Право государственного служащего на присвоение квалификационного разряда

(Родионова М.)

("Российская юстиция", N 2, 2001)

Текст документа

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

НА ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА

М. РОДИОНОВА

М. Родионова, специалист - эксперт Главного государственно - правового управления Президента РФ.

Статья 7 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" предусматривает право государственного служащего на присвоение по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации квалификационного разряда. Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, аттестации государственных служащих, а также установления надбавок за квалификационный разряд должен устанавливаться федеральным законом. Однако из-за его отсутствия данный круг вопросов регулируется целым рядом указов Президента РФ, что порой создает некоторые сложности при применении их на практике и порождает ряд спорных вопросов.

Согласно ст. 3 Федерального закона государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Федеральный закон подразделяет государственные должности на три категории - "А", "Б" и "В". Но только лица, замещающие государственные должности категории "Б" и "В", являются государственными служащими. Лица, замещающие государственные должности категории "А", согласно ст. 1 Федерального закона не относятся к государственным служащим. Это, в частности, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи, т. е. должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Таким образом, квалификационный разряд может быть присвоен только государственному служащему, замещающему государственную должность категории "Б" или "В". Однако здесь требуется соблюдение ряда других условий, включая соответствие государственного служащего возрастным ограничениям.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом для государственных служащих. При поступлении на государственную службу для государственного служащего может быть установлен испытательный срок, который не может быть менее трех месяцев и превышать шесть месяцев. В течение прохождения испытания на него распространяется действие законодательства о государственной службе за рядом изъятий. Так, в частности, до окончания срока испытания государственному служащему не присваивается квалификационный разряд.

Следовательно, квалификационный разряд может быть присвоен лицу, являющемуся государственным служащим, достигшему 18-летнего возраста и удовлетворительно прошедшему испытательный срок, который был установлен для него при поступлении на государственную службу.

Предельный возраст, устанавливаемый федеральным законодательством для нахождения на государственной службе - 60 лет. Решением руководителя соответствующего государственного органа срок нахождения на государственной службе государственных служащих, замещающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы может быть продлен. Однократное продление разрешается не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Возникает два вопроса. Во-первых, может ли быть присвоен квалификационный разряд государственному служащему, достигшему, например, 61 года? Представляется, что ответ должен быть положительным. Единственным условием для этого является наличие должным образом оформленного продления нахождения государственного служащего на государственной службе. При его наличии государственный служащий обладает всем объемом прав и обязанностей, предусмотренных для государственных служащих, в том числе на присвоение квалификационного разряда. Во-вторых, одним из оснований присвоения квалификационного разряда является положительное прохождение аттестации. Но в соответствии с п. 7 Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденного Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г., государственные служащие, достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности, не подлежат аттестации. В данном случае следует обратиться к ч. 1 ст. 7 Федерального закона, в соответствии с которой квалификационные разряды присваиваются государственным служащим не только по результатам аттестации, но и по результатам квалификационного экзамена. Каких-либо возрастных ограничений, для сдачи такого экзамена, федеральное законодательство не содержит. Иначе говоря, квалификационный разряд может быть присвоен государственному служащему, достигшему предельного возраста для нахождения на государственной службе в случае положительной сдачи квалификационного экзамена.

К государственному служащему могут быть применены как меры поощрения, так и меры дисциплинарного взыскания. Если рассматривать присвоение очередного квалификационного разряда как меру поощрения (такой вывод позволяет сделать п. 6 Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим), то возникает вопрос: может ли он быть присвоен государственному служащему, подвергнутому дисциплинарному взысканию? Считаю, что здесь следует обратиться к п. 3 ст. 4 Федерального закона, согласно которому на государственных служащих распространяется законодательство Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. В соответствии со ст. 137 КЗоТ в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. Следовательно, государственному служащему, в отношении которого было применено дисциплинарное взыскание, которое не было снято в установленном порядке, квалификационный разряд не присваивается. Представляется, что было бы целесообразно эту норму закрепить в Положении о присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим.

Говоря о субъектном составе государственных служащих, которым могут быть присвоены квалификационные разряды, следует также отметить, что действующее законодательство о государственной службе содержит ряд исключений. Они предусмотрены в п. 1 Указа Президента РФ от 22 апреля 1996 г. "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим". Военнослужащим, лицам начальствующего состава органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации квалификационные разряды, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", не присваиваются. Присвоение воинских и специальных званий названной категории служащих осуществляется в порядке, предусмотренном специальными законами о прохождении службы в этих государственных органах.

Название документа