды рассматривают жалобы на решения государственных инспекторов труда, главного государственного инспектора труда о привлечении руководителей и иных должностных лиц организации к ответственности в административном порядке. Рассмотрение жалоб осуществляется по правилам, предусмотренным КоАП РФ и ГПК РФ. На государственных инспекторах труда лежит обязанность доказывать законность своих действий при их обжаловании руководителями или иными должностными лицами организации (согласно ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ).

Полномочные представители работодателя вправе обжаловать действия государственных инспекторов труда и руководителей органов Государственной инспекции труда, включая действия (бездействие) руководителя Федеральной службы труда и занятости, в суд по месту нахождения инспекции, где трудится работник, действия которого обжалуются.

Физические лица вправе обжаловать действия государственного инспектора труда в суд по месту нахождения соответствующей инспекции труда, где трудится работник, действия которого обжалуются, либо в суд по месту своего жительства. Выбор суда в данном случае остается за физическим лицом.

При рассмотрении судом жалоб и признании их подлежащими удовлетворению суд обязывает устранить препятствия для реализации прав и свобод граждан, в том числе путем возложения на должностных лиц Государственной инспекции труда обязанности по принятию соответствующих мер в пределах имеющейся у них компетенции.

Название документа