Право военнослужащих на отдых: проблемы и противоречия правового регулирования

(Корякин В. М.) ("Право в Вооруженных Силах", N 1, 2003) Текст документа

ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОТДЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В. М. КОРЯКИН

В. М. Корякин, полковник юстиции, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (ст. 1) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. Важнейшим конституционным правом граждан России, включая военнослужащих, является право на отдых. Конституция Российской Федерации провозглашает: "Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск" (ч. 5 ст. 37). Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 106) определяет время отдыха как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска (ст. 107 Трудового кодекса Российской Федерации). Указанные положения трудового законодательства в полной мере распространяются на военнослужащих с учетом ряда особенностей, обусловленных их статусом. Реализация конституционного права военнослужащих на отдых является одной из важных задач государственной военно - социальной политики.

1. Общие положения реализации права военнослужащих на отдых

Гарантии реализации права военнослужащих на отдых установлены ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которым осуществляется детальное регулирование вопросов служебного времени и времени отдыха. Согласно указанному Федеральному закону общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, т. е. 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации). Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим регламентируется приложением N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. Согласно указанному нормативному правовому акту учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в специальном журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" (п. 3 ст. 11) отдельно оговорен порядок реализации права на отдых военнослужащих, привлекаемых к выполнению мероприятий (боевое дежурство, боевая служба, учения, походы кораблей и др.), которые, при необходимости, могут проводиться без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Исчерпывающий перечень таких мероприятий утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Данным Положением установлено, что время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к этим мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по их окончании с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Помимо порядка предоставления ежедневного и ежемесячного отдыха, упомянутыми выше нормативными актами (Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Положением о порядке прохождения военной службы) подробно регламентируются продолжительность, виды и порядок предоставления военнослужащим отпусков - основного и дополнительных. Виды и продолжительность предоставляемых военнослужащим отпусков и дополнительных суток отдыха зависят от продолжительности их военной службы, от характера выполняемых задач, а также других факторов, особое место среди которых занимает участие военнослужащих в боевых действиях, контртеррористических и миротворческих операциях, выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов и чрезвычайного положения.

2. Особенности реализации права на отдых военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также участвующих в миротворческих и контртеррористических операциях

В российском законодательстве содержится весьма значительное число правовых норм, регулирующих особенности реализации права на отдых военнослужащих, выполняющих обязанности военной службы в особых условиях: при вооруженных конфликтах; в условиях чрезвычайного положения; при участии в контртеррористических и миротворческих операциях. Проанализируем основные положения законодательства по данным вопросам (см. справку). Отпуска военнослужащих, которым в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" присвоено звание "ветеран боевых действий". Военнослужащим, являющимся ветеранами боевых действий, ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток (п. 5. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; подп. "а" п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы). Данный отпуск является дополнительным и в счет основного отпуска не засчитывается (п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; подп. "б" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы). Этот отпуск предоставляется по желанию военнослужащих в удобное для них время (подп. "б" п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы). Отпуска военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан. Указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: сержантам и старшинам - 30 календарных дней, солдатам и матросам - 25 календарных дней, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно (ст. 4 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г. N 4328-1; п. 3 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9). Ранее автор статьи уже отмечал, что при предоставлении военнослужащим указанных выше дополнительных отпусков необходимо учитывать следующее <*>. Согласно п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отпуска, установленные для военнослужащих, исполняющих обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, являются дополнительными и в счет основного отпуска не засчитываются. Указанная правовая норма содержится и в п. 14 и в подп. "в" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы. Дополнительные отпуска, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, в местностях, где отсутствует режим чрезвычайного положения или вооруженного конфликта, в указанных нормативных правовых актах не упомянуты. В связи с этим вопрос, включаются ли указанные отпуска в счет основного отпуска, является спорным. -------------------------------- <*> См.: Корякин В. М. Комментарий к Закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 12.

Отпуска военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, проходящим военную службу по контракту, предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение (в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта), не считая времени проезда к месту проведения отпуска и обратно. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: сержантам и старшинам - 30 календарных дней, солдатам и матросам - 25 календарных дней, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Данный отпуск в счет основного отпуска не засчитывается (ст. 4 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1; п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; п. 14 и подп. "в" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы; п. 6 приложения N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9). В соответствии с действующим законодательством к выполнению военнослужащими задач в условиях вооруженного конфликта относится: выполнение задач по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино - осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия (Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31 марта 1994 г. N 280); выполнение задач на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 г. (Постановление Правительства Российской Федерации "О зонах вооруженных конфликтов" от 26 декабря 2001 г. N 896); выполнение задач на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896). Право на отдых военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях. В многочисленных нормативных правовых актах, регулирующих предоставление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, участвующим в контртеррористических операциях, проводимых в Северо - Кавказском регионе Российской Федерации с августа 1999 г. по настоящее время, отсутствуют нормы об особенностях реализации права указанных военнослужащих на отдых, что, несомненно, следует отнести к числу существенных недостатков этого законодательства. Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что право этих военнослужащих на дополнительный отдых должно реализовываться посредством применения правовых норм, изложенных в п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 5 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы. Указанными актами установлено, что за каждые трое суток участия в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, военнослужащим предоставляются двое суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску. Следует отметить, что в Перечне таких мероприятий, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492, отсутствует прямое упоминание о контртеррористических операциях. Однако с учетом того, что п. 15 указанного Перечня к числу данных мероприятий относит выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством, есть все основания участие военнослужащих в контртеррористических мероприятиях считать составной частью данного Перечня. Кроме того, п. 10 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы и п. 6 приложения N 2 к данному Положению установлено, что военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико - психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск). Таким образом, право участников контртеррористических операций на отдых в целом нашло отражение в соответствующем законодательстве. Вместе с тем очевидно и другое. Применение в отношении участников контртеррористических операций указанных выше правовых норм о праве на дополнительный отдых не может в полной мере компенсировать дополнительный риск, сложность и особые условия службы данных военнослужащих. Это обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, нормы о дополнительных сутках отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (кроме их права на реабилитационный отпуск), вследствие чего указанная категория военнослужащих существенно ущемлена в реализации своего права на отдых; во-вторых, порядок предоставления военнослужащим дополнительных суток профилактического отдыха (реабилитационного отпуска) ведомственными нормативными правовыми актами не урегулирован, несмотря на то, что в п. 10 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы содержится прямое поручение руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, разработать такой порядок; в-третьих, имеется противоречие между Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Положением о порядке прохождения военной службы в части, касающейся включения дополнительных суток отдыха в продолжительность основного отпуска. Согласно п. 3 приложения N 2 к указанному Положению присоединяемые к отпуску дополнительные сутки отдыха в продолжительность основного отпуска не входят. В то же время п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что продолжительность основного отпуска военнослужащих с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. На наличие указанной коллизии нормативных правовых актов в печати уже указывалось <*>; -------------------------------- <*> См.: Митюрич Д. А. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (комментарий приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы) // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 11.

в-четвертых, время дополнительного отдыха, присоединяемое к отпуску в качестве компенсации за исполнение обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, ограничено 30 сутками. С учетом того, что согласно установленному нормативу за каждые три дня участия военнослужащих в указанных мероприятиях должны предоставляться двое суток отдыха, несложно подсчитать, что право на максимальный дополнительный отпуск - 30 суток - военнослужащий имеет уже через 45 суток участия в контртеррористических операциях. Получается, что время нахождения в экстремальных условиях сверх 45 суток уже никаким дополнительным отдыхом не компенсируется. Вряд ли такое положение можно считать справедливым. Право на отдых военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях. В соответствии с решениями высшего государственного руководства Российской Федерации в настоящее время российские военнослужащие принимают участие в миротворческих операциях в Республике Грузия (Южная Осетия и Абхазия), в Республике Таджикистан, в Республике Молдова (Приднестровье), в Боснии и Герцеговине, в Косово, в Сьерра - Леоне. Об особенностях реализации права на отдых российских воинов - миротворцев, проходящих военную службу на территории Грузии, Молдовы и Таджикистана, нами уже говорилось выше: на них в полной мере распространяется действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". В соответствии с указанным законодательным актом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца участия в миротворческих операциях, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев выполнения миротворческих задач предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: сержантам и старшинам - 30 суток, солдатам и матросам - 25 суток. Специальных нормативных правовых актов, регулирующих дополнительные гарантии реализации права на отдых российских военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях на территории Боснии и Герцеговины, Косово и Сьерра - Леоне, не имеется. С учетом того, что участие в миротворческих операциях включено в Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (п. 14 приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492), право этих военнослужащих на дополнительный отдых реализуется путем предоставления им за каждые трое суток участия в миротворческих операциях двух суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску, либо путем предоставления реабилитационного отпуска. Кроме того, на данных военнослужащих в полной мере распространяется норма, установленная п. 15 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, согласно которой военнослужащие, проходящие военную службу за пределами территорий Российской Федерации и государств - участников СНГ, имеют право объединять основные отпуска, но не более чем за два года. При этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 суток за год, исключая время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Отпуск указанным военнослужащим предоставляется в течение года после возвращения в Российскую Федерацию.

3. Предложения по совершенствованию законодательства о праве на отдых военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также участвующих в миротворческих и контртеррористических операциях

Проведенный в настоящей статье анализ законодательства, регулирующего порядок предоставления дополнительного отдыха указанным категориям военнослужащих, свидетельствует о наличии существенных пробелов и противоречий в данном законодательстве, что отрицательно сказывается на уровне социальной защищенности военнослужащих, выполняющих задачи в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья. Для совершенствования указанного законодательства представляется целесообразным внести в него следующие изменения и дополнения: а) из п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключить положение, устанавливающее, что продолжительность основного отпуска военнослужащих с учетом дополнительных суток отдыха за участие в миротворческих и контртеррористических операциях не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно; б) внести дополнения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и в Положение о порядке прохождения военной службы, предусматривающие распространение на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, норм о предоставлении дополнительных суток отдыха за участие в контртеррористических и миротворческих операциях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих; в) из п. 3 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы исключить норму, ограничивающую 30 сутками продолжительность дополнительного времени отдыха, присоединяемого к основному отпуску в качестве компенсации за участие военнослужащих в миротворческих и контртеррористических операциях; г) внести в ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнение, предусматривающее выплату военнослужащим, привлекаемым к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности служебного времени, по их желанию вместо дополнительных суток отдыха денежного довольствия в двойном размере за каждые положенные сутки отдыха; д) разработать и принять нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации: о внесении в Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492, дополнения, предусматривающего включение в данный Перечень участие военнослужащих в контртеррористических операциях; о порядке предоставления военнослужащим, выполнявшим специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, дополнительных суток профилактического отдыха (реабилитационного отпуска). Реализация изложенных предложений позволит, на наш взгляд, существенно укрепить гарантии реализации права на отдых военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также участвующих в миротворческих и контртеррористических операциях, что в конечном счете будет способствовать поддержанию высокого уровня морально - психологического состояния военнослужащих, успешному выполнению ими боевых и специальных задач.

СПРАВКА О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОТДЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ, УЧАСТВУЮЩИХ В МИРОТВОРЧЕСКИХ И КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ

Категории военнослужащих Содержание права на отдых Нормативный правовой акт

Военнослужащие, которым Ежегодный дополнительный Подп. 11 п. 1 ст. 16 присвоено звание "Ветеран отпуск продолжительностью Федерального закона боевых действий". 15 суток, не входящий в "О ветеранах"; п. 5.1 основной отпуск. и п. 12 ст. 11 Предоставляется в удобное Федерального закона для военнослужащего время. "О статусе военнослужащих"; подп. "а" п. 4, подп. "б" п. 12 ст. 29 и подп. "б" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащие, Ежегодный дополнительный Ст. 4 Закона РФ "О проходящие военную службу отпуск продолжительностью дополнительных гарантиях по контракту на 15 календарных дней. и компенсациях территориях государств Время проезда к месту военнослужащим, Закавказья, Прибалтики и проведения отпуска и проходящим военную Республики Таджикистан, в обратно в срок отпуска не службу на территориях местностях, где засчитывается. государств Закавказья, отсутствует режим Прибалтики и Республики чрезвычайного положения и Таджикистан, а также вооруженных конфликтов. выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"; п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; п. 14 и подп. "в" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы; п. 3 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 9.

Военнослужащие, Дополнительный отпуск Ст. 4 Закона РФ "О проходящие военную службу продолжительностью 10 дополнительных гарантиях по контракту, выполняющие календарных дней за и компенсациях..."; задачи в условиях каждые три месяца п. 12 ст. 11 Федерального чрезвычайного положения и выполнения задач в закона "О статусе при вооруженных условиях чрезвычайного военнослужащих"; п. 14 и конфликтах. положения и при вооруженных подп. "в" п. 15 ст. 31 конфликтах, не входящий Положения о порядке в основной отпуск. Время прохождения военной службы; проезда к месту проведения п. 6 приложения N 2 к отпуска и обратно в срок Приказу Министра обороны РФ отпуска не засчитывается. от 4 января 1996 г. N 9.

Военнослужащие, По истечении шести Ст. 4 Закона РФ "О проходящие военную службу месяцев службы на дополнительных гарантиях по призыву на указанных территориях и компенсациях..."; территориях государств (выполнения указанных п. 12 ст. 11 Федерального Закавказья, Прибалтики и задач) предоставляется закона "О статусе Республики Таджикистан, а дополнительный военнослужащих"; п. 14 также выполняющие задачи в краткосрочный отпуск: и подп. "в" п. 15 ст. 31 условиях чрезвычайного старшинам и сержантам - Положения о порядке положения и при 30 календарных дней, прохождения военной вооруженных конфликтах. солдатам и матросам - службы; п. 3 приложения 25 календарных дней. N 1 и п. 6 приложения В срок основного отпуска N 2 к Приказу Министра данный отпуск не обороны РФ от 4 января засчитывается. Время 1996 г. N 9. проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

Военнослужащие, А. за каждые трое суток П. 3 ст. 11 Федерального участвующие в обеспечении участия в названных закона "О статусе режима чрезвычайного мероприятиях указанным военнослужащих"; п. 5 положения, в выполнении военнослужащим приложения N 2 к Положению мероприятий по ликвидации предоставляются двое суток о порядке прохождения аварий, катастроф и отдыха, которые могу быть военной службы, стихийных бедствий, присоединены к основному утвержденному Указом проведении карантинных отпуску (при этом общая Президента РФ от 16 мероприятий, в проведении продолжительность основного сентября 1999 г. N 1237; миротворческих операций, отпуска вместе с пп. 10, 11, 14 и 15 в выполнении других дополнительными сутками Перечня мероприятий, боевых и специальных отдыха не может превышать которые проводятся без задач, определенных 60 суток). ограничения общей действующим продолжительности законодательством. еженедельного служебного времени, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 г. N 492.

Б. вместо дополнительных П. 10 ст. 31 и п. 6 суток отдыха для приложения N 2 к Положению проведения медико - о порядке прохождения психологической военной службы. реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск).

Военнослужащие, Право объединять основные П. 15 ст. 29 Положения о проходящие военную службу отпуска, но не более чем за порядке прохождения военной за пределами территорий два года. При этом общая службы. Российской Федерации и продолжительность отпуска государств - участников не должна превышать 60 СНГ. суток за год, исключая время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Отпуск предоставляется в течение года после возвращения в Российскую Федерацию.

Название документа