Нарушение правил охраны труда

(Смык О.) ("ЭЖ-Юрист", N 27, 2004) Текст документа

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

О. СМЫК

Оксана Смык, соискатель кафедры уголовного права и криминологии КубГУ.

Законом "О внесении изменений и дополнений в УК РФ" от 21.11.2003 N 162-ФЗ (далее - Закон) из диспозиции ч. 1 ст. 143 УК РФ было исключено указание на "последствия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью". В связи с тем что данные изменения вызывают различные точки зрения в литературе и в теории права, видим необходимость анализа их обоснованности.

Согласно рассматриваемым изменениям уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда наступает при условии, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 143 УК РФ) или смерть человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ). Нарушение правил охраны труда, повлекшее причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью, в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ подведено под признаки административного проступка. В соответствии с действующим Приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.08.99 N 322 "Об утверждении схемы определения тяжести несчастных случаев на производстве" (далее - Приказ) работодатели сообщали в государственную трудовую комиссию, прокуратуру по месту происшествия несчастного случая и в другие органы и организации только о несчастных случаях, которые относились к категории тяжких. О легких несчастных случаях предприятия не сообщали. Согласно п. 4 приложения к Приказу "Схема определения тяжести несчастных случаев на производстве" легкими несчастными случаями являются такие повреждения, которые по степени тяжести вреда здоровью можно отнести к средним. На основании Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда и социального развития от 24.10.2002 N 73 (далее - Постановление), и ранее действующего Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.03.99 N 279 (в настоящее время отменено Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 N 5), работодатель обязан в течение суток сообщать о каждом происшедшем групповом (два и более человека), тяжелом и несчастном случае со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228 ТК РФ. В итоге нарушения правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшие за собой причинение средней тяжести вреда здоровью рабочих, относились к преступлениям со 100%-ной латентностью.

"Мертвые" нормы

Ограничив условия привлечения виновных к уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда, законодатель разрешил пробел в праве и привел положения нормативно-правовых актов (вышеупомянутых Приказа и Постановления) в соответствие с УК РФ. Другим аргументом в пользу обоснованности внесенных Федеральным законом от 21.11.2003 N 162-ФЗ изменений в диспозицию ч. 1 ст. 143 УК РФ является то, что по делам данной категории очень редко возбуждались уголовные дела. До судов доходили единицы дел. Например, по данным государственной инспекции труда, в Краснодарском крае (форма N 1-ГИТ) за 2003 год органами прокуратуры в связи с несчастными случаями на производстве было возбуждено 29 уголовных дел, осужден судом 1 человек <*>. В Советском районном суде города Краснодара за период с 1996 по 2003 год было рассмотрено всего одно уголовное дело, которое было прекращено в связи с примирением обвиняемых с потерпевшим <**>. -------------------------------- <*> Оперативные данные государственной инспекции труда в Краснодарском крае за 4-й квартал 2003 г. <**> Архив Советского районного суда г. Краснодара 1996 - 2003 гг.

Такая ситуация объясняется тем, что руководители организаций, где произошел несчастный случай, стараются решить вопрос мирным путем, не доводя дело до рассмотрения суда, путем примирения с потерпевшим.

Международный опыт

В связи с этим интерес представляет опыт зарубежных государств. Уголовное законодательство европейских стран (Испании, Польши, Болгарии, Швейцарии и др.) предусматривает за нарушение правил охраны труда уголовную ответственность за причинение средней тяжести вреда здоровью, тяжкого вреда, а также за неисполнение обязанности по уведомлению компетентных органов о несчастном случае на производстве или о профессиональном заболевании. Характерной особенностью указанных норм является то, что, помимо основного и квалифицированного составов, они также содержат и особо квалифицированный. Статья 143 УК РФ состоит из двух частей, и в ней не предусмотрена ответственность за особо квалифицированное нарушение правил охраны труда. Даже ст. 160 Модельного уголовного кодекса стран СНГ, одобренного 17.02.96 Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ, состояла из трех частей. Ч. 1 ст. 160 предусматривалась ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо профессиональное заболевание. В ч. 2. ст. 160 регламентировалась ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц, а в ч. 3 ст. 160 - за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц <*>. -------------------------------- <*> Модельный уголовный кодекс // Правоведение. 1996. N 1. С. 121.

Без инструкции...

Такой подход законодателя является правильным. Это подтверждает и практика. "22 августа Дмитрий Беспалов, командир роты материального обеспечения, без разрешения руководства части и без согласования с начальником квартирно-эксплуатационной службы отправил пятерых солдат разбирать казарму. Никакого инструктажа по поводу грядущих строительных работ с рядовыми проведено не было. О технике безопасности не было сказано ни слова. Стена была несущей и поддерживала потолочные перекрытия. Еще один кирпич - и стена рушится. А потом по цепочке осыпаются 12 потолочных плит, каждая весом в 3,5 тонны. Две плиты обрушились на рядового Александра Луценко, который от полученных травм скончался на месте. Остальные воины получили серьезные травмы и переломы..." <*>. -------------------------------- <*> Трояновская Л. Еженедельные новости г. Владивосток. 6 сентября. 2000 г.

На основании вышеизложенного предлагаем ч. 2 ст. 143 УК РФ изложить в следующей редакции: "То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда двум или более лицам либо смерть человека, наказывается..." По вопросу дополнения ст. 143 УК РФ частью 3 считаем обоснованным согласиться с мнением И. В. Бессоновой, однако изложить ее следующим образом: "То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается..." Но не можем поддержать предложение И. В. Бессоновой по установлению в ч. 1 ст. 143 УК РФ ответственности за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо профессиональное заболевание лица <*>. Деяние в виде нарушения правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью или профзаболевание потерпевшего, может быть предупреждено мерами дисциплинарной, административной и (или) гражданско-правовой ответственности. Нормы ГК РФ, КоАП РФ и в особенности ТК РФ в достаточной мере обеспечивают охрану здоровых и безопасных условий труда. -------------------------------- <*> Бессонова И. В. Нарушение правил охраны труда в уголовном праве России: Автореф. дис... к. ю.н. М., 2002. С. 12.

Решение законодателя декриминализировать указанный состав преступления усматривается также в изменении Законом санкций за совершение рассматриваемого преступления. Санкция ч. 1 ст. 143 УК РФ делает акцент на наказание в виде штрафа - в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, уменьшая наказание в виде лишения свободы на срок до одного года (вместо двух лет. - О. С.). Уменьшена санкция и за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 143 УК РФ, - лишение свободы на срок до трех лет (вместо пяти лет. - О. С.) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Позицию законодателя относительно увеличения наказания в виде штрафа считаем обоснованной, что же касается уменьшения сроков лишения свободы - таким образом был создан один из путей возможного ухода от более строгого наказания за совершение преступного нарушения правил охраны труда. Установление уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью нескольким лицам либо смерть двух или более лиц, и повышенных сроков лишения свободы будет соответствовать цели наказания - предупреждению совершения новых преступлений, предусмотренных ст. 143 УК РФ.

Название документа