Проблемы правового регулирования времени отдыха работников образовательных учреждений
(Иглин В. В.) ("Юрист", N 6, 2000) Текст документаПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В. В. ИГЛИН
В. В. Иглин - зав. кафедрой трудового и хозяйственного права Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Правовое регулирование времени отдыха включает регламентацию различного рода перерывов в работе (междудневных, еженедельных, праздничных дней, отпуска). Мы ограничимся рассмотрением проблем правового регулирования отпусков. В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отдыха устанавливается Кодексом законов о труде РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Известно, что согласно ст. 67 КЗоТ РФ минимальная продолжительность отпуска составляет 24 рабочих дня. Работникам образовательных учреждений Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1052 установлены ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска. Согласно прилагаемому к данному Постановлению Перечню образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска, продолжительность отпуска определена в пределах от 42 до 56 календарных дней в зависимости от типов и видов образовательных учреждений и наименования должности. В частности, директора, их заместители, учителя, преподаватели общеобразовательных учреждений имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, а заведующие, их заместители, воспитатели, музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений - 42 и т. д. <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановление Правительства РФ N 1052 от 13 сентября 1994 г. "Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций // Собр. законодательства РФ. 1994. N 21. Ст. 1052.
Следует отметить, что ежегодными удлиненными отпусками пользуются только заместители руководителей общеобразовательных учреждений и руководители их структурных подразделений, деятельность которых связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно - методической) работой. Проректоры (зам. директора), (кроме первого проректора (зам. директора), проректора по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению), деканы факультетов и их заместители, заведующие: отделениями, докторантурой, аспирантурой, научно - исследовательскими отделами, учебными отделами, руководители (заведующие) производственной практикой, ученые секретари пользуются ежегодным удлиненным отпуском (56 дней) при условии ведения ими в учебном году в том же образовательном учреждении высшего профессионального образования не менее 150 часов преподавательской работы, а в учреждениях среднего профессионального образования - не менее 240 часов преподавательской работы. При невыполнении преподавательской работы в указанном объеме ежегодный отпуск этим работникам предоставляется на общих основаниях. Проректорам (зам. директора) по административно - хозяйственной работе ежегодный отпуск предоставляется на общих основаниях независимо от ведения ими педагогической работы. На наш взгляд, установление подобных ограничений носит условный характер, т. к. указанные работники относятся к категории лиц с ненормированным рабочим днем, имеющим право на дополнительные отпуска. Кроме того, учреждение, исходя из собственных, в том числе внебюджетных, средств, и с учетом производственных возможностей может предоставлять работникам ежегодные отпуска большей (по сравнению с предусмотренной законодательством) продолжительности, образуемые путем присоединения дополнительного отпуска к ежегодному основному отпуску, что определяется в коллективном договоре. Нуждается в совершенствовании и действующий порядок предоставления ежегодных отпусков. Основным нормативным правовым актом в этой области продолжают оставаться Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30 апреля 1930 г., нормы которых применяются с учетом многочисленных разъяснений государственных органов <*>. -------------------------------- <*> См.: Правила об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30 апреля 1930 г. // Известия НКТ СССР. 1930. N 13.
Так, в соответствии с Разъяснением ВЦСПС, утвержденным Постановлением СНК СССР от 8 июня 1940 г. N 981 "О порядке предоставления очередных отпусков преподавательскому составу учебных заведений", учителям школ и профессорско - преподавательскому составу техникумов и высших учебных заведений, поступившим на работу с 1 сентября и проработавшим полный учебный год, очередной отпуск предоставляется в период летних каникул продолжительностью 48 рабочих дней (в настоящее время продолжительность их отпуска, как уже отмечалось, 56 календарных дней). Учителям школ и профессорско - преподавательскому составу техникумов и вузов, поступившим на работу в данное учебное заведение в течение учебного года после окончания высшего или среднего учебного заведения, а также после отбытия действительной военной службы, очередной отпуск предоставляется в период летних каникул, продолжительностью также в 48 рабочих дней (56 календарных дней). Всем другим учителям школ и профессорско - преподавательскому составу техникумов и вузов, поступившим на работу в течение учебного года, очередной отпуск предоставляется в период летних каникул из расчета четырех рабочих дней за каждый проработанный месяц. Согласно отраслевому тарифному соглашению по учреждениям образования РФ на 1999 - 2000 гг. (п. 5.4), порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается администрацией по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников. График отпусков составляется на каждый календарный год не позднее 15 января текущего года и доводится до сведения всех работников <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее: Отраслевое тарифное соглашение по учреждениям образования РФ на 1998 - 2000 гг. // Учительская газета. 1998. 30 марта.
В нормативном порядке (ст. 74 КЗоТ РФ) допускается с согласия работника и выборного профсоюзного органа разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год, а также отзыв из отпуска. Думается, если инициатива исходит от работодателя, то работнику должна предоставляться определенная (по соглашению сторон) материальная компенсация, т. к. в любом случае перенос отпуска либо отзыв из отпуска нарушают семейные и иные планы отпускника. Для работников образования к тому же возможность использования отпуска в другие, кроме каникулярных, периоды весьма проблематична. В п. 16 Правил об отпусках указано, что наниматель (в современном понимании - работодатель) обязан уведомить каждого работника о времени начала и окончания его отпуска. Уведомление производится не позднее чем за 15 дней путем вывешивания соответствующего объявления в цехах, отделениях и других местах работы. С точки зрения защиты трудовых прав важным представляется и п. 17 Правил: "по особому заявлению работника отпуск должен быть перенесен и в случае, если наниматель не уведомил своевременно работника о времени его отпуска или не выплатил до начала отпуска заработную плату за время отпуска вперед". Возможно, поэтому разработчики проекта Трудового кодекса РФ почти полностью воспроизвели эти положения в ст. ст. 121, 122: "О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели. Оплата отпуска работнику должна быть произведена не позднее последнего рабочего дня перед его уходом в отпуск (ст. 121), "Отпуск по заявлению работника переносится на другой срок, если работнику своевременно не была произведена оплата за время отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала". Нуждается в корректировке ст. 75 КЗоТ РФ, запрещающая замену отпуска денежной компенсацией. Для работников образовательных учреждений (руководителей, преподавателей, занятых в работе приемных комиссий) вполне допустимо предоставление отпуска меньшей, чем положено по закону, продолжительности (например, не менее 30 календарных дней), а оставшуюся часть отпуска материально компенсировать (возможно, и в повышенном размере), разумеется, по письменному заявлению работника. Ст. 55 Закона РФ "Об образовании" предусматривает, что педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. Для реализации права на указанный отпуск необходимо, чтобы учредитель образовательного учреждения издал нормативный акт, определяющий порядок и условия предоставления отпуска, либо эти условия и порядок должны быть разработаны учредителем и предусмотрены в его уставе. К сожалению, до настоящего времени соответствующие локальные нормативные акты образовательными учреждениями не приняты. Между тем вопросов, возникающих в связи с этим отпуском, очень много и официальных разъяснений Министерства образования РФ нет. Основной вопрос связан со сроком, с которого можно исчислять стаж, дающий право на указанный отпуск, поскольку одним из условий его предоставления является непрерывный 10-летний стаж преподавательской работы. Очевидно, что здесь Закон РФ "Об образовании" должен иметь обратную силу, т. к. речь идет о предоставлении льготы работникам. Определять непрерывный стаж следует на основе действующих поныне Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. N 252, конечно, с учетом сегодняшних реалий. Вместе с тем, чтобы ст. 55 Закона "Об образовании" действительно "заработала", следует поставить ее реализацию в зависимость не от воли учредителя либо руководителя образовательного учреждения, а законодательно установить порядок предоставления отпусков педагогическим работникам.
Название документа