Особенности правового регулирования трудовых отношений научных работников

(Бочарникова М. А.) ("Норма", 2004) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ

М. А. БОЧАРНИКОВА

Бочарникова М. А. - научный сотрудник Отдела трудового законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

1. Особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора с научными работниками

В соответствии со ст. 4 Закона о науке научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Одной из особенностей правового регулирования труда научных работников являются повышенные требования, которые предъявляются к ним при приеме на работу в научно-исследовательскую организацию. Согласно действующему законодательству заключению трудового договора с научным работником должно предшествовать прохождение конкурсного отбора. Цель проведения конкурса на замещение вакантных должностей научных работников научно-исследовательских организаций состоит в том, чтобы выявить лиц, обладающих наиболее высоким научным и творческим потенциалом, и подтвердить наличие у них необходимого для проведения научных исследований объема знаний и квалификации. Однако, как показывает практика, в настоящее время проведение конкурса является во многом формальной процедурой, исключающей момент соперничества, поскольку, как правило, в нем участвует лишь один претендент. Данное обстоятельство связано прежде всего с невысоким размером оплаты труда ученых. Порядок проведения конкурса в научном учреждении определяется нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР - Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1962 г. N 441 "О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров" и принятой во исполнение указанного Постановления Инструкцией о порядке замещения должностей научных работников научно-исследовательских учреждений, утвержденной Постановлением Президиума АН СССР от 14 декабря 1962 г. N 982 (с последующими изменениями) и частично сохраняющей свое действие. Согласно этим нормативным актам по конкурсу замещаются вакантные должности заведующих научными отделами, лабораториями, секторами, руководителей групп, главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников и младших научных сотрудников научно-исследовательских организаций. Академики и члены-корреспонденты РАН принимаются на указанные должности без конкурса. Кроме того, не требуется проведения конкурсного отбора для замещения перечисленных вакантных должностей в научно-исследовательских институтах и лабораториях, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. К участию в конкурсе допускаются лица, имеющие высшее образование. В отдельных случаях требуется определенный стаж работы в соответствующих должностях, а также наличие ученой степени, ученого звания, научных трудов и изобретений <*>. -------------------------------- <*> Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, предусмотрены в разд. II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 (Библиотека журнала "Бюллетень Министерства труда Российской Федерации". М., 2002).

Не позднее чем за один месяц до начала проведения конкурса руководитель научной организации должен поместить в периодической печати объявление о конкурсе. После того как конкурс объявлен, создается конкурсная комиссия. Она рассматривает материалы, поступившие от участников конкурса, составляет мотивированное заключение в письменной форме по каждой кандидатуре и докладывает это заключение ученому совету научной организации. Решение комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов. Ученый совет из числа участников конкурса тайным голосованием избирает кандидата на замещение той вакантной должности, на которую был объявлен конкурс. Решение ученого совета считается действительным, если в голосовании приняли участие не менее 2/3 списочного состава его членов. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов, составляющее не менее половины членов ученого совета, присутствующих на собрании. Как справедливо указывает в данной связи Л. Ф. Петренко, хотя ученый совет не является стороной в трудовом правоотношении и не уполномочен заключать трудовой договор, именно ему, а не директору научного учреждения фактически принадлежит право выбора лучшего работника. Позитивную сторону конкурсной системы отбора кандидатов на вакантные должности научных работников составляет коллегиальное решение, что создает гарантии объективного подхода к оценке деловых качеств научного работника, исключает субъективизм в подборе научных кадров <*>. Решение ученого совета об избрании на вакантную должность должно быть утверждено руководителем научной организации, который по завершении указанных процедур заключает с победителем конкурса трудовой договор. -------------------------------- <*> См.: Петренко Л. Ф. Законодательство о труде научных работников. М., 1988. С. 93.

Указанные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок конкурсного замещения вакантных должностей научных работников в научно-исследовательских организациях, в значительной степени устарели и действуют ныне не в полном объеме. Поэтому одной из важнейших задач совершенствования законодательства о науке является разработка и принятие нового современного положения, предлагающего более детальное регулирование этого вопроса применительно к требованиям, предъявляемым ТК РФ. В этой связи особого внимания заслуживает проблема определения правового статуса ученых советов (необходимо восполнить имеющийся в этой сфере правовой пробел) и их роли в конкурсном отборе кандидатов на вакантные должности научных работников. Порядок замещения должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования установлен Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114. Положение предусматривает, что трудовые договоры с профессорами, доцентами, старшими преподавателями, преподавателями и ассистентами высших учебных заведений Российской Федерации, а также с научными работниками (руководителями научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главными научными сотрудниками, ведущими научными сотрудниками, старшими научными сотрудниками, научными сотрудниками, младшими научными сотрудниками) научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения Российской Федерации заключаются только после проведения конкурсного отбора претендентов. Конкурсный отбор объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Срок подачи заявлений для участия в конкурсном отборе составляет один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. В случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности либо в случае нарушения установленных сроков подачи заявления должностное лицо вуза, ответственное за организацию и проведение конкурсного отбора, вправе отказать в приеме заявления. При наличии вакантной научно-педагогической должности конкурсный отбор в установленном порядке объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) в период учебного года. Конкурсный отбор на указанные вакантные должности не объявляется при переводе работника с его согласия на аналогичную или ниже занимаемой им должности на той же кафедре, в научном структурном подразделении или при переводе на другую профильную кафедру, в научное структурное подразделение до окончания срока трудового договора. В соответствии с указанным Положением претендентам предоставлено право ознакомиться с квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями трудового договора, коллективным договором, а также присутствовать на заседаниях кафедры, научного структурного подразделения и ученого совета, рассматривающих их кандидатуры. До рассмотрения претендентов на преподавательские должности или претендентов на должности научных работников на заседании ученого совета кафедра или научное структурное подразделение выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета вуза (ученого совета, совета факультета, филиала) на его заседании до проведения тайного голосования. Кафедра вправе предложить претендентам на преподавательские должности прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации. Претендентам на должности научных работников кафедра или научное структурное подразделение может предложить выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и по итогам рассмотрения принять рекомендации. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников проводятся на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования. Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета (совета), но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании. При этом кворум составляет не менее 2/3 списочного состава ученого совета. При получении равного количества голосов претендентами проводится повторное заседание на том же заседании ученого совета (совета). Конкурсный отбор признается несостоявшимся, если не подано ни одного заявления на участие в конкурсе или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета (совета). Трудовое законодательство предусматривает возможность заключения с научными работниками, принятыми на работу в результате конкурсного отбора, срочных трудовых договоров продолжительностью не более пяти лет (ст. 59 ТК РФ). Конкретные сроки трудовых договоров, заключаемых с работниками высших учебных заведений (из числа научно-педагогического состава) в пределах пятилетнего срока, устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета (совета) вуза (факультета, филиала) <*>. -------------------------------- <*> См.: п. 9 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что научные работники не могут быть приняты на работу с испытательным сроком, поскольку в соответствии со ст. 70 ТК РФ лицам, поступающим на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, испытание не устанавливается. Изменение и прекращение трудового договора с работниками научных организаций осуществляется в общем порядке, установленном ТК РФ. Отдельные особенности, связанные с приемом и увольнением, предусмотрены действующим законодательством для научно-педагогических работников. Так, в соответствии с п. 11 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации не позднее окончания учебного года ректор (проректор) объявляет фамилии и должности научно-педагогических работников, у которых истекает срок трудового договора в следующем учебном году. По этим должностям ректор (проректор, руководитель филиала) объявляет конкурсный отбор не позднее чем за два месяца до окончания срока трудового договора. Пункт 13 указанного Положения предусматривает, что истечение срока трудового договора с работником является основанием прекращения трудовых отношений в случаях, если работник: а) не представил заявление для участия в конкурсном отборе для последующего заключения трудового договора на очередной срок; б) не прошел конкурсный отбор на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала). В юридической литературе уже высказывалось мнение (и с ним следует, на наш взгляд, согласиться) о том, что данная норма не противоречит ст. 79 ТК РФ, где регламентирован порядок расторжения срочного трудового договора, поскольку в действительности означает обязанность ректора вуза до расторжения трудового договора с научно-педагогическим работником объявить конкурсный отбор. Таким образом, данная норма защищает интересы указанных работников <*>, поскольку в этом случае уровень гарантированности трудовых прав научно-педагогических работников повышается. -------------------------------- <*> См.: Митиль Т. П. Порядок замещения научно-педагогических должностей в высших учебных заведениях // Справочник кадровика. 2003. N 7. С. 36 - 37.

Пункт 14 названного Положения предусматривает, что процедура расторжения трудового договора с работником в связи с его недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, определяется ученым советом вуза. К числу особенностей прекращения трудового договора с научно-педагогическим работником относится то, что в соответствии с п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации <*> увольнение педагогических работников по инициативе администрации учебного заведения в связи с сокращением штатов допускается только после окончания учебного года. -------------------------------- <*> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 (СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1595).

2. Аттестация научных работников

Одной из особенностей регулирования трудовых отношений научных работников является то обстоятельство, что они обязаны периодически подтверждать свою научную квалификацию в ходе проведения аттестации. Согласно ст. 4 Закона о науке правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и обеспечиваются государственной системой аттестации. До принятия соответствующего акта Правительства РФ условия и порядок проведения аттестации научных работников регулируются Положением о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки <*>. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. -------------------------------- <*> Утверждено по согласованию с ВЦСПС и АН СССР Постановлением ГКНТ СССР, Госстроя СССР и Госкомтруда СССР от 17 февраля 1986 г. N 38/20/50 (БНА СССР. 1986. N 5).

Перечень должностей руководящих, научных, инженерно-технических работников и других специалистов, по которым проводится аттестация, устанавливается по подчиненности министерствами, ведомствами, РАН, региональными и отраслевыми отделениями РАН. Аттестации не подлежат работники, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими по подчиненности органами, и младший обслуживающий персонал. Кроме того, в очередную аттестацию не должны включаться определенные категории работников научных учреждений. К числу таких работников относятся, в частности, молодые работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет. Продолжительность периода аттестации работников в организации не должна превышать одного года. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации в организации утверждаются руководителем организации до начала календарного года, в котором будет проводиться очередная аттестация, и доводятся до сведения аттестуемых не менее чем за один месяц до начала аттестации. Указанное решение должно приниматься с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если в коллективном договоре не предусмотрено принятие подобных решений по согласованию с выборным профсоюзным органом <*>. -------------------------------- <*> Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен ст. 372 ТК РФ.

Для проведения очередной аттестации руководитель организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников приказом назначает аттестационную комиссию (в том числе председателя и секретаря) из числа высококвалифицированных научных работников и других специалистов данной организации. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 82 ТК РФ при проведении аттестации в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа. Положение предусматривает, что аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности работника исходя из конкретных условий и требований, предъявляемых к нему по занимаемой должности. На аттестуемого работника руководителем структурного подразделения, в котором он работает, составляется и подписывается отзыв (характеристика). Указанный отзыв (характеристика), а также аттестационный лист предыдущей аттестации представляются в аттестационную комиссию за две недели до аттестации. Аттестуемому работнику должна быть предоставлена возможность заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомиться с поступившим на него отзывом (характеристикой). Аттестационная комиссия в присутствии руководителя структурного подразделения, в котором работает аттестуемый, рассматривает представленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о его работе. Оценка работы аттестуемого производится с учетом исполнения им обязанностей согласно должностной инструкции, уровня его квалификации, эффективности и качества выполненных работ, личного вклада в развитие науки и техники, сложности и своевременности выполняемых исследований и разработок и иных факторов. На основе этих данных и результатов обсуждения деятельности аттестуемого работника и его деловых качеств комиссия большинством голосов дает одну из соответствующих оценок его деятельности: "Соответствует занимаемой должности", "Не соответствует занимаемой должности", а также отмечает положительные стороны работы аттестуемого и его недостатки, дает необходимые рекомендации. Порядок голосования членов аттестационных комиссий (открытое или тайное) определяется министерствами или ведомствами, в ведении которых находится конкретная научная организация. При неявке аттестуемого работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию этого работника в его отсутствие. В надлежащих случаях руководитель организации принимает решение в срок не более двух месяцев со дня аттестации об увольнении работника, признанного не соответствующим занимаемой должности по результатам аттестации. При этом следует иметь в виду, что время болезни работника, а также время пребывания его в отпуске в указанный двухмесячный срок не засчитываются. Статья 82 ТК РФ предусматривает, что расторжение трудового договора с работниками, являющимися членами профсоюза, по подп. "б" п. 3 ст. 81 ТК РФ (в случае их несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ. При этом такое увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Результаты аттестации, согласно п. 1 ст. 4 Закона о науке, могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. Например, для научно-исследовательских организаций и институтов РАН вышестоящими аттестационными комиссиями являются Центральная аттестационная комиссия Президиума РАН и аттестационные комиссии, создаваемые бюро отделений, президиумами региональных отделений и научных центров РАН. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.

3. Особенности оплаты труда работников науки

Труд работников научных организаций, находящихся на бюджетном финансировании, оплачивается на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). В Приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 14 октября 1992 г. "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" установлен диапазон разрядов оплаты труда работников сферы науки и научного обслуживания. Эти разряды определяются в ходе проведения аттестации, а квалификация работников - на основании предъявляемых к ним квалификационных требований. При переходе к оплате труда научных работников бюджетной сферы на основе ЕТС возникла необходимость в проведении внеочередной аттестации с целью установления соответствия работника научного учреждения занимаемой должности и его тарификации, т. е. определения соответствующего разряда оплаты труда. Порядок проведения такой аттестации был определен в Основных положениях о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании <*> и в Постановлении Министерства труда РФ от 4 декабря 1992 г. "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников науки и научного обслуживания Российской Федерации". В РАН порядок проведения внеочередной аттестации в связи с переходом на новую систему оплаты труда был конкретизирован распоряжением Президиума РАН от 16 декабря 1992 г. N 10115-814 "О порядке проведения внеочередной аттестации работников научных учреждений, организаций Российской академии наук". -------------------------------- <*> Утверждены Постановлением Минтруда России N 27 и Минюста России N 8/196 от 23 октября 1992 г. (БНА РФ. 1993. N 1).

Трудовое законодательство предусматривает для научных работников различные доплаты и надбавки к заработной плате, целью установления которых является индивидуализация размеров оплаты труда с учетом специфических факторов, присущих научно-исследовательской деятельности, но не нашедших отражения в тарифной сетке. В п. 5 Постановления Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" установлено, что учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе ЕТС. Кроме того, отдельным категориям работников науки доплаты и надбавки устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 4 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 807" работникам, занимающим штатные должности в бюджетных учреждениях (организациях) науки и высших учебных заведениях независимо от ведомственной принадлежности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, устанавливаются ежемесячные доплаты за ученую степень доктора наук - в размере 1500 руб., а кандидата наук - в размере 900 руб. Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере от 50 до 100% должностного оклада выплачивается членам президиума Российской академии наук и работникам аппарата президиума Российской академии наук в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 240, а также членам президиумов и работникам аппаратов президиумов Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, Российской академии архитектуры и строительных наук, работникам аппаратов Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 241 "Об упорядочении условий оплаты труда членов президиумов и работников аппаратов президиумов Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, Российской академии архитектуры и строительных наук, работников аппаратов Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований". Кроме того, для работников аппаратов президиумов государственных академий наук установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу в следующих размерах: при стаже работы от 3 до 8 лет - 10%, свыше 8 лет до 13 лет - 15%, свыше 13 лет до 18 лет - 20%, свыше 18 лет до 23 лет - 25%, свыше 23 лет - 30%. Членам президиумов этих академий установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 30% применительно к надбавке за выслугу лет. В качестве примера дополнительной правовой регламентации оплаты труда по отдельным категориям научных работников можно, в частности, привести Постановление Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 1002 "О некоторых вопросах оплаты труда работников здравоохранения", в п. 1 которого работникам научных организаций клинического профиля за выполнение лечебно-диагностической работы, заведование отделениями, дополнительные дежурства (в том числе в ночное время) установлена дополнительная оплата в процентах к окладу врача-специалиста, установленному по разрядам Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, в следующих размерах: ректорам, директорам, проректорам по учебной, научной и лечебной работе, заместителям директоров по научной и лечебной работе - 20%; заведующим клиническими кафедрами, профессорам, доцентам, аспирантам, заведующим клиническими и лабораторно-диагностическими подразделениями - 50%; ассистентам клинических кафедр, научным работникам клинических и научно-диагностических подразделений - 75%. Оплата труда ученых, осуществляющих научную деятельность в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, осуществляется в повышенном размере. Например, п. 2 вышеуказанного Постановления Правительства РФ устанавливает, что работникам медицинских научных организаций, занятым непосредственно на работах с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, должностные оклады повышаются в порядке и в размерах, предусмотренных для соответствующих категорий персонала учреждений (структурных подразделений) здравоохранения, занятых на аналогичных работах и должностях. Перечень научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, а также порядок применения указанного Перечня утверждены Приказом Минздрава России от 6 июня 1994 г. N 113. В целях расширения научного потенциала России и усиления материальной поддержки российских ученых в законодательстве предусмотрено предоставление отдельным категориям научных работников грантов и стипендий. Так, Указом Президента РФ "О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации" учреждено 100 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для поддержки научных исследований молодых российских ученых - докторов наук. Положение о порядке выделения грантов Президента РФ для поддержки научных исследований молодых российских ученых - докторов наук и осуществления государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1996 г. N 633. Указ Президента РФ от 13 марта 2002 г. N 267 "О некоторых мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей" учредил с 1 января 2003 г. 300 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для поддержки научных исследований, проводимых молодыми (до 35 лет) российскими учеными - кандидатами наук, и 300 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для поддержки научных руководителей молодых российских ученых, осуществивших под их руководством подготовку диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и получивших гранты, предусмотренные данным Указом. Положение о выделении грантов Президента РФ для поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 554. Указом Президента РФ от 16 сентября 1993 г. N 1372 "О мерах по материальной поддержке ученых России" с 1 января 1994 г. учреждено 5000 ежемесячных государственных научных стипендий для выдающихся ученых России и 1000 ежемесячных государственных научных стипендий для талантливых молодых ученых, присуждаемых на срок до трех лет по решению Российской академии наук с учетом предложений высших учебных и научно-исследовательских учреждений Российской Федерации. Положение о порядке присуждения государственных научных стипендий для выдающихся ученых России и талантливых молодых ученых России утверждено Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 193. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1995 г. N 593 "Об установлении размеров государственных научных стипендий для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России" (в редакции Указа Президента РФ от 8 февраля 2001 г. N 136) с 1 января 2001 г. выплата государственных научных стипендий выдающимся ученым и талантливым молодым ученым России производится соответственно в размере 500 и 300 руб. в месяц. Для отдельных категорий научных работников в законодательстве предусмотрены некоторые компенсационные выплаты. Так, для научных работников, имеющих ученую степень и работающих на постоянной основе в научных организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, Российской академии наук и отраслевых академиях наук, могут быть выделены ежегодные компенсации в размере 1000 руб. для приобретения научной литературы и оплаты научно-информационных услуг в пределах средств, выделяемых указанными органами и академиями из федерального бюджета на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ <*>. -------------------------------- <*> См.: п. 7 Постановления Правительства РФ от 7 мая 1997 г. N 543 "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2292).

4. Рабочее время и время отдыха работников науки

Определенные особенности регулирования трудовых отношений научных работников связаны со временем отдыха. Напряженная интеллектуальная деятельность требует более длительного отдыха для восстановления работоспособности, поэтому для работников науки предусмотрена удлиненная продолжительность отпуска. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 949 "О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень" научным учреждениям (организациям), финансируемым из федерального бюджета, предоставлено право устанавливать ежегодный оплачиваемый отпуск научным работникам, имеющим ученую степень доктора наук, продолжительностью 48 рабочих дней, а кандидата наук - 36 рабочих дней. Указанное Постановление, согласно ст. 423 ТК РФ, действует до принятия соответствующего федерального закона, который определит продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работников науки. Что же касается рабочего времени ученых, то каких-либо особенностей действующее законодательство о труде не предусматривает. Между тем, учитывая специфику научной работы и прямую зависимость ее результата от индивидуальных особенностей личности исследователя, представляется целесообразным предложить более широкое применение в научных организациях режима гибкого рабочего времени, предусмотренного ст. 102 ТК РФ. В соответствии с таким режимом рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность работы определяются по соглашению сторон, а работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.).

Название документа