Некоммерческие заботы

(Василец С.)

("Юрист", 2007, N 12)

Текст документа

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЗАБОТЫ

С. ВАСИЛЕЦ

Василец С., юрист.

Аббревиатуры ООО и АО давно мелькают в прессе, красуются на рекламных вывесках, их печатают на визитках и бланках, они стали столь же привычны, как НИИ и КБ двадцать лет назад. Каждый знает, что именно под сенью этих букв многие граждане нашей страны зарабатывают свой хлеб. Помимо этих распространенных сочетаний, иногда мелькают буквы АНО или НП, для большинства граждан РФ они выглядят совершенно непривычно и даже загадочно, а между тем это всего лишь сокращения, которые расшифровываются как автономная некоммерческая организация и некоммерческое партнерство. Эти организации являются юридическими лицами (далее - юрлица), законодатель выделил их в особый класс - некоммерческие организации (далее - НО), которые действуют на основании Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Само название говорит о том, что они не имеют в качестве своей основной цели извлечение прибыли, но для достижения своих целей НО могут заниматься предпринимательской деятельностью. Однако прибыль от этой деятельности не будет распределяться между учредителями или членами таких организаций, а должна направляться только на достижение уставных (обязательно общественно полезных) целей, например: благотворительных, культурных, образовательных, с целью охраны здоровья, развития культуры, спорта и т. д. В некотором смысле любую из этих организаций можно назвать альтруистической ячейкой так и не построенного коммунистического общества, рожденной в эпоху капитализма. На практике альтруизм и общественно полезные цели не всегда сопутствуют НО, некоторые "ушлые" люди умудряются использовать эти организации для собственного обогащения, такая возможность появляется в случае необоснованного пользования налоговыми и прочими льготами, предоставляемыми некоммерческими организациями, но мы не будем рассматривать похождения откровенных жуликов.

Учредить некоммерческую организацию могут полностью дееспособные российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, и (или) юридические лица. При этом существует ряд ограничений:

- иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

- лица, включенные в перечень в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- общественные объединения или религиозные организации, деятельность которых приостановлена в соответствии с положениями Федерального закона N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

- лица, в отношении которых решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности, не могут стать учредителями некоммерческих организаций.

НО могут существовать в различных формах, но их название всегда должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер деятельности. В первую очередь стоит рассмотреть общественные и религиозные организации (объединения) - добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Такая форма позволяет гражданам реализовать свои права на объединение и свободное вероисповедание, гарантированные Конституцией РФ. Государство считает роль общественных и религиозных объединений в жизни общества настолько важной, что для упорядочения их деятельности были приняты специальные Законы: N 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" и N 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях", в которых детально прописаны все аспекты их деятельности. С учетом особой роли подобных юрлиц с начала девяностых годов их регистрация осуществлялась серьезным органом - Министерством юстиции, взаимодействие с которым было очень непростым во все времена, поэтому создать новое общественное объединение было трудно всегда. Однако в Федеральном законе "Об общественных объединениях" есть одна лазейка, которая облегчает гражданам реализацию их права на объединение: общественное объединение может быть создано по инициативе не менее трех граждан и существовать без государственной регистрации. Конечно, такое объединение не приобретет права юрлица: оно не сможет иметь собственность, расчетный счет и прочие атрибуты, но, несмотря на это, ее участники (члены) смогут беспрепятственно собираться и вести свою деятельность, не противоречащую законодательству РФ.

В семейство некоммерческих организаций также входят фонды - не имеющие членства НО, действующие на основании устава, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Такая организационно-правовая форма НО предназначена для аккумулирования средств с целью их расходования на благие цели, поэтому и контроль за фондом предусмотрен двойной: с одной стороны, за его деятельностью присматривает попечительский совет на общественных началах, а с другой стороны, ежегодный отчет о деятельности фонда подлежит обязательной публикации в печати. Еще одна существенная отличительная черта фонда заключена в порядке его ликвидации: фонд может быть ликвидирован только по решению суда, на основании заявления заинтересованных лиц, в то время как ликвидация всех остальных НО может быть проведена по решению их учредителей (членов, участников). Несмотря на такие сложности, эта организационно-правовая форма НО завоевала, пожалуй, наибольшую популярность среди всех некоммерческих организаций.

Близко к фонду примыкает автономная некоммерческая организация (АНО), она также не имеет членства и учреждается на основе добровольных имущественных взносов, но цели имеет несколько другие: предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Действует АНО на основании устава, по желанию ее учредители могут заключить и учредительный договор. Надзор за деятельностью таких организаций проще, его осуществляют сами учредители.

Некоммерческое партнерство (НП) учреждается гражданами и (или) юридическими лицами для содействия его членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. В НП предусмотрено членство, и члены имеют определенные права, в том числе право добровольного выхода из партнерства, а также особое право, наводящее "мосты" между НП и хозяйственным обществом, - право получения части имущества НП после выхода из него. Справедливости ради надо заметить, что размер этой части не может превышать стоимости имущества, ранее переданного членом в собственность НП, это правило действует и при ликвидации организации. Любого члена можно исключить из НП по решению остающихся членов в порядке, предусмотренном учредительными документами, но даже в этом случае он не лишается права на получение части имущества НП.

Следующий вид некоммерческих организаций - это ассоциации (союзы), в качестве их учредителей должны выступить не менее двух коммерческих организаций, которые в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов и учреждают ассоциацию. Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Существенный момент: физическое лицо не может быть учредителем или членом ассоциации.

Аналогично некоммерческому партнерству ассоциация (союз) имеет членство, при этом любой член может добровольно выйти из членства, одновременно существует возможность исключения члена из ассоциации по решению остающихся членов в порядке, установленном учредительными документами - уставом и учредительным договором. При выходе и исключении из членов ассоциации право на получение части имущества ассоциации не возникает, наоборот, на ее членов возложена субсидиарная ответственность (дополнительная ответственность члена по обязательствам ассоциации), пропорциональная их взносу, и такая ответственность сохраняется в течение двух лет с момента выхода из членства. Весьма коварное обязательство, ведь даже покинув ассоциацию, ее бывший член еще два года будет находиться под дамокловым мечом расплаты за старые долги.

В некоторых ситуациях требуется создать НО для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, для этого законодатель предусмотрел возможность учреждения частных учреждений (ЧУ), создаваемых собственником - физическим или юридическим лицом. Принципиальным отличием такого юрлица от других НО можно считать тот факт, что часть имущества ЧУ не принадлежит ему на праве собственности, а закреплена за ним собственником на праве оперативного управления. Таким образом, ЧУ осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом только в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. После ликвидации ЧУ оставшееся имущество передается собственнику. При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Замыкает семейство некоммерческих организаций государственная корпорация (ГК) - не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Весьма необычен тот факт, что для нее не требуется учредительного документа: государственная корпорация учреждается федеральным законом и действует на его основании, в этом законе должны быть предусмотрены все особенности ее правового положения и деятельности. В некоторых случаях у ГК может быть сформирован даже уставный капитал, определяющий минимальный размер имущества, гарантирующий интересы ее кредиторов, - это единственный случай формирования уставного капитала в некоммерческой организации. Ежегодно ГК обязана публиковать отчеты об использовании своего имущества, это правило перекликается с требованием, предъявляемым к фондам.

Будучи полноправным юридическим лицом, любая НО может быть реорганизована в форме слияния, присоединения, выделения, разделения и преобразования. Между тем НО может быть преобразована не в любую организационно-правовую форму, а только в ту, которая предусмотрена Законом. Например, ассоциация (союз), НП и ЧУ могут быть преобразованы в фонд или АНО, а также в хозяйственное общество (ООО, АО и т. д.). У АНО перспективы намного скромнее, она может быть преобразована только в фонд. Решение о реорганизации принимает высший орган НО, при этом вызывает некоторое удивление норма Закона, говорящая о том, что решение о преобразовании НП и ассоциации единогласно принимается соответственно учредителями НП или членами, заключившими договор о создании ассоциации. Закон предусматривает для членов этих НО право выхода из членства, в случае его реализации может возникнуть парадоксальная ситуация: учредители НО или ассоциации на момент принятия решения о реорганизации уже не будут его членами, и кто тогда должен принимать решение о преобразовании?

Финалом деятельности любой НО является ликвидация, а оставшееся после ее завершения имущество направляется на цели, ради которых была создана организация, или обращается в доход государства. Исключение из этого правила составляют НП и ЧУ, определенная часть имущества которых может быть возвращена его членам (собственнику).

Учитывая те общественно полезные цели, на достижение которых направлена деятельность некоммерческих организаций, законодатель предусмотрел возможность экономической поддержки НО со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе:

- предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей, а также иных льгот (полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом);

- размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов;

- предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку. При этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Правительство г. Москвы своим Законом от 12 июля 2006 г. N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" конкретизировало и дополнило способы поддержки НО следующим образом:

1) предоставление грантов;

2) предоставление льгот по уплате налогов и сборов, направляемых в бюджет города Москвы;

3) установление льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, полное или частичное освобождение от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности города Москвы;

4) предоставление помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, в безвозмездное пользование на период выполнения социального заказа либо городской целевой программы;

5) предоставление права на оплату коммунальных услуг по тарифам, предусмотренным для бюджетных учреждений;

6) введение квоты площадей на первых этажах новостроек для передачи их в пользование негосударственным некоммерческим организациям;

7) сохранение целевого назначения и направленности помещений, используемых негосударственными некоммерческими организациями для выполнения работ по социальному заказу;

8) содействие в подготовке экспертов и специалистов по проведению конкурсов по размещению социального заказа и предоставлению грантов, осуществлению оценочной деятельности в социальной сфере;

9) обучение членов и участников негосударственных некоммерческих организаций, организация обмена опытом, оказание информационно-методической помощи;

10) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Получился солидный список льгот и преференций, а в обмен законодатель требует от НО полной прозрачности ее деятельности. В частности, размеры и структура доходов и расходов некоммерческой организации, а также сведения о размере и составе ее имущества, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НО не могут быть предметом коммерческой тайны.

Дополнительно к этим требованиям каждая некоммерческая организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный орган - Федеральную регистрационную службу (ФРС) отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных Законом, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации НО.

ФРС осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ. В этих рамках ФРС вправе направлять своих представителей для участия в проводимых НО мероприятиях, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (хорошо, что такие проверки могут быть не чаще одного раза в год). Кроме этого, уполномоченный орган вправе запрашивать у органов управления НО их распорядительные документы, запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций. Некоммерческая организация также обязана в 3-дневный срок информировать ФРС об изменении сведений не только о своем единоличном исполнительном органе, но также об изменении названия, места нахождения, создании (ликвидации) филиалов и прочих изменениях.

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, ФРС вправе вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения. ФРС не является единственным контролером, кроме нее, федеральные органы государственного финансового контроля, ФНС, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческой организацией целям, предусмотренным ее учредительными документами, о результатах они незамедлительно сообщают ФРС.

Государственная регистрация некоммерческих организаций (за исключением общественных объединений и религиозных организаций) до 1 июля 2002 г. производилась в регистрационных палатах, затем налоговые органы взяли эти функции в свои руки, но с 2006 г. порядок регистрации внезапно был изменен, и часть полномочий была передана Федеральной регистрационной службе при Минюсте РФ. В ведение этой организации перешла не сама государственная регистрация различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, а только функция принятия решения об их госрегистрации. Обязанность внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о создании нового юрлица осталась у Федеральной налоговой службы, таким образом, срок регистрации любой НО резко увеличился: в Москве для регистрации НП, АНО или фонда требуется два-три месяца, и это при благоприятных обстоятельствах. Не стоит, наверное, говорить о том, что к учредительным документам и комплектности пакета, подаваемого на регистрацию в ФРС, предъявляются самые жесткие требования, а в случае малейших нарушений следует неминуемый отказ. Сам комплект документов весьма невелик, он состоит из заявления, учредительных документов (устава, учредительного договора при необходимости), решения о создании НО, сведений об учредителях и месте нахождения организации и документа об уплате пошлины. Документы должны быть сданы в ФРС не позднее трех месяцев с даты их утверждения. Сама процедура государственной регистрации крайне запутанна и выглядит следующим образом: ФРС в течение 14 дней принимает решение о госрегистрации НО, после чего передает документы и сведения в Федеральную налоговую службу для внесения сведений о регистрации НО в Государственный реестр юрлиц, которое должно состояться в срок не более пяти дней. На следующий день ФНС должна уведомить ФРС о внесении записи в ЕГРЮЛ. В срок не более трех дней после оповещения ФРС должна выдать свидетельство о регистрации НО. Даже на бумаге эта схема не выглядит простой и гладкой, ну а в реальности для прохождения столь тернистого пути бумагам требуется много недель, а порой и месяцев. И это только в том случае, если ФРС или ФНС не выявят ошибок в поданных документах, иначе всю процедуру придется начинать сначала и оплачивать еще одну пошлину (2000 руб.).

Как выясняется, проблем и забот с учреждением и деятельностью некоммерческих организаций более чем достаточно. Наверное, они отобьют охоту заниматься общественно полезными делами, не приносящими прибыли, у большинства альтруистов. Однако практика показала, что граждане и юрлица все равно создают новые НО. Значит, страсть к наживе и золотому тельцу еще не полностью поглотила нашу страну, и традиции Саввы Морозова все еще живы.

Название документа