Секрет производства и коммерческая тайна

(Россол С.) ("Корпоративный юрист", 2007, N 12) Текст документа

СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА И КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

С. РОССОЛ

Россол Сергей, корпоративный консультант адвокатского кабинета В. М. Калинина.

Автор статьи анализирует соотношение двух понятий "секрет производства" и "коммерческая тайна", обосновывая при этом, что в связи с принятием четвертой части ГК РФ произошло их смешение, а легальное определение секрета производства значительно отклонилось от его доктринального толкования.

Понятие и признаки ноу-хау

Термин "ноу-хау" в переводе с английского означает "знаю как". В российской практике используются также понятия "секрет производства" и "секрет промысла", являющиеся синонимичными и взаимозаменяемыми. А. Карташян отмечает, что секрет производства (ноу-хау) представляет собой нематериальный объект (информационный продукт), использование которого делает производство более эффективным <1>. Секрет производства - это сложный правовой объект, четкое понимание сути которого необходимо для эффективной разработки законодательства, регулирующего его гражданский оборот и защиту. Наиболее полно, на наш взгляд, признаки данного объекта описал В. Дозорцев <2>. -------------------------------- <1> Карташян А. Г. Коммерческая информация в гражданском праве России // Юрист. 2006. N 7. <2> Дозорцев В. А. Понятие секрета промысла ("ноу-хау") // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7, 8.

1. Прежде всего, секрет промысла нематериален, а в силу этого обладает рядом свойств: он может использоваться одновременно неограниченным кругом лиц, у него отсутствует физическая амортизация и т. п. 2. Идея должна заключаться в решении какой-то практической задачи, в рекомендациях к действию. Иными словами, она не может носить только информативный или познавательный характер - это должно быть именно решение. 3. Такое решение может относиться к самым разным сферам: технике, математике, биологии, экономике, организации и т. п. 4. Оно по сравнению с другими решениями должно быть узнаваемым, должно поддаваться идентификации. К перечисленным чертам можно добавить еще одну: создателями секрета производства могут быть одновременно несколько не связанных между собою лиц. Вступающая 1 января 2008 г. в силу часть четвертая ГК РФ в п. 2 ст. 1466 ГК РФ формулирует это так: лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства. Некоторые авторы в качестве неотъемлемого признака ноу-хау называют также его секретность <3>, что не представляется бесспорным по целому ряду причин. -------------------------------- <3> См., например: Мухамедшин И. С. Ноу-хау и патентная форма охраны // Вопросы изобретательства. 1982. N 1; Амелина К. Е. Понятие ноу-хау // Внешнеторговое право. 2006. N 2.

Необходимо учитывать, что доступность информации всегда относительна. Так, информация может быть общеизвестна и доступна в одном регионе и представлять серьезную коммерческую ценность в другом <4> (подобная ситуация, например, нередко встречалась в период существования "железного занавеса" и сейчас продолжает сохраняться между развивающимися и развитыми странами). Или при широкой распространенности информации в одних сферах деятельности ее бытование в других отраслях может быть предельно ограничено. Бывает и так, что отдельные составляющие ноу-хау известны сами по себе, но их совокупное применение представляет собой именно то новшество, которое дает конкурентные преимущества <5>. -------------------------------- <4> См., например: Штумпф Г. Договор о передаче ноу-хау. М., 1976. <5> См., например: Фейгельсон В. М. Интеллектуальная собственность, недобросовестная конкуренция и ноу-хау. М., 2000.

Серьезной проблемой также является соотношение секретной и общеизвестной информации в ноу-хау. Довольно часто коммерческая ценность ноу-хау возникает только при объединении указанных видов информации. Что в этом случае считать секретом производства: засекреченную часть, информационный комплекс в целом или же способ объединения информации? Но ведь интерес представляет система знаний, а не ее отдельные части. Еще одним аргументом (который обычно не рассматривается юристами, но очень беспокоит бухгалтеров) является полная потеря ценности ноу-хау при его обнародовании в случае, если секретность признавать его неотъемлемой частью. Вместе с тем, несмотря на потерю "продажной стоимости", "секрет производства" продолжает представлять коммерческую ценность в процессе собственного использования. С учетом сказанного наиболее разумным представляется подход Р. Нарышкиной <6>, которая считает, что "секретность можно рассматривать лишь как условие правовой защиты ноу-хау", но не как понятийно-образующий признак. В подтверждение данной точки зрения можно привести норму ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1 (в ред. от 26 ноября 2001 г.), где под ноу-хау понималась информация технического, организационного или коммерческого характера, при условии наличия реальной и потенциальной рыночной ценности в силу ее неизвестности третьим лицам, которая приобретала и имела охраноспособность только в период выполнения процедур по ее защите. Иначе говоря, основным условием охраны ноу-хау было его нахождение в режиме защиты коммерческой тайны. -------------------------------- <6> Нарышкина Р. Л. Некоторые проблемы охраны ноу-хау в праве США // Советское государство и право. 1974. N 10.

Приведенное понимание термина "ноу-хау" широко распространено в научной среде и базируется на понятиях, используемых в международных правовых актах, законодательстве ряда развитых государств и научных исследованиях зарубежных авторов <7>, т. е., по сути, является его доктринальным толкованием. -------------------------------- <7> В частности, В. А. Дозорцев при определении данного термина учитывает директивы Евросоюза и законодательство США.

Понятие коммерческой тайны по действующему законодательству

Законодательство о коммерческой тайне в нашей стране состоит из целого ряда нормативно-правовых актов, которые, увы, зачастую дают разную трактовку базовых понятий данного правового института. Прежде всего обращает на себя внимание различие в определениях самого термина "коммерческая тайна". Так, п. 1 ст. 139 ГК РФ квалифицирует информацию как коммерческую тайну в случае, если: 1) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к информации нет свободного доступа на законном основании; 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Подпункт 1 абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне), в редакции, действующей до вступления в силу четвертой части ГК РФ, характеризует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, которая позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом отдельно дается легальное определение информации, составляющей коммерческую тайну, которое совпадает с дефиницией коммерческой тайны по части первой ГК РФ. Таким образом, в двух основополагающих для исследуемой области законодательных актах коммерческая тайна трактуется совершенно по-разному: для ГК РФ - это информация, а для Закона о коммерческой тайне - это особый режим хранения информации, т. е. меры, которые обладатель информации должен принимать по ее охране. Представляется, что подход, изложенный в Законе о коммерческой тайне, более соответствует практическим потребностям организации и самой природе информации. Законодатель в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Здесь акцентируется внимание на том, что информация - это всегда знание о чем-либо. Следовательно, она, по сути, является неотъемлемой принадлежностью физического лица или группы лиц, не может существовать помимо них и сама по себе интереса не представляет, обретает ценность только в процессе познания. Поэтому нельзя охранять информацию как таковую, можно лишь устанавливать режим ее распространения. Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что понятие "информация, составляющая коммерческую тайну" шире понятия "секрет производства" и, кроме ноу-хау, включает в себя данные, носящие чисто информативный характер и одновременно представляющие коммерческую ценность. К таковым в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" можно, например, отнести содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности. Под коммерческой тайной понимается особый режим доступа к информации, обеспечивающий ее защиту. Особенности создания и функционирования данного режима в настоящий момент четко регламентированы действующим Законом о коммерческой тайне. Однако с момента введения в действие части четвертой ГК РФ ситуация серьезно изменится.

Коммерческая тайна и ноу-хау после введения в действие части четвертой ГК РФ

Часть четвертая ГК РФ дает легальное определение понятия "секрет производства (ноу-хау)". В соответствии со ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Простое сравнение показывает, что с 1 января 2008 г. под секретом производства будет пониматься то, что до этого в Законе о коммерческой тайне рассматривалось как информация, составляющая коммерческую тайну, а в ГК РФ - как коммерческая тайна. Таким образом, произошло смешение понятий, а легальное определение секрета производства значительно отклонилось от доктринального его толкования. Мы привыкли считать производством воздействие на вещество природы при помощи средств труда, т. е. прежде всего создание материальных объектов. Теперь законодательная трактовка термина вступает в противоречие с его общепринятым значением. Серьезную проблему подобное изменение понятийного наполнения термина представляет собой и с точки зрения применения ранее принятых правовых актов и заключенных международных соглашений. Например, не совсем ясно, как будут соотноситься понятия, используемые в действующем законодательстве (в частности, служебной, коммерческой и профессиональной тайны), и секрета производства. Кроме того, по замечанию В. Лопатина <8>, в настоящее время о ноу-хау упоминается более чем в 180 международных соглашениях - изменение в определении термина может повлечь проблемы с их толкованием. -------------------------------- <8> Лопатин В. Н. Ноу-хау вместо коммерческой тайны // Информационное право. 2007. N 1.

В результате внесения новаций в законодательство изменится и порядок охраны информации. Прежде всего, это касается сроков охраноспособности секретов производства. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 11 Закона о коммерческой тайне информация, составляющая коммерческую тайну (в том числе секреты производства), должна сохраняться работником в тайне в течение всего срока трудовых отношений и специально оговоренного сторонами срока после их прекращения; если такой срок не оговорен сторонами, то в течение трех лет. Срок, в течение которого информацию сохраняет в тайне контрагент, в рамках гражданско-правовых отношений определялся договором. С момента введения в действие части четвертой ГК РФ ситуация станет иной. При этом уровень защищенности обладателя секрета производства увеличился. Так, согласно п. 2 ст. 1470 ГК РФ, работник будет обязан сохранять секрет производства в тайне до прекращения действия исключительного права на секрет производства. То же относится и к лицам, получившим секрет производства в рамках гражданско-правовых отношений. Логика построения гл. 75 ГК РФ приводит нас к выводу, что в каждом случае, когда возникает доступ к уже существующим секретам производства, а по сути - к конфиденциальной информации, необходимо заключение отдельного договора - лицензионного. Еще одним интересным моментом станет законодательное регулирование ситуации, возникающей вокруг ноу-хау, полученных в ходе работ, осуществляемых одной организацией по заказу другой. По нормам ст. 1471 ГК РФ такие ноу-хау являются собственностью исполнителя (подрядчика) работ или услуг. Серьезные вопросы вызывает также следующее. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о коммерческой тайне государственные органы вправе по мотивированному запросу получать любую информацию, имеющую конфиденциальный характер. Однако данному праву была противопоставлена обязанность государственных органов не распространять такую информацию (пп. 5 п. 2 ст. 7 Закона о коммерческой тайне). С 1 января 2008 г. государственные органы по-прежнему смогут требовать передачи информации, но согласно четвертой части ГК РФ обязанность ее защиты появляется только при наличии договорных отношений сторон, каковые не возникают при направлении мотивированного запроса государственных или муниципальных органов. В заключение хотелось бы отметить, что одновременно с повышением уровня правового регулирования объектов интеллектуальной собственности (что можно оценивать только положительно) введение четвертой части ГК вызовет и целый ряд проблем; в частности, будет, по сути, перечеркнута сложившаяся правоприменительная практика в регулировании института коммерческой тайны.

Обсудить статью можно на нашем сайте по адресу: http://www. clj. ru/discussion/state/120701.php.

------------------------------------------------------------------

Название документа