Если работодатель нарушил кодекс

(Метелева Я.)

("ЭЖ-Юрист", N 6, 2004)

Текст документа

ЕСЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ НАРУШИЛ КОДЕКС

Я. МЕТЕЛЕВА

Метелева Яна, юрист.

К сожалению, укоренившееся в сфере бизнеса представление о размытости ответственности работодателя за нарушение норм трудового законодательства лишь способствует увеличению количества обращений работников с жалобами в контрольно-надзорные органы. Между тем действующее административное законодательство предусматривает множество различных составов за несоблюдение работодателями требований законодательства о труде, охране труда и за нарушения в сфере социального партнерства.

Объект и объективная сторона

Наиболее "популярной" статьей, предусматривающей ответственность работодателей, является ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение должностными лицами законодательства о труде и охране труда). По этой статье квалифицируются действия или бездействие должностных лиц организации, которым вменено в обязанность соблюдение требований законодательства, подзаконных и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сюда же относятся и локальные нормативные акты в сфере труда, принимаемые работодателем.

Поводом к возбуждению административного производства (составлению протокола об административном правонарушении) может служить жалоба (заявление) работника о нарушении его трудовых прав, информация, материалы от правоохранительных и иных органов и организаций, указывающие на наличие нарушений трудовых прав граждан. Формальное нарушение норм трудового права, выявляемое при проверке, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривается в виде штрафа от 5 до 50 МРОТ (от 500 до 5000 рублей).

При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела уполномоченным государственным инспектором труда указываются все выявленные при проверке факты нарушения норм трудового права. Это могут быть: задержка выплаты заработной платы (ст. 22, 136 ТК РФ), нарушение сроков расчета при увольнении (ст. 140 ТК РФ), невыплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, непредоставление ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. 114, 116 ТК РФ), ненадлежащее оформление трудовых отношений (ст. 67, 68 ТК РФ), незаконные увольнения (ст. 77, 81 ТК РФ) и другие.

В случае если должностное лицо в течение года с момента привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушает нормы законодательства о труде и охране труда, составляется протокол по ч. 2 ст. 5.27 и направляется для рассмотрения в суд, который вправе применить новое административное наказание - дисквалификацию.

Субъекты ответственности

При выявлении нарушений норм трудового права инспектор труда определяет виновное должностное лицо, в отношении которого составляется административный протокол.

За задержку расчета при увольнении работника может быть привлечен к ответственности главный бухгалтер организации (нарушение ст. 140 ТК РФ), за незаконное увольнение работника - должностное лицо, наделенное по уставным документам организации правом приема-увольнения работников (генеральный директор, управляющий и т. п.), за ошибки при заполнении трудовой книжки будет отвечать руководитель отдела кадров, за нарушения по охране труда - соответствующий руководитель. Если компетенция должностных лиц надлежаще не определена в их служебных обязанностях, то ответственность возлагается на руководителя организации. Практика привлечения к административной ответственности юридических лиц в государственной инспекции труда весьма неоднозначна.

Административный протокол в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ должен быть составлен государственным инспектором труда в присутствии правонарушителя, т. е. законного представителя юридического лица, который должен быть ознакомлен с протоколом, подписать его и по требованию получить копию протокола.

При уклонении законного представителя от составления протокола инспектор труда не может выполнить обязательные требования административного законодательства. Также встречаются случаи, когда учредители организации не выполняют своих обязанностей и не назначают исполнительные органы организации. При таких обстоятельствах работодатель в лице законного представителя организации отсутствует, а учредители не могут являться субъектами административной ответственности по указанным составам.

Однако имеются случаи, когда при надлежащем извещении работодателя, направлении ему административного протокола, разъяснении прав и обязанностей, извещении о месте и времени рассмотрения дела мировые судьи выносили постановления о наложении административных наказаний. Полагаем, что решения суда при таких обстоятельствах законны и обоснованны, поскольку работодатели обязаны выполнять требования инспекторов труда, назначать своих законных представителей для проведения проверок и участия в административном производстве, обеспечивать явку представителя по вызову инспектора, а невыполнение этих обязанностей не может служить основанием для освобождения от административного наказания.

Уполномоченные лица

В соответствии со ст. 28.3, 22.2, 23.12 КоАП РФ государственные инспекторы труда уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП РФ: 5.27, 5.28 - 5.34 (нарушения в сфере социального партнерства), 5.42 (нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости), 5.44 (сокрытие страхового случая).

При осуществлении надзорных полномочий административное производство может быть возбуждено постановлением прокурора (ст. 28.4 КоАП РФ).

Рассматривают дела и привлекают к административной ответственности правонарушителей государственные инспекторы труда (ч. 1 ст. 5.27, 5.28 - 5.34, 5.44 КоАП РФ), в остальных случаях постановления о наложении административного наказания выносят мировые судьи.

В ходе проверки при непредоставлении необходимой информации или сведений работодателями или их представителями составляется протокол по ст. 19.7 КоАП РФ (штраф до 50 МРОТ), в случае неисполнения выданного государственным инспектором труда предписания к ответственности привлекаются по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ должностные лица и работодатели - юридические лица (штраф до 100 МРОТ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении государственный инспектор труда вправе вынести представление в вышестоящую организацию об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Вышестоящая организация обязана рассмотреть такое представление и сообщить о принятых мерах в течение месяца. В случае непринятия мер должностные лица вышестоящей организации могут быть привлечены к ответственности за нарушение ст. 19.6 КоАП РФ (штраф до 5 МРОТ).

За нарушение ст. 5.31 КоАП РФ (невыполнение условий коллективного договора) работодатель был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 МРОТ. При рассмотрении дела было установлено, что нарушения возникли по вине директора, который по своему усмотрению, в нарушение условий коллективного договора, предоставлял дополнительные выплаты лишь отдельным работникам. О принятии мер по отношению к директору было направлено в вышестоящую организацию представление. По результатам рассмотрения к директору было применено дисциплинарное взыскание.

Обжалование решений инспекторов

К решениям, принимаемым инспекторами труда, относятся протоколы, определения и постановления по делу об административном правонарушении. Действующее административное законодательство предусматривает обжалование решений инспекторов как вышестоящему по подчиненности руководителю, так и в судебном порядке. В КоАП РФ определен порядок обжалования определений и постановлений по делу, при этом обжалование протоколов об административном правонарушении Кодекс не предусматривает (замечания к протоколу учитываются при рассмотрении дела об административном правонарушении).

При обжаловании решений инспекторов в судебном порядке работодатели, должностные лица и судьи часто неверно определяют подведомственность рассмотрения жалоб.

В силу норм ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по рассматриваемым статьям КоАП РФ находятся в подведомственности мировых судей.

Однако согласно ст. 30.1 КоАП РФ жалоба на постановление в отношении юридического лица или предпринимателя рассматривается арбитражными судами.

Если рассмотрение дела об административном правонарушении неподведомственно государственному инспектору труда, то оно рассматривается мировым судьей на основании протокола, составленного инспектором труда. В случае же если государственный инспектор труда в рамках своей компетенции вынес постановление в отношении юридического лица или предпринимателя, то такое постановление обжалуется в арбитражный суд.

Название документа