Возникновение трудового правоотношения из незавершенного сложного юридического состава
(Бондаренко Э. Н.) ("Журнал российского права", N 1, 2005) Текст документаВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ ИЗ НЕЗАВЕРШЕННОГО СЛОЖНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА
Э. Н. БОНДАРЕНКО
Бондаренко Эльвира Николаевна - заведующая кафедрой правоведения Алтайского госуниверситета, кандидат юридических наук, доцент.
В качестве оснований возникновения правоотношений, в том числе и трудовых, выступают не только отдельные юридические факты, но и сложные составы. Иногда достаточно только трудового договора, чтобы возникло правоотношение. Трудовой договор в этом случае выступает как самостоятельный юридический факт. Но нередко трудовое правоотношение может быть порождено лишь совокупностью нескольких юридических фактов, представляющих собой основание, называемое "сложным составом". Это объясняется и сложностью самих трудовых отношений, и различными условиями, в которых они возникают, и особенностями трудовой деятельности, и другими обстоятельствами. Присутствие сложных правообразующих составов в трудовом праве необходимо. Сложные правообразующие составы могут быть завершенными и незавершенными. Под завершенными составами понимаются такие, в которых процесс накопления юридических фактов завершен, в связи с чем наступают правовые последствия. Незавершенные - составы, в которых отсутствует один или несколько элементов <*>. -------------------------------- <*> См.: Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. С. 37.
Порядок накопления юридических фактов в составе и его значение для возникновения правоотношения - не бесспорный вопрос в правовой науке. Некоторые ученые считают, что вне зависимости от очередности накопления элементов состава, юридические последствия наступают только тогда, когда количественные изменения закончены и наступают изменения качественные. Тогда и происходит "скачок", который переводит состав из состояния фактического в состояние юридическое <*>. Другие обращают внимание на то, что последовательность накопления может зависеть от особенностей отраслевых правоотношений, возникающих на основе сложного состава. Например, последовательность накопления юридических фактов в гражданско-процессуальном сложном составе заранее установлена законом <**>. По мнению третьих, при наступлении некоторых или хотя бы даже одного из фактов, являющихся элементами юридического основания права, могут наступить известные, хотя и незавершенные правовые последствия <***>. -------------------------------- <*> См.: Красавчиков О. А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Госюриздат, 1958. С. 62. <**> См.: Ярков В. В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права. Екатеринбург, 1992. С. 63. <***> См.: Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2000. С. 630; Бегичев Б. К. Трудовая правоспособность советских граждан. М.: Юридическая литература, 1972. С. 200.
Строгая последовательность накопления юридических фактов и, как следствие, возможность возникновения правоотношения только из полного, завершенного состава предусмотрены законодательством для тех случаев, когда трудовая деятельность работника связана с выполнением особых трудовых функций либо когда наличие предыдущего юридического факта состава необходимо для наступления следующего. Так, приему на работу и заключению трудового договора с лицами, допущенными к государственной тайне, предшествует особая процедура, связанная с проведением органами безопасности проверочных мероприятий. Результатом таких мероприятий является собственно допуск к государственной тайне, который включает в себя принятие обязательств перед государством по нераспространению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну; ознакомление с законодательством о государственной тайне; принятие компетентным руководителем решения о допуске лица к сведениям, содержащим государственную тайну <*>. Разумеется, до получения допуска возникновение трудовых правоотношений невозможно. Особые требования, предъявляемые к работникам транспорта, вытекают из ст. 328 Трудового кодекса РФ (далее - ТК) и других нормативно-правовых актов. Так, в состав летного экипажа могут входить только граждане Российской Федерации, имеющие свидетельство о специальной подготовке (ст. 56, 52 Воздушного кодекса РФ). Эти юридические факты являются строго предшествующими трудовому договору <**>. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235. <**> См.: Головина С. Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. М.: Дело, 2003. С. 139, 189.
Иногда наступление следующего юридического факта в составе обусловлено наличием предыдущего. Например, если трудовое правоотношение возникает на основе судебного решения (ст. 16 ТК), то последнее является обязательной предтечей заключения трудового договора при восстановлении на работе в судебном порядке. В соответствии со ст. 63 ТК 14-летнего подростка можно принять на работу, если налицо: а) правоотношение с учебным заведением (то есть он учится); б) согласие одного из родителей (попечителя, опекуна); в) согласие органа опеки и попечительства. Когда все эти юридические факты в наличии, заключается трудовой договор, который и сделает возможным "качественный скачок", превращающий фактический состав в юридический, способствующий возникновению трудового правоотношения. Совместительство также предполагает, что трудовой договор на условиях совместительства может быть заключен только при наличии трудового договора по основному месту работы (ст. 282 ТК). При трудоустройстве работника в счет установленной квоты необходимо, как это вытекает из ч. 2 ст. 16 ТК, наличие направления на работу уполномоченными законом органами. При наличии вакансий заключение трудового договора гарантируется законодательством. В этом смысл квотирования рабочих мест. Таким образом, сложный состав в этом случае состоит как минимум из двух элементов: направления на работу и заключения трудового договора. Даже при активном участии государственных органов волеизъявление трудоустраивающегося субъекта не теряет юридического значения, - подчеркивают авторы "Курса российского трудового права". В то же время, пишут они, в некоторых случаях орган по трудоустройству сам проводит переговоры о содержании трудового договора, то есть заключает его, а иногда даже и оформляет <*>. К последнему соображению мы относимся с сомнением, так как оно не соответствует личному характеру трудового договора и противоречит ст. 56, 57, 61 и 67 ТК, согласно которым трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, а следовательно, они же его заключают и подписывают. -------------------------------- <*> См.: Курс российского трудового права. Т. 2 / Под ред. С. П. Маврина, А. С. Пашкова, Е. Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2001. С. 441, 446.
Законодатель не всегда последователен в установлении порядка накопления юридических фактов в сложном составе. Так, в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" сказано, что собственник назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 20). Последовательность накопления юридических фактов очевидна: собственник сначала назначает руководителя на должность, потом заключает трудовой договор. Однако в Примерном трудовом договоре с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, утвержденном распоряжением Минимущества РФ от 11 декабря 2003 г. N 6946-р, говорится, что "орган исполнительной власти обязан назначить на должность Руководителя... в соответствии с настоящим трудовым договором" (п. 3.2.1) <*>. В случае с руководителем федерального государственного унитарного предприятия это еще не весь правообразующий состав: согласно вышеназванному распоряжению Минимущества РФ трудовой договор вступает в силу с даты согласования с федеральным органом по управлению государственным имуществом (п. 7.1). Кроме того, назначение на должность предполагает согласие работника, которое выражается в трудовом договоре. Каким же должен быть порядок юридических фактов в этом случае? В. Л. Гейхман пишет, что до издания соответствующего акта о назначении лицо не может приступить к осуществлению той деятельности, для которой оно назначается. В отличие от трудового договора волеизъявление гражданина в случаях назначения на должность вышестоящим органом не совпадает во времени с волеизъявлением данного органа <**>. "Здесь воля одного лица является условием для выражения воли другого. Сперва объективируется одна воля, потом - другая. Юридические же последствия наступают только после выражения второй воли" <***>. -------------------------------- <*> См.: БНА. 2004. N 6. <**> См.: Гейхман В. Л. Особые основания возникновения трудовых правоотношений // Советское государство и право. 1973. N 5. С. 109. <***> Пашерстник А. Е. Право на труд. М., 1951. С. 227 - 228.
Содержание приведенных сложных составов свидетельствует о том, что индивидуальный акт - трудовой договор, - "дождавшись" (по выражению В. Б. Исакова <*>) поступления всех требуемых юридических фактов, завершает создание сложного состава, в результате чего образуется основание правоотношения. Причем накопленный состав юридических фактов, как правило, предполагает принятие индивидуального акта - трудового договора, а иногда просто не оставляет другой возможности для субъекта трудового правоотношения. Почти во всех сложных правообразующих составах ст. 16 ТК их завершение зависит только от работника, но не работодателя: при избрании на должность; избрании по конкурсу; направлении в счет квоты; при наличии судебного решения о восстановлении на работе. -------------------------------- <*> См.: Общая теория государства и права: В 3 т. Т. 2 / Отв. ред. М. Н. Марченко. М.: ИКД Зерцало-М, 2001. С. 435.
Вопрос об очередности накопления юридических фактов в составе можно было бы вообще считать решенным, а момент возникновения трудового правоотношения из законченного состава - установленным в силу ч. 2 ст. 16 ТК, где говорится о заключении трудового договора в результате избрания на должность, избрания по конкурсу, назначения на должность и т. д. По логике вещей так и должно быть. Однако законодатель, как следует из п. 3 ст. 83 ТК, допускает возможность наступления правовых последствий из неоконченного состава. В статье, как известно, говорится о прекращении трудового договора вследствие неизбрания на должность. Следовательно, наличие трудовых правоотношений до избрания презюмируется. Об этом прямо указывается, например, в Приказе Минобразования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114: "В исключительных случаях в целях непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора между работодателем и преподавателями вузов до проведения конкурсной процедуры в установленном порядке" <*>. -------------------------------- <*> БНА. 2003. N 4.
Такие ситуации возможны не только в случае возникновения трудового правоотношения из сложного состава, включающего избрание по конкурсу, но и при избрании (выборах) на должность, утверждении в должности. Поэтому п. 3 ст. 83 ТК по тем же соображениям мог включать в себя и неизбрание на должность (неутверждение в должности). Правоотношение, возникшее из незавершенного состава, существует как бы в состоянии "неуверенности". В трудовом праве проблема незавершенного состава переносится в проблему срочных трудовых договоров, поскольку "условных" договоров трудовое законодательство не предусматривает. Завершающий юридический факт как условие не может считаться таковым, так как в отличие от условия в гражданско-правовых сделках (которое неизвестно, наступит или нет), завершающий юридический факт (отрицательный или положительный) наступит обязательно. Поэтому трудовой договор из незавершенного состава (в случаях когда допущение к работе при неполном составе в принципе возможно) предстает в виде срочного трудового договора <*>. Трудовой договор, который заключается в этих случаях, не может не быть срочным. Основание его заключения не предусмотрено ст. 59 ТК. В связи с этим п. 3 ст. 83 ТК мог бы быть сформулирован в более общем виде, а именно предусматривать прекращение трудового договора в случае, если не наступило обстоятельство, в соответствии с которым трудовой договор перезаключается на срок, определенный законом. -------------------------------- <*> См.: Гейхман В. Л. Указ. соч. С. 109.
Название документа