Представительство и защита социально-трудовых прав работников предприятий малого предпринимательства

(Васильев В. А.) ("Трудовое право", 2007, N 12) Текст документа

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В. А. ВАСИЛЬЕВ

Васильев В. А., заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, доцент Челябинского института Уральской академии государственной службы.

Анализ результативности норм трудового права свидетельствует, что некоторые из них не приобрели достаточной практической значимости в новых условиях организации труда. Применение в современной жизни норм, принятых иногда десятилетия назад, без учета сегодняшних реалий, международных стандартов, вызывает определенные трудности. Ранее автором исследовались особенности регулирования социально-трудовых отношений, возникающих в условиях заемного труда, использования в трудовом процессе труда отдельных категорий несовершеннолетних работников. Существенные особенности отличают защиту и представительство социально-трудовых прав работников малого и среднего бизнеса. На состоявшемся 14 - 16 ноября 2006 г. Съезде Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) в отчете Генерального совета ФНПР о деятельности по выполнению решений IV Съезда ФНПР и действиях Федерации, ее членских организаций по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов отмечалось, что продолжает оставаться тревожной тенденция снижения численности членов профсоюзов. Это связывалось с реструктуризацией предприятий, переходом работников в малые предприятия, где уровень профсоюзного членства не превышает 10%. В то же время на этих предприятиях допускается наибольшее количество нарушений трудовых прав работников. Обоснованно была поставлена задача активно организовывать работу по вовлечению в профсоюзы работников этих предприятий для обеспечения коллективно-трудовых прав и интересов <1>. -------------------------------- <1> См.: Шмаков М. В. Следуя этому пути, мы сможем оправдать надежды всех членов профсоюзов (отчет Генсовета ФНПР) // Профсоюзы и экономика. 2006. N 8. С. 28.

Такое вовлечение работников в профсоюзы возможно путем создания на предприятиях малого бизнеса первичных профсоюзных организаций, которые объединяли бы работников, связанных общими интересами, достижением общих целей. Если малочисленные отраслевые профсоюзы требуют укрупнения, поскольку лишь крупные общероссийские профсоюзы обладают достаточными организационными, финансовыми, кадровыми ресурсами для обеспечения эффективной деятельности по защите социально-трудовых прав работников, то "первички" на малых предприятиях должны стать теми начальными звеньями, которые способствуют усилению общероссийских отраслевых и территориальных профсоюзов, но, в свою очередь, нуждаются в их постоянной поддержке. Реструктуризация предприятий, в свою очередь, требует реструктуризации профсоюзов. Оказывающиеся вне сферы деятельности профсоюзов, работники предприятий малого бизнеса не всегда бывают заинтересованы в участии профсоюзов в защите их прав. Их позиция, как обоснованно отмечается в юридической литературе, определяется с учетом получения реальной защиты своих прав, динамики интересов работников, конституционной гарантии свободы деятельности общественных организаций <2>. -------------------------------- <2> См.: Сойфер В. Г. К вопросу о представителях работников организации // Законодательство и экономика. 2006. N 6. С. 74.

В соответствии со статьей 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение. Вместе с тем никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение (включая профессиональные союзы) или пребыванию в нем. Организация и деятельность профорганизаций на малых предприятиях осуществляются с учетом перспективы их развития. Малый бизнес относится к приоритетным направлениям экономического развития страны, поскольку способствует обеспечению стабильности развития экономики при изменении внутренних и внешних условий. Доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12%, в расчете на 1000 человек населения страны приходится лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС - не менее 30 <3>. -------------------------------- <3> См.: Гаврилов А. Как инвестировать малый бизнес // Российская газета. 2007. 11 июля.

Большой потенциал развития малых предприятий свидетельствует как о целесообразности мер со стороны государства для дальнейшего улучшения условий их деятельности, так и со стороны профобъединений по становлению, развитию профорганизаций, взаимодействию с иными представительными органами работников. Необходимо учитывать особенности специальности, профессии. Такой принцип создания представительных органов имеет глубокие корни, он был заложен во Временных правилах об обществах и союзах, учрежденных для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, утвержденных Государственным Советом, а также императорским Указом 4 марта 1906 г. В соответствии с ними в профобщество могли вступать лица, занимающиеся однородными или имеющими между собой связь работами или промыслами. В названный документ были включены Правила о профессиональных обществах. Их целью являлось выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда своих членов... В разделе II Указа "О временных правилах об обществах и союзах" эти цели конкретизировались, в частности отмечалось, что профессиональные общества могут ставить себе целью: - изыскание способов к устранению посредством соглашения или третейского разбирательства недоразумений, возникающих на почве договорных условий между нанимателями и нанимаемыми; - выяснение размеров заработной платы и других условий труда в различных областях промышленности и торговле; - выдачу пособий своим членам; - устройство касс: похоронных, взаимопомощи и т. п.; - оказание содействия по приисканию работы или рабочих рук; - оказание юридической помощи своим членам <4>. -------------------------------- <4> См.: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций / Отв. ред. О. И. Чистяков. М., 1994. Т. 9. С. 211 - 213.

До 1905 г. в России насчитывалось свыше сотни общественных организаций трудящихся, созданных по профессиональному признаку. В особенности они были распространены среди приказчиков, типографских рабочих, ремесленников. КЗоТ РСФСР 1922 г., принятый в период введения новой экономической политики (нэпа), допускавшей частное предпринимательство, предусматривал социальный диалог между профсоюзами как представителями работников, в том числе данной организации, и нанимателями, на основе которого в процессе коллективных переговоров заключались коллективные договоры. Названный ранее принцип, ориентирующий на создание профсоюзов с учетом особенностей специальности, профессии работников, не утратил своего значения и в наши дни. Речь идет об общих интересах, обусловленных, как правило, работой или связанными между собой видами трудовой деятельности, достижением общих целей. Этим можно объяснить, что законодательство других стран не предъявляет завышенных требований к количественным показателям профсоюзного членства. Задача заключается не только в том, чтобы уйти от сложившейся в социалистический период жизни нашей страны практики объединения в профсоюзы в организациях и работников, и руководителей различных уровней, но и в усилении общности интересов рядовых членов первичных профорганизаций. Это способствовало бы их сплоченности, активности в отстаивании своих интересов. Решение о создании первичной профсоюзной организации на малом предприятии не должно приниматься безальтернативно без учета других обстоятельств. Исторически сложилось, что в осуществлении представительства и защиты интересов, трудовых прав работников наряду с профсоюзами принимают участие и другие представительные органы. Это способствует развитию демократических процессов в организации. В наши дни в некоторой степени на них отражается общемировая тенденция к сокращению количества членов профсоюзов в экономически развитых странах. Только в восьми развитых странах мира в профсоюзы объединяется более половины экономически активного населения, это Швеция, Исландия, Дания, Финляндия и ряд небольших европейских государств. В других странах этот процент значительно ниже <5>. В Европе - 30 - 40%, столько же в Японии <6>. -------------------------------- <5> О праве профсоюзов представлять интересы трудящихся, не входящих в их состав // Вести профсоюзов. 2000. N 5. С. 18 - 20. <6> См.: Миляева Е. Колдоговор - это пакт о ненападении // Российская газета. 2007. 10 апреля.

Статья 31 Трудового кодекса предусматривает, что работниками может быть избран иной (непрофсоюзный) представитель (представительный орган) в следующих случаях: - когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации; - когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя; - когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне. В соответствии с Конвенцией МОТ N 135 "О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях" под представителями работников понимаются: - представители профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами или их членами; - выборные представители, избранные работниками предприятия в соответствии с национальным законодательством или коллективными договорами. К числу последних следует отнести советы трудовых коллективов, инициативные группы, женские и молодежные советы, создаваемые в организациях. Возможность создания общественных органов предусмотрена действующим российским законодательством. Так, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" наделяет работников организаций правом создания органов общественной самодеятельности, утверждения на собраниях уставов, положений о них с последующей государственной регистрацией либо без таковой. Положения об органах общественной самодеятельности представляют собой альтернативные локальные источники, в соответствии с которыми работники в противовес работодателю в целях защиты своих интересов формируют неюрисдикционные коллективные способы самозащиты <7>. -------------------------------- <7> См.: Лушников А. М., Лушникова М. В. О трудоправовых аспектах самозащиты: Курс трудового права в 2 т. М., 2003. Т. 1. С. 157 - 160.

Заслуживает обсуждения вопрос о том, какой представительный орган работников должен высказывать свое мнение по предлагаемым и принятым локальным нормам. Трудовой кодекс этот вопрос решает неоднозначно. В одних статьях речь идет об учете мнения представительного органа (статьи 8, 159, 162), в других - выборного профсоюзного органа (статья 372). В Трудовом кодексе существенно возросла правовая основа для принятия локальных актов, стал более широким перечень вопросов, по которым локальные нормативные акты должны приниматься работодателем. Статьей 8 ТК РФ определено, что в случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами и иными нормативными актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных правовых актов учитывает мнение представительного органа работников. Статьей определено положение общего характера, когда мнение представительного органа работников должно учитываться работодателем. В Кодексе также конкретизируется, в каких случаях необходимо работодателю учитывать мнение профсоюзных органов как представительных органов работников, а когда иных представителей работников. Как обоснованно полагает О. И. Снигирева, когда в нем упоминаются выборные или соответствующие профсоюзные органы, работодатель правомочен решать тот или иной вопрос только с их участием. В случаях когда упоминаются представители работников, представительные органы работников или представительные органы работников организации, работодатель может решать определенные вопросы с теми представителями, которых работники на это уполномочили в установленном порядке <8>. -------------------------------- <8> См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2003. С. 75 - 76.

Нельзя не отметить, что в Трудовом кодексе не содержатся положения о гарантиях для других, помимо профсоюзов, представителях работников. Необходимо наряду с определением их прав установить в законодательном порядке, какими гарантиями они пользуются. В противном случае сложно будет решать трудовые конфликты, одной из сторон которых являются названные представители. При этом за основу следует принять положения, содержащиеся в Рекомендации МОТ N 143, которая конкретизирует положения Конвенции МОТ N 135, защищающей права представителей работников. В частности, предлагается, когда речь идет о таких представителях, включить в Трудовой кодекс, либо законы субъектов Федерации, либо коллективные договоры положения, предусматривающие: - подробное и точное определение оснований их увольнений; - установление порядка исправления несправедливого прекращения трудовых отношений представителей трудящихся, включающего, если это не противоречит основным правовым принципам соответствующей страны, восстановление таких представителей на прежней работе с выплатой потерянной заработной платы и с сохранением приобретенных прав; - возложение на предпринимателя бремени доказывания обоснованности его действий в случае жалобы на дискриминационное увольнение или ухудшение условий работы представителя трудящихся и др. Гарантии для реализации представительской функции субъектами малого и среднего предпринимательства установил Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В статье 6 правового акта предусмотрено, что указанные субъекты, а также некоммерческие организации, выражающие их интересы, участвуют в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Определено их участие в экспертизе проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства. Это возлагает на субъекты малого и среднего бизнеса определенную ответственность, поскольку от их участия в названной работе зависит характер принимаемых правовых актов, их соответствие современным реалиям. Выполнению этой задачи способствует то, что названным Законом на органы законодательной, исполнительной власти возложена обязанность создавать благоприятные условия для участия представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов. Это обусловлено и тем, что в условиях, когда большинство острых социальных проблем, решаемых государством, не обходится без бизнеса, государство призвано способствовать укреплению его деловой репутации. Что касается исполнения названного Закона, то его реализации способствовало бы закрепление в нормативных актах конкретных форм, порядка осуществления представительских полномочий малыми и средними предприятиями. Их участие в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов, нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в соответствии с законом на трех уровнях: федеральном, региональном, территориальном. Вопросы представительства в этих случаях вправе решать объединения работодателей. Они в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" являются формой некоммерческих организаций, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Им принадлежит право определения своих представителей. Создание объединений работодателей предполагает возможность вхождения в них субъектов малого и среднего предпринимательства. Если эта возможность не реализована, то такие объединения нельзя считать готовыми представлять интересы малого и среднего бизнеса. В этом случае осуществление представительства может быть многовариантным. Во-первых, Федеральный закон N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. (с послед. изм.) предоставляет возможность названным субъектам учреждать свои объединения и возлагать на них осуществление представительской функции. Во-вторых, законодательство не препятствует тому, чтобы несколько субъектов малого и среднего предпринимательства на общем собрании выработали свою позицию в отношении того или иного нормативного правового акта и поручили бы одному из участников собрания либо другому лицу изложить точку зрения доверителей в федеральных, региональных органах власти либо в органах местного самоуправления. Поскольку субъективные гражданские права и обязанности могут осуществляться не самими управомоченными лицами, а их представителями, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе реализовать такие полномочия применительно к указанной ситуации. Из подпункта 3 статьи 6 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", посвященного экспертизе проектов правовых актов, следует, что право участия в ее проведении принадлежит непосредственно представителям субъектов малого и среднего предпринимательства. Они с учетом имеющихся у них специальных знаний должны провести профессиональное исследование того или иного вопроса, результатом которого должно стать экспертное заключение. Это не исключает того, что для решения отдельных вопросов они могут использовать специалистов в более узкой области знаний. Важное значение имеет характер осуществления представительства. При экспертизе нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, должны учитываться интересы как субъектов малого и среднего бизнеса, так и работников. Концепция патернализма, характерная для XIX - начала XX века, в современных условиях неприемлема. Решению проблемы способствовало бы предварительное обсуждение работниками нормативных правовых актов, представленных на экспертизу. Речь идет об актах, имеющих социальную направленность, связанных с регулированием заработной платы, охраной труда, обучением, повышением квалификации и др. Современные реалии требуют значительного усиления защиты работников организаций. Для достижения этой цели наряду с другими правовыми средствами и способами должно использоваться и представительство как многоплановое понятие, способствующее достижению положительного социально-экономического результата.

Название документа